Внеклассное мероприятие: Степан Агбаанович Сарыг-оол.«Тыва литература болгаш Чаа Тываның ыраажызы»
презентация к уроку по краеведению (9 класс) по теме

Сарыглар Чечек Алдын-ооловна

Класстан дашкаар ажылдарга болгаш кичээлдерге ажыглап болур материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентации. С.Сарыг-оол25.94 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

Рабочие программы учителя МБОУ гимназия № 9 г.Кызыла РТ

Сарыглар Ч.А по родному (тувинскому) языку (предмет «Тыва дыл») с 5-11 класс

Рабочие программы по родному (тувинскому) языку с 5-9, 10-11 классы разработаны на основе примерной программы по тувинскому языку и развитию связной речи для основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) (10-11 классы) образования  «Тыва дыл болгаш харылзаалыг чугаа сайзырадылгазынга чижек ажылчын программалар. Кол ниити ѳѳредилге. (5-9 класстар). Ортумак (долу) ѳѳредилге.(10-11 класстар)», авторы К.Б.Доржу, Ч.А.Сарыглар, 2017); «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ РТ» («Тыва Республиканың ѳѳредилге черлеринге кижиниң сүзүүн болгаш мѳзү-шынарын кижизидип сайзырадырының концепциязы»), авторы: М.Б.Кенин-Лопсан, К.Б.Салчак, Г.Д.Сундуй, А.С.Шаалы., 2011), Концепции преподавания тувинского языка в образовательных учреждениях Республики Тыва, также  учебников «Тыва дыл» («Тувинский язык») с 5-9, 10-11 класс:

5 класс: «Тыва дыл. 5 класс» (авторлары:  К.Б.Доржу, Н.Д.Сувандии, А.Б.Хертек, Б.Ч.Ооржак, Ч.А.Сарыглар, М.В.Бавуу-Сюрюн; НШХИ, ОАО ПИК «Офсет»., 2014), также используются дополнительные учебники  разного года издания:  «Тыва дыл. 5 класс» (авторы: М.Д.Биче-оол, К.А.Бичелдей., ТКИ, Кызыл., 2002), «Тыва дыл. 5 класс» (авторы: М.Д.Биче-оол, К.А.Бичелдей, Н.Д.Сувандии., ИРНШ, Кызыл., 2010

6 класс: «Тыва дыл. 6 класс». ФГОС. Авторы: М.В.Бавуу-Сюрюн, К.Б.Доржу, Б.Ч.Ооржак, А.Б.Хертек., ИРНШ., 2015;

7 класс: «Тыва дыл. 6-7 класс». Авторы: Д.А. Монгуш, К.Б. Куулар., Тувинское книжное издательство,        Кызыл., 1995, 2001, 2007.

8 класс: «Тыва дыл. 8-9 класс». Авторы: М.Д. Биче-оол, Д.А. Монгуш, М.В. Бавуу-Сюрюн, А.К. Ойдан-оол.,         Тувинское книжное издательство., Кызыл, 2001, 2006;

9 класс: «Тыва дыл. 8-9 класс». Авторы: М.Д. Биче-оол, Д.А. Монгуш, М.В. Бавуу-Сюрюн, А.К. Ойдан-оол.,         Тувинское книжное издательство., Кызыл, 2001, 2006;

10 класс: «Тыва дыл. 10-11 класс». Авторы: А.К.Ойдан-оол, Б.К.Ондар, К.Б.Доржу, Е.М. Куулар., Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2007;

11 класс: «Тыва дыл. 10-11 класс». Авторы: А.К.Ойдан-оол, Б.К.Ондар, К.Б.Доржу, Е.М. Куулар., Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2007;

Согласно с требованиями «Положения о рабочей программе», утвержденного Профсоюзным комитетом МБОУ гимназии №9, директором гимназии, также по общему положению «Оформление и составление календарно-тематического планирования учителя-предметника» рабочие программы составлены по следующей структуре:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка. Здесь указана на основе какой программы, Концепции и учебника составлена рабочая программа. Также краткая информация о тувинском языке, как государственного языка наряду с русским государственным языком в Российской Федерации и Республике Тыва, о его значении для развития личности вообще.
  3. Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса родного (тувинского) языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных, предметных целей обучения, обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования тувинского языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию и т д. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм тувинского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики тувинского языка, освоение норм тувинского речевого этикета, культуры общения; способность объяснять значения слов и т д.

Отдельным пунктом идут объяснение цели изучения предмета, место предмета в учебном плане, результаты изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы).

  1. Содержание программы учебного курса. Здесь указывается из каких разделов состоит рабочая программа по каждому классу отдельно согласно примерной программе 2017 года.
  2. Таблица тематического распределения количества часов отдельно по всем разделам тувинского языка в каждой рабочей программе с 5-11 класс.
  3. Полное содержание курса «Тыва дыл» и требование к уровню подготовки учащихся показано в разделе «Календарно-тематический план»  по каждому классу (5-11 класс)
  4. Приложен список учебно-методической литературы.
  5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Рабочие программы учителя по предмету «Тыва дыл» с 5-11 класс, соответствующие ФГОС второго поколения, нужны и для учителей других школ города и кожуунов республики для пополнения УМК учителя тувинского языка.

РЕЦЕНЗИЯ

Рабочие программы учителя МБОУ гимназия № 9 г.Кызыла РТ

Сарыглар Ч.А по родной литературе («Тѳрээн чогаал») с 5-7 класс,

по тувинской литературе («Тыва чогаал») с 8-9 класс

Рабочие программы по родной литературе с 5-7 класс и тувинской литературе с 8-9 класс разработаны на основе примерной программам «Тыва аас чогаалы болгаш литература» («Тувинский фольклор и литература») для общеобразовательных учреждений с 5-11 класс.,  рекомендованной УМС ИРНШ МОиН РТ., Кызыл, 2012; «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в ОУ РТ» («Тыва Республиканың ѳѳредилге черлеринге кижиниң сүзүүн болгаш мѳзү-шынарын кижизидип сайзырадырының концепциязы»), авторы: М.Б.Кенин-Лопсан, К.Б.Салчак, Г.Д.Сундуй, А.С.Шаалы., 2011), Концепции преподавания тувинского языка в образовательных учреждениях Республики Тыва,  также  учебников «Тѳрээн чогаал» («Родная литература») с 5-7 класс,  «Тыва чогаал» (Тувинская литература) с 8-9 класс:

5 класс: «Тѳрээн чогаал. 5 класс».        ФГОС. Авторы: М.А.Кужугет, Л.Х.Ооржак, Е.Т.Чамзырын, А.С.Шаалы., ИРНШ, 2013;

6 класс: «Тѳрээн чогаал. 6 класс».        ФГОС. Авторы: Л.Х.Ооржак, М.А.Кужугет, Е.Т.Чамзырын, Н.Ш.Куулар, А.С.Шаалы. ИРНШ, 2014;

7 класс: «Тѳрээн чогаал. 7 класс». ФГОС. Авторы: Е.Т.Чамзырын, Н.Ш.Куулар, А.Х.Херел, ИРНШ., 2015;

8 класс: «Тыва чогаал. 8 класс». ФГОС. Авторы: М.А.Кужугет, Л.Х.Ооржак, ИРНШ., 2017

9 класс: «Тыва чогаал. 9 класс». ФГОС. Авторы: М.А.Кужугет, Л.Х.Ооржак, ИРНШ., 2017;

Согласно с требованиями «Положения о рабочей программе», утвержденного Профсоюзным комитетом МБОУ гимназии №9, директором гимназии, также по общему положению «Оформление и составление календарно-тематического планирования учителя-предметника» рабочие программы составлены по следующей структуре:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка. Здесь указана на основе какой программы, Концепции и учебника составлена рабочая программа.

Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса родной литературы в 5-7 классах и тувинской литературы в 8-9 классах обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных, предметных целей обучения. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родной речи как формы выражения национальной культуры, истории народа, освоение норм тувинского речевого этикета, культуры общения через родную литературу, через произведения тувинской литературы. Планируемые предметные результаты предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о родной литературе. Основой уроков родной литературы является золотой фонд тувинского фольклора и произведений тувинской литературы, который имеет огромное духовно-нравственное, эстетическое, культурное, патриотическое воспитание школьников. Дает возможность узнать о народных традициях и обычаях. Для  сравнения, для формирования толерантности у школьников на уроках используются переводы мировой литературы и литературы народов России. Родная (тувинская) литература развивает эстетические качества, расширяет кругозор, укрепляет гражданскую позицию и т д.

Отдельным пунктом идут объяснение цели изучения предмета, место предмета в учебном плане, результаты изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы). 

  1. Содержание программы учебного курса. Здесь указывается из каких разделов состоит курс родной литературы с 5-7 класс, тувинской литературы с 8-9 класс согласно программе 2012 года, также общие направления курса тувинской литературы.
  2. Тематическое распределение количества часов, полное содержание курсов «Тѳрээн чогаал», «Тувинская литература», также требование к уровню подготовки учащихся показано в разделе «Календарно-тематический план»  по каждому классу (5-9 класс)
  3. Приложен список учебно-методической литературы.
  4.  Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Рабочие программы учителя по предметам «Тѳрээн чогаал» с 5-7 класс, «Тыва чогаал» с 8-9 класс по программе, соответствующей ФГОС второго поколения, нужны и для учителей других школ города и кожуунов республики для пополнения УМК учителя родной литературы, тувинской литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие к Неделе русского языка и литературы "Лексическая тема "Хлеб"

Разработка внеклассного мероприятия с использованием пословиц, поговорок, загадок, сказок о хлебе...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО.

Данная разработка рассказывает о великих полководцах России, начиная с Древней Руси....

Внеклассное мероприятие, посвящённое неделе русского языка и литературы

Данный урок представляет собой викторину, состоящую из трех этапов, предполагающую деление класса на четыре группы в зависимости от уровня знаний и умений каждого ученика. Соревновательный момент обес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению внеклассного мероприятия – викторины «Masterpieces of Literature» («Шедевры литературы»)

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия – викторины тематического содержания “Masterpieces of Literature” для студентов 1-го ...

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по литературе, истории и основам православной культуры "Святочный Что? Где? Когда?"

Основными целями и задачами игры являются: развивать любознательность, мышление, устную монологическую речь, способность делать выводы, четко и аргументировано отвечать на вопросы; содействовать стано...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА) ПО ПРЕДМЕТУ «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 Книга жизни И.С. Тургенева – это книга, исполненная «добра и нравственной красоты»....

Разработка внеклассного мероприятия "Калейдоскоп" по русскому языку и литературе

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе "Калейдоскоп наук"...