Деятельность школ Томпонского района в годы Великой Отечественной войны.
занимательные факты по краеведению на тему

Научно-исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dorozhkova_a.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хандыгская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему: «Деятельность школ Томпонского района

 в годы Великой Отечественной войны»

                                                     

                                                                  Выполнил: Дорожков Александр

                                                  ученик 8 «Б» класса

                                                         Руководитель: учитель истории

                                                                     Авдышева Антонина Степановна

                                                   

2017

Введение

Сегодня тема Великой отечественной войны вновь в центре внимания общественности.  Ей посвящено громадное количество исследований и мемуаров, несмотря на это с каждым годом появляются все новые факты, материалы, о которых мы раньше не знали.  Судьбы государств и народов решались не только на полях сражения, но и на трудовом фронте.  Свою скромную лепту в общее дело внесли и трудящиеся Томпонского района.

Изучение деятельности школ в военный период дает возможность проследить на конкретном историческом материале развитие школ в трудных условиях войны, выявить основные направления в работе школы, расширить представления о помощи  учителей и учащихся всенародному делу. Великая Отечественная война была особенным периодом и событием в истории нашей страны и всего народа.

Исходя из этого, цель исследования: изучить деятельность школ Томпонского района в годы войны.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть учебно-воспитательную работу в школах Томпонского района в годы войны.
  2. Рассмотреть вклад школ Томпонского района в укреплении фонда обороны.

В настоящее время Томпонский район (улус) Республики Саха (Якутия) занимает огромную территорию в 135,8 тысяч кв. км и состоит из 9 муниципальных образований.  Вся эта территория и наслеги сформировались в 1931 - 1956 гг. в результате многочисленных преобразований и объединений, происходивших в составе трех районов Якутской АССР.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вся территория современного Томпонского района входила в состав трех районов – Таттинского, Томпонского и Аллах-Юньского.  Поэтому при освещении истории современного Томпонского района необходимо рассмотреть  историю школ  9 наслегов, входивших в то время в составы этих трех районов в разное время.

Томпонский эвено-национальный наслег. 20 мая 1931 г. постановлением Президиума ВЦИК РСФСР в местах компактного проживания эвенов юго – восточногоВерхоянья был образован Томпонский район. В 1931 – 1939 гг. в состав района входили 5 наслегов: Мемяло – Годниканский, Тукулано – Бараинский, Адычино – Нельгесинский, Сунтаро – Сюдюгинский и Аллах – Юньский. Однако Указом Президиума Верховного Совета  РСФСР от 28 апреля 1939 г. Аллах – Юньский наслег был передан в состав вновь образованного самостоятельного Аллах – Юньского района Якутской АССР. После этого в составе района оставались 4 наслега. В 1939 – 1952 гг. количество наслегов и их названия сохранялись в незыблемости. Это были малочисленные наслеги. На территории этих наслегов находились 2 лавки, 2 красных уголка, 1 школа и 2 медпункта.

Самой старой организацией Томпонского национального наслега является школа, первые школы открылись еще в 1929 году, по сведениям 1931 года, в районе работали 4 начальные школы с охватом  94 учащихся в Тукулано-Бараинском, Мямяло – Годниканском, Сунтаро – Сюлюдинском, Аллах – Юньском наслегах. В 1934 году все школы объединились в Томпонскую начальную школу в с. Томпо, которая потом преобразовалась в семилетнюю, в 1939 – 1940 годах выпущен первый выпуск.

Охотский Перевоз. Самый старейший населенный пункт на территории района. Был известен русским казакам – землепроходцам с 1630-1640 – х гг. Стал одним из основных станков на Охотском тракте со времен 1-й и 2-й Камчатских экспедиций (1725-1730, 1733-1741 гг.) Витуса Беринга.

С 1936 г. началось быстрое развитие Охотского Перевоза как перевалочной базы по снабжению всеми необходимыми товарами аллах – юньских золотодобывающих приисков. 28 апреля 1939 г. был образован самостоятельный Аллах – Юньский район Якутской АССР. Только в конце декабря 1955 года Охотский Перевоз окончательно вошел в состав Томпонского района, и с тех пор является его составной частью.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Охотский Перевоз был самым крупным населенным пунктом Аллах – Юньского района.  По состоянию на 1 февраля 1942 г., в поселке имелись 469 жилищных, хозяйственных, складских, административных построений – домов. Население поселка составляло 2850 человек.

По мере развития поселка Охотский Перевоз как перевалочной базы и увеличения его населения стали открываться различные учреждения социальной инфраструктуры. В 1937 г. в поселке приступили к строительству здания школы.  И 1 сентября 1938 г. в Охотском Перевозе впервые открылась начальная школа. В 1938 -1939 учебном году она находилась в ведении Таттинского районного отдела народного образования. 28 августа 1939 г. на заседании оргкомитета Президиума Верховного Совета Якутской АССР по Аллах-Юньскому району было принято решение о приеме Охот – Перевозовской начальной школы с Таттинского райсовета в ведение Аллах-Юньского района.

В 1939-1940 учебном году в школе открылись 5-7 классы. В списке школ  Якутского АССР, по состоянию на 1 января 1941г., Охот-Перевозская школа числится как неполная средняя школа. Однако в 1940-1941 учебном году был открыт уже 8 класс.  В школе постепенно налаживалась воспитательная работа. В 1940-1941 учебном году в школе было уже 9 пионерских отрядов, работал освобожденный пионервожатый РОНО Образцов. Однако, как это отметил в своем отчете инспектор РОНО, посетивший школу, пионерская работа была поставлена недостаточно, так как пионервожатый на переменах увлекался  только шахматами.

25 марта 1930 г. был образован Таттинский район. В момент образования района среди 25 его наслегов были III Баягантайский, Ичигэсский, Егянский, Эсинский, Мегино – Алданский, Сасыльский и Ынгинский наслеги. В 1931 г. был ликвидирован Ичигэсский наслег, он вошел в состав IIIБаягантайского наслега. В августе 1953 г. III Баягантайский, Егянский, Эсинский, Мегино-Алданский, Сасыльский и Ынгинский наслеги из состава Таттинского района были переданы в состав современного Томпонского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 июня 1954 г. произошло объединение Баягантайского, Егянского и Эсинского наслегов в один укрупненный Баягантайский наслег, и, таким образом, с этого времени на территории Крест – Хальджая существует только один Баягантайский наслег.

Крест - Хальджайская школа является старейшей на территории Томпонского района, открылась в 1904 году.

В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Крест – Хальджайская неполная средняя школа пережила один из труднейших периодов своей столетней истории.  Из Баягантайского наслега было призвано 196 человек, из них 71 человек пали на фронтах Отечественной войны. Многие их фронтовиков были выпускниками школы разных лет. В войне участвовали также учителя школы. Из них четверо погибли в войне с Германией. Учитель якутского языка ст. лейтенант Борисов Наум Федорович погиб в августе 1944 г. под г. Шауляй (Латвия). Учитель Егоров Роман Федорович погиб в мае 1944 г. в Белоруссии. Учитель математики Мордовской Федор Павлович стал на фронте политруком и погиб в сентябре 1943 г.  под Донецком. Учитель начальных классов Дарбасов Гаврил Афанасьевич, отправившийся на фронт добровольцем, погиб в 1944 г.

Корме них в боевых действиях и на трудовом фронте участвовали учителя историк Аргунов Иван Александрович (после войны известный журналист, партийный и научный работник), учителя начальных классов Сыромятников Егор Андреевич, Протопопов Данил Иванович. После войны в педагогический коллектив и состав воспитателей влились фронтовики Павлов Гаврил Амосович, Сыромятников Афанасий Иванович (участвовал в войне с Японией, работал директором и воспитателем детдома, а затем в 1958 г. был назначен зав. интернатом КХСШ).  Учителем физкультуры после войны работали фронтовики Петр Михайлович Колодезников из Мегино-Алдана и Мекюрдянов Афанасий Яковлевич.

 В годы войны во всех школах республики была введена должность учителя – военрука. Военное обучение учащихся школы проводили учителя Аргунов Иван Александрович, Мекюрдянов Афанасий Яковлевич (оба участники Великой Отечественной войны). Кроме того, в приказах Министерства просвещения ЯАССР по комплектованию школ педагогическими кадрами на 1943-1944 и 1944-1945 учебные года военруками Крест - Хальджайской неполной средней школы числятся также Цвигун Е.П. и Кынтаяров, но об их работе в школе нет никаких сведений.

Егянская школа. В годы великой отечественной войны во всей школе обучалось 35 детей. В 1 классе – 8 учеников, во 2 классе – 7 учеников, в 3 классе – 12 учеников, в 4 классе – 8 учеников. В первом полугодии 1941-1942 годов из 35 детей не успевали 11 учеников. Качество обучения составляло 69,75%.  Первым учителем в этой школе был уроженец Егенского наслега, комсомолец Толбонов Семен Васильевич. В военный период учителей не хватало,  поэтому здесь работали выпускники  Ытык-Кюльской школы, которые закончили 8 - 9 классов. Например,  Ф.В. Егоров. Семьи жили бедно,  условия для жизни были плохие, поэтому детей в школе было мало.  Но школьники и учителя активно участвовали в расширении фонда обороны. В 1942 году внесли в фонд обороны 500 рублей и 800 рублей облигациями.   Во время войны во всех звеньях изучали военное дело и проходили военную подготовку,  с того времени в школе появился военрук. Культурным просвещением наслега занимались учителя. В 1944 году в этой школе поставили драму, основные роли сыграли учителя, завучи школы, военрук.  Чтобы посмотреть спектакль в школе собралось много детей и взрослых. В военные годы в Егянской школе работали: Толбонов Семен Васильевич (1941-1943), Бравин Степан Григорьевич (1942-1944), Клавдия Федоровна Кучутова (1943-1945), Дьяконов Егор Егорович (1943-1944).

Поселок Хандыга возник на территории Ынгинского наслега Таттинского района ЯАССР накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Первые дома были построены летом 1940 г., появилось постоянное население, началось строительство производственных и социальных объектов, сюда переехала база дорожно – изыскательской экспедиции Дальстроя НКВД СССР, и возник настоящий поселок. В годы войны население поселка росло быстрыми темпами за счет  прибывающих вольнонаемных рабочих и главным образом за счет доставляемых сюда заключенных.

Впервые вопрос об открытии в поселке школы поднят в 1941 году. В Наркомпрос Якутской АССР направлена докладная, в которой заведующий районо В. Федоров обосновывал необходимость открытия школы: в Хандыге 8 детей школьного возраста, но число детей увеличится в связи с прибытием рабочих для строительства Магаданской трассы.

Хандыгская школа была образована в 1942-1943 учебном году. Школа тогда еще была неполной средней, в седьмом классе было всего 4 ученика, в шестом 20-25, в пятом примерно 30-35. В остальных классах несколько

больше.Первым директором был назначен Павел Федорович Тюменцев, но проработал мало, так как в 1943 году ушел на фронт и не вернулся. Заменила его на этой должности Лия Григорьевна Еловская - заведующая учебной частью и учитель химии, ботаники, зоологии. Найти замену фронтовикам было очень сложно. В основном, работали женщины или старики непризывного возраста. Успеваемость в школе была высокой. Хорошо поставлена внеклассная работа. По этим показателям Хандыгская школа заняла 1 место в ЯАССР.  

При школе имеется интернат на 30 человек, которым заведует Найман. Она проявляет большую заботу о детях.  Хандыгская школа, открытая в годы войны, вышла в ряды лучших школ республики.

Джебарики – Хаинская школа была образована в 1942 году на левом берегу сначала как начальная, а потом семилетняя. Школа работала в две смены. В открытие школы большой вклад внес директор и учитель Илья Сивцев. Первая школа  обосновалась на левом берегу Алдана, 6 парт доставили из Охотского – Перевоза. Из стен начальной школы вышли выпускники: Аммосов Миша, Айдинова Валя, Жданова Валя, Шевелев Коля. Вторым директором был Пашков Алексей Александрович. И с ним работу продолжали Авдеенко Зинаида Алексеевна, Воробьева Галина Васильевна, Смирнов Николай Васильевич, Солохин Иван Андреевич.

Таким образом, в годы великой отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Томпонского района вели свою деятельность Мегино – Алданская семилетняя школа, Томпонская начальная школа, Егенская начальная школа, Охот – Перевозская начальная школа и Крест – Хальджайская школа. В связи со строительством автодороги Хандыга – Магадан создается Хандыгская начальная школа в 1942 – 1943 учебном году на 38 учащихся (1-4 кл.). Первым директором был Тюменцев Павел Федорович.

Вклад школ района в укрепление фонда обороны.

В годы Великой отечественной войны трудящиеся Томпонского района, как и все жители Якутской АССР, активно участвовали в перечислении средств в различные фонды: обороны, строительства первой и второй танковых колонн «Советская Якутия» и эскадрильи боевых самолетов, помощи населению районов, освобожденных от фашистской оккупации. Кроме того, население участвовало также в сборе теплой одежды для воинов Красной Армии, отправке различных подарков красноармейцам на фронт, в подписке на займы и приобретении билетов денежно-вещевых лотерей.  Следует отметить, что в 1941 году рядовые граждане и трудовые коллективы обязаны были приобретать облигации государственного займа IVгода третьей пятилетки, а в 1942-1945 годах были выпущены I, II, III и IV государственные военные займы, подписка на которые считалась обязательной, планы спускались сверху из расчета доходов предприятий и фонда заработной платы их работников. Подписные компании находились под постоянным контролем партийных и советских органов, поступления средств от реализации облигаций военных займов учитывались 2-3 раза в месяц районными отделениями Сбербанка СССР.

        Одной из форм помощи населения фронту было образование фонда обороны. В обращении Якутского обкома партии ко всему населению республики говорилось, что «фонд обороны приближает час гибели гитлеровских разбойников. Ибо он означает новые пушки и самолеты, новые танки и корабли, новые снаряды, брошенные во вражеский стан.

        Фонд обороны – это новое проявление патриотизма советских людей, выражение решимости и готовности во имя достижения победы пойти на любые жертвы, отдать все силы и средства для полного уничтожения сбесившихся фашистских псов. Нужно, чтобы каждый патриот Родины не только трудом, но и личными средствами непосредственно участвовал в священной Отечественной войне против варваров».

        В эти годы педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: от агитационно-пропагандистской массовой работы, концертов и помощи раненым бойцам в госпиталях до сбора средств на постройку военной техники и сельхозработ.

Под руководством педагогов ребята организовывали сборы средств на нужды фронта.

        Оказание помощи особенно усилилось с конца 1942 г. 11 января 1943 года в школе райцентра состоялся митинг в честь 25-й годовщины Красной Армии, на котором приняли решение отправить подарки красноармейцам. С докладом выступил директор школы Семен Власьевич Охлопков. Была создана комиссии по сбору теплых вещей во главе с учителем Трофимом Михайловичем Охлопковым. Затем среди школьников начался сбор денег на строительство танковой колонны «Советская Якутия». 64 учащихся школы внесли в фонд обороны  250 рублей.

        В фондах Национального архива Республики Саха (Якутия)  также имеется список работников Томпонской неполной средней школы, подписавшихся на внесение средств в фонд строительства второй танковой колонны «Советская Якутия». Составлена 9 марта 1944 г.

Ф.И.О.

Зарплата

Сумма подписи

1.Охлопков Трофим Михайлович

5-дневная

220

2.Васильев Роман Ильич

5-дневная

160

3.Сыромятников Гаврил Андреевич

4-дневная

150

4.Матвеев Конон Михайлович

4-дневная

150

5. Тимофеев Ананий Васильевич

4-дневная

200

6.Охлопков Семен Власьевич

4-дневная

130

7. Голиков Василий Афанасьевич

5-дневная

70

8. Голикова Матрена Васильевна

5-дневная

60

9. Григорьев Роман Ф.

4-дневная

20

10. Григорьева Анна С.

4-дневная

20

11. Охлопков Иван Павлович

5-дневная

20

12. Охлопкова Марина М.

5-дневная

20

13. Вековенко П.М.

5-дневная

20

14. НовгородоваМар.Ник.

5-дневная

20

15. Атласов В.И.

5-дневная

30

В этом же году учащиеся организовали сбор вещей для Красной армии:

Рубашек - 4шт., сорочек -1шт., платье дамское – 1шт., мыло лицевое – 5шт., полотенце – 1 шт., кальсоны - 1 шт., носовые платки – 4 шт. Учителями и тех. работниками: рубашек – 4 шт., сорочек – 1 шт., платье дамское – 1 шт., простыни – 2 шт., наволочки – 7 шт., брюки – 3 шт., полотенце – 6 шт., кальсоны – 8 шт., пиджак – 1 шт., гимнастерка – 1 шт., хозяйственное мыло – 3 шт., полушубокватный – 1 шт., шапки – 4 шт., телогрейка – 1 шт., одеяло – 2 шт., теплые носки – 1 шт., рукавицы – 2 шт., папиросы – 10 пачек.  Одновременно с организацией и оказанием помощи фронту в районе проводилась огромная военно – оборонная работа – подготовка значкистов ГТО, ворошиловских стрелков, санитаров, инструкторов различных служб, готовых в любое время встать в ряды защитников Родины. По данным военрука Томпонской неполной средней школы, участника и инвалида Отечественной войны Дмитрия Афанасьевича Кынтоярова от 30 декабря 1945 г., в 1941-1945 гг. в районе было подготовлено: значкистов ГТО (готов к труду и обороне)– 77 человек, ворошиловских стрелков – 206, санинструкторов – 48, инструкторов ПВХО (противохимическая оборона) – 30, закончили всеобщие курсы ПВХО – 741, ГТО – 28 (пионеры), военного всеобуча – 67, нормативы лыжного кросса сдали 115 человек.

        В Крест – Хальджае школа одними только спектаклями для населения заработала 435 рублей, из этой суммы больше половины отдали в Фонд обороны.  В течение 1941 -1945 учебного года учителями и учащимися Крест – Хальджайскойшколы в создании фонда обороны было сдано облигациями различных займов 9640 руб., деньгами – в фонд обороны 150 руб., на строительство танковой колонны 778 руб., одно – двухдневные заработки в сумме 1254 руб. 29 копеек, приобретено денежно-вещевой лотереи на сумму 800 рублей. Кроме того, сдано цветных металлов 96 граммов на 380 рублей.         Таким образом, только в течение первого полугодия 1941 – 1942 учебного года внесено в фонд обороны в денежном начислении 13102 рубля 29 копеек.  Кроме того, за это же время было собрано 332 штуки различных, теплых вещей, среди них заячьих шкур 308 шт., руковиц 9 пар, шапок 4 шт., нижнего белья 4 шт., шали 1 шт., валенок 2 пары, портянок 3 шт., других вещей 3 шт. Учителями и учащимися Мегино-Алданской начальной школы в создании фонда обороны (за первое полугодие 1941 – 1942 учебного года) было сдано облигациями различных займов – 500 рублей, на строительство танковой колонны 128 рублей 40копеек, одно-двухдневные заработки 182 рубля 21 копейка. Всего 810 рублей 61 копеек. Собрано и сдано теплых вещей: рукавицы – 1 пара, заячьи шкурки – 110 шт., полотенца – 2 шт., свитер – 1 шт. Всего было собрано – 114 штук.

        Учителями и учащимися Егянской начальной школы в создании фонда обороны было сдано облигациями различных займов 800 рублей, сдано деньгами в фонд обороны – 500 рублей, на строительство танковой колонны – 141 рубль, одно-двухдневные заработки – 234 рубля 10 копеек. Всего 1675 рублей 10 копеек.

        Активное участие в создании фонда обороны приняли также учителя и учащиеся Охот-Перевозовской начальной школы. Ими было сдано облигациями различных займов 600 рублей, на строительство танковой колонны 200 рублей, одно-двухдневные заработки 202 рубля 79 копеек, денежно-вещевая лотерея 420 рублей. Всего собрано деньгами 1422 рубля 79 копеек. Из теплых вещей сдано 140 заячьих шкурок и другие вещи. Всего 142.

Таким образом, будучи непременными участниками многих патриотических дел, осуществляя огромную общественно-полезную деятельность, педагогические и ученические коллективы  школ Томпонского района являлись частью борющегося народа. За делами школьников, конечно же, стояли взрослые, в первую очередь педагоги и воспитатели, считавшие гражданское воспитание подрастающего поколения, вовлечение детей и подростков в активную общественно-полезную работу приоритетным направлением в своей деятельности. Идя в авангарде всех трудовых и культурно-массовых мероприятий, учителя своим примером вдохновляли детей на самоотверженный труд и широкую общественную деятельность на благо Родины.

Заключение

В ходе исследования были сделаны следующие выводы.

В годы войны на территории Томпонского района были открыты две школы. В связи со строительством автодороги Хандыга – Магадан создается Хандыгская начальная школа. Джебарики – Хаинская начальная школа, в связи со строительством рудника по добыче угля. Кроме этих школ на территории района вели свою деятельность Мегино–Алданская семилетняя школа, Томпонская начальная школа, Егянская начальная школа, Охот – Перевозская начальная школа, Крест – Хальджайская школа.

Педагогические и ученические  коллективы школ Томпонского района составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно-полезную деятельность. Формы этой деятельности были различны: агитационно – пропагандистская массовая работа, концерты, сбор средств на постройку военной техники и сельскохозяйственных работ. Приоритетным направлением общественно – политической деятельности учительства с первых дней войны являлась военно – оборонная работа.  

В самый трудный для страны период, школа стремилась не только уберечь детей от опасности, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.

Литература

  1. Николаев Н.С., Скрыбыкин А.М.  Томпонский район в годы войны (1941-1945гг.)  Изд-во ОАО «Медиа – холдинг Якутия», 2010 - 341с.
  2. Николаев Н.С Мегино-Алдан: Томпонский район.  Якутск. Изд-во Бичик, 2006 - 392с.
  3. Николаев Н.С. Мегино – Алдану – 100 лет: 1909-2009 гг. (памятные даты и события, цифры и факты) Якутск: изд-во Якутского госуниверситета, 2009 – 36 с.
  4. Николаев Н.С. Томпонский наслег. Село Тополиное (Н.С. Николаев; Адм. муниципального района «Томпонский р-он» Републики Саха (Якутия), Адм. муниципального ообразования «Томпонский национальный (эвенский) наслег» - Якутск:РИО медиа-холдинга, 2015 – 416с.)
  5. Николаев Н.С., Дарбасов В.Р. 100 лет Крест – Хальджайской средней школе (1904-2004)  Якутск.  2004 – 32 с.
  6. Николаев Н.С. Знатные люди Томпонского района. – Якутск: компания «Дани Алмас», 2012 – 67 с.
  7. Николаев Н.С. Томпонский район. Годы. События. Люди. (1931-2011) – Якутск, 2014 – 360 с.
  8. Поселок Хандыга. Томпонский район (состав.: Р.Р.Тарабукин; редкол.: Т.С.Валеева и др). – Якутск: Бичик, 2009-456с. (серия «наслега Якутии»)
  9. Поселок Хандыга. Томпонский район (состав.: Р.Р. Тарабукин; редкол.: Т.С. Валеева и др). – Якутск: Бичик, 2015 – 432с. Кн.2.
  10. Томпонский улус (район): история, культура, фольклор/ Администрация муницип. р-на «Томпон. улус (район)», Ин-т гуманитар. исслед. АН РС(Я); (гл. ред. д.и.н.,проф., акад. АН РС(Я) В.Н.Иванов). – Якутск: Бичик, 2007. – 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны

Методическая разработка урока по теме «Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны».Цель урока:Охарактеризовать Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны, показать вклад Высоко...

Яшалтинский район в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная… 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина. Нет семьи, которой бы ...

Трудовой подвиг тружеников города Балаково и Балаковского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Творческий урок по теме "Единство фронта и тыла" в годы Великой Отечественной войны...

Каменский район в годы Великой Отечественной войны

Память о прошлом…Нет это не просто свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего. Память – это связующее звено между прошлым и будущим…На долю Воронежс...

« Купинский район в годы Великой Отечественной войны».

Знакомство  учащихся с историей Купинского района, вкладом района в победу в Великой Отечественной войне; выявление особенностей жизни людей в годы войны....