Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе.
статья по краеведению на тему

Кочергина Валентина Ивановна

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае  и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения  к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля  и своей  школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный музей – центр краеведческой работы в селе и школе

      «Специфической особенностью большинства школьных музеев является краеведческий характер. Краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края».    Поиск местного краеведческого материала является самой увлекательной частью работы музея. Работа в библиотеке, переписка с архивами, военкоматами, изучение периодической печати, путешествие по родному краю, знакомство с вещевыми, изобразительными объектами наследия – один из путей сбора историко-краеведческого материала.

     Другими вариантами краеведческой работы в родном селе являются встречи с односельчанами, краеведами района, ветеранами, участниками патриотических  обществ и т. д.

     Сбор информации и экспонатов по истории малой Родины помогает учащимся лучше осмыслить прошлое, наглядно увидеть происшедшие перемены. Это в свою очередь  способствует сближению методов  обучения с методами научного познания. Сбор, обработка, всестороннее изучение  и экспонирование  материалов развивают у школьников умения и навыки самостоятельной работы, помогают развитию их познавательных способностей, приобщают их к исследовательской работе.

      Школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, переносные экспозиции, выставки, электронные презентации  и др.) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы.

     Среди направлений  краеведческой работы школы особо актуальными  следует выделить два направления: родной край и  школа.

В настоящее время возрос  интерес  к краеведению, истории малой родины, к истории родной семьи,  т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: историко - краеведческом, природно-географическом, культурном[1].

     Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае  и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения  к традициям своего народа, любви к своей малой Родине: Астраханской области, Лиманскому району, селу Оля  и своей  школе.

     Понятие родной край применительно к музейно-краеведческой деятельности не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Родной край - локальная, обозримая часть земли, страны, которую следует знать всем, кто считает себя краеведом.  При этом  очень важно не распыляться во всех направления краеведческой работы, ведь окружающее настолько многообразно, многолико, что можно либо увязнуть в нем, либо выбрать слишком узкую тему, забыв о других, не менее интересных и важных.

   Обращают на себя внимание  Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации « О деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений»  по вопросу о стратегической  задаче музея,  как института социальной памяти, заключающейся в сохранении  для современников и потомков подлинников , первоисточников  или их копий,  представляющих историческую, художественную или иную ценность.

      Среди копий нашего музея имеются письма с фронта, извещения о гибели солдат, наградные документы односельчан-ветеранов и многое другое. К сожалению,  подлинников в школьном музее не так много, как хотелось бы, но наличие копий облегчает работу, так как их можно копировать и не бояться за их сохранность. При этом даже копии (особенно цветные) являются важным инструментом и прекрасным наглядным пособием в краеведческой работе  [2].

        Результатом краеведческой  работы нашего музея является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории села, жизни и достижениям земляков.  Юными краеведами были написаны работы:  «Летопись села Оля», «Село Оля в годы Великой Отечественной войны», «Олинские рыбаки в годы войны»,  «100 местных слов и терминов»,  «Забытые сёла Лиманского района»   и т.д. [3]., что было отражено в статье Кочергиной В.И.  «Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков».   Много исследовательских  работ написано учащимися  о  военном  и  трудовом  подвиге односельчан. Именно эти исследования и материалы  работ легли  в основу всех экспозиций и стендов  нашего музея.

       Внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков.

       Другим важным направлением краеведческой работы является история школы.  Каждый человек проходит через школу,  которая в определенной степени становится  хранилищем памяти о людях, учившихся и работавших  в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.  И  никто кроме учителей и учеников полноценную ее  летопись  составить не сможет. В нашем музее пока нет экспозиции посвященной  истории нашей школы, однако в этом направлении ведется постоянная работа.

     В фондах музея собрано много сведений и материалов в этом направлении:

- изображение школы в разные годы ее существования (фотографии, рисунки, планы и др);   фотографии  всех директоров, учителей и учеников с первых лет существования школы;  атрибуты школьной жизни разного времени ( чернильницы, учебники, ручки, школьная форма, первые кинопроекторы, проигрыватели и т.п.);  свидетельства школьной жизни как процесса, своеобразная летопись образования: рукописные альбомы по истории пионерской организации, юннатского движения, экологического направления и т.д.;  детские сочинения, творческие работы.

       Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Внеурочная и  урочнаядеятельность на базе музея раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории  села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, а также  вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.


[1] Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев. 

http://www.den-za-dnem.ru

[2] Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 № 06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений.

[3] Кочергина В.И. Школьный музей как важнейший инструмент реализации детей и подростков // Сборник информационно-методических материалов по музейной педагогике  «Музей и дети» под редакцией Ткачевой Э.Ю. Выпуск 2. – Астрахань: Изд. ГАОУ АО ДПО «АИПК», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - центр духовной культуры

В данном докладе представлен материал из опыта работы создания школьного этногорафического  музея. Краеведческая работа с учащимися отражает патриотическое воспитание и обогащает д...

Школьный музей – центр формирования музейной образовательной среды

Материал содержит цели и задачи по созданию образовательного пространства используя музейную педагогику....

Музей- центр воспитательной работы в школе

                                       ЧТОБЫ  СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН  ДЕРЖАТЬСЯ  КОР...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...