Рабочая программа по Истории и современности кубанского казачества 5-9 класс
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шмулянская Оксана Игоревна

Рабочая программа по Истории и современности кубанского казачества для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochka_kazachestvo.docx43.76 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский  край  Туапсинский  район

Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  11  г. Туапсе

МО  Туапсинский  район

                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

                                                                                        решением педагогического совета

                                                                                        от ____ августа 2017года протокол № 1

                                                                                        Председатель ___________ Г.В.Тарасенко

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

По  Истории и современности кубанского казачества

Ступень обучения                         основное общее образование

Количество часов                        170 часов  (1 час в неделю)

Составитель:                                Шмулянская Оксана Игоревна

Программа разработана на основе программы ККИДППО 2017г.

Пояснительная записка

Казачество на Кубани – это не сословие, как его многие пытаются называть, а народ. Народ, со своей историей, культурой, говором, самосознанием, этническими особенностями формирования, вероисповеданием и готовностью в любой момент встать на защиту своей малой и большой Родины.

Сегодня кубанское казачество проходит новый сложный период своего становления и развития. И одним из основных и особо важных направлений деятельности Кубанского казачьего войска, как единственного реестрового казачьего войска, действующего на территории Кубани, является воспитание подрастающего поколения на основе историко-культурных традиций кубанского казачества.

Идея возрождения на Кубани казачьего уклада жизни, обозначенная губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым, – это не сиюминутная задача. В современных условиях этот уклад необходимо возрождать с нуля, и именно на юное казачье поколение здесь должна делаться основная ставка.

Выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих классов – это элита будущего нового кубанского казачества. Это будущие атаманы казачьих обществ Кубанского казачьего войска и члены казачьих семей. И они в первую очередь и безусловно должны стать казаками во всех смыслах этого слова. Это касается и их членства в казачьих обществах и внутреннего казачьего самосознания.

Достичь положительного результата в данном направлении можно только путем грамотного выстраивания системы казачьего образования, которая будет основана в первую очередь на казачьих историко-культурных традициях.

Именно поэтому, основной приоритет в учебно-воспитательном процессе в казачьем классе необходимо направлять на изучение истории кубанского казачества.

В связи с этим, предлагаемый к изучению курс, включает в себя две части: историю кубанского казачества и современную жизнь Кубанского казачьего войска. Данные составные части изучаются не отдельными независимыми друг от друга блоками, а взаимосвязаны и переплетены между собой по мере наличия такой возможности, и преподаются в каждом классе в соответствии с возрастными особенностями учащихся параллельно в рамках всего курса.

Программа данного курса рассчитана на учащихся 5-9 классов казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края и предусматривает обучение в объеме 34 часа в каждом классе в течении учебного года.

Настоящий курс отражает принципы государственной политики Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества и направлен на  реализацию Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.03.2011 г. № 2493-П «Об утверждении Концепции государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества» и Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 г. № 644 «Об утверждении Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества».

Цели курса.

Основной целью преподавания данного курса является патриотическое воспитание казачьей молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского казачества.

Дополнительными целями являются:

- подготовка всесторонне развитых казаков, знающих свою историю, обычаи и традиции, и способных интегрировать их в современной жизни;

- формирование у казачьей молодежи желания и стремления не просто называться казаками или казачками, а осознано считать себя частью казачьего народа, быть казаками во всех смыслах этого слова и  прогнозировать свое будущее в неразрывной связи с Кубанью и Кубанским казачьим войском;

- формирование у казачьей молодежи задатков «казачьего лидера», использование которых возможно в последующем в рамках деятельности в казачьих обществах.

Задачи курса:

- формирование у казачьей молодежи интереса к изучению истории кубанского казачества, а также основных сфер жизнедеятельности современного Кубанского казачьего войска;

- укрепление роли казачьей семьи в воспитании юных казачат;

- укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви.

5 класс (34 часа)

Тема 1. Происхождение и становление казачества (2 часа)

Понятие казачества.

Версии происхождения казачества.

Тема 2.  Современные кубанские казаки (4 часа)

Казак и казачье общество.

Атаман Кубанского казачьего войска.

Численность Кубанского казачьего войска

Тема 3. Казачьи традиции и обычаи (4 часа)

Основные казачьи традиции и обычаи.

Казачьи заповеди.

Казачья семья.

Особенности казачьего семейного  воспитания.

Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа)

Воспитание казака как будущего воина.

Роль физического воспитания в подготовке будущего казака.

Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска.  Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань (7 часов)

Образование Запорожской Сечи.

Образование Войска верных казаков.

Черноморское казачье войско.

Прошение казаков о выделении земель на Кубани.

Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота императрицы Екатерины II.

Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара.

Утверждение и применение «Порядка общей пользы».

Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани (5 часов)

Донские казаки: формирование и служба Российскому государству.

Уход казаков на Дон, расселение на Кубани.

Образование Кубанского конного линейного войска.

Екатеринославское войско.

Образование Кавказского линейного казачьего войска(1832 г.)

Тема 7. Роль Православия в дореволюционной казачьей среде (4 часа)

Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и  донских казаков.

Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков.

Православная вера в  повседневной жизни казаков.

Основные  религиозные праздники.

Войсковые религиозные праздники.

Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе (3 часа)

Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству.

Православие в жизни современного казака.

Роль священника в жизни казачьего общества.

Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов (1 час)

Интеграция горской культуры и  заимствование её отдельных элементов казаками.

Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа)

6 класс (34 часа)

Тема 1.  Казачьи поминовения (2 часа)

Что такое поминовения?

Категории поминовений.

Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск и социальный состав казачества (3 часа)

Положение о Черноморском казачьем войске.

Воинская повинность и внутренняя служба казаков.

Ликвидация выборности атаманов.

Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска  (3 часа)

Войсковой сбор.

Войсковой суд.

Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих обществ.

Тема 4. Военная служба кубанского казачества(2 часа)

Военная служба как основа жизнедеятельности кубанского казака в дореволюционный период времени.

Охрана границ Российской империи как основной вид военной службы кубанского казачества.

Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. (2 часа)

Участие в Бородинском и других сражениях.  

Выдающиеся казачьи военачальники и герои войны.

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в.(4 часа)

Участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг.

Участие в Крымской войне 1853-1856 гг.

Участие и роль казаков в Кавказской войне.

Героические подвиги казачества.

Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского  казачьего войска и линейного казачества Кубани(5 часов)

Принципы землевладения и землепользования.

Хуторская система хозяйства.

Основные виды и  формы труда

Традиционное устройство жилища казаков.

Традиционная одежда кубанских казаков.

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков(2 часа)

Экипировка казака. Экипировка лошади.

Используемые казаками виды огнестрельного оружия.

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска(2 часа)

Казачья форма.

Знаки различия (погоны, шевроны, петлицы и т.д.)

Тема 10. Казачьи поминовения(4 часа)

День памяти жертв политических репрессий казачества.

Корниловские поминовения, Чамлыкские поминовения.

Даховские поминовения, Апшеронские поминовения.

Михайловские поминовения, поминовения «Кущевская атака».

Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (3 часа)

День реабилитации кубанского казачества.

День образования Кубанского казачьего войска.

День кубанского казачества.

Тема 12. Повторение пройденного материала (2 часа)

7 класс (34 часа)

Тема 1. Выдающиеся атаманы Черноморского и Линейного казачьих войск (4 часа)

З.А. Чепега

А.А. Головатый

Г.А. Рашпиль, Ф.А. Круковский

 Ф.Я. Бурсак, А.Д. Безкровный и др.

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска (3 часа)

Указ императора Александра II об образовании Кубанского казачьего войска.

Административное устройство и управление войском.

Воинская повинность кубанских казаков.

Тема 3. Окончание Кавказской войны (2 часа)

Переселение горцев в Турцию.

Окончание Кавказской войны и  начало заселения Закубанья.

Тема 4. Регалии и реликвии кубанского казачества. Кубанский историк Ф.А. Щербина. (6 часов)

Что такое регалии?

Состав казачьих регалий и их предназначение.

Герб и Гимн Кубанского казачьего войска.

Биография Ф.А. Щербины.

Роль Ф.А. Щербины в сохранении регалий.

Перезахоронение Ф.А. Щербины в г. Краснодаре.

Тема 5. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии (2 часа)

Участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.

Тема 6. Государственная служба современного кубанского казачества (4 часа)

Охрана общественного порядка.

Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Служба казаков в Президентском полку.

Военно-полевые сборы.

Тема 7. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг. (2 часа)

Привлечение казаков для борьбы с революционерами и охраны общественного порядка.

Объявление военного положения в Кубанской области.

Тема 8. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах(3 часа)

Участие кубанских казаков в Русско-Японской войне.

Участие кубанских казаков в Первой мировой войне.

Казаки и горцы в Первой мировой войне.

Тема 9. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска (3 часа)

Участие казаков во время проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году

Участие Кубанского казачьего войска в возвращении Крыма в состав России в 2014 году.

Участие казаков в Параде Победы на Красной площади в г. Москве в 2015 году.

Тема 10. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг.(3 часа)

Принципы землевладения и землепользования.

Развитие земледелия и скотоводства.

Казачьи ярмарки.

Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)

8 класс (34 часа)

Тема 1.  Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего войска       (с 1860  по 1917 гг.) (3 часа)

Ф.Н. Сумароков-Эльстон

Н.Н. Кармалин

Я. Д. Малама.  М.П. Бабыч

Тема 2. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал «Час Славы Кубани»(1 час)

Состав Почетного караула. Кубанский духовой оркестр.

Тема 3. Патриотическое воспитание казачьей молодежи, как одно из основных направлений деятельности современного Кубанского казачьего войска (4 часа)

Детский летний отдых. Экскурсии по казачьим местам.

Казачье образование.

Казаки-наставники и их роль в учебно-воспитательном процессе.

Казачья традиционная культура.

Тема 4. Культура кубанского казачества в 1860 -1917 гг. (3 часа)

Религиозная культура.

Присутствие старообрядчества в жизни отдельных казаков.

Просвещение. Наука. Литература.

Тема 5. Выдающиеся историки кубанского казачества (3 часа)

Я.Г. Кухаренко, П.П. Короленко, Ф.А. Щербина.

Их вклад в сохранение и изучение истории кубанского казачества.

Основные научные труды по истории казачества.

Тема 6. Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне (6 часов)

Отношение кубанских казаков к революции.

Созыв I съезда Кубанской войсковой Рады.

Взятие Екатеринодара армией А. Деникина.

Создание Кубанской армии.

Взятие Екатеринодара соединениями Красной армии.

Появление, роль и позиция «зеленых».

Тема 7. Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские поминовения. (1 час)

Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте на территории Республики Абхазия.

Тема 8. Кубанские казаки в эмиграции (3 часа)

Расселение в других странах.

Создание казачьих хуторов и станиц в зарубежье.

Жизнь кубанского казачества в зарубежье.

Тема 9. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века(3 часа)

Окончание Гражданской войны.

Коллективизация. Раскулачивание. Расказачивание.

Террор со стороны власти в отношении казаков.

Тема 10. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (5 часов)

Начало Великой Отечественной воны.

Создание казачьих воинских подразделений в составе Красной армии.

Военная форма одежды казаков в годы Великой Отечественной войны.

Переход части эмигрировавших казаков на сторону фашистской Германии.

Кубанские части в составе вермахта.

Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)

9 класс (34 часа)

Тема 1. Возрождение кубанского казачества (8 часов)

Создание кружка на базе Кубанского государственного университета (1988 год).

Образование казачьих обществ на различных территориях Краснодарского края.

Образование Кубанской казачьей Рады.

Принятие Закона Краснодарского края «О реабилитации кубанского казачества» (1995 г.).

Образование Всекубанского казачьего войска.

Роль В.П. Громова в процессе возрождения кубанского казачества.

Утверждение Устава Кубанского казачьего войска.

Вхождение Кубанского казачьего войска в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Тема 2. Кубанский казачий хор (2 часа)

Войсковой певческий хор.

В.Г. Захарченко в развитии Кубанского казачьего хора.

Тема 3. Новейшая история Кубанского казачьего войска (5 часов)

Совершенствование внутривойсковой нормативно-правовой базы.

Усиление роли атаманов казачьих обществ.

Усиление казачьей дисциплины.

Финансово-экономическая политика.

Усиление роли средств массовой информации в жизни Кубанского казачьего войска.

Тема 4. Международная деятельность современного Кубанского казачьего войска (2 часа)

Взаимодействие с «Кубанским казачьим войском за рубежом» (США).

Греция. Сербия. Болгария. Армения.

Тема 5. Информационная политика современного Кубанского казачьего войска  (2 часа)

Освещение деятельности Кубанского казачьего войска на краевых телевизионных каналах.

Интернет-сайт Кубанского казачьего войска.  

Тема 6. Г.Н. Трошев и его роль в жизни современного Кубанского казачьего войска. (1 час)

Деятельность Г.Н. Трошева на посту советника Президента РФ по делам казачества.

Тема 7. Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества (2 часа)

Законы РСФСР и Российской Федерации.

Постановления  Правительства РФ и Законодательного Собрания Краснодарского края.

Тема 8. Государственная политика Российской Федерации и Краснодарского края в отношении российского и кубанского казачества (2 часа)

Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества.

Тема 9. Реестровые казачьи войска России, их общие и отличительные черты (1 час).

11 современных реестровых казачьих войск России.

Тема 10. Реестровые и нереестровые казаки. Причины  разногласий (1 час).

Разногласия между реестровыми и нереестровыми казачьими обществами.

Тема 11. Нормативные документы Кубанского казачьего войска    (3 часа)

Устав.

Положения.

Приказы атамана Кубанского казачьего войска.

Тема 12. Организация и проведение советов атаманов казачьих обществ, отчетных, выборных и отчетно-выборных сборов (1 час)

Порядок проведения сборов.

Тема 13. Казачья демократия (1 час).

Основные принципы казачьей демократии.  

Тема 14. Казачья идеология и роль атаманов казачьих обществ в жизни современного Кубанского казачьего войска (1 час).

Роль атаманов в жизни и развитии казачьих обществ.

Тема 15. Повторение пройденного материала (2 часа)

Описание материально-технического обеспечения образовательной    деятельности:

 1) Печатные пособия:

  • Бондарь Н.И. Календарные праздники и  обряды кубанского казачества. Краснодар,2003.
  • Бондарь Н.И. Хлеб: пища и символ: восточнославянская сельская традиция// Российское село XXI веке: проблемы и перспективы. Выпуск 2. Москва-Краснодар,2004.
  • Бондарь Н.И., Жиганова С.А. Фольклор и этнография Кубани.  Краснодар, 2009.
  • Борисова О.Г. Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар,2005.
  • Детские игры и забавы в станицах Кубанской и Терской областей. Краснодар, 2011.
  • Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. Т. 2. 
  • Воронин В.В. Конфликты в семье кубанских казаков и пути их разрешения// http://forum1777.ru/viewtopic.php?t=11902&p=709008
  • Воронин В.В. Гостевой этикет кубанских казаков// http://forum1777.ru/viewtopic.php?t=11902&p=709008
  • Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков// Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007.http://www.scarb.ru/literatura/stati/povsednevnyj-zastolnyj-etiket-kubanskih-kazakov/
  • Воронин В.В. Проводы казака на службу в кубанской традиции// Очерки традиционной культуры казачеств России. Краснодар, 2005. Т. 2. 
  • Воронин В.В. Отец в семье кубанских казаков: статус и функции// Памяти Ивана Диомидовича Попки: Из исторического прошлого и духовного наследия северокавказского казачества. Краснодар. 2003.
  • Фролов П.З. Казачья доля. Краснодар, 2014.
  • Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской  субкультуры кубанского казачества)// Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
  • Бондарь Н.И. Традиционная культура: структура, функции, состояние// Мир материнства и детства  этносов и этнических групп ЮФО и Кубани. Краснодар, 2007.
  • Православие, традиционная культура, просвещение: сб. науч. статей. Краснодар, 2000.

 2) Экранно-звуковые пособия: 

  • Атамань. Альманах: история о первом в Краснодарском крае этнокультурномкомплексе «Атамань», подворье атамана, казака, винодела, сапожника, ткача, обряд «Проводы казака на службу», легенды, обычаи. Мультимедийное приложение.- ООО Художественный салон «Сокол», 2011г.
  • Атамань, Кубань - казачий край! Альманах: Символы Краснодарского края, казачьи заповеди, атаманы Кубанского казачьего войска, памятник великомученице Екатерине в Краснодаре, открытый в 2009г. Мультимедийное приложение.- ООО Художественный салон «Сокол», 2011г.
  • Гангур Н.А., Шаповалова А.В. Традиционный костюм черноморского казачества (конец 18 века-1860г.). Повседневная одежда черноморского казачества, украшения, аксессуары, ткани. Характеристика костюма войсковой элиты. Мультимедийное приложение. - ООО Художественный салон «Сокол»,2011г.
  • Оружие кубанских казаков. Иллюстрированная книга для детей. - ООО Художественный салон «Сокол», 2012г.

3) Технические средства обучения:

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  • Колонки (рабочее место учителя).
  • Телевизор, интерактивная доска.
  • Локальная сеть.

4)  Цифровые и электронно-образовательные ресурсы:

СОГЛАСОВАНО                                                                                        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                Заместитель директора по НМР

ШМО учителей истории и обществознания                                                 Нестеренко Л.Ф. ____________

«____»____________2017г.                                                                          «____»____________2017г.

Зиновьева Л.Ю. _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для внеурочного курса "История и современность кубанского казачества"

Данная научная статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ" написана на основе полевых материалов, собранных в ходе фольклорно-этнограф...

Рабочая программа факультатива "История и современность кубанского казачества"

Измененная программа "История и современность кубанского казачества"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....

РП и КТП История и современность кубанского казачества

Рабочая программа для 5-9 классов казачьей направленности по курсу внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества". КТП для 6 класса по "Истории и современности ...

Авторская рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" 10 класс (34 часа, углубленный уровень)

Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс» был задуман как курс подготовительно-тренировочного характера, направленный на углубление материала в рамках предметной обл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История казачества" в 7 классе

               Программа рассчитана на 34 часа, одно занятие в неделю.    Цель – формирование у школьников осознанного представления...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы представляют собой полноценный методической ...