Урок мужества "Великая Отечественная война и моя семья"
методическая разработка по краеведению (8 класс) на тему

Бухминова Альфия Равилевна

Урок мужества посвящен учителям, которые работали во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelstvo_v_gody_voyny.docx20.05 КБ
Файл uchitelstvo_v_gody_voyny.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

УРОК МУЖЕСТВА

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И МОЯ СЕМЬЯ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

 КЛ. РУКОВОДИТЕЛЬ 8 - В КЛАССА

Бухминова А.Р.

Цель:

-расширение исторических знаний учащихся; приобщение их к духовным ценностям своей семьи и  Отечества;

- воспитание чувства патриотизма, памяти к прошлому, любви к Отчизне.

 

Оформление и оборудование: совместно с краеведческим музеем оформлена выставка «Елюзанцы в годы войны»; икт и презентация.

На фоне мелодии песни «России» ученик читает стихотворение

1.Что теперь с нами стало…            Как Россия устала…                                 И какая еще ждет Россию война?   Мне не хочется крови,            

  И не надо нам славы, Нас так мало осталось А Россия одна.

2. И послушным солдатам               По торжественным датам                  

Про березки да клены                      Сладкий голос поет                           Стыдно станет погонам                   Защищать бастионы               Уворованный жизни                       Тех и этих господ.

3. Заживут раны тела,                     Если дело задело-                                    Ну, а если натравят-                        Друг на друга пойдем                           Вновь попьет нашей крови             Власть- слепая ворона,                       Мне, наверно, не встретить            Двухтысячный год.

4. Только б души воскресли            И с надеждой с песней                    Встали каждый, кто верит,            Что Россия- одна                               Брат, отец и друг детства,              За Россию- все вместе,                 Заживут наши раны,                      Но душа никогда…

1 ведущий. Наш сегодняшний урок мы посвящаем нашим землякам, защищавшим нашу Родину в годы ВОВ и учителям, работавшим в эти суровые годы.

2 ведущий. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое отечество, прийти на помощь другим. В народе живет убеждения, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм – любовь к родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов своими делами служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное.

Ученик читает стихотворение «Родина»                                                «Родина – мы говорим волнуясь,                                                                Даль без края видим пред собой,                                                                 Это наше детство, наша юность,                                                                 Это все, что мы зовем судьбой,                                                                       Родина! Отечество святое.                                                                Перелески. Рощи. Берега.                                                                            Поле от пшеницы золотое.                                                                      Голубые от луны стога.                                                                                   Родина! Земля отцов и дедов!                                                                      Мы влюбились в эти клевера,                                                               Родниковой свежести вода                                                                                   С краешка звенящего Ведра.                                                                       Это позабудется едва ли –                                                                               И на век останется святым…                                                                   Землю ту, что Родиной назвали,                                                                 Коль придется сердце защитим.

Рассказ ученицы Абушевой Галии:

- Я бы хотела рассказать о своих близких, бабушке – Кирасировой Рашиде Джарулловне и дедушке – Кирасирове Джафяре Мухаммедшиновиче, жителях Средней Елюзани.

Когда началась война, им было по 4–6 лет. Вот что вспоминают они о суровом детстве, которое пришлось на годы ВОВ: «Мы не видели особой ласки, заботы, так как матери целыми днями, а иногда и ночами были на работе. Летом и осенью убирали урожай, зимой вязали теплые вещи для фронтовиков, многие работали на торфяных разработках. Да и дети не сидели без дела: носили солому, ухаживали за скотом, работали на огороде».Несмотря на суровые условия военного времени, занятия в школе не прерывались. В 6 лет моя бабушка начала обучаться в школе. Она находилась недалеко от их дома. Дети собирались утром и все вместе шли на занятия. Школа была деревянная, одноэтажная. Она отапливалась дровами, в каждом классе были печи. Зимой, когда их затапливали, ученики могли надышаться угарным газом. Ведь дрова, которые рубили технички, были ледяными. Многие ходили с керосиновыми лампами, чтобы было теплее. В школе не было столовой. Дети оставались голодными до конца учебного дня. Только лучшим ученикам раздавали небольшие куски картофельного пирога. Но даже это «угощение» делали учителя, из своих собственных сбережений. Бабушка говорит, что она была отличницей. В четвертом классе лучших учеников посадили на первую  машину, появившуюся в селе, и прокатили по селу.

Бабушка вспоминает с теплой улыбкой: «Моей первой учительницей была Кашаева Нафися Диганшиновна. Строга и требовательна, но ради детей готова на все».

«Мы были первые, кто окончил 10 классов, в 1957 году. Чтобы провести выпускной, напротив школы построили зал из привезенных церковных бревен. Тут и прошел наш последний вечер», - говорит бабушка. После окончания школы моя бабушка тоже решила стать учительницей.

1 ведущий. На фоне мелодии.                                                                                                        Голубые снега России,                                                                                                                        Разве есть что – нибудь родней,                                                                                                       Разве есть что – нибудь красивей                                                                                                 Разве есть что – нибудь милей?

2 ведущий.                                                                                                                                      Любой народ живет веками,                                                                                                                      Пока в народе вечна память.                                                                                                                    Забыть мы не имеем права                                                                                                                         Военных дней, тех лет кровавых.                                                                                                                              И долг наш поименно помнить                                                                                                                                                          Всех тех, кто спас наш мир огромный!                                                                                                                                                             Кто мир завоевал такой ценой,                                                                                                                 Своей жизнью молодой…

Просмотр фрагмента  фильма «Блокада Ленинграда»

- О каком событии войны этот фрагмент?                                                                                                    - Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (Продолжалась 900 дней и ночей, с сентября 1941 года- январь 1944 год, много людей погибло от голода)                                                                                                                                         - Кого из наших земляков участвовал в освобождении Ленинграда?                                                    - Должны ли мы о них знать?

Учитель:                                                                                                                                                      - Война беспощадна и жестока. Она унесла жизни многих безвинных и безгрешных. Сегодня мы с благодарностью склоняем головы перед теми, кто прошел через военное лихолетье и вернулся в победном мае, и теми, кто на войне остался навсегда.

В заключении вспомним слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». И если вас затронула тема нашего урока, вы можете внести свой вклад в общее дело увековечения павших защитников Отечества, собрав материалы о своих родных, передать их в историко –краеведческий музей школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учительство в годы войны

Слайд 2

Великая Отечественная война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека. Способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей.

Слайд 3

На сегодняшний день у них есть свои дети, внуки, а у многих – даже правнуки. Я бы хотела рассказать о своих близких, бабушке – Кирасировой Рашиде Джарулловне и дедушке – Кирасирову Джафяре Мухаммедшиновиче, жителях Средней Елюзани.

Слайд 4

Когда началась война, им было по 4–6 лет. Вот что вспоминают они о суровом детстве: «Мы не видели особой ласки, заботы, так как матери целыми днями, а иногда и ночами были на работе. Летом и осенью убирали урожай, зимой вязали теплые вещи для фронтовиков, многие работали на торфяных разработках. Да и дети не сидели без дела: носили солому, ухаживали за скотом, работали на огороде».

Слайд 5

Несмотря на суровые условия военного времени, занятия в школе не прерывались. В 6 лет моя бабушка начала обучаться в школе. Она находилась недалеко от их дома. Дети собирались утром и все вместе шли на занятия. Школа была деревянная, одноэтажная. Она отапливалась дровами, в каждом классе были печи. Зимой, когда их затапливали, ученики могли надышаться угарным газом. Ведь дрова, которые рубили технички, были ледяными. Многие ходили с керосиновыми лампами, чтобы было теплее. Это здание школы, в котором учились с 1936 по 1971 годы

Слайд 6

В школе не было столовой. Дети оставались голодными до конца учебного дня. Только лучшим ученикам раздавали небольшие куски картофельного пирога. Но даже это «угощение» делали учителя, из своих собственных сбережений. Бабушка говорит, что она была отличницей. В четвертом классе лучших учеников посадили на первую машину, появившуюся в селе, и прокатили по селу. Раньше в семьях было много детей. И в каждом классе их численность достигала до 36-42. Ученики были разных возрастов. В первом классе, например, были дети и 6 лет, и 12. «Учебников на всех не хватало. Если в классе было 5-6 книг, то это уже большая радость», - говорит бабушка. Все книги были на татарском, кроме русского языка, который учили только с третьего класса, и немецкого. Вместо портфелей у них были букчи – сумки из ткани. Писали чернилами, обмакивая в них перо. По словам бабушки, у них даже не было тетрадей, и они писали на газетах.

Слайд 7

«Летом мы ходили в школу босиком. А когда наступало холодное время, те, у кого были овцы, носили валенки, а другим отцы плели лапти. Я помню, весной, когда растаял снег и потекли ручьи, папа сделал колодки для моих лаптей, чтобы они не промокли», - вспоминает бабушка. У них не было повседневной школьной формы. Холщовые платья и ситцевые платки в мелкую, красную или черную клетку – так одевались девочки. У некоторых даже этого не было. В четвертом классе ученики становились пионерами. Только тогда они начинали носить фартуки. Первый класс (бабушка слева)

Слайд 8

Не надо забывать и о самоотверженном труде учителей в годы войны. Они не только учили детей, но и разъясняли жителям села о положении на фронтах, принимали активное участие в художественной самодеятельности. Так как в то время государство широко использовало различные формы денежного заимствования у населения, все учителя были назначены уполномоченными по распространению займов, вели агитмассовую работу среди населения. Коллектив учителей. 1938-1939 гг. Коллектив учителей. 1944-1945 гг.

Слайд 9

С первых дней войны добровольцами ушли на фронт учителя Среднеелюзанской семилетней школы : Хайров Сибгат Карькаев Фатих Бармаков Касим Плаксунов Нясиб Тагиров Касим Агишев Касим Бичурин Хайдар Сафиевич Салимжанович Кленков Хайрулла Кирасиров Хамзя Янгуразов Абдулла Исмаилович Бахтеев Али Юськаев Айнулла

Слайд 10

Учителя геройски сражались с немецко-фашистскими захватчиками. И не всем удалось вернуться живыми с фронта. Погибли молодые 18-20 летние парни: Бичурин Хайдар Юськаев Айнулла Бахтеев Али Тагиров Касим Карькаев Фатих Агишев Касим Сафиевич после возвращения с фронта вновь стал директором школы. Работали в школе после войны Кленков Хайрулла, Якупов Кяшаф Летруллович. Он воевал на Ленинградском фронте. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», « За Победу над Германией». До войны семилетней школой руководил Агишев К.С. После того, как он ушел на фронт директором стала его жена– Чуканова Зулейха Абдулловна.

Слайд 11

Кашаева Нафися Диганшиновна – первая учительница моей бабушки Нафися Диганшиновна родилась 15 сентября 1922 года в татарском селе Пенделька. После окончания родной Пендельской восьмилетней школы поступила в г. Ульяновск на курсы учителей. С 1942 года работала учительницей родного языка и литературы в Среднеелюзанской средней школе. Награждена грамотами РОНО, облоно и дирекции школы. В 1962 году награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд», значком «Ветеран труда». В 1988 году ушла на заслуженный отдых.

Слайд 12

«Мы были первые, кто окончил 10 классов. Чтобы провести выпускной, напротив школы построили зал из привезенных церковных бревен. Тут и прошел наш последний вечер», - говорит бабушка. С одноклассницами (бабушка слева) 10 класс (бабушка в третьем ряду, четвертая справа)

Слайд 13

После окончания школы мои старшие наставники тоже решили стать учителями. Первый выпуск, 4 класс Первый выпуск, 3 класс

Слайд 14

Кирасиров Джафяр Мухаммедшинович Родился 19 июня 1935 года. В сентябре 1943 года поступил в первый класс. Окончил среднюю школу в 1950 году. В этом же году поступил в Городищенское педучилище, получил специальность учителя начальных классов. Работал учителем русского языка и литературы в средней школе № 2. В 2011 году умер из-за болезни.

Слайд 15

Кирасирова Рашидя Джарулловна Родилась 8 февраля 1937 года. В 1943 году поступила в первый класс. В 1953 году поступила на работу делопроизводителем в Среднеелюзанскую среднюю школу. В 1961 году поступила в ПГПИ им. В. Г. Белинского на естественно-географический факультет на заочное отделение. В 1966 году окончила пединститут. Проработала в Среднеелюзанской средней школе № 2 38 лет. С 1994 года – на заслуженном отдыхе. Награждена грамотами школы и РОНО.

Слайд 16

Подводя итог своей работы, я отметила, что в годы войны нашим дедушкам и бабушкам было очень трудно. Но они не теряли надежды, не сдавались и шли только вперед. Все дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная, но не тускнеют страницы ее летописи – слишком велика значимость этой войны для нашей страны. И в 70-ую годовщину Великой Победы мы должны помнить о тех, кто отстоял Родину в этой войне. Своей учебой и правильным выбором будущей профессии обеспечить нашим ветеранам счастливую, спокойную жизнь, чтобы они могли жить в атмосфере мира и добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великая Отечественная война в истории семьи. Рассказ о прадедушке"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФУПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ г.СОЧИЛАЗАРЕВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖД...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Эхо Великой Отечественной войны в моей семье

Творческая работа о моём прадеде, Скворцове Иване Селивёрстовиче, погибшем в бою в 1944г в Эстонии. Очень важную роль в поисках своего прадеда оказали мне сайты "Мемориал"   и "Подвиг народа"....

Герои Великой Отечественной войны в моей семье

В статье рассказывается о судьбе моих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне....

"Великая Отечественная война в моей семье" рассказ о дедушке

Рассказ об участии моего дедушки в ВОВ....

презентация к классному часу «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

презентация. слайды с видео не активны. Видео доступно в вкладке видео....