Мероприятие "Обряд имянаречения у древней мордвы"
план-конспект по краеведению на тему

Колесникова Наталья Ивановна

Сценарий внеклассного  мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obryad_imyanarecheniya_u_drevney_mordvy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»

Дубёнского муниципального района

Республики Мордовия

Мероприятие

                                                                                 Автор:

руководитель школьного музея

МБОУ «Поводимовская СОШ»

Колесникова Н. И.

2018

Мероприятие «Обряд имянаречения у древней мордвы».


Цель:

Продолжать формировать  представления обучающихся о культуре и традициях мордовского народа.
Виды планируемых универсальных учебных действий:
Познавательные: продолжать знакомить обучающихся  с культурой  мордовского края.
Регулятивные: развивать творческие  способности, воображение детей.
Коммуникативные: развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух  текст.
Личностные: воспитывать патриотические чувства, любовь к традициям и обычаям  мордовского народа;  продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Материал и оборудование.
Экспонаты краеведческого музея МБОУ «Поводимовская СОШ»  «Деревенская  изба».
Кукла, корыто с водой, дубовые и берёзовые листья, свеча.
                                                                             

Действующие лица:

Ведущий,  Ведущий 2

Озава ( самая старшая женщина рода, которая проводит обряд наречения имени);

Лемень максыесь (нарекатель именем, родственник или  близкий человек родителей, который  выбирает имя для ребёнка);
                                                       Ход мероприятия:

Ведущий 1:

- Дохристианский именник у мордвы состоял преимущественно из самобытных имен. Он насчитывал более тысячи имен. 
Основы традиционных мордовских личных имён обычно обозначают или черту характера — Кежай, Кежут, Кежапа, Кежеват, Кежедей от кежей «злой», Паруш от паро «хороший», или передают отношение к ребенку, чувства родителей — Вечкас, Вечкуш, Вечкан, Вечковат, Вечкенза от вечкемс «любить», Учай, Учват, Учесь, Учан от учомс «ждать», или называют место рождения ребенка — Паксяй, Паксют, Пакстян от пакся «поле», Виряй, Виряс, Виртяна от вирь «лес», или содержат намек на время рождения — Нуят, Нуянза, Нуякша от нуемс «жать», Пивцай от пивцемс «молотить» и т. д. У мордвы бытовали также имена с основами, обозначающими названия животных, птиц, деревьев и пр., например: Овтай от овто «медведь», Пиняй, Пиняс от пине «собака», Каргай, Каргаш от карго «журавль», Пичай от пиче «сосна», Тумай от тумо «дуб». 

Ведущий 2:

  - Когда в доме рождался ребёнок, проводили обряд, оберегающий от нечистой силы. Для этого на подоконники насыпали золу, очерчивали окна горящей свечой. Вокруг ребёнка клали берёзовые веники и произносили заклинание:  

- Пазонь чувто, ашо килей, ванстык од чачозенть душмандо-ведундо, сельмень сявадыйде, ормадо-тарводо, эрьва мень апародо вень удомсто, чинь аштемстэ, кепедемстэнзэ, ваглгстомстонзо, потямстонзо, андомстонзо, симденмстэнзэ. (Перевод: Божье дерево, белая берёза, оберегай новорождённого от колдуна, завистника, от болезни, от всего плохого ночью и днём, когда спит и когда бодрствует, когда ест-пьёт.)

Такой обереговой обряд проводится в течение шестидесяти дней. Кроме этого проводился и обряд наречения именем. И проводился он так. Озава в корыто наливает подогретой родниковой воды. Если младенец мальчик, в воду кладёт дубовые листья и меч, чтобы мальчик вырос сильным и могучим воином. Лемень максыесь держит над его головой шапку. Озава трижды окунает ребёнка в воду, произнося при этом слова молитвы:

Озава:

- Я, Паз, чангодть!

Инешкипаз, Вере Чипаз!

Максыть тенек од эрзя-эриця,

Кучить тенек лемень кандыця,

Ванстыця-идиця,

Сокиця-видиця,

Тетянь-авань мелень ваныця,

Сыречисэ триця-лездыця.

Течи путано тензэ лем…

(Лемень максыесь называет имя)

Лемень кандомсто, пингень киява ютамсто

Улезэ (Арис) шумбра, виев, мазый,

Валдо ойме ды валдо прев ломанекс.

Паз, чангодть! Паз, чангодть!  Паз, чангодть!

(Перевод:

Помоги, Бог!

Ты дал нам нового человека,

Прислал нам защитника,

Прислал пахаря – сеятеля,

Оберегателя родителей

В старости им помощника.

Сегодня даём ему имя…

(Лемень максыесь – нарекатель имени называет имя ребёнка).

Когда будет носить это имя,

Идти по дороге жизни,

Пускай будет (Арис) здоровым, сильным, красивым.

Пусть будет хорошим и светлой души человеком.

Помоги, Бог!  Помоги, Бог!  Помоги, Бог!)

Ведущий 1:

- Если младенец девочка, в воду кладут берёзовые листья и кремень, чтобы девочка выросла крепкой и красивой хозяюшкой. Лемень максыесь ломает над её головой лучину, чтобы сила матушки-Земли передалась ребёнку.  Озава трижды окунает ребёнка в воду, произнося при этом слова молитвы:

- Я, Паз, чангодть!

Инешкипаз, Вере Чипаз!

Максыть тенек од эрзя-эриця,

Кучить тенек шлиця-нардыця,

Эйдень чачтыця-кастыця,

 Каштомонь уштыця,

Пидиця-паниця,

Тетянь-авань мелень ваныця,

Сыречисэ триця-лездыця.

Течи путано тензэ лем…

( Лемень максыесь называет имя)

Лемень кандомсто, пингень киява ютамсто

Улезэ (Артана) шумбра, виев, мазый,

Валдо ойме ды валдо прев ломанекс.

Паз, чангодть! Паз, чангодть!  Паз, чангодть!

( Перевод: Помоги, Бог!

Ты дал нам нового человека,

Прислал нам дом в чистоте держащую,

Детей родящую,

У печи стоящую,

Еду приготовляющую

Родителей оберегающую,

В старости им помогающую.

Сегодня даём ей имя…

(Лемень максыесь – нарекатель имени называет имя ребёнка).

Когда будет носить это имя,

Идти по дороге жизни,

Пускай будет (Артана) здоровой, сильной, красивой.

Пусть будет хорошим и светлой души человеком.

Помоги, Бог!  Помоги, Бог!  Помоги, Бог!)

Ведущий 2:

- Затем ребёнка заворачивают в чистую ткань и отдают на руки Лемень максыю (нарекателю именем). Он с ребёнком на руках встаёт лицом к солнцу. Озава благословляет ребёнка родовой свечой и надевает ему на шею родовой знак. Благословляя родовой свечой, Озава произносит молитву:

Озава:

- Икельдеяк пирятан,

Удалдояк пирятан,

Вить ёндояк пирятан,

Керш ёндояк пирятан,

Прявелькскаяк пирятан,

Пильгалгаяк пирятан

Илязо педя апарось,

Илянзат тока амазысь,

Ванстонзат Инешкипазось

Сельмень сявадыйде,

Салыйде, колыйде,

Апаронь теийде.

Максозо тенть Инешкипазось

Шумбрачи, вий, валдо превть

Течияк, вандыяк, свал.

Эрзянь покшт, покштинеть,

Покштянь покшавинеть,

Тоначисэ эрийнеть,

Видень-кичкерень содыйнеть!

Ознодо (имя ребёнка) кисэ, лездадо тензэ:

Берянь ломантнень айгинк кинзэ лангсто,

Паро ломаненть кучинк кинзэ лангс.

Илязо уле (имя ребёнка) кургсо-чамасо,

Улезэ сельмсэ-чамасо.

Паз, чангодть! Паз, чангодть!  Паз, чангодть!

(Перевод: Огорожу тебя спереди,

Огорожу тебя сзади,

Огорожу слева,

Огорожу справа,

Над головой огорожу,

Под ногами огорожу.

Чтобы не пристало к тебе зло,

Чтобы не пристал нечистый.

Храни тебя Бог

От завистника, вора, душегуба.

Пуст даст тебе Бог

Здоровье, силу, ум

Сегодня, завтра и всегда.

Предки, прадедушки и прабабушки,

На том свете живущие.

Молитесь за …(имя ребёнка), помогите:

Плохого человек с его пути уберите,

Хорошего человека на его путь пошлите.

 Помоги, Бог!  Помоги, Бог!  Помоги, Бог!)

Ведущий 1:

- Такие обряды проводились мордвой  до приятия христианства. Мордовские «языческие» имена могли даваться и после крещения наряду с христианскими, получаемыми в церкви. Но постепенно  мордовские самобытные имена стали употребляться в качестве вторых имен, затем как прозвища и, наконец, окончательно были вытеснены христианскими. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"

Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...

Женский костюм мордвы-мокши

Исследовательский проект по материалам этнографической экспедиции...

Имянаречение.

как проходит обряд наречения в татарской семье....

Проект Древняя обувь мордвы

Лапти- самая древняя обувь на Руси. С глубой древности плетеная обувь была широко распространена и в Мордовии. Лапти плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. С...

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ на татарском языке на тему: «Исем туе, бәби мунчасы, бәбинең беренче чәчен алу йолалары һәм алар белән бәйле ырымнар» («Традиции имянаречения, первой бани для младенца, первой стрижки волос и связанные с ними ритуалы и пре

Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОРКСЭ с привлечением родителей на татарском языке «Традиции имянаречения, первой бани для младенца, первой стрижки волос и связанные с ни...