Сценарий защиты проекта по историческому краеведению "История Зеленокумска от А до Я"
проект по краеведению на тему

Мелашенко Валентина Николаевна

Сценарий защиты проекта по краеведению  содержит разнообразный материал: исторические сведения о создании г. Зеленокумска, фрагменты исследовательских работ учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zashchity.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий защиты проекта

«История города Зеленокумска от А до Я»

  • Мелащенко Валентина Николаевна,  учитель

Цель:

  • привитие любви к своей малой Родине,
  • развитие кругозора учащихся,
  • пропаганда традиций Ставропольского края,
  • воспитание патриотизма.

Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

  • - расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
  • - воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть.

Ход мероприятия

(СЛАЙД 1)

(Звучит песня о Зеленокумске)

Презентация.

(СЛАЙД 2)

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые взрослые. Этот праздник мы посвящаем нашей малой родине – Ставропольскому краю.

(СЛАЙД 3)

(Стихотворение Владимира Авдеева “Ставрополье мое”)

Ученик 1:

Ставрополье мое, ты на Юге России
Пролегло среди двух синеоких морей.
Улыбаясь глядишь в небеса голубые,
И добреет душа от улыбки твоей.

 Ученик 2.

Михаил Иванович Калинин не зря сказал, что « родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю»

   Ученик 1:     

На дивном Северном Кавказе 
Есть очень много городов,
Но лишь один в моем рассказе
Вниманью вашему готов.
Он образован очень рано, 
Чуть больше трёх веков назад!
С тех пор и гордо, и упрямо
Здесь казаков сердца стучат!

Ученик  1 рассказывает о создании г. Зеленокумска

       Екатерина даровала эти земли графу Воронцову А.Р. в 1788 году. «Кавказская деревня Воронцовых вначале называлась слободой Александровской. Позже за ней утвердилось название Воронцово- Александровское. Любопытно, что в эти же годы начинает быстро заселяться и левый берег Кумы. Против Воронцово-Александровского вырастает на казенной земле село Новогригорьевское. Его создают и заселяют крестьяне однодворцы из Малороссийских губерний. В 1789 году в «кавказскую деревню Воронцова были переселены первые 48 крепостных крестьян из воронежского имения графа. Село росло быстро. Сюда направлялись переселенцы из других имений Воронцовых (они имели владения в шестнадцати губерниях России). Уже в 1801 году здесь насчитывалось 300 дворов с населением в 1690 человек, а в 1844 году 3558 душ, 552 двора. Это уже было огромное по тем временам селение, где протяженность улиц составляла целых три версты. «Вольные земли на Кавказе влекли многих людей. Во-первых, крестьяне получали тут по 12 десятин на душу. Земли, правда, были солонцеватые, мало пригодные для посевов. Но крестьян радовало уже то, что теперь у каждой семьи был «свой надел, а начальства на первых порах здесь было мало. Конечно, с прибытием новых переселенцев земельный надел все уменьшался и к 1844 году сократился вдвое — на ревизскую душу приходилось только 6 десятин. А поток переселенцев все увеличивался. Граф заложил в 1792 году в Александровке конный завод. И это не случайно. Надо помнить, что в те времена в районе Георгиевска проходил левый фланг Кавказской военной линии, - в армии был постоянный спрос на лошадей. Конный завод обещал хозяину большие прибыли, и новый коннозаводчик, приобретая породистых лошадей, возводил просторные конюшни. В штате завода, кроме конюхов и ветеринаров, появились шорники, слесари, и другие специалисты. Крестьян из Александровки направляли «в науку на конный завод графини Орловой, где умели «образцово выращивать лошадей. Завод расширялся. Ему теперь были нужны не только обширные пастбища, но и большие запасы кормов на зиму. На крестьян легла повинность регулярной поставки заводу сена. Граф Воронцов показал себя предприимчивым и оборотистым дельцом. Он построил пять мельниц и сдавал их в аренду местным крестьянам. Воронцову же мельницы давали «прибавление доходов. С этой же целью в новом имении было построено 16 мастерских по выделке кож. Крестьян же Воронцов обложил большим оброком, размеры которого год от года росли. Высокий оброк разорял крестьян. Они просили помещика «умерить тяготы. Но где там! Мало того. Кроме денежного оброка крестьяне несли еще и натуральные повинности: бесплатно исправляли постройки на конном заводе и в барском доме, из года в год заготовляли для поместья дрова, поставляли заводу сено. В ту пору существовали еще так называемые подводная и постойная повинности. Слобода, как известно, находилась в черте Кавказской оборонительной линии, и еженедельно приходилось снаряжать от 100 до 120 подвод для переброски войск и содержать на постое солдат. Да, кроме того, нужно было постоянно выделять лошадей для перевозки почты. Не считая оброка, крестьяне слободы ежегодно затрачивали 27415 рублей на исполнение повинностей. На душу населения это составляло 4 рубля. Кроме этих, учитываемых казной сборов, было немало поборов тайных, нигде не записываемых и никем не учитываемых. Приказчики и разного рода земские начальники требовали взяток. Кавказское имение Воронцова было расположено далеко от центральной вотчинной конторы, что находилась в Москве. Ревизии здесь бывали редко. Произвол местных мздоимцев и хапуг был по существу безграничным

Ученик 2

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый .

1 чтец:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правог о дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...

2 чтец:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

 Ученик 2 рассказывает о Николае Крайневе.

Родился в 1924 г. на хуторе Тихомировка Новогригорьевского сельсовета Советского района Ставропольского края. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. по декабрь 1944 г. Рядовой. Командовал стрелковым отделением. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был три раза ранен. Геройски погиб в бою с гитлеровскими оккупантами 17 декабря 1944 г.

    —Красноармеец Крайнев по вашему приказанию прибыл...
     Перед командиром взвода младшим лейтенантом Ильиным стоял небольшого роста крепыш. Ушанка сбилась вбок, на ухо. Спокойно смотрят серые глаза.
     Ильина только что назначили командиром взвода. Он знакомился со своими подчиненными. Побеседовал уже с двумя командирами отделений. Теперь Ильин разговаривал с красноармейцем Николаем Крайневым, из третьего отделения.
     В землянке жарко натоплено. Ильин раскраснелся, его потянуло ко сну. И не только потому, что было поздно и он устал, а еще и потому, что собеседник оказался неразговорчивым, замкнутым. На вопросы командира взвода отвечал коротко: «Так точно» или: «Никак нет».
     Тогда Ильин стал рассказывать о родных местах, о том, какая там теплая и снежная зима и как чист по утрам воздух и звенит тишина. Говорил словно в забытьи, словно думал вслух, а сам видел, как теплели глаза солдата.
     —Ну, а вы откуда? — спросил Ильин.
     И Крайнев разговорился. Вспомнил о своем хуторе Тихомировке, что затерялся в степях Ставрополья, о колхозе, где работал перед войной, о том, как собирался в Москву, на сельскохозяйственную выставку, да вот не пришлось.
     —Ну а дальше?
     —Дальше, известное дело,— третий год воюю. В сорок втором ранило. Убежал из медсанбата. А потом за Киевом ранило. И в этом году тоже осколком задело...
     Вздрагивало пламя коптилки. По стенам землянки метались огромные тени.
     Так Ильин узнал Крайнева как человека. А потом, через несколько дней, узнал как героя.
     Шестнадцатого декабря 1944 г. жизнь в отделении Крайнева шла своим чередом. Николай составлял стрелковые карточки. Бойцы очищали траншеи, приводили в порядок оружие. Пообедали. Говорили о войне, о доме. Читали письма родных. Брились, подшивали подворотнички. День прошел тихо.
     К вечеру по позициям взвода ударили вражеские минометы. И это тоже было в порядке вещей.
     Кто-то сказал Крайневу:
     —Фашисты шнапса напились. Завтра же воскресенье.
     Всю ночь Николай не сомкнул глаз, обходил посты. Под утро пришло донесение: в неприятельских окопах зашевелились.
     Николай взглянул на часы: семь ноль-ноль. И тут над головой просвистела мина, затем другая, третья. Мины уже рвались на бруствере окопов.
     Командир взвода Ильин предупредил отделенных: быть начеку, гитлеровцы готовятся наступать.
     После артиллерийского налета — десять минут звенящей тревожной тишины. Только начало светать.
     Наблюдатели заметили: от немецких окопов отделяются фигуры, ползут, охватывают позиции взвода с обоих флангов.
     Снова шквал огня с вражеской стороны. Фашисты теперь шли во весь рост.
     Крайнев приказал бойцу Ярмолюку вести пулеметный огонь, а сам поспешил на помощь солдатам, дравшимся в одном из отдаленных ответвлений траншеи. Здесь особенно часто рвались вражеские снаряды.
     В свете ракеты Николай увидел: безжизненно замер у пулемета боец Нестеренко, чуть в стороне глухо стонет от раны красноармеец Редько. Николай был один способный стрелять.
     В траншею полетели бутылки с горючей смесью. Лицо опалило жаром. Крайнев, спасаясь от огня, кинулся из траншеи. И тут увидел четырех гитлеровцев, полоснул по ним автоматной очередью. Отдышался, смахнул со лба потные ручьи, застилавшие глаза.
     На бруствере окопа выросли два фашиста, закрыв собой начинающее бледнеть небо. Враги прыгнули на Крайнева, попытались вытащить его из траншеи. Им не удалось это. Рванувшись что было сил, Крайнев стащил фашистов на дно окопа. Гитлеровцы взывали о помощи: они явно хотели пленить советского бойца.
     На бруствере появился унтер. Теперь врагов было трое. Раздумывать не приходилось: троих в единоборстве не одолеть.
     Николай, напрягая последние силы, освободил руку, выдернул из гранаты, висевшей сбоку, чеку...
     Десять минут шел бой в траншеях. Фашисты отступили, оставив сорок трупов
     В крови, бездыханный лежал Николай Крайнев. В это декабрьское утро он, став Героем, ушел в бессмертие.
    

Источник: Ставропольцы - герои Советского Союза. Ставрополь.1969 год.

Читают ученики:

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Ученик 1 рассказывает о Фомине Владимире Георгиевиче – почетном гражданине города.

Родился в 1916 году в станице Наурской Терского округа, потомственный казак. Трудовую деятельность начал в 1934 году, после окончания  педагогического училища, учителем, заведущим  района. В 1976 году был избран председателем городского Совета депутатов трудящихся города Зеленокумска. По его инициативе был построен мемориал «Слава павшим героям», а вечный огонь напоминает всем поколениям  о героических подвигах наших односельчан. Он систематически занимался благоустройством города, принимал активное участие в газификации города. Умер в 2008 году. Имеет правительственные награды.  

Любовью даришь самой верной,

Ты навсегда, с рожденья – свой.

И потому ты неизменно

Нам дорог, город наш родной!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Увлекательный мир вышивки" (защита проектов)

Работа над проектом  с учащимися 5-х классов в течение 6 недель во внеурочное время. Девочки делятся на 3 группы: историки, теоретики и практики и ведут исследования, согласно раработанным планам...

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий открытия фестиваля творческой  защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

Сценарий защиты творческих проектов учащихся "Посвящение женщине"

В канун праздника 8 марта учащиес 9 класса на занятиях литературного кружка создали мини-проекты "Посвящение женщине" (подобрали в интернете, написали сами стихи, смонтировали видео-презентации), на о...

Сценарий защиты проектов, посвященных 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Цели:Подвести итог сформированных  представлений о жизни основоположника отечественной науки М.В.Ломоносова;Обобщить знания;Проверить сформированность умения  делать выводы;Воспитывать чувст...