Конспект занятия на тему "Рельеф Краснодарского края"
план-конспект по краеведению на тему

Павлова Галина Зиновьевна

Тема занятия "Рельеф Краснодарского края". Тип занятия – изучение нового материала.  Цель занятия: Ознакомление учащихся с основными  формами рельефа Краснодарского края, создание образа Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа.На данном занятии происходит формирование у учащихся умений работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; развитие образного мышления.  Используются объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный  методы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_relef_kraya.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия "Рельеф Краснодарского края"

Тип занятия – изучение нового материала  

        Цель занятия: Ознакомление учащихся с основными  формами рельефа Краснодарского края, создание образа Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа.

        Задачи:

  1. Образовательные: повышение интереса учащихся к изучению малой Родины, умений конкретизировать и систематизировать знания.
  2. Развивающие: формирование умений работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; развитие образного мышления.
  3. Воспитательные: воспитание любви к малой Родине, чувства прекрасного и бережного отношения к природному наследию родного края.

Форма работы: индивидуальная и групповая .

Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный  метод.

Материал и оборудование: карта России, физическая и тектоническая карты Краснодарского края,  раздаточный материал - контурные карты, фотографии рельефа края.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

  1. Оргмомент.  Приветствие.   Настрой.
  2. Проверка знаний.
  3.  Определение темы и цели урока.
  4. Изучение новой темы.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ход    занятия.

1. Организационный момент: приветствие, настрой.

- Здравствуй, солнце золотое!

 Здравствуй, небо  голубое!

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Я вас всех приветствую!

- В каком же краю мы живем? (В Краснодарском)

2. Проверка знаний:

Работа с физической картой Краснодарского края у доски.

  • В какой части России находится Краснодарский край, покажите его на карте России?
  • Какими морями омывается Краснодарский край? (с северо -запада - Азовским, юго - запада - Чёрным)
  • С какими субъектами РФ (областями, краями) граничит? (На севере и северо -востоке с Ростовской обл., Ставропольский край - на В, Карачаево-Черкесская республика - на ЮВ, внутренняя граница с республикой Адыгея - в южной части, Керченский пролив отделяет от Республики Крым )
  • Граничит ли край с зарубежными государствами? (На ЮВ - Республика Абхазия, на юге и юго -западе нейтральные воды Черного моря отделяют от Турции, Болгарии и Румынии.)

3. Определение темы и целей урока.

  1. Актуализация знаний:

Загадки:

1. Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (Гора)

2. Далеко, конца не видно

Расстилается ... (равнина)

 

3.Друг за дружкой тут и там

славно бегать по ...(холмам)

4. Тает снег - и я расту,

 Дождик льет - и я расту,

 Но расту не в высоту,

 А в глубину и ширину.

полю хлебному я враг,

А зовут меня ...(овраг)

Каким словом можно объединить слова - отгадки? (Рельеф)

  1. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).
  2. Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).
  3. Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).
  4. Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).
  5. Что называется горой и какие они бывают по высоте? ( Горы - выпуклая часть земной коры высотой больше 500 м, они бывают низкие до 1000 м, средние (1000 - 2000 м), высокие (более 2000 м))
  6. Что такое равнина? ( Равнина - обширный участок земной поверхности с колебаниями высот не более 2000 м. Равнинные территории бывают плоскими 9ровными) и холмистыми. Среди равнин в зависимости от их высоты выделяют низменности (0 -200 м), возвышенности (200 - 500 м), плоскогорье (свыше 500 м))

2) Объявление темы занятия.

- Какую тему мы будем изучать на сегодняшнем занятии?

- Какие формы рельефа встречаются на территории нашего края? Приведите примеры.

Обобщение: Мы сегодня изучим  тему «Рельеф Краснодарского края». На территории Краснодарского края встречаются все основные формы рельефа – высокие и низкие горы, холмы и гряды, возвышенные и низменные равнины. Разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края.

4.  Изучение новой темы.

Эпиграф

Здесь миллионы лет назад
Огромное море плескалось,
Но время шло, а нынче оно
В поэзии скал лишь осталось».

  1. Работа с физической картой и тектонической картой-схемой Краснодарского края.

        -  Много миллионов лет назад на месте, где сейчас находится Краснодарский край бушевал древний океан Тетис, от которого нам в наследство остались Чёрное и Азовское моря. Тектонические процессы литосферы привели к формированию нового участка суши. Если мы посмотрим на физическую карту Краснодарского края, то увидим, что всю поверхность края можно разделить по высоте на 2 части: северную (большую)равнинную и южную горную. На карте  зелёный цвет обозначает - равнинную форму рельефа, а коричневый - горы. Равнинная часть занимает 2/3 территории края, то есть 70 %. Под Кубанской равниной залегает мощный, жесткий и устойчивый фундамент, тектоническая структура типа плиты или платформы — Скифская плита. Её возраст от 250 до 470 миллионов лет. Южнее, в горной части, такой фундамент оказался разломан тектоническими движениями и подвергался неоднократным затоплениям морем и новым поднятиям. Кавказские горы имеют очень сложное географическое строение. Вздымаясь из океана Тетис, много раз горы разрушались и вновь затоплялись, чтобы подняться снова. В основании гор лежит Кайнозойская складчатость. Её возраст - около 30 млн лет. Это самая молодая складчатость на Земле. Поэтому Кавказские горы считаются молодыми.

-   На какие 2 части можно разделить всю территорию Краснодарского края по форме рельефа ?

-  Что делит территорию края на равнинную и горную части?

        Вывод: Таким образом, всю территорию Краснодарского края по форме рельефа можно разделить на две неравные части: северную равнинную, занимающую приблизительно две трети всей территории, и южную горную, расположенную на одной трети Краснодарского края. А делит ее на 2 части главная водная артерия края - река Кубань, протекающая через нее с востока на запад 700 км.

2) Мысленное путешествие по Краснодарскому краю. (Играет спокойная музыка)

        - Мы отправляемся в путешествие по родному краю. А как?

Что быстрее всего на свете? (Мысль) В нашем воображении мы за один миг можем оказаться в любом месте необъятной Вселенной.

  1. Подготовительная. часть - комфортная зона мышления

- Сядьте удобно, расслабьтесь. Почувствуйте как расслабляются ваши руки, плечи, ноги. почувствуйте расслабленность мышц лица, шеи...Улыбнитесь и представьте, как вы выглядите когда отдохнули.

  1. Основная часть.

- Представьте себя на берегу Азовского моря, там, где в него  впадает река Кубань Почувствуйте под босыми ногами  мелкий ракушечник пляжа, ласкающие лучи солнца и услышьте плеск волн о берег. Оглянитесь вокруг и посмотрите, какие краски вас окружают. Какие запахи вы чувствуете?.. Почувствуйте морской ветерок, наполняющий легкостью и поднимающий вас в верх. Вы, как птица, парите над землей. Поток воздуха поднимает вас выше, и вашему взору открываются окрестные виды. На западе вы видите полуостров, который с севера  омывается Азовским морем, с юга - Чёрным, с запада - Керченским проливом, а с востока примыкает к Азово-Кубанской равнине. Мысленно напишите на ней "Таманский полуостров". Присмотревшись внимательнее вы замечаете, что  рельеф западной и восточной части Таманского полуострова различается. В западной  части вы  видите грядово-холмистый рельеф. На фоне низменностей выделяются сопки и поднятия высотой 60 - 90 м. Максимальная высота 164 м, гора Комендантская. Грязевые  сопки, вулканы, разбросаны как группами. так и в одиночку. Вершины некоторых сопок покрыты свежеизлившейся из недр земли грязью. Обратите взор на восточная часть полуострова, он  имеет более ровную поверхность с множеством плавней и лиманов, занимающих более половины площади  полуострова. 

        Мы отправляемся  дальше, летим  над рекой навстречу ее течению. Слева вы видите низменность, примыкающую к Азовскому морю от дельты Кубани до Бейсугского лимана на севере. На низменности проявляются буквы, составляющие надпись " Приазовская низменность".

 Она  находится на западе Азово-Кубанской равнины, её высота от 0 до 25 метров над уровнем моря. В настоящее время она опускается со скоростью 2-5 мм в год. Берега интенсивно разрушаются Азовским морем, а наносимый материал (гравий и песок) откладывается, образуя косы длиной несколько км. Устья рек: Челбас, Бейсуг, Кубань образуют слаборасчленённые долины с заболоченными берегами, мелководными плавнями, лиманами.

        Направляясь дальше на восток вдоль Кубани, вы видите низменность, отличающуюся плоским рельефом, из-за которого затруднён сток дождевых вод. Вода застаивается, растворяет горные породы и получаются углубления на поверхности, которые называют "степные блюдца". На фоне  местности волшебным образом появляется надпись "Прикубанская низменность".

        Направив свой взгляд на север, вы видите, что Приазовская и Прикубанская низменности являются частью равнины, простирающейся  до северной границы края.  Почувствуйте необъятный простор, на которой проступает надпись "Азово-Кубанская равнина". Эта равнина имеет наклон. С запада от уровня Азовского моря, то есть 0 метров, она плавно повышается на востоке до 150 метров. Максимальная высота Азово-Кубанской равнины - 156 метров.

        Обратив свой взор на восток, вы видите, что равнина с востока ограничена возвышенностью в форме  плато, высотой 623 м. На этом плато вы видите появившуюся надпись "Ставропольская возвышенность".

        Продолжая полет над Кубанскими просторами, мы  оказываемся над равниной на левом берегу Кубани. Посмотрите, она  простирается от левого берега Кубани до гор Большого Кавказа, постепенно расширяясь от 20 км на западе до 120 км на востоке. Вы видите, что равнина сильно расчленена речными долинами, оврагами  и балками. Она наклонена  с юга на север. На наклонной поверхности мысленно напишите "Закубанская равнина". По направлению к горам Закубанская равнина постепенно поднимается от 200 м до 500 м. над уровнем моря.

        Наш полет продолжается в южном направлении, в направлении гор. Нашему взору открывается протянувшаяся вдоль Черноморского побережья с запада на восток цепь Кавказских гор. Вы видите, что высота гор нарастает постепенно с северо-запада на юго-восток, низкие горы уступают место средним и высоким горам. Нанесите на горы надпись "Северо - Западный Кавказ".. В районе Новороссийска высота гор  достигает 300 -700 м над уровнем моря, у Туапсе - 1000 - 1500 м, к востоку от Сочи - от 2000 до 3000 м и выше. Посмотрите Северо - Западный Кавказ разделяется на 2 части: северную и южную, границей  между которыми является водораздельный хребет. Южный склон крутой, а северный его длиннее и положе южного. Посмотрите, на хребте высвечивается его название - "Главный Кавказский хребет". От Анапы до реки Псоу на границе с Абхазией на 400 км протянулись узой полосой побережье Чёрного моря и южные склоны Кавказских гор. Всё побережье изрезано ущельями рек, стекающих в море. Здесь на побережье ущелья называют "щелями". Щели имеют форму каньонов.

        Кавказские горы являются складчатыми горами, для которых характерно параллельное расположение хребтов.  Посмотрите, параллельно Главному Кавказскому хребту с запада на восток тянутся другие хребты. Обратив внимание на складки параллельных хребтов, вы обнаруживаете последовательно с севера на юг 5 хребтов. Их названия переливающимися буквами проступают одна за другой: Лесистый, Пастбищный, Скалистый, Передовой, Боковой.

        Пролетая над горами, мы направляемся на восток, где расположены высокие горы, вершины которых покрыты вечными снегами. Почувствуйте прохладный горный воздух. На самых высоких вершинах  нашего  края появляются искрящиеся на солнце названия снежных  гор: Фишт (2868 м), Оштен (2804 м), Псеашхо (3256,9 м),на высочайшей вершине Краснодарского края светится  надпись гора Цахвоа (3345,9 м).

        С высоты самых высоких гор Северо -западного Кавказа еще раз осмотрите всю территорию Краснодарского края. На самом западе расположен Таманский полуостров, в северной  части края расположена Азово - Кубанская равнина, включающая Приазовскую, Прикубанскую низменности, наклонную Закубанскую равнину и на востоке упирающаяся в Ставропольскую возвышенность. Она занимает 2/3 части края. Южная часть края занята горами Северо - Западного Кавказа, возвышающимися над Черноморским побережьем от Анапы до Сочи. Порадуйтесь окружающему вас простору и красоте. Поблагодарите все увиденные вами образы и картины, которые помогли так легко и просто запомнить нужную информацию.  Поблагодарите себя...

  1. Заключительная часть.

- А теперь пора возвращаться в класс.  Почувствуйте прилив сил к рукам и ногам... Пошевелите пальцами, руками, головой. Сладко потянитесь и улыбнитесь... Отдохнувшие и бодрые  открывайте глаза...

5. Закрепление изученного материала.

Физминутка.

- Покажите руками, как широко простирается Азово - Кубанская равнина. Какие по высоте горы вы увидели во время нашего воображаемого путешествия? А теперь полетите как птица над просторами родного края.

  1. Проверка усвоения нового материала.

- Понравилось ли вам путешествие по родному краю? Опишите его. Какие чувства вы испытывали?

- Какой полуостров вы увидели на западе края? Каков рельеф Таманского полуострова?

- Какие низменности открылись вашему взору, когда мы парили над рекой Кубань? Какую надпись вы нанесли на левобережье Кубани? А какую надпись вы увидели над всей этой равниной, простирающейся до северной границы края? Какая надпись появилась на возвышенности, ограничивающей Азово - Кубанскую равнину с востока?

- А какую надпись вы нанесли на горы, занимающие южную часть края? Какое название высветилось на водораздельном хребте, протянувшемся вдоль Черноморского побережья с запада на восток и разделяющем Северо - Западный Кавказ на 2 части: северную и южную? Какие 5 названий переливающимися буквами проступали с севера на юг одна за другой на хребтах, протянувшихся параллельно Главному Кавказскому хребту?. На самых высоких вершинах  нашего  края,  покрытых вечными снегами, какие названия искрились на солнце? Какая надпись светилась на высочайшей вершине Краснодарского края?

  1. Выполнение коллективной работы. Создание карты - схемы Краснодарского края с фотографиями и надписями основных форм рельефа.

Учащиеся с помощью двустороннего скотча прикрепляют на большую карту - схему края фотографии, заранее приготовленные учителем и розданные во время беседы.

  1. Выполнение индивидуальной работы.

Работа с контурными картами: нанесение надписей, условных обозначений и раскрашивание.

  1. Просмотр видеофильма о рельефе края.
  2. Беседа о богатом природном наследии края и необходимости его сохранения, личной ответственности каждого человека за состояние окружающей природы.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

- Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Мне понравилось во время путешествия, ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест к уроку кубановедения по теме "Символика Краснодарского края"

тест содержит вопросы по казачьим регалиям...

Рельеф Краснодарского края

Бывают края, что недвижны веками,Зарывшись во мглу и мох.Но есть и такие, где каждый каменьГудит голосами эпох!Кубань по праву можно назвать торной дорогой истории, обетованным краем и великим перекрё...

конспект урока "Сельское хозяйство Краснодарского края".

Цели и задачи урока: Коррекционно - образовательная:•         сформировать у учащихся представления о   сельском хозяйстве Краснодарского края.Ко...

Рельеф Краснодарского края 8 класс

презентация к уроку кубановедения "Рельеф Краснодарского края"...

Конспект занятия "Путешествие по Краснодарскому краю"

Тематическое занятие «Путешествие по Краснодарскому краю» с применением информационно-коммуникационных технологиЦелью которого является обобщать знания воспитанников о родном крае, о ...

Беседа с детьми на тему: "Освобождение Краснодарского края"

ознакомить с краткой историей освобождения Краснодарского края;показать силу духа советского народа...