Игра "Нева"
методическая разработка по краеведению на тему

Митникова Елена Александровна

Обобщение  знаний учащихся с ОВЗ о значении реки Невы в истории и памятниках культуры Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры по станциям

«Нева».

Руководители:

Авторский коллектив:

  1. ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга:

Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования;

Смирнова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы.

  1. ГБСКОУ № 613 Московского района Санкт-Петербурга:

Питернова Наталья Васильевна, учитель истории;

Ситникова Светлана Мартыновна, педагог дополнительного образования.

Актуальность:

Популяризация представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) об истории родного края через игровую деятельность.

Цель:

Обобщение  знаний учащихся с ОВЗ о значении реки Невы в истории и памятниках культуры Санкт-Петербурга.

            Задачи: 

  • расширить и обобщить представления о реке Неве, истории ее образования, возникновения культурных объектов на берегах реки в черте Санкт-Петербурга, об архитектурных памятниках, скульптуре, мостах;
  • развивать пространственные представления учащихся, знакомить с приемами работы с картой города;
  • продолжить расширение и уточнение словарного запаса учащихся (на материале исторических, архитектурных и скульптурных терминах), расширение читательского и культурного кругозора;
  • развивать навыки работы в группе, совершенствовать коммуникативную культуру, социализировать учащихся с ОВЗ;
  • воспитывать чувства патриотизма и уважения к истории родного края;
  • продолжить формирование ответственного отношения к историческому наследию;
  • продолжить развитие познавательного интереса у учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга.

             Ожидаемые  результаты:

Успешное выполнение учащимися с ОВЗ заданий игры в непривычных условиях. Радость от игры у ее участников.

  • Повышение  мотивации к изучению истории и культуры родного края у учащихся с  ОВЗ.
  • Бережное и уважительное отношение детей к памятникам истории и культуры.
  • Толерантное отношение к особенностям каждого человека.

             Описание игры.

5 станций:

  1. «Кроссворд»
  2.  «Работа с текстом».
  3. «Мосты».
  4. «Символы Санкт-Петербурга».
  5.  «Уберите лишнее».

             Целевая  аудитория: 2-ые – 5-ые классы коррекционных школ (370, 613, 663) Московского района.

Оборудование:

мультимедийная установка, письменные принадлежности.

Дидактический  материал:

презентация, исторические карты, листы с заданиями, стихотворение о Неве (отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина). Песни о Неве, спеть

я этим городом храним из к/ф «Достояние республики»

Описание станций.

  1.  «Кроссворд».

        На экране незаполненный кроссворд (7 слов). Школьникам нужно внимательно прочитать вопросы и заполнить кроссворд в рабочем листе.

Максимальное количество баллов – 7. За каждый правильный ответ – 1 балл.

              Время выполнения работы – 3 минуты.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ -1 балл.

  1.  «Работа с текстом».

             Учащиеся получают лист с заданием: им необходимо восстановить деформированный текст (варианты ответов указаны справа от основного текста) и озаглавить его.

Время работы на станции – 5 мин.

Критерии оценки: каждый правильный ответ - 1 балл.

              3.   «Мосты».

Учащиеся решают ребус и узнают название станции. Затем получают лист с заданием: им необходимо собрать мозаику - картинку моста, которая разрезана на 10 частей, и ответить на вопросы. Время выполнения работы – 5 мин.

Критерии оценки:

  • правильно собранная картинка – 1 балл,
  • правильный ответ – 1 балл.

4.«Символы Санкт-Петербурга».

Учащиеся получают 2 листа с заданиями.

Лист № 1: игрокам необходимо узнать архитектурные объекты и соотнести навершие шпиля с соответствующим памятником архитектуры.

Листы сдаются жюри, а тем временем учащиеся выполняют следующее задание.

Лист № 2: игроки должны узнать символы Санкт-Петербурга, представленные на экране, подписать в листе их названия, соотнести номера и изображения.

Время выполнения работы – 5 мин.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ -1 балл.

«Уберите лишнее».

Игроки должны узнать памятники, дворцы, музеи и мосты, расположенные на Неве.

Учащиеся получают лист с заданием: им необходимо определить памятник, дворец, музей, которые расположены не на берегах Невы, а также мост, построенный не через Неву,  и сделать пометку в соответствующем прямоугольнике с номером объекта. В качестве пометки может быть использован любой символ (галочка, смайлик и т.п.).

Время выполнения работы – 3 минуты.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ -1 балл.

Примечание:

Поощрительные баллы начисляются за существенные (фактически верные, интересные, соответствующие теме игры и заданию) дополнения во время всей игры.

Во время работы жюри ведущий проверяет с игроками правильность выполнения заданий.

Во время подсчета итоговых баллов и распределения призовых мест проводится музыкальная пауза: пение учащимися песни о Неве.

Вместо музыкальной паузы  или после нее (по эмоциональному состоянию учащихся с ОВЗ) возможно проведение рефлексии: участникам игры предлагаются изображения символов Санкт-Петербурга, которые они могут наклеить на лист А4, если игра им понравилась.

Награждение победителей игры грамотами ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга и подарками.

Ссылки на изображения, которые использованы на раздаточных листах.

http://www.romantic-petersburg.ru

http://www.nevariver.ru/geographic.php

http://sphotos.xx.fbcdn.net/hphotos-ash4/419699_303560999699526_100001368866985_764482_166036048_n.jpg (разводной мост)



Предварительный просмотр:

Игра по станциям «Невы державное теченье…»

Команда

Работа с текстом

Мосты

Символы Санкт-Петербурга

Кроссворд

Уберите лишнее

Итого баллов

Места

мозаика

вопрос

Лист 1

Лист 2

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Собранная правильно мозаика – 1 балл.

Каждый дополнительный правильный ответ – 1 балл.

Ключ к заданиям станции «Уберите лишнее»

  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 3


Предварительный просмотр:

КРОССВОРД                                                                                                               КОМАНДА              



Предварительный просмотр:

Команда школы № ________

Река Нева берет начало из Ладожского озера и по заболоченной Приневской низменности, и впадает в Невскую губу ___________________ залива.

Нева образовалась около 4000 лет назад в результате прорыва вод _______________ озера в Балтику.

Название реки происходит от финского слова «___________».

В Неву впадает 26 рек и речек: ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Наш город расположен в дельте Невы, рукава которой образуют острова. В настоящее время их около ______.

_____________ реки от истока до устья 74 км. В черте Санкт – Петербурга Нева течёт на протяжении 28 км.

В Петербурге нередко случаются наводнения и резкие подъёмы воды в Неве. За годы существования города было более 300 наводнений. Самые сильные произошли в ________

____________________________________________________

В черте города через Неву переброшены мосты: ____________________________________

______________________________________________________________________________

Финский, Ботнический

Ильмень, Ладожское, Онежское.

Болото, глина, песок

Используя карту, напишите 5 названий

30, 40, 100.

Ширина, глубина, длина.

1777, 1824 и 1924 годах.

Используя карту, напишите 5 названий.

Озаглавьте текст:  ____________________



Предварительный просмотр:

Станция «Мосты»

                       

Команда _________________

Соберите мозаику и ответьте на следующие вопросы:

  1. Напишите название моста: ___________________________________

  1. Особенность этого моста (подчеркните правильный ответ):
  • первый мост в городе;
  • первый постоянный разводной мост через Неву;
  • самый широкий мост в городе.



Предварительный просмотр:

Станция «Символы»

Команда _______________________

  1. Подпишите названия зданий.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Соотнесите элементы, которые венчают шпили, со зданиями. (Проведите стрелочки от элемента к соответствующему зданию)

Станция «Символы»     

            Команда______________________

Подпишите в соответствии с номерами в прямоугольниках названия символов города, представленных на слайде.

 ____________              ____________          ____________

 ____________              ____________          ____________

 ____________              ____________           ____________

                 

            _____________                          _____________

            _____________                          _____________

            _____________                          _____________



Предварительный просмотр:

Уберите лишнее:

Команда ____________________

         

  1. Определите памятник, который поставлен не на берегах Невы, сделайте отметку в соответствующий прямоугольник с номером.

  1. Определите дворец, который построен не на берегах Невы, сделайте отметку в соответствующий прямоугольник с номером.

                 

  1. Определите музей, который построен не на берегах Нева, сделайте отметку в соответствующий прямоугольник с номером.

  1. Определите мост, который построен не через Неву, сделайте отметку в соответствующий прямоугольник с номером.