Классный час – праздник. «Преданья старины красивой»
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (И.С. Лихачёв).

Цель мероприятия:

1.Общее знакомство с русской стариной,  со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и культурой русского народа  на примерах  нашей малой родины – села Тогул.

 2. Развивать у учащихся речь, прививать умение экономного ведения хозяйства, умение готовить блюда русской  кухни.

 3. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре, к народным обрядам и традициям, чувства национального достоинства, самостоятельности, коллективизма и аккуратности.

Оборудование и наглядность:

Презентация «Преданья старины красивой»  по  экспозициям Тогульского музея.

Видео «Попури  русских народных  песен»

Коллекция кукол  различных русских губерний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vam.docx43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час – праздник.

«Преданья старины красивой»

                                                                                  Кл.руководитель: Питкевич Л.П. ЭПИГРАФ: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» (И.С. Лихачёв).

Цель мероприятия:

1.Общее знакомство с русской стариной,  со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и культурой русского народа  на примерах  нашей малой родины – села Тогул.

 2. Развивать у учащихся речь, прививать умение экономного ведения хозяйства, умение готовить блюда русской  кухни.

 3. Воспитывать у учащихся уважение к русской культуре, к народным обрядам и традициям, чувства национального достоинства, самостоятельности, коллективизма и аккуратности.

Оборудование и наглядность:

Презентация «Преданья старины красивой»  по  экспозициям Тогульского музея.

Видео «Попури  русских народных  песен»

Коллекция кукол  различных русских губерний.

  • Оформление: класс украшен предметами старины (чугунки, корзины, рушники, скатерти, салфетки и т.д.) и изделиями современных народных умельцев.
  •  Столы накрыты для гостей и учащихся.
  • Русские национальные костюмы.
  • По классу развешены пословицы и поговорки, цветные картины.
  •  Традиции  впитывают все доброе, проверенное временем и отметают пошлое, недоброе, чуждое, в  традициях  живет наша культура.
  •  Живы  традиции , живо село - будет жить и Россия!

Ход  праздника

Ученица.

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую мы готовили для вас.

Хлебосольством да радушием  знаменит родной Алтайский край:

Здесь  для вас и сказки русские и  медовый каравай.

И места гостям приметные  за обеденным столом-

Ведь сегодня радость светлая  вместе  с вами сходит  в дом.

Ученик.

Принимать вас не забота,

Не тяжёлая работа.

Принимать мы вас готовы.

Будьте счастливы, здоровы.

А по сердцу вам придётся

Огонёчек вновь зажжется!

В наш уютный уголок заходите на часок!

Ученица:    Россия…   Самая большая страна по территории, разнообразная по своему рельефу, природным богатствам, населяющим её людям. Самобытная культура, фольклор и традиции.

 Ученица:   Наше село  Тогул имеет  очень богатую  историю. Дата  возникновения села  Тогул как русского поселения  считается 1801  год. Прибывали  в село  и  оставались на постоянное место жительства  переселенцы из  Орловской и Пензенской,  Архангельской и Ярославской губерний, Вологодской и Воронежской,  Псковской и Минской, Калмыцкой и Калужской , Киевской  и Смоленской .

 В Тогульском  районе  живут люди 26 национальностей: это русские,  немцы,  украинцы,  татары,  белорусы, азербайджанцы  и армяне,  удмурты,  литовцы и чеченцы,  кумандинцы и хакасы,  коми, пермяки,  молдаване,  мордва, чуваши, шорцы, алтайцы, башкиры, грузины, казахи, латыши, таджики, узбеки и ханты.  Каждый народ имеет свой язык, обычаи, свои неповторимые песни, танцы и сказки. И главная задача сегодня – сохранять свой язык  и культуру.

Ведущая.   Во всех странах ближнего зарубежья: на Украине, в Белоруссии, в Казахстане, в Киргизии и Прибалтийских республиках – везде присутствует уважительное отношение людей к своей национальной культуре. На Украине, например, можно часто встретить людей в национальных костюмах. В Казахстане люди с гордостью, не стесняясь, ходят в стёганых халатах, меховых шапках или фетровых шляпах, в сапогах даже летом.

К сожалению, в России не принято ходить в национальной одежде. Её можно увидеть только в музее, на картине или во время выступления фольклорных ансамблей. Постепенно забываются старинные песни, обряды, обычаи.

Сегодня на нашем празднике мы поговорим о них. Может, быть вам запомнится, то о чём мы будем говорить, и потом вы расскажите своим детям; споёте колыбельную, загадаете загадку – и вот снова заживёт новой жизнью культура русского народа, дошедшая до нас из глубины веков.    

 Мир народного искусства - удивительный мир волшебных предметов и образов, с детства знакомых каждому человеку. Матушка-печка и глиняный кувшин, узорное полотенце и шелковый пояс, частый гребень и острое веретено живут не только в любимых сказках, но и в музейном пространстве.

В нашей презентации  представлены расписные элементы интерьера крестьянского дома, гончарная посуда и игрушка, орудия труда и ремесла, нарядные свадебные полотенца и праздничный костюм русских старожилов и переселенцев из различных губерний на территорию нашего Тогульского района.

Одной из основных экспозиций Тогульского музея  является крестьянская изба.  Дом с печью, орудиями труда, убранством и утварью составлял для крестьянина целый мир, в котором был прекрасный уголок со своим солнцем, небом и цветущим садом, сказочными цветами и невиданными птицами. Здесь можно увидеть вещи, которым значительно больше ста лет. Это, например, самовар 1870 года. На ткацком станке можно ткать дорожки и сейчас.

А филейная скатерть, которую вышивали сибирские мастерицы, до сих пор поражает своей красотой и тонкостью работы. В доме можно увидеть хозяйственный инструмент, которым пользовались сибирские крестьяне, кухонную утварь, бочонки для пива, самодельную глиняную посуду. Проходят столетия, даже тысячелетия, а изделия из глины не перестают пользоваться популярностью. Не важно, речь идёт об украшениях, о посуде или чём-то ещё.

 Росписью украшали интерьеры домов, двери, стены, полати, деревянные детали печи, полки, шкафчики, прялки, посуду.

Разнообразная по форме и декору посуда отображает своеобразные приемы лепки и обработки у старожильческого населения Алтая и "высокие" гончарные технологии у разных групп переселенцев. Процесс производства глиняной посуды довольно стандартен. Удивительно, но все четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух соединились в ней. Согласно древней легенде, именно керамическая посуда помогает людям избавится от накопленной негативной энергии, ибо на протяжении веков глина накопила в себе жизненные силы солнца, земли, воздуха и  воды.

Ученица  Поэтичны и красивы наши народные песни. 

(Выходит хоровод, девочки одеты в русские национальные костюмы. (Поют русскую песню « Во поле берёза стояла», помахивают платочками, пританцовывают, идут по кругу)  

Ученица  Берёза  – одно из наиболее почитаемых  деревьев в России. По народным верованиям это дерево обладало  особой растительной силой, ведь листья на ней появлялись раньше, чем на других деревьях. Считалось, что сила деревьев может передаться  земле, полям,  и для этого совершали обрядовые действия  с берёзой. Выбирали молоденькие , кудрявые деревца, срубали их , украшали разноцветными листочками, тряпочками  и обносили вокруг полей , деревень, домов, после чего устанавливали  в поселении перед избами. Берёзовые ветки  приносили в храмы и дома, оставляли в полях, бросали в водоёмы. По народным верованиям, это  должно было помочь  земле напитаться влагой и  плодородной силой.

 Ой,  где девки шли,        

              там и рожь густа.

 Ой,  где вдовы шли,

               там трава росла.

Что трава росла высока, зелена;

Где молодушки шли,

              там цветы цветут,

Но цветут цветы

               по всей улице да по бережку. 

Ведущая.  Около обрядового дерева собиралась молодежь, пела песни, водила хоровод, устраивала пляски.  А затем наступало время игр .

Ведущая.  В какие игры играли в старину?   /»В воротца», «Каравай»,  (каравай-2 , кого  хочешь  выбирай .Я люблю , конечно, всех- ну а Таню больше всех.

Ведущая:    Есть у нас и задушевные и нежные  песни, которые распевают  русские женщины.         (Исполняется попури русских песен  в записи ).

Ведущая : Есть и весёлые шуточные считалки, песни, потешки и частушки.

(исполняют частушки). 

Ведущая: Славен русский народ и считалками.

(Ученицы по очереди считают считалки.)

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто её возьмёт-

Тот и вон пойдёт.

      Заяц белый, куда бегал?                                    

      Куда бегал?

      В лес дубовый.

      Что там делал?

       Лыко драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Родион. Выйди вон.

Ведущая     Пословицы и поговорки дошли до нас с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по смыслу изречения. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму

Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу.

Ученица:   Поговорка-цветочек, пословица- ягодка.

Красная речь с поговоркой.

Без углов дом не строится.

Без пословицы речь не молвится.

 Ведущая.       А сейчас мы проведём конкурс пословиц и поговорок между  мальчиками и  девочками.

                (кто  назовёт больше пословиц и поговорок)

-Семь раз отмерь, один раз отрежь.

-На охоту ехать – собак кормить.

-Длинная нитка – ленивая швея.

-Глаза боятся, а руки делают.

-Всякое дело терпеньем можно одолеть.

-Ленивому всегда праздник.

-Пироги на кустах не растут.

-Под лежачий камень вода не бежит.

-Видать Акулька пироги пекла – все ворота в тесте.

-Какова пряха, такова на ней и рубаха!

-Акуля, чего шьёшь не оттуля?

-А я матушка ещё пороть буду.

Ведущая: А теперь отгадайте загадки

 (Конкурс загадок между ребятами)

  1.   Дедушка старый, весь белый.

Лето придёт - не глядит на него.

(Печь).

      2.   Дуйся – не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день - деньской

И пойдёшь на покой.

(Рубашка).

  1.  Гусёк купается,

Из рук не вырывается,

Часто на берег глядит.

(Ковшик).

4.         Мать толста,

Дочь красна.

Сын храбёр

Под небеса ушёл.

(Печь, огонь, дым).

Ведущая. Все молодцы, хорошо справились с заданием.

В народе говорят: «Дерево узнают по плодам,  а  человека по – делам».

Ученица     Народы различных губерний России, переселившиеся  на территорию нашего  района, привнесли  в нашу историю свои  элементы традиций  и обрядов.

Ученица      Смоленские  крестьяне славились своим трудолюбием. Истории об их честном труде и лёгком нраве  расходились по всем российским  губерниям, прославляя и  возвеличивая   их.

Ученица      Псковские славились своими  многочисленными промыслами, помогавшими населению выживать  на неплодородных землях. Эти края славились  вышивальщицами  и  кузнецами.Гончарный промысел получил  наибольшее   развитие. Здесь изготавливали всё: от игрушек- свистулек до изразцов, украшавших храмы и  часовни. Чтобы удалить ненужные примеси глину долго вымачивали  в специальных бочках, замораживали, снова оттаивали  и лишь потом пускали в производство. После  длительного процесса подготовки из куска глины на гончарном   круге  умельцы  формировали изделия: крынки, молочники, чайники и ещё десятки разновидностей  товаров, пользовавшихся  огромным спросом   у населения.

Ученица:   Национальная одежда – одна из ярких страниц художественного прошлого народа. Художники-модельеры на основе изучения народного костюма открывают новые линии и формы и применяют их в современной одежде. 

Ведущая        Что к лицу, то и красит.

Дерево красиво  листвой, а человек -  одеждой.  

  Одежда крестьянок русского Севера и центральной России состоит из рубахи, сарафана, пояса и передника.

Ученица:   С Рязанской губернией связан панёвный комплекс.  Панёвой (панявой или понькой)  называли род современной юбки, состоявшей обычно из трёх продольных полотнищ, сшитых полностью (глухая панёва) или частичная (запашная панёва).  В комплекс входили также рубаха из домотканного холста и длинный передник с  рукавами (завеска, занавеска, запон), который одевали поверх всей одежды. Отличительным  элементом рязанского костюма считался нагрудный насов -  широкий туникообразный нагрудник с рукавами или без них. Были у него и другие названия-  шушпан, навершник, шушун.  Панёва являлась одеждой замужних женщин. В дни траура  по близким родственникам не надевали панёву в которой ходили на похороны других людей. Праздничная  понёва  отличалась от будничной и  качеством материи и цветом. Во время работы в поле  в страдную пору  края панёвы обязательно затыкали за пояс, если этого не происходило, женщина могла  прослыть лентяйкой. Шили панёвы  из тонкой шерстяной , как правило,  клетчатой ткани насыщенных цветов и украшали по подолу  и соединительным швам  узорчатыми полосами. Расшитый подол выглядывал из-под нижней, украшенной узорами  части шушпана. Передняя часть и спинка  шушпана были красиво  оформлены двумя вертикальными  кружевными  прошвами. Их выплетали из красной  пряжи с включением  зелёных или жёлтых нитей, формировавших узор   в виде цепочки  или зигзага. Тканый орнамент узорной каймы  представлял  собой сочетание красного, коричневого и чёрного цветов , контрастировавшее с белым  фоном шушпана. Мотивы  рисунков  на переднике, рубахе и  шушпане  перекликались , поэтому костюм  выглядел на удивление гармонично.  

Ведущая        А в нашем краю и сарафан

Ученица       Косоклинный сарафан - едва ли не самый ранний вид одежды, которую носили наши предки. Его название пошло от формы кроя -  трапецией, когда кроме заднего и переднего  полотнищ обязательно  присутствовали  два косых клина по  бокам.   Он назывался   «сорокаклин», «ферязь», «сумкан»,  «полбумажник», «китайка» или «татайка». Для пошива  косоклинного сарафана  использовали  домотканое полотно из  шерсти или льна,/ тонкое/, изготовленное на домашнем ткацком станке -  кросне. Готовую материю красили в чёрный,  красный,   но чаще всего в тёмно-  синий цвет. К началу ХХ  века   домотканое полотно заменяли   хлопчатобумажной  синей  китайкой. Под сарафан  надевали  рубаху белого цвета, которая издавна являлась  главной составляющей  женского крестьянского костюма.

Ведущая        Мужик не девица – некогда  рядиться.

Мужская одежда, по сравнению с женской считалась менее  красивой, была однотипна и проста.  В жаркие дни, а также на покосы и полевые работы обычно надевали простые  холщовые рубахи и штаны (порты), которые шили из домотканого не6отбеленного  сукна или льна, как правило,  синего цвета в тонкую белую полоску. По краю штаны были  короткими и зауженными книзу, поскольку их заправляли  в сапоги или обматывали онучами. Главной составляющей мужского  гардероба  считалась рубаха, с вышивкой , стойкой  воротником  и подол. На свадьбу и по большим праздникам мужчины  надевали  рубахи, украшенные вышивкой, с косым воротом. Рубаху подпоясывали узким шерстяным поясом с двойными кистями.  Зимняя одежда состояла из толстой овчинной  шубы,  тёплой шапки и кожаных рукавиц с шерстяными варежками.

Ведущая        Все мои сборы – лапти да оборы.

Ещё  в начале  ХХ столетия  повседневной  обувью  большинства рязанских крестьян – и мужчин,  и женщин – являлись лапти с онучами. Летом надевали онучи из холста, зимой -  из  шерстяной ткани. Кожаные сапоги носили только зажиточные  крестьяне, купцы, остальным  приобрести их недоставало средств. Зимой крестьяне, занимавшиеся  извозом, носили валенки (дорогие – с высоким голенищем и дешёвые – низкие , похожие на галоши.)

Ведущая:   В каждой стране есть не только свои национальные костюмы, но и свои излюбленные блюда, особые традиции застолья, приготовления пищи. И сегодня мы познакомим вас с русской национальной кухней.

 Ученица:   Приготовлением пищи в русских домах обычно занималась мать семейства, а если в семье был женатый сын, то у печи хлопотала невестка. Она должна была встать досветла, затопить печь, приготовить еду для домочадцев и накрыть стол. Каждая трапеза имела свой определённый час. Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. Вся семья собиралась за столом, где у каждого было своё место. Во главе стола сидел хозяин дома, он первым садился за стол, за ним все остальные. Мытьё рук перед едой считалось обязательным.

 Ученица:   Исстари Русский народ считался хлебосольным, то есть гостеприимным, готовым поделиться всем, что имеется в доме. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб да соль.

(Под музыку учащаяся подносят гостям на полотенце хлеб-соль, с низким поклоном ставят на стол.)

Ученица:   На Руси в старину говорили: «Худ обед, коли хлеба нет».

 Ученица:   Если в дом приходил посторонний человек и заставал домочадцев за обедом, то, как правило, он приветствовал их словами: «Хлеб да соль».

 Ученица:   Хозяин на это отвечал: «Хлеб кушать, милости просим».

Такое уважение  к хлебу на Руси объясняется тем, что он был всегда символом нелёгкого крестьянского труда, благополучия, достатка.

 Ученица:   Однако не только хлеб занимал и занимает почётное место на русском столе.

Как никакая другая, русская кухня славится своими мучными и крупяными кушаньями – блинами, кашами, пирогами.

Ведущая: (отгадайте загадки)

Промеж гор Печёр                                

Лежит бык печён,

В брюхе мак толчён,

В боку нож вострён.

(Каравай)

Из под липова куста и большого решета

Бьёт метелица густа.

(Муку сеют)

Бьют меня палками

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножом.

За что меня так губят?

За то, что любят.

(Хлеб)

 Ученица:   С древних времён известен на Руси праздник Масленица, главное угощение на котором – блины. Блины олицетворяют собой праздник проводов зимы и встречи весны. Поэтому неслучайна форма блина, ведь он является как бы маленьким солнцем.

Ученица:   В 16-17 веках правила хорошего тона рекомендовали не брать мяса всей рукой, а только тремя пальцами. Всеобщее признание вилки произошло в последней четверти 16 века. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать дорогих воротников.

 Ученица:   До 17 века ножи были остроконечными. В ущерб хорошему тону ими нередко ковыряли в зубах. Вмешался кардинал Ришелье и распорядился закруглить их концы, чтобы ножами нельзя было пользоваться как зубочистками. Так появился столовый нож. С этого времени ножами и вилками стали пользоваться на Руси.

 Ученица:   А вот ложка появилась на Руси в 10 веке. Первые ложки были серебряными. Простой народ обходился  деревянными.

Ученица:   Тарелками средневековому едоку служили куски хлеба, которые клали на деревянные кружки. После еды такой хлеб бросали собакам. Позже стали пользоваться глиняной и деревянной посудой. На Руси тарелки появились (тарели) появились в 16 веке.

Ученица:   Начиная со средних веков, обязательной принадлежностью стола была солонка. Почётные места за столом размещались ближе к солонке. На Руси в деревне солонка была среди предметов, высоко почитаемых – ведь хлеб-соль были символом благополучия и гостеприимства.

 Ученица:   Кроме хлеба пекли пироги со всевозможной начинкой: капустой, картофелем, садовыми и дикими ягодами и фруктами, мясом, птицей и рыбой. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

 Ученица:    Пекли ватрушки, пряники. Печатный пряник считался особым гостинцем, его дарили друг другу во время торжественных обрядов. Славились на Руси пряники тульские, вяземские, архангельские и другие, которые отличались по формам, размерами, вкусовым качеством.

 Ученица:   Доступным и распространённым блюдом на Руси издавна был кисель:

-Где кисель, там и присел, где пирог, там и прилёг (гласит русская поговорка).

Кисель из овсяной и ржаной муки был известен ещё в 10 веке. Помним в сказке: «В то давнее время, когда реки были молочные, а берега кисельные…»

 Ученица:   Ни одна кухня мира не имела такого своеобразного блюда. Россияне ещё не в столь отдалённое время с большой пользой для здоровья повсеместно употребляли в пищу знаменитые овсяные, гороховые и пшеничные кисели. Благодаря значительному содержанию крахмалистых веществ, грубых волокон в сочетании с квасом и овощами давали возможность длительное время, обходиться без мяса и другой скоромной пищи и выполнять тяжёлую работу.

 Ученица:   Русские квасы по праву входят в число наиболее популярных напитков мира. Первое упоминание о квасе можно прочесть в летописи «Повесть времённых лет». В нём повествуется о том, что в 988 году по случаю крещения Киевской Руси князь Владимир приказал раздать народу во время пиршества питьё хмельное и хлебный квас.

 Ученица:   В чём причина устойчивой популярности квасов в русском народе?

 Вкусны – это само собой.

 Но ещё питательны и даже целебны. По своему действию на организм квас подобен кефиру, простокваше, ацидофилину, кумысу.

 Он, как и всякий продукт молочно-кислого и дрожжевого брожения регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, препятствует размножению вредных и болезнетворных микробов, благотворно влияет на центральную нервную систему, обмен веществ и деятельность сердца.

 Ученица:   Не уступала киселям и квасам, а возможно и превосходила по распространению каша.

-Хороша каша, да мала чаша.

-Гречневая каша – матушка наша.

 Ученица:   Особым блюдом на Руси была кутья. Она упоминается в летописи 12 века. В те времена её готовили из зёрен пшеницы с мёдом. В 19 веке кутья превратилась в блюдо из риса с изюмом. Однако в деревнях это блюдо знали понаслышке, так как рис с изюмом были привозными, заморскими. В деревне говорили:

-В меду, да в масле и лапоть съешь.

 Ученица:   О популярности чая надо сказать особо: не даром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши предки не удовлетворялись простым чайником, который использовался в других европейских странах.

-Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо. Что это? (Самовар.)

 Частушки

Посидеть за самоваром        

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар пыхтит, искриться,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовар блестит кипя,

Чай в нём пенится!

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку.

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться-

Чаем можете лечиться.

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки-

Значит, письма пишут нам.

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

Подливай мне в чашку чаю,

Ведь тебе не жалко чай?

В чаю я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Ведущая: чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-элексир.

 Ученица.   Самую лучшую в мире “чайную машину” - самовар, изобрели в России. (Показ картинок с изображением различных моделей старинных самоваров). У самовара своя история. В XVIII в. так называли металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри. Поначалу его изготовляли на Урале. Когда же началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле.

Самый близкий к самовару по своей конструкции и назначению нагревательный прибор – сбитенник. Это был чайник, внутри которого располагалась труба с поддувалом. В трубу засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварочного чайника.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда. (Показать сувениры на выставочном стенде).

 Ученица С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. (стих).

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар.

Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Ученица А я знаю, что самовар ставят на поднос.

 Это делали для того, чтобы угли из поддувала и капли горячей воды из крана не попадали на стол. Особую славу приобрели подносы с яркими цветами жостовской росписи.

Ученица

 Самовар с заварочным чайником ставили на подносе на общий стол или на круглый специальный столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавали сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п. По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливали крепкую заварку и разбавляли ее кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. «Спой, человек, песню Солнцу! Спой вместе с птицами и ветром, вместе с травой и ручьём. Спой о том, как ты живёшь в мире и согласии с природой, как разговариваешь ты с ней языком напевов и танцев» — такими словами начинается на главной сцене основная фестивальная программа «Как у наших у ворот».

Ведущая.  А как надо было заварить чай?

(на компьютере выполнить задание: вставить пропущенные слова)

1.         вскипятить ….

2.        обдать кипятком…

3.        всыпать ….

4.        залить кипятком на ….

5.        дать настояться ….минут

6.        долить чайник горячей водой …..

7.        добавить в чашку ….. по вкусу.

(воду, чайник, чай, 1/3, 5-10 минут, до верха, сахар) 

Ученица 

Вот и завершается наш праздник. Много мы сегодня услышали и узнали. 

Общие дела и праздники сближают односельчан. Люди, порой не очень знакомые становятся друг другу ближе, понятнее, роднее.

Попробуйте убрать из жизни наши общие праздники, и жизнь будет будничной, серой, унылой. В жизни всегда должно быть место празднику.

Ученица

 Хороший праздник стоит превратить в традицию. Молодежь начинает прислушиваться к словам взрослых, слыша в них мудрость прожитых лет. А старшие, вспоминая свою молодость, и свои шалости с пониманием и улыбкой смотрят на своих детей и внуков.

Ведущая: Я надеюсь, что на этом не закончатся ваши познания о жизни наших предков. Мы ещё много будем говорить об обычаях русского народа.

 Я желаю вам активно приобретать культурное богатство русского народа. Всем спасибо за подготовку и проведение праздника. 

Ученица

Столы накрыты. Всех гостей приглашаем отведать праздничные блюда (все садятся за столы и пьют чай).

 Скоморох:

Не толпитесь у дверей –

Проходите поскорей.

Ждут вас с чаем ребятишки,

И баранки и коврижки.

2 скоморох:

Это всё для вас, гости дорогие!

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте.

Вместе:

К нам, смотри, не опоздай,

А не то остынет чай.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Самая красивая из женщин – женщина с ребенком на руках!»

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов, посвященная "Дню матери"...

Классный час "Искусство жить красиво"

Классный час  знакомит  учащихся 5-8 классов с народными ремеслами, игрушечным промыслом, с  мастерами, посвятившим этому делу жизнь. Прилагаются фотографии с выставки детских работ....

"Преданья старины красивой"

На классном часе  идёт  знакомство с русской стариной,  со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и культурой русского народа  на примерах  нашей мало...

Классный час "Как ты понимаешь выражение "Красивая жизнь?"

Предлагаю разработку классного часа на тему "Как ты понимаешь выражение "Красивая жизнь?", расчитанного на учащихся 8-х классов. Во время занятия ребята размышляют, анализируют, высказывают свое мнени...

Классный час: "Красивая осанка признак успешности"

Классный час по здоровьесберегающим технологиям для 5-8 класс...

классный час на тему: "Этот красивый, вредный салют"

материал содержит презентацию и конспект проведения классного часа для 5-8 классов о различных видах пиротехники. Недопустимость их использования детьми. Профилактика травмирования....