«Лебедянская земля в жизни преподобного Силуана Афонского: экскурсионный маршрут»
методическая разработка по краеведению на тему

Пашинцева Ирина Анатольевна
Технологическая карта экскурсии «"Лебедянская земля в жизни преподобного Силуана Афонского: экскурсионный маршрут» Вид экскурсии: по содержанию – тематическая; По способу передвижения – автобусная Продолжительность: 7 часов. Состав экскурсантов: местные жители и гости города, учащиеся старших классов, студенты. Место старта: с. Сезеново, Сезеновский Иоано-Казанский женский монастырь. Авторы-разработчики: Лаврова Инна Александровна, Пашинцева Ирина Анатольевна Цель: возможность отдохнуть душой и возродиться духовно, прикоснуться к святыне, помолиться в том месте, где верующие это делают уже не один век подряд. Задачи: - повышать уровень знаний о святых местах; - расширять кругозор, формировать мировоззрение экскурсантов; - прививать участникам « экскурсионную грамотность» Маршрут: с. Сезеново, Сезеновский Иоано-Казанский женский монастырь – с. Шовское, Усадьба Антоновых – с. Шовское, Церковь Рождества Христова – в 5 км от с. Шовское Святой источник – с. Сезеново, Сезеновский Иоанно - Казанский женский монастырь

Скачать:


Предварительный просмотр:

 http://sezenovo-mon.ru/upload/iblock/c8f/c8f20de8b0e2bec1fb7df489a6e62f7d.JPG

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

             «Лебедянский педагогический колледж»

             (ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ

«ЛЕБЕДЯНСКАЯ ЗЕМЛЯ

   В ЖИЗНИ  ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА  АФОНСКОГО:

    ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ»

                                                             

                                   Подготовили:     Лаврова И.А.

                                                                        Пашинцева И.А.

Лебедянь

«ЛЕБЕДЯНСКАЯ ЗЕМЛЯ В ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО: ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ»

Историко-культурное  и духовное наследие играет огромную роль в развитии внутреннего туризма. Для многих российских регионов использование историко-культурного наследия становится одной из реальных возможностей экономического, социального и культурного подъема.

Место проведения экскурсии выбрано не случайно. Земля Липецкой области всегда была интересна для изучения. Но в последнее время туристов интересуют путешествия по родной земле. Однако готовых экскурсий, в которых нуждаются туристов в выбранном нами направлении немного. Так и появилась потребность в создании экскурсии по местам служения и жизни Силуана Афонского.

Технологическая карта экскурсии «"Лебедянская земля в жизни преподобного Силуана Афонского: экскурсионный маршрут»

Вид экскурсии: по содержанию – тематическая;

По способу передвижения – автобусная

Продолжительность: 7 часов.

Состав экскурсантов: местные жители и гости города, учащиеся старших классов, студенты.

Место старта: с. Сезеново, Сезеновский Иоано-Казанский женский монастырь.

Авторы-разработчики: Лаврова Инна Александровна, Пашинцева Ирина Анатольевна

Цель: возможность отдохнуть душой и возродиться духовно, прикоснуться к святыне, помолиться в том месте, где верующие это делают уже не один век подряд.

Задачи:

- повышать уровень знаний о святых местах;

- расширять кругозор, формировать мировоззрение экскурсантов;

- прививать участникам « экскурсионную грамотность»

Маршрут: с. Сезеново, Сезеновский Иоано-Казанский женский монастырь –

с. Шовское, Усадьба Антоновых – с. Шовское, Церковь Рождества Христова – в 5 км от с. Шовское Святой источник – с. Сезеново, Сезеновский Иоанно - Казанский женский монастырь [см. приложение 6].

Индивидуальный текст экскурсовода

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в селе Сезеново. Меня зовут Лаврова Инна Александровна, я ваш экскурсовод. Сегодня мы  окунемся в историю этого прекрасного места, и узнаем много интересного о его жителях. Экскурсия продлиться 7 часов. Задать все интересующие вопросы вы сможете в конце экскурсии.

Прежде чем начать наше путешествие,  хочу  ознакомить вас с некоторыми правилами поведения во время экскурсии:

· не перебивать экскурсовода;

· пересекать установленные заграждения запрещено;

· экспонаты руками не трогать;

· самостоятельно не входить в закрытые залы;

. в храме  не разговаривать, чтобы не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы.

Прошу вас отнестись с пониманием.

И так, начнем.

Сезеновский Иоано-Казанский епархиальный женский монастырь [6].

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна [см. приложение 3], получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.

Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие подражать подвигу преподобного, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью.

К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.

Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.

19 декабря 1917 года, Иоанн с сопровождавшей его старицей Дарией Кутуковой, с которой познакомился в кельи задонского старца иеросхимонаха Агапита, направился к старцу Илариону. По дороге они заехали в село Сезеново к его владельцу князю Федору Николаевичу Несвицкому. Накануне князь видел необычный сон. Из почитаемого в его семье образа Корсунской Божией Матери, стоявшего в гостиной, вышел младенец лет трех и сказал князю: «Возьми меня к себе на руки и дай место для молитвы, я – Иоанн многострадальный». В страхе князь отвечал, что недостоин взять его на руки и в доме не имеет места, потому, что все занято семейством и прислугой. Тогда младенец просил князя поместить его хотя бы в своей бане. Не смея отказать младенцу, князь взял его на руки, отнес в баню и оставил его там. При этом он увидел на верхней полке святую плащаницу. Когда к князю пришли Дария с Иоанном, он смутился и прошептал сестре: « Вот то лицо, которое я зрел во сне». Когда же он спросил об имени блаженного и услышал в ответ «Иван», то удостоверился в истинности своего видения.

По благословению старца Илариона (будущего затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново князя Феодора Николаевича Несвицкого. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет. С этого времени началась затворническая жизнь раба Божия, посвященная непрестанной молитве и богомыслию, чуждая всякой рассеянности и молвы.

В 1820 году затворник переселился в новую келью близ Казанской церкви, подаренную князем Федором Николаевичем Несвицким в благодарность за свое чудесное исцеление по молитвам преподобного.

В 1828 году невдалеке от кельи затворника построила себе келью старица Дария Димитриевна Кутукова и приняла на себя обязанность прислуживать ему. Вскоре, у Казанской церкви, близ затворнической кельи Иоанна стали селиться благочестивые девицы и вдовы, жаждавшие пользоваться духовными наставлениями и руководством угодника Божия. Сначала их было четыре. Старица Дария стала посредницею между ним и другими его ученицами и как бы настоятельствовала в этой малой общине, служа для всех примером послушания и подвижнической жизни. 

В 1838 году, Иоанн испросил благословения построить на месте ветхой Казанской церкви каменный семипрестольный храм. Затворник собственноручно своею тяжелой железной палкой размерил его основание, а на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты. 14 декабря 1839 года подвижник скончался. Своей ученице Дарии Кутуковой он неоднократно говорил о своей близкой кончине и поручил ей заботу об окончании строительства храма и утверждении начатого при нем строгого общежития.

Пятой в Сезенове поселилась Евфимия Моргачева (будущая игумения Серафима). Она занялась сбором средств для построения обители. Постепенно колличество желающих жить под мудрым руководством старицы Дарии росло, женская община увеличивалась.

Место погребения затворника Иоанна стало усердно посещаться благочестивыми его поклонниками, привлекаемыми слухом о его святой жизни и многих чудесах и исцелениях, получаемых с верою и усердием к нему обращающихся.

Через 13 лет из его кельи была устроена церковь во имя Преображения Господня, а гроб подвижника был вынут и поставлен на левой стороне храма. Над ним был сделан кирпичный свод с металлическим надгробием.

Блаженный Иоанн прозревал духом, что Господь благоволит прославить село Сезеново устроением дивной иноческой обители. О будущем монастыре он говорил так: « Знаешь ли, что будет здесь? Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей России». « Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь. Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…».

После смерти затворника возглавила общину сестер и взяла на себя попечение о дальнейшем создании обители старица Дария Кутукова. Она заботилась об устройстве келий для монашествующих, обнесла будущую обитель оградой, приобрела для обеспечения быта сестер землю, ископала колодезь для нужд общины. Келью затворника Иоанна, где он скончался, она переделала в храм Преображения Господня. В 1849 году была начата постройка трехпрестольного храма во имя Рождества Христова. Помощницей ей в этих благих делах стала Евфимия Моргачева. Она не только собирала пожертвования для строительства монастырских зданий, приобретала утварь и иконы, но и хлопотала в Санкт-Петербурге об исполнении воли затворника – об открытии в Сезеново женского монастыря.

10 октября 1849 года по Высочайшему соизволению указом Святейшего Синода Сезеновская женская община получила официальный статус, а 11 апреля 1853 года переименована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь [см. приложение 2].

В 1863 году была закончена постройка храма Рождества Христова. В 1864 году Преображенский храм, перестроенный старицей Дарией из кельи затворника, был разобран, так как не вмещал всех приходивших к нему на поклонение. На его месте игумения заложила новый храм во имя Святой Троицы в два этажа. Келия Иоанна оказалась под папертью нового храма. В новый храм были перенесены мощи затворника, могила старица Дарии также оказалась под его сводами и была отмечена каменным надгробием. При закладке нового храма колодезь, выкопанный старанием старицы Дарии, стал примыкать к левому алтарю, поэтому он также был благоустроен – над ним были выложены своды с арками.  Понеся великие труды по устройству обители, игумения Серафима скончалась 13 февраля 1877 года и была погребена под сводами построенного ею Троицкого храма.

Законченный вид Иоанно-Казанский Сезеновский монастырь приобрел в конце ХIХ – начале ХХ века. В центре обители возвышались три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный старицей Дарией. По пророчеству затворника Иоанна колодезь сей стал целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въезных ворот.

Согласно сведениям на 1914 год в обители числилось 543 насельницы, проживающие в 112 келиях. Монастырь владел 685 десятинами 1200 саженями земли.

В монастыре действовала гостиница, богадельня для пожилых сестер, приют и женское учебное заведение для девиц-сирот и девочек из бедных крестьянских семей, а также церковно-приходская школа для мальчиков.

Затворник Иоанн, задолго до создания обители, предсказывая ее славу и процветание, предвидел и печальный период разорения: « Здесь будут звонить колокола, здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат», «Эти деревья потопчут, ворота будут распахнуты, и кругом будет много народа». Пророчество исполнилось в полной мере, после кровавых событий 1917 года.

Монастырь был лишен земли, всех построек и имущества, а за пользование храмами вынужден был платить налог. В 1930 году обитель официально закрыли, монахинь выслали, оставшееся имущество распродали с торгов. Многие сестры стали жертвами репрессий, были арестованы и пребывали в исправительно-трудовых лагерях. Некоторые из них, вернувшись из ссылки, в 1938 году были вновь арестованы и расстреляны. И лишь немногим удалось пережить годы репрессий и стать свидетелями разрушения некогда красивейшего монастыря, оскверненного безбожной властью.

Казанский храм с колокольней взорвали, святой колодец засыпали землей и мусором, монастырскую ограду разобрали на кирпич. Помещения Троицкого и Христорождественского храмов использовали для хозяйственных нужд и содержания скота, чем привели их в плачевное состояние. 

Мощи затворника Иоанна сестры обители заблаговременно вывезли в с. Мечнянка Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма. 

Захоронения старицы Дарии и игумении Серафимы находились в нижнем этаже Троицкого храма покрытые мусором и попираемые ногами, но все же сохранились до нашего времени.

В 2005 году по благословению Преосвященнейшего Никона Епископа Липецкого и Елецкого в Сезеново поселились первые насельницы. При расчистке Троицкого храма были обретены частично сохранившиеся останки Сезеновских подвижниц Дарии и Серафимы. В 2007 году, в ответ на прошение Владыки Никона о возвращении мощей затворника Иоанна в Сезеновский монастырь, было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и согласие Архиепископа Тульского и Белевского Алексия (Кутепова). Мощи затворника Иоанна были обретены под полом часовни у Свято-Никольского храма в с. Мечнянка Тульской области и торжественно возвращены в основанную им обитель.

5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение об открытии Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря. Настоятельницей обители назначена монахиня Феофания (Проценко), в 2011 году возведенная в сан игумении, согласно занимаемой должности.

А теперь уважаемые экскурсанты, порошу вас пройти  в автобус, нам предстоит переезд в с. Шовское к  дому семьи Антоновых [3].

Ещё недавно дом, в котором святой подвижник провёл свои детство и юность, было в плачевном состоянии [см. приложение 4], а теперь здесь выполнен капитальный ремонт: восстановлены наружные и внутренние стены, цоколь и погреб, сделаны новые полы, заменены окна, кровля и двери, проведено электричество.

Дом разделён на две половины: в одной из них воссозданы интерьеры русской избы 19-го века, в которой Семён Антонов, до ухода на Афон, провёл первые 26 лет своей жизни. Другая же половина представляет собой музей, в котором, среди прочего, есть несколько фотографий с подвижником, сделанных во времена его афонской жизни в Свято-Пантелеимоновом монастыре – среди братии обители, на мельнице, где он нёс послушание.

Доподлинно известно, что Силуан Афонский вернулся домой из монастыря в 1904 году, уже будучи монахом. Причиной этому стало известие о начавшейся русско-японской войне, и Силуан, в молодости отслуживший в армии, намеревался идти воевать за Родину. Вместе с некоторыми другими монахами был мобилизован, но на фронт в итоге не попал. На несколько месяцев ему удалось съездить в родную деревню, где Силуан, из-за большого количества родни в доме, устроил себе жильё в землянке. Она находилась в нескольких метрах от его родного дома, давая жильцу возможность молиться в уединении [4].

Теперь на месте этой землянки построена часовня в честь святого старца. Внутри неё выполнен монтаж алтарной части, залиты теплые полы, подведены электросети  и водоснабжения, наружные стены облицованы кирпичом. Возле часовни установлен бюст Силуана Афонского, а также небольшая звонница.

Фактически за шесть месяцев в Липецкой области создали новый исторический и туристический комплекс. Средства и стройматериалы для этого выделили частные благотворители, трудовые коллективы, предприятия и организации Липецкой области.

Недалеко от дома расположена  Церковь Рождества Христова [7].

Ступени храма Рождества Христова в селе Шовское Лебедянского района помнят ноги маленького мальчика Семена Антонова, в XX веке прославленного в лике святых как Силуан Афонский. Храм был построен на пожертвования помещиков Дурасовых за год до рождения Семена в 1865 году.

Вот те храмовые стены и своды, которые смотрели на младенца, крестящегося в купели. Вместе с родителями, братьями и сестрами он ходил сюда на богослужения.

В свои лучшие годы храм выглядел красиво и величественно, о чем свидетельствуют крепкие стены, крепежные анкеры — старинные гвозди, на которых крепились желоба и сливные трубы, массивные скобы для лампадок и чудом сохранившиеся три старинные фрески. Лучше других выглядит изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках и праведного Иосифа в притворе храма. 

В 1937 году, за год до смерти Силуана Афонского, церковь на его родине начали разрушать [см. приложение 5]. Местные жители рассказывали, что, когда большой колокол сбросили на землю, она содрогнулась и загудела. В оскверненной церкви стояли тракторы и другая сельскохозяйственная техника. Стены прокоптились, потому что здесь жгли резиновые покрышки, чтобы не замерзала солярка.

Чудом стало возрождение сельского храма. В 1997 году он был очищен от мерзости запустения. А в 2000 году священник из соседнего села отслужил здесь первую пасхальную заутреню. Другое чудо — возвращение икон, у которых молился святой Афонский подвижник. Образ Николая Чудотворца, писанный на дереве, один из них.

Когда храм рушили, этот образ сняла со стены местная девочка Зоя, она и спрятала его в лощине, а потом забрала домой. Ее много лет уговаривали отдать святыню в Лебедянь, но она сказала: «Нет, даст Бог доживу и в свой храм верну. Возродится он!» И вот икона здесь. На обратной стороне иконы хорошо сохранившаяся надпись: «Благословение Святой Афонской Горы Русского Пантелеймонова монастыря, в котором и освящена сия Святая икона». Это еще одно явленное людям чудо: именно в этом монастыре подвизался в подвиге монашества Силуан, уроженец Шовского. Вернулся в храм и некогда принадлежавший ему образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Сельскую церковь венчают четыре главки, а во времена Силуана Афонского их было пять. Центральной, символизирующей образ Иисуса Христа, нет, но верующие надеются, что к юбилею их святого покровителя она появится. В храме собраны строительные леса, на очищенных от копоти стенах — фасадная влагостойкая шпатлевка.

То, к чему призывал преподобный Силуан, услышано на небесах. К восстановленному храму в село Шовское, правда, уже в XXI веке, потянулись паломники, возобновились крестные ходы. В мае прошлого года жители принимали большую делегацию из Лондона. После службы состоялась обильная трапеза с оладьями из сазаньей икры, донской сельдью, картошкой, квашеной капустой, украинским борщом, узбекским пловом и северными варениками. В благодарность паломники исполнили песнопения на румынском, греческом и славянских языках.

Уходя на Афон, Семен обещал молиться за всех односельчан. Теперь на средства москвички Ольги Котлышевой храм отделан изнутри, проведены электричество и отопление. В прошлом году сделали кровлю, купили церковную утварь, облачение. В Софрино заказан красивый иконостас.

Прошу вас пройти в автобус, мы отправимся к  святому источнику

« Зеленый колодец»[5].

Колодец и купель недалеко от села Шовское (Лебедянский район), которое является родиной святого Силуана Афонского. В народе это место называли «Зелёный колодец». Сюда издавна ходили наши предки за святой целебной водой. В годы советской власти на этом месте оставался лишь ветхий разрушенный сруб старого колодца, да маленький родничок. А когда территорию облагородили, восстановили колодец, освятили его, вдруг из земли забил с огромной мощью источник чистейшей святой воды.

Колодец действительно выкрашен в зеленый цвет, но название свое получил, из-за цвета воды — она изумрудно-зеленого цвета. Говорят, местные каменотесы выложили склоны родника с любовью обтесанными камнями, словно изумрудами. По словам старожилов, «Зеленому колодцу» уже более ста лет. Со временем камни покрылись мхом, отчего вода в нем кажется еще более зеленой.

Легенда гласит, что еще в давние времена пользовался он широкой известностью у богомольцев, шедших в Сезеновский женский монастырь. Они всегда останавливались здесь на отдых. Уж очень хорошая вода в нем была. В горячее уборочное время сенокоса или жатвы, в полуденную жару люди часто пользовались его студеной водой, но никогда не простужались, напротив чувствовали какую-то бодрость. Говорят, что и монахини Сезеновского монастыря ходили сюда за водой. Богатый земледелец Шатилов, имение которого находилось около села Хомяки примерно 12 километров от  источника, каждое утро посылал своего приказчика за водой в Зеленый колодец. 

Качество воды подтверждено лабораторией Москвы Санкт-Петербурга,  здесь вы можете набрать святой воды.

        А сейчас попрошу всех вернуться в автобус, мы возвращаемся в Сезеновский Иоано-Казанский женский епархиальный монастырь, чтобы пообедать и поделиться своими впечатлениями от экскурсии.

Итак, дорогие друзья, наша экскурсия окончено. Спасибо за внимание, если у вас есть какие-либо вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

Всего доброго!

Расчет стоимости экскурсии по маршруту

«Жизнь и служения  преподобного Силуана Афонского» (с. Сезеново - с. Шовское - с. Сезеново)

Питание – одноразовое (обед):

250 руб. x 1 день * 10 чел. = 2500 руб. на группу

2500 руб. : 10 чел. = 250 руб. на одного человека

Транспорт – аренда автобуса:        

900 руб. (1ч.) * 7ч. =  6300 руб. на группу

6300 руб. : 10 чел. = 630 руб. с одного человека

Услуги экскурсовода (сопровождение группы, проведение экскурсии):

300 руб. (1ч.) * 7 ч. = 2100 руб.

2100 руб. : 10 чел. = 210 руб. с одного человека

Себестоимость экскурсии на группу из 10 человек: (2500 + 6300 + 2100) = 10900 руб.

Себестоимость экскурсии на одного человека: (250 + 630 +210) = 1090 руб.

Прибыль от экскурсии: (10% x 1090) : 100% = 109 руб.

Доход от экскурсии: 1090 + 109 = 1199 руб.

Налог (НДС 18%): (18% x 109) : 100% = 19 руб.

Цена экскурсии на одного человека: 1218 руб.

Цена тура на группу из 10 человек: 12180 руб.

Список литературы

1.Волынчиков Н.В. Город Лебедянь [Текст]: учебник Воронеж, 2015

2.Краткая история села Шовское (http://silouan-hram.ru/selo-shovskoe)

3. На родине Силуана Афонского создали исторический комплекс (http://foma.ru)

4.Сахаров С. Преподобный Силуан Афонский [Текст]: учебник 4-е изд., испр – СТСЛ, 2015. – 536 с. + 4 с. ил.

5. Святой источник «Зеленый колодец» (https://agentika.com/ru)

6.Сезеновский Иоано- Казанский женский монастырь (http://sezenovo-mon.ru)

7.Церковь Рождества Христова (http://silouan-hram.ru)

8. Черменский П.Н. Город Лебедянь и его уезд в XVII в. [Текст]: учебник СПб., 2014.

9. Церковь Рождества Христова (http://silouan-hram.ru)

10. Святой источник «Зеленый колодец» (https://agentika.com/ru)

11. Сезеновский Иоанно - Казанский женский монастырь

(http://sezenovo-mon.ru)

12. На родине Силуана Афонского создали исторический комплекс (http://foma.ru)

13. Краткая история села Шовское (http://silouan-hram.ru/selo-shovskoe)

Приложение 1.

Преподобный Силуан Афонский

http://oblprint.ru/images/cms/news/fed_doga/sm_fed_doga_15.jpghttp://photo.russian-church.ru/e9/f7/05/75/eb/1000-865-8239440e6675507e6fe3.jpg

Приложение 2.

Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь (до восстановления)

Приложение 3.

Подвижник Иоа́нн Сезёновский

http://alchevskpravoslavniy.ru/wp-content/uploads/2015/12/20131226_1749420283.jpg

Приложение 4.

Дом семьи Антоновых (до восстановления)

http://skrinshoter.ru/s/210517/ML2HgM.jpg

Приложение 5.

Церковь Рождества Христова (до восстановления)

http://sobory.ru/pic/07900/07943_20090503_175247.jpg

Приложение 6.

Маршрут Экскурсии

C:\Users\k\Desktop\wq0AeuNWDWM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие географических знаний о Земле Урок 3 . Практическая работа « Нанесение маршрутов путешествий Магеллана и Колумба, названий материков и океанов.

Форма урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века.Задачи: 1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения...

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"...

Разработка туристского маршрута "Маршрутами скифов"

         Программа маршрута рассчитана  на  летнюю  оздоровительную  кампанию,  разделена  на  четыре  потока, продолжительность...

Проект "Туристический маршрут по алексеевской земле"

Социально-значимый проект "Туристический маршрут по алексеевской земле"...

Туристско - краеведческий маршрут.маршрут

Туристско - краеведческий маршрут.маршрут...

Перспективный план работы педагога-организатора Г(О)БУ "Лебедянский центр помощи детям"

В данной публикации дан подробный план на учебный года педагога-организатора учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей....

Доклад: «Итоги Года педагога и наставника в Лебедянском центре помощи детям». 30 ноября 2023 г.

Публикация содержит анализ работы педагогов учреждения  в рамках Года педагога и наставника....