Элективный курс" Духовное наследие"
элективный курс по краеведению (8 класс) по теме

Голосова Людмила Анатольевна

Данный материал может быть полезен учителям краеведения,истории,студентам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018_elektivnyy_kurs_duhovnoe_nasledie.docx262.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение

Центр образования, реабилитации и оздоровления

                                     

http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2010/04/18/5/6c43e49c2d16032cf99167201917a574/800.jpg

                                           Л. А. ГОЛОСОВА

Программа элективного курса

«Духовное наследие города Липецка»

                 направлена на духовно-нравственное воспитание детей

                                             

         

Липецк

2018

ББК 74.58 + 65

С 60

                                                                                                 Рекомендовано к изданию

Методическим  советом

Знание данного курса позволяет обучающимся глубже понять роль религии в культурологическом аспекте, оценить события и факты истории, произведения искусства с иных, чем рационалистические позиции. В целом содержание курса несет в себе благоприятный нравственный заряд, что положительно скажется на личности обучающихся.

Данные материалы могут быть полезны учителям  истории и краеведения, студентам педагогических вузов, воспитателям, родителям. Программа направлена на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

C:\Users\Учитель\Desktop\Снимок.JPG

Программа элективного курса

                                       «Духовное наследие города Липецка»

Пояснительная записка

Православное образование сегодня в России получило гражданские права. Но время не ждет. Ситуация с каждым годом осложняется: нравственное здоровье общества под угрозой. Неизвестные нам силы через СМИ тратят огромные средства на разложение и извращение базовых свойств самого человека: его воли, мышления, веры, совести. Происходит кризис человеческих душ, особенно детских, ибо молодежи навязываются другие идеалы и кумиры.

Новой западной идеологии мы должны противопоставить свою, православную, привить детям вкус к ценностям родной истории и культуры. Невозможно воспитать детей без духовного начала. В России основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие является историей образующим, кулътурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Поэтому Православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании.

Нельзя считать себя образованным человеком, не зная основ Православного вероучения. Кроме того, ни для кого не секрет, что традиция Православного вероисповедания живы до сих пор и несут здоровое начало во всех сферах жизни нашего общества.

Никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слово учителя - слово настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность нравственным нормам приносит человеку истинное и подлинное счастье».

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:

Курс «Духовное наследие Липецка» познакомит учащихся с многообразным и нравственным миром Православия и богатством православных святынь города.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ:

Дать сведения об основных понятиях: о Боге, культуре, религии.

Познакомить учащихся с историей христианских праздников.

Раскрыть значение Православия в истории России.

Дать знания о Православной Церкви и Православном храме.

Помочь детям понять содержание и смысл Православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы.

  • изучение истории христианства;
  • изучение основных сюжетов Библии - величайшего памятника культуры;
  • ознакомление особенностями церковного искусства на примере города;
  • изучение устроения православного храма и его посещения;
  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
  • формирование культуры общения;
  • восстановление у детей православного мировоззрения и веры предков;
  • раскрыть нравственные заповеди доброй жизни человека и случаи их нарушений;
  • пробудить духовно-нравственные устремления к праведной жизни;
  • заронить в души учащихся духовно-здоровое отношение к православному образу жизни.

Ввести детей в круг основных Православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью. Огромное воспитательное влияние на учащихся оказывают Недели православных культур и участие в них. Мера православной культуры измеряется мерой любви к Родине, её народу, культуре, святыням родного города.


Краткие пояснения к проведению занятий

Представленная программа помогает не только лучше разбираться в духовной жизни родного города, но и активизирует исследовательскую деятельность учащихся в области краеведения. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории и во внеклассной деятельности. Программа построена на концентрической основе, т.е. одни и те же темы могут рассматриваться с 5 класса по 9 класс. На первом этапе даются самые элементарные понятия в области Православной культуры. В последующих классах эти понятия дополняются, знания детей углубляются. Учитель может изменить порядок прохождения тем данной программы в зависимости от имеющейся у него специальной литературы и опыта.

Среди форм обучения, наряду с классно - урочными занятиями, использую другие формы общения. Различные поездки, чаепития, экскурсии в храм, прослушивание музыки, просмотр видеофильмов, постановка православных спектаклей, проведение праздников.

Нельзя не использовать наглядности в обучении, ибо она усиливает эмоциональность изучаемого материала, поэтому много уроков сопровождается мультимедийным краеведческим материалом.

Оценки детям не ставятся.


C:\Users\Учитель\Desktop\Снимок.JPGКраткая характеристика структуры программы

Программа рассчитана на реализацию в течение 2-3 лет и представляет собой комплекс краеведческой, православной и исследовательской деятельности. Программа курса разбита на отдельные темы и рассчитана на 34 урока в год.

В начале изучения курса проводится вводный урок, где дается научное и религиозное объяснение мира, вводятся такие новые понятия, как атеизм, теология.

Тема 1. «Что мы знаем о православии - 7 часов. Роль православия в жизни российского общества, возникновение Православной церкви, истоки и традиции православного вероучения, источники знаний о Боге, появление первых христиан, крещение Руси.

Тема 2. «Православные праздники и обряды на Липецкой земле» - 13 часов. Система календарных праздников. Их связь с сезонной жизнью природы и занятиями. Зимние праздники. Весенне-летняя обрядность- Свистопляска, семейные обряды - от рождения к совершеннолетию, через свадьбу к похоронам.

Тема 3. «Храм-дом Божий» - 8 часов. Для чего строят храмы, откуда взят образ храма, древнее культовое зодчество на Липецкой земле, внутреннее устроение храма. Храмы- святыни православного мира. Храмы города. Восстановленные и разрушенные храмы. Свято- Успенский монастырь. Никольская церковь.  Евдокиевская церковь. Задонский Богородицко- Тихвинский монастырь. Женский Свято-Тихоновский Преображенский монастырь.

Тема 4. «Религиозное искусство нашего города» - 6 часов. Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись и её история в городе. Ремесла храмов и монастырей города. Проекты архитектора Машкова и Константина Тона.

Тема 5. «Святые земли Липецкой» - 1 часа. Житиё великих святых. Житиё великих святых Тихона Задонского и старца Силуана. Личность Феофана Затворника и Амвросия Оптинского, Священномученик  Уар.

Последнее занятие предполагает организацию экскурсии в местный храм.

Формы и методы работы:

Теория: знакомство с понятиями, изучение библейских сюжетов из Детской Библии, комментированное чтение, информационное обеспечение осуществляется за счет разнообразных медиарисурсов и мультимедийной техники. Практика: - экскурсия в местные храмы; организация недели православной культуры во время Пасхальной недели.

Курс не предполагает выставления оценок, результатом изучения содержания курса является участие учащихся в творческом коллективном действии - Пасхальной неделе.


Календарно тематическое планирование по курсу «Духовное наследие»

О

Дата

Тема

Форма урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

1

Откуда мы родом. Культура и религия

Беседа

Сообщения

2

Детская молитва

Беседа

Сообщения

3

Детский молитвослов

Беседа

Сообщения

4

Молитва Ангелу Хранителю

Беседа

Сообщения

5

Что такое храм

Беседа

Сообщения

6

Правила поведения в храме

Беседа

Сообщения

7

Вера и религия

Беседа

Сообщения

8

Символы православной веры

Беседа

Сообщения

9

Значение храма

Беседа

Сообщения

10

Храмовые постройки города

Беседа

Сообщения

11

Христорождественский собор

Беседа

Сообщения

12

Евдокиевская церковь

Беседа

Сообщения

13

Никольская церковь

Беседа

Сообщения

14

Свято-Успенский монастырь

Беседа

Сообщения

15

Иконы в православной церкви

Беседа

Сообщения

16

Иконы Божьих угодников

Беседа

Сообщения

17

Святые земли Липецкой

Беседа

Сообщения

18

Тихон Задонский, Илларион Троекуровский, Феофан Затворник, Амвросияй Оптинский

Беседа

Сообщения

19

Святой преподобный Сергий Радонежский

Беседа

Сообщения

20

Великие православные праздники

Беседа

Сообщения

21

Посты и трапезы

Беседа

Сообщения

22

Свечи и просфоры

Беседа

Сообщения

23

Поклоны. Виды поклонов

Беседа

Сообщения

24

Значение креста

Беседа

Сообщения

25

Молитвенное правило

Беседа

Сообщения

26

Церковные календарь

Беседа

Сообщения

27

Правило преподобного Серафима Саровского

Беседа

Сообщения

28

Двунадесятые переходящие праздники

Беседа

Сообщения

29

Двунадесятые не переходящие праздники

Беседа

Сообщения

30

Рождество. Крещение.

Беседа

Сообщения

31

Пасха. Благовещение Пресвятой Богородицы

Беседа

Сообщения

32

Троица. Преображение Господне

Беседа

Сообщения

33

Успеспение Пресвятой Богородицы

Беседа

Сообщения

34

Повторение

Беседа

     Сообщения


Календарно тематическое планирование по курсу «Духовное наследие»

О

Дата

Тема

Форма урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

1

Из истории Русской Православной Церкви

Беседа

Сообщения

2

Значение храма

Беседа

Сообщения

3

Возникновение храма и его архитектура

Беседа

Сообщения

4

Внутреннее устройство храма

Беседа

Сообщения

5

Известные храмы Липецка

Беседа

Сообщения

6

Дорога к храму

Беседа

Сообщения

7

Что такое молитва. Смысл цель богослужений.

Беседа

Сообщения

8

О Боге и о молитве

Беседа

Сообщения

9

Молитвы утренние

Беседа

Сообщения

10

Молитвы вечерние

Беседа

Сообщения

11

Правило Святого Серафима Саровского

Беседа

Сообщения

12

Краткие молитвы и молитвы в продолжении дня

Беседа

Сообщения

13

Молитвы и святые-покровители в учении

Беседа

Сообщения

14

Существовавшие и разрушенные храмы города

Беседа

Сообщения

15

Новые и строящиеся храмы Липецка

Беседа

Сообщения

16

Символ и духовная сила креста

Беседа

Сообщения

17

Значение креста и правила крещения

Беседа

Сообщения

18

Иконы и фрески

Беседа

Сообщения

19

Иконы и образ Спасителя

Беседа

Сообщения

20

Иконы Божьей Матери

Беседа

Сообщения

21

Чудотворные и исцеляющие иконы

Беседа

Сообщения

22

Икона Святого великомученика Пантелеймона

Беседа

Сообщения

23

Икона чудотворца Серафима Саровского

Беседа

Сообщения

24

Икона и молитва Ангелу-хранителю

Беседа

Сообщения

25

Годовой круг богослужений

Беседа

Сообщения

26

Главные церковные праздники и обычаи

Беседа

Сообщения

27

Зимние православные праздники и обычаи

Беседа

Сообщения

28

Весенние православные праздники и обычаи

Беседа

Сообщения

29

Летние православные праздники и обычаи

Беседа

Сообщения

30

Осенние православные праздники и обычаи

Беседа

Сообщения

31

Семантика и символы в православии

Беседа

Сообщения

32

Посты и их соблюдение

Беседа

Сообщения

33

Правила поведения в храме

Беседа

Сообщения

34

Недельный круг богослужений

Беседа

Сообщения


Календарно тематическое планирование по курсу «Духовное наследие»

О

Дата

Тема

Форма урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

1

О чем рассказывает история религиозной культуры

Беседа

Сообщения

2

Добро и зло в человеческом обществе и мире природы

Беседа

Сообщения

3

История русской православной церкви

Беседа

Сообщения

4

Праздники и обряды. Система календарных праздников.

Беседа

Сообщения

5

Обычаи и обряды. Зимний и весенний период

Беседа

Сообщения

6

Обычаи и обряды. Летний и осенний период

Беседа

Сообщения

7

Посты и русская православная кухня

Беседа

Сообщения

8

Тайны русских суеверий

Беседа

Сообщения

9

Языческие обряды. Связь праздников с природой

Беседа

Сообщения

10

Христианские праздники

Беседа

Сообщения

11

Масленица. Обряды, приметы, гуляния

Беседа

Сообщения

12

Свадебный обряд на Руси. Сватовство

Беседа

Сообщения

13

Храмовые постройки Липецка

Беседа

Сообщения

14

Свято-Успенская церковь. История и современность

Беседа

Сообщения

15

Евдокиевская церковь

Беседа

Сообщения

16

Никольская церковь и история создания

Беседа

Сообщения

17

Христорождественский собор

Беседа

Сообщения

18

Разрушенные храмы и их трагические судьбы

Беседа

Сообщения

19

Восстановленные соборы Липецкой области

Беседа

Сообщения

20

Памятники православной культуры 17-19 в.

Беседа

Сообщения

21

Святые земли Липецкой. Житие великих святых

Беседа

Сообщения

22

Житие Тихона Задонского и его наследие

Беседа

Сообщения

23

Святые места Липецкой области. Монастыри и церкви        

Беседа

Сообщения

24

История монастырей Липецкой области

Беседа

Сообщения

25

Ремесла монастырей. Сезеновский монастырь

Беседа

Сообщения

26

Задонск - русский Иерусалим

Беседа

Сообщения

27

Иконы и их история. История иконописи

Беседа

Сообщения

28

Проекты архитектора Машкова и храмовые постройки

Беседа

Сообщения

29

Храмы архитектора К. Тона

Беседа

Сообщения

30

Великомученики и праведники русской православной церкви

Беседа

Сообщения

31

Правило преподобного Серафима Саровского для миря

Беседа

Сообщения

32

Десять заповедей Божьих

Беседа

Сообщения

33

Мир молитвы их сила

Беседа

Сообщения

34

Чудотворные и исцеляющие иконы

Беседа

Сообщения

Используемая литература

  1. Перевезенцев Сергей, Россия. Великая судьба. Москва, Белый город, 2006.
  2. Дейниченко П.Г., Эпоха Рюриковичей от древних князей до Ивана Грозного, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  3. Божерянов И.Н., Романовы. 300 лет служения России, Москва, белый город, 2006.
  4. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах /
  5. Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.
  6. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  7. Иванова С.Ф. Как вести себя в храме слова. М.: «Отчий дом», 2004
  8. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-ЗЗбс.
  9. Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.
  10. Православная культура, (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  11. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. — М., 1998.
  12. Шмелев И.С. Душа России. — СПб., 1998.
  13. Шмелев И.С. Лето Господне. — СПб., 1996.

Для учащихся

  1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
  2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
  3. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.

Электронные пособия

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

  1. Курс ОРКСЭ в дисках. (2 шт.). (400 Мб). - Москва. 2012.
  2. Церковная музыка.
  3. Видеофильм «Дмитрий Донской и святая Русь». (650 Мб). С-Петербург, 2009.
  4. Хроника царской семьи (Николай II). Фото и видео материалы. Москва. 2009.

«Православные святыни Липецка»

 (обобщающее занятие в рамках элективного курса «Духовное наследие »)

Демонстрируется фрагмент видеофильма А.Клокова «Святые места Липецкого края».

            

Вступительное слово учителя:

И церкви взметнутся до тучи

Своей первозданной красой,

И звон колокольный певучий.

Плывет по утрам над землей.

Н. Панова

C:\Users\Учитель\Desktop\Снимок.JPG                                                       

Липецкая область богата своим духовным наследием. С большим трудом сейчас восстанавливается то, от чего мы в свое время так легко отказались. Сотни храмов и церквей стоят поруганные и разграбленные. Несмотря на то, что во многих из них располагались склады и хлева и не осталось ничего от прежнего убранства, сегодня все возвращается на круги своя. Люди в наше нелегкое время ищут опору там, где они находили на протяжении веков, - в вере. Рассказать обо всех церквях невозможно, но упомянуть храмы и церкви нашего города сегодня мы сможем.

История православия в Липецке, в частности храмов, мало изучена, опутана всевозможными легендами и загадками. Объясняется это и плохой сохранностью документов церковно-исторического характера, и горькой участью, постигшей многие храмы во время Советской власти.

                       

 «Помнят камни пожары и кровь,

Стон и скорбь разоренных церквей,

Но я верю: поднимутся вновь Купола над Россией моей»

А.Полыпин

 

В течение нескольких недель мы с вами изучали православное наследие Липецка, а сегодня подведем итоги проделанной работы.

 «С моста идет дорога в гору,

А на горе - какая грусть - Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь»       Н.Рубцов

Как вы думаете, о чем идет речь в данном четверостишии?

Учащиеся высказываются по заданному вопросу, выполняют задание в таблице.  В рамках элективного курса была совершена экскурсия по г. Липецку. По итогам экскурсии предлагается заполнить таблицу «Бывшие храмы Липецка».        

Название

храма

Бывшее

местоположение

Особенности

Год разрушения

Свято-Вознесенский

собор

р/н Драмтеатра

Был старейшим в Липецке. Здесь венчалась бабушка Пушкина, находился фамильный некрополь Пушкиных.

1931- закрыт, 1960 - разрушен.

Свято-Покровский

собор

ул. Фрунзе, здание ГТС

Здесь находилась местно чтимая икона Владимирской Божьей матери.

1932 - закрыт. Материал пошел на строительство бани.

Софийская

церковь

ул. Зегеля

Считалась домовым храмом св. Софии при духовном училище.

Перенесена в 1913. Теперь на месте бывшей церкви находится именная доска.

Троицкая

церковь

Стадион

«Металлург»

Была лучшей церковью губернии.

1930-закрыта.

Успенская

церковь

пр.Победы, магазин «Корзинка»

Кладбищенская каменная церковь.

1935-разрушена

Часовня Живоносный

источник»

р/н Древне- Успенской церкви, ул. Салтыкова - Щедрина.

На источник в 1702г явился образ Пресвятой Богородицы.

1930 - на месте источника устроили скважину.


Совместная проверка выполненного задания.

Учитель:

Практически до начала 90-х годов XX века церкви Липецка являли собой весьма печальное зрелище, однако многое стало меняться. Повсеместно восстановлены и стали украшением города его поврежденные храмы.

Сейчас в городе 6 действующих храмов и послевоенное время вновь открыта по просьбе верующих. В ней полностью восстановлен иконостас и роспись стен. С 1947г. церковь не прекращала работы ни на один день. Церковь на ул. 9 января - второй храм города, чей главный престол освещён во имя Рождества Христова.

Христо-Рождественский кафедральный собор 

(пл. Соборная-5) Храм построен на вершине холма. Заложен в 1791г. по проекту итальянского архитектора Томазо Адомини и был закончен к 1842г. под руководством

Н.И.Ладыгина. Стройный силуэт собора можно увидеть с любой точки города, а звон колоколов, плавающих над Липецком, возвещает о бедах и радостях. При храме действует воскресная школа

Часовня Петра и Павла

На пл. Революции (Старобазарная площадь) стояла самая старая деревянная церковь, которую посещал Петр I. В 1806г. церковь сгорела во время пожара. На месте сгоревшей, в честь 200-летия Петра, в 1872г. была построена часовня, которая в 30-е годы XX века была разграблена и разобрана на кирпичи при строительстве электростанции. В 2001г. была восстановлена.Учитель предлагает заполнить кроссворд. В пустые клеточки впишите названия церквей.

Заключительное слово учителя:

Хочется закончить наше занятие словами Тихона Задонского:

 «Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с его душой искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и все открытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если при том и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что все это - лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет». Писатель-пророк твердо верил, что «спасение России выйдет из монастыря от инока». Посмотрим, произойдет ли это в XXI век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана»

Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается  для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации  на дальнейшее обучение в к...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Элективный курс "Всемирное наследие"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости к...

Программа элективного курса «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Данный курс поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе....

Элективный курс «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»

Пояснительная записка Социально-экономическая ситуация современного этапа, напряжения отношения в в системе «человек и природа» делает необходимым поиски дополнительных резервов выживания населения в ...

Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...

Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»

Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...