Конспект музейного урока по кубановедению «Покрыты славою чудесного похода». 9-10 классы.
план-конспект урока по краеведению (9, 10 класс) на тему

Мамедов Сергей Александрович

Конспект урока «Покрыты славою чудесного похода».

(музейный урок)

9-10 классы.

 

 

Тип урока:

- урок комплексного применения знаний, умений и навыков в новых учебных условиях.

 

Форма урока:

- музейный урок.

 

Цель:

- использовать потенциал фонда школьного музея в целях изучения исторического  периода Отечественной войны 1812 года и роли в нем тимашевского казачества.

 

 Задачи:

- расширить представление учащихся о военном периоде отечественной истории начала ХIX века;

- показать историческую атмосферу эпохи и роли в ней кубанского казачества  через изучение истории повседневности;

- совершенствовать методы поисковой и исследовательской работы учащихся, навыки анализа различных типов источников в целях развития интереса учеников к самостоятельному добыванию и освоению знаний;

-  формировать навыки генерировать идеи, отстаивать их;

- продолжить формирование гражданской позиции школьников, чувства ответственности за происходящее в стране;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности и приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям.

 

Методы и технологии:

- работа с источниками (внутренняя и внешняя критика документа);

- эвристическая беседа;

Форма организации учебной деятельности учащихся:

- фронтальная

Оборудование урока:

  1. Экспонаты Школьного музея: монеты 1811, 1814, 1913 годов выпуска.
  2. Пакет документов с ксерокопированными материалами.
  3. Семейные фотографии тимашевских казаков периода конца XIX – начала XX вв.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл #кубановедение33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: Мамедов С., учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска МО Тимашевский район

Конспект урока «Покрыты славою чудесного похода».

(музейный урок)

9-10 классы.

Тип урока:

- урок комплексного применения знаний, умений и навыков в новых учебных условиях.

Форма урока:

- музейный урок.

Цель:

- использовать потенциал фонда школьного музея в целях изучения исторического  периода Отечественной войны 1812 года и роли в нем тимашевского казачества.

 Задачи:

- расширить представление учащихся о военном периоде отечественной истории начала ХIX века;

- показать историческую атмосферу эпохи и роли в ней кубанского казачества  через изучение истории повседневности;

- совершенствовать методы поисковой и исследовательской работы учащихся, навыки анализа различных типов источников в целях развития интереса учеников к самостоятельному добыванию и освоению знаний;

-  формировать навыки генерировать идеи, отстаивать их;

- продолжить формирование гражданской позиции школьников, чувства ответственности за происходящее в стране;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности и приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Методы и технологии:

- работа с источниками (внутренняя и внешняя критика документа);

- эвристическая беседа;

Форма организации учебной деятельности учащихся:

- фронтальная

Оборудование урока:

  1. Экспонаты Школьного музея: монеты 1811, 1814, 1913 годов выпуска.
  2. Пакет документов с ксерокопированными материалами.
  3. Семейные фотографии тимашевских казаков периода конца XIX – начала XX вв.

Предварительная работа:

 Были также  подготовлены волонтеры школьного музея, которые  во время урока стали помощниками учителя. Их задача – быть координаторами работы в группах при работе с экспонатами школьного музея.

Приглашен на урок почетный гость – атаман тимашевского казачьего общества Дмитриев М.В.

План урока:

  1. Организационный момент. Введение, актуализация темы урока.
  2. Теоретическая часть урока (внешняя и внутренняя критика экспонатов).
  3. Выводы и обобщения.

Ход урока:

Волонтер: 2012 год назван указом Президента РФ Годом Отечественной истории. В этом году исполняется 200 лет со времени начала Отечественной войны 1812 года – одного из важнейших событий российской и европейской истории начала XIX века. Это было величайшее испытание для нашей страны. И в то же время это был год необыкновенного подъема патриотических чувств всех россиян.

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пройдем, и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу … -

писал в те дни поэт и боевой офицер Федор Глинка. А генерал Багратион говорил: «Война теперь не обыкновенная, а национальная».

        В Отечественной войне 1812 года определенную роль сыграли казаки Черноморского казачьего войска, принимавшие участие в освободительной войне русского народа против наполеоновского нашествия.

Учитель: Наш урок проходит в комнате школьного музея. Мы проведем источниковедческую работу, анализируя различные материалы, представленные в нашем музее. Это копии документов 1812-1813 гг., взятые из Государственного архива Краснодарского края; монеты, бывших в торговом обращении двести лет назад; семейные фотографии казаков. Знать судьбу земляков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года – значит отдать долг памяти перед историческим прошлым. Хотя это люди другой эпохи, жившие в другом государстве, они и сегодня своим героическим примером пытаются помочь вам подготовиться к жизни в новых условиях. Ведь Родина начинается со связи поколений, со света памяти, истины. Наша задача на этом уроке – заставить немых свидетелей «заговорить», поведать нам о славном 1812 годе, о героической истории Черноморского казачества.

Волонтер: В Отечественной войне 1812 года и заграничных кампаниях 1813-1814 годов от Черноморского казачьего войска участвовали лейб-гвардии конная Черноморская казачья сотня, 9-й Черноморский казачий пеший полк и 1-й сборный полк. Казаки Тимашевского куреня Василий Великий, Иван Высоцкий и   зауряд-хорунжий Николай Степанович Завадовский в составе лейб-гвардии казачьего полка принимали участие во всех боях с 14 июня 1812 г. при отступлении от реки Неман до Москвы и обратно до Парижа 18 марта 1814 года.

(На экране проектора выведена фотография Николая Степановича Заводовского).

Учитель: Иллюстрацией отваги, мужества и доблести казаков-черноморцев в борьбе с врагом являются формулярные списки, в которых отражено их участие в боевых действиях как на территории России, так и в заграничных походах. Формулярный список  Н.С.Заводовского хранится в Государственном архиве Краснодарского края в фонде 396, дела 91 на 3-х листах.

(Учащимся предлагается сделать анализ копии формулярного списка, сделанной из альбома «Казаки Черноморского казачьего войска в Отечественной войне 1812 г.»)

Вопросы для анализа источника:

  1. С какого времени начал участвовать Заводовский в войне против французов?
  2. После какого военного события Николай Степанович был пожалован в сотники? До какого чина дослужился Заводовский в результате своей безупречной службы в войске?
  3. За какой подвиг Заводовский был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом?

Ответы учащихся:

  1. Н.С.Заводовский начал воевать против французов в составе лейб-гвардии Черноморской казачьей сотни с 14 июня 1812 года при Троках, а 16-го июня он был уже под Вильною.
  2. Из формулярного списка мы читаем, что за отличие в боях с 16 по 18 июля 1812 г. между Витебском и Поречьем он был произведен в сотники, когда  со своими казаками обратил в бегство два эскадрона неприятельской кавалерии, и «с сильным поражением гнал более двух верст, причем и ранен в левую руку ружейною пулей».

- Н.С. Завадовский дослужился до чина генерал-лейтенанта, наказного атамана Черноморского казачьего войска и командующего войсками Кавказской линии и Черномории.

  1. В бою под Тарутиным 6 октября того же года  Н.С.Завадовский со своими казаками разбил «кавалерийские полки и пехотные колоны» и  захватил 4 орудия неприятеля, за что и был награжден орденом Равноапостольного князя Владимира 4-й ст. с бантом.

- Это был настоящий герой! Наш земляк был кавалером орденов Св. Владимира 2-й ст. «большаго креста», 3-й и 4-й ст.; Св. Станислава 1-й ст.; Св. Анны 1-й и 2-й степеней; за выслугу 25 лет Св. Георгия 4-го класса; медали за турецкие войны 1828 и 1829 годов.

Учитель: Подводя итоги военных действий 1812 года можно сказать, что казаки-черноморцы беспрерывно отбивали атаки французов. Порой бои продолжались с 8 часов утра до 9 часов вечера. Так с боями дошли казаки до поля русской славы – Бородино. В день исторического Бородинского сражения казаки лейб-гвардии Черноморской сотни, которыми командовал генерал В.В.Орлов-Денисов, находились в составе кавалерийского корпуса Ф.П.Уварова. Именно этот отряд и предпринял в разгар битвы рейд в обход левого фланга Наполеона.

В 1813 году на место убывшего 9-го полка  в Черноморском войске сформировали новый полк, названный 1-м сборным конным полком, которым стал командовать есаул Данила Савинович Плохой.

(Учащимся предлагается сделать анализ копии документа под общим названием «1-й конный полк под командованием есаула Плохого в составе русской армии под начальством генерал-фельдмаршала Баркла де Толли», ГАКК фонд 249 опись 1 дело 646 листы 38-38 об.)

Источник: «Именной список 3-го конного полка нижним чинам, назначенным в комплектуемый конный полк к походу, март 1813».

Казаки куреней.

…Тимошевского

1. Григорий Сидоренко.

Ему оказана помощь казаками того куреня. Дана лошадь с седломъ.

2. Степанъ Семененко.

Ему оказал помощь казак того куреня Семенъ Заяцъ. Он дал лошадь, кафтанъ, шаровары.

3. Сергей Цыбь.

Ему оказал помощь казак того куреня Ефимъ Волкодавъ. Он дал лошадь и 50 рублей.

4. Иван Гробъ.

Ему оказал помощь казак того куреня Степанъ Ищенко. Он дал лошадь.

5. Прокопецъ Денисъ.

Самъ…

Вопрос для анализа источника:

- Какую проблему вы увидели при прочтении документа?

Ответы учащихся:

- Я увидел, что и двести лет назад мужчины призывного возраста пытались «откосить» от армии. Более зажиточные казаки откупались от службы, находя себе замену бедными казаками, снарядив их за свой счет на войну.

- Я не согласен. Мне кажется, что в документе показано явление благотворительного характера. Известно, что казаки на службу должны были прибыть со своей лошадью, оружием и формой. Не каждый мог себе позволить выполнить данное условие. Вот земляки и помогали друг другу. Люди понимали, что кто-то может не вернуться с войны, а значит мелочиться не стоит.

Учитель: Известно, что из этого списка тимашевских казаков не вернулся домой живым Иван Гроб, он погиб в 1814 году в сражениях с французами.

Волонтер: 1-й конный полк участвовал в военных действиях 1813-1814 гг. в составе авангарда летучего корпуса генерала М.И.Платова.

(На экране проектора выведена фотография М.И.Платова).

Учитель: Из уроков кубановедения вы уже знакомы с именем дореволюционного собирателя фольклора кубанских и терских казаков Акима Дмитриевича Бигдая. Он издал сборник «Песни кубанских казаков» в 1896 – 1898 гг., куда вошли 560 песен.

(Учащимся предлагается сделать критический анализ фрагментов песни

 «Из-под горки, с-под горы»).

Из-под горки, с-под горы                                    Француз его не узнал,

Подымалися ветры,                                              За купчика принимал,

Подымалися ветры,                                              За купчика принимал,

Всколыхнулася вода.                                            За белыя руки брал.

Весть по городу пошла                                        Выпей рюмку, выпей три,

И до Белого царя,                                                  Про Платова расскажи,

И до Белого царя                                                   Про Платова расскажи,

Про Платова казака.                                             Он и ростом он такой.

А в Платова казака                                               Он и ростом такой,

Нестрижена голова,                                              Как и братец мой родной,

Не стрижена голова,                                             Как и братец мой родной,

Небритая борода.                                                   На нем шапочка с пером.

Небритая голова,                                                   Вы подайте мои слуги

Усы-бороду обрил,                                                Лист бумаги гербовой.

Усы-бороду обрил,                                                Напишу я письмецо

Во французы поступил.                                        Про Платовское лицо.

Во французы поступил,                                       Ты ворона, ты ворона,

У француза в гостях был,                                    Ты французская сова,

У француза в гостях был,                                    Не умела ты, ворона,

Француз его не узнал.                                          Ловить сокола в хоромах.

 Вопросы к тексту песни:

  1. О чем повествует сюжет данной песни?
  2. Как в песне отражается позиция неизвестного автора по отношению  к французам? Найдите подтверждение ваших слов в тексте песни.
  3. Помогают ли песенные произведения казаков более детально изучать историю родного края?

Ответы учащихся:

  1. В песне «Из-под горки, с-под горы»  повествуется о храбрости казака Платова, который пробрался в стан врага, чтобы выведать секреты противника.
  2. Песня осмеивает французов, которые не смогли догадаться, что сам Платов у них в «гостях».

     - Французы показаны аллегорично – в виде «ворон» и слепых «сов», которых можно легко обмануть.

     - А казак Платов – это «сокол», которого невозможно «словить».

3. Я считаю, что страницы учебника истории отражают иногда события сжато, сухо. Литературное или песенное произведение помогают лучше их понять, эмоциональнее прочувствовать.

Волонтер: В составе 1-го сводного конного полка Черноморского войска под командованием есаула Д.С.Плохого в заграничном походе против французских войск в 1813-1814 годах приняли участие тимашевские казаки 2-ой сотни Михаил Волошин, Василий Скаженник, 3-й сотни Григорий Сидоренко, Степан Семененко, Денис Прокопец, Иван Гроб, Сергей Цыбь, 4-ой сотни Никита Барин, Кондрат Момот, Илия Дахно, Петр Козаченко.

 29 марта 1813 года полк выступил в поход на Брест-Литовск. Полк часто оказывался на первой линии огня. Он участвовал в сражениях при Люцине, под Бауценом, Дрезденом, Кульмом. Особенно отличились казаки в генеральном сражении под Лейпцигом 4 октября 1813 года, вошедшим в историю под названием «Битва  народов».

Учитель: Я предлагаю вам сделать анализ документа – ведомости о состоянии казачьего войска за февраль и июль 1814 года.

Ведомость о состоянии войска Черноморского конного казачьего Плохого полка на февраль 1814.

Звание полка

По списку состоит

Больных и раненых

Умерших

Убитых

Во время сражения неизвестно где попавшие

В полку числится живыми

При полку

В госпиталях

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Черноморского

1

16

11

550

-

1

3

14

-

1

-

11

-

2

-

34

-

-

2

19

1

13

9

429

Ведомость о состоянии войска Черноморского конного казачьего Плохого полка на 2 июля 1814.

Звание полка

По списку состоит

Больных и раненых

Умерших

Убитых

Во время сражения неизвестно где попавшие

В полку числится живыми

При полку

В госпиталях

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Штаб-офицеров

Обер-офицеров

урядников

казаков

Черноморского

1

16

11

550

-

-

1

16

-

-

1

42

-

-

-

52

-

-

-

16

1

16

8

440

Вопросы для анализа таблиц:

  1. Сравните предложенные ведомости и определите, в какой период времени бои проходили  интенсивнее и кровопролитнее. Как вы думаете, почему? Докажите выдержкой из документов.
  2. Потери в каких чинах были более высоки?

Волонтер: В фондах школьного музея хранится уникальный экспонат – нумизматическая коллекция. В ней имеются экземпляры монет 1811, 1814 годов выпуска, которые являются ровесниками событий Отечественной войны 1812 года. Монета 1814 года имеет темно-коричневый цвет (медь). На лицевой стороне рельефно обозначен номинал «2 копейки». По окружности монеты помещено рельефное изображение двух лавровых ветвей к низу перевязанных лентой в виде банта. На оборотной стороне монеты в центре диска обозначен Герб Российской империи в виде двуглавого орла, увенчанного царской короной. В лапах орел слева держит скипетр, а справа – державу.

Вопросы для беседы:

  1. Прочитайте этикетаж к экспонатам и ответьте, как называются лицевая и оборотная сторона монет? Какие еще дополнительные слова вы узнали?
  2. Сравните монеты 1814 и 1913 годов, выявите отличия их друг от друга и схожесть.

Ответы учащихся:

  1. Лицевая сторона монеты называется аверс, а оборотная – реверс.

- Еще мы узнали, что монету называют диском, ее ободок – гуртом.

2. Монета 1814 года больше по размеру диска, чем монета 1913 года. Разница между монетами 100 лет.

- Номинал «старшей» монеты 2 копейки, а монета 1913 года – 1 копейка.

- Обе монеты сохранили изображение двуглавого орла.

- Монета 1814 года на вес тяжелее, чем 1913 года.

Учитель: В 1913 году праздновался столетний юбилей Отечественной войны 1812 г. Министерство Народного Просвещения подготовило циркуляр за № 9510 по празднованию школами юбилейной даты. Инспектор народных училищ Кубанской области VIII-го района рапортовал Директору народных училищ Кубанской области о том, что в школе станицы Тимашевской торжественно прошли мероприятия по случаю юбилея.

В этом же году на Кубани развернулась благотворительная акция по сбору пожертвований по случаю строительства памятника, посвященного юбилею «Битве народов» под Лейпцигом 4 октября 1813 года.

1913 год стал последним мирным годом в истории России в первой четверти ХХ века, потом начнется Первая мировая война 1914-1918 гг. И опять кубанские казаки откликнутся на призыв о защите Родины.

(Учащимся предлагается стать экспертами финансовой сферы российского государства 1913 и 2012 годов).

Задание: Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы.

Товары, которые можно купить, используя стоимость монеты 1913 и 2012 годов.

«Одна копейка» 1913 года

«Десять копеек» 2012 года

№ п/п

Наименование товара

Цена

№ п/п

Наименование товара

Цена

1

Хлеб ситный

15 копеек

1

Хлеб белый

2

Говядина (1 кг.)

54 копейки

2

Говядина (1 кг.)

3

Масло сливочное (1 кг)

1 руб. 22 коп

3

Масло сливочное (1 кг)

4

Сахар-песок

29 копеек

4

Сахар-песок

5

Ботинки за пару

5 рублей

5

Ботинки за пару

Учитель: Немые свидетели эпохи 200-летней давности «заговорили» с вашей помощью, ребята. Чтобы хорошо знать и понимать, что было вчера, надо сохранять и передавать историческую память. Это должно быть важным для вас, так как будущее государство строить вам и вам жить в нем. Каким оно будет, зависит от вас.

Главное, вы должны помнить то, что начиналось 200 лет назад (победа в Отечественной войне 1812 года), продолжилось 70 лет назад (победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.), тесными нитями связано с днем сегодняшним.

Домашнее задание: Подготовить сообщения по теме: «Как был отмечен  подвиг кубанцев в Отечественной войне 1812 года императорской семьей, исторической памятью».

Список источников и литературы:

  1. ГАКК ф. 249 оп. 1  Д. 646 л. 38-38 об.
  2. ГАКК ф. 249 оп. 1  д. 646 л. 219, 227.
  3. ГАКК ф. 249 оп.1 д. 646 л. 250
  4. ГАКК ф. 470 оп. 2 д. 1447 л. 30
  5. Архив школьного музея «Светоч» МБОУ СОШ № 15.
  6. Бардадым В. «Ратная доблесть кубанцев», статья «Герои 1812 года», Краснодар, 2010, с. 26-40.
  7. Бигдай А.Д. «Песни кубанских казаков» т. 2, Краснодар, 1995, стр. 57-58.
  8. Жарова Л.Н., Мишина И.А. «История Отечества. ХХ век», учебник 9 кл., М., 2005, стр. 49.
  9. Пурас Л.М., Фролов Б.Е., Хорольская Н.А. «Казаки Черноморского казачьего войска в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов: документальный альбом», Краснодар, 2011.
  10. Шкуро В.И. «Казаки Тимашевского района на защите Отечества», сб. материалов научно-практической конференции «Российское казачество: проблемы истории и современность», Краснодар, 2006, с. 274.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Покрыты славою чудесного похода....

Цели:  1)создание условий для формирования представления о героях войны 1812 г, их образах в творчестве современного художника И.Клейнера2)развитие  интеллектуальных умений, расширение...

Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

Конспект обобщающего урока по теме: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» 6 класс.

Конспект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Урок-обобщение по теме: "Вглядываясь в человека. Жанр портрета" проводится в форме игры "Де...

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...