статья "Лингвистическое краеведение. Мой родной край"
статья по краеведению на тему

Бахарева Татьяна Алексеевна

Как увлечь современного ученика изучением истории родного края? Историческая память народа, его культура, традиции. обычаи...Это то, без чего человек не может состояться как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

                          МОУ «Арсеньевская средняя общеобразовательная школа»

СТАТЬЯ

на тему: «Родной край»

автор:

учитель русского языка и литературы

Бахарева Татьяна Алексеевна

                                    Край мой родной

                                          Здесь рассветы с янтарными росами,

                                           Стелют под ноги пух тополя,

                                           И река, и поляны с покосами,

                                            И взрастившая многих земля.

                                                                                 А.Ланцов

              Изучать язык не только полезно и интересно, но и необходимо, чтобы развивать мышление, память и даже психику. Историческая память народа, его культура, традиции, обычаи…Это не просто слова. Это то, без чего не может состояться человек как личность. Лингвистическое краеведение занимает важное место в формировании личности подростка, прививает любовь к языку, заставляет мыслить самостоятельно, приобщает к духовно-нравственным ценностям, закладывает любовь к «малой родине».

           Кружок «Лингвистическое краеведение. Ономастика» начал свою работу в Арсеньевской школе уже давно, сделано многое. Предметом исследования служат собственные наименования сел, деревень, храмов, рек, озер, улиц. Через весь Арсеньевкий край Тульской области протекает река Иста. Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в нашем краю, в его произведениях навсегда запечатлены красоты родного края, упоминаются и реки, и родники, села и деревни, а герои его рассказов – наши предки, жившие на арсеньевской земле. С гордостью мы читаем рассказы писателя «Бежин луг», «Малиновая вода», «Ермолай и мельничиха»…

         За время работы кружка учащиеся нашей школы узнали много интересного из истории названия сел и деревень, рек и озер.  Конечно же, первая топонимическая экскурсия - к местам, где родился наш великий земляк, замечательный композитор А.С. Даргомыжский – гордость Арсеньевского края. «А сердце бьется, как в огне…». Именно эти слова Даргомыжского всплывают в памяти, когда оказываешься в бывшей усадьбе, находящейся сегодня в запустении. Но местность! Она прекрасна! По-прежнему прекрасны холмы и перелески, луга и рощи, бесконечно высокое и удивительно голубое осеннее небо. На месте барского дома стоит памятная стела, над которой раскинул свои ветви старый клен.

        Узкая тропинка ведет к живительному источнику. Вода в роднике чистая и прохладная.

        Подул прохладный ветерок. Листья на деревьях тихо что-то шепчут друг другу…Кажется, что мгновение – и появится русалка из воды. Слышны звуки удивительной музыки из оперы «Русалка».

       Теперь Даргомыжка не просто глухая деревушка, а место рождения гения классической музыки. Хочется надеяться, что бывшая усадьба станет настоящим музеем-усадьбой, изменит свой облик.

          Автор первого большого исследования «Славянский именослов» (1863г) М.Я. Морошкин писал: «Где молчат хроники и исторические памятники, там начинает говорить слово, там, где безмолвствуют саги, начинают повесть собственные имена». Как это точно и понятно!

          И мы начинаем выяснять, что означает топонимический термин, насколько он старый, в каких источниках упоминается, претерпевал ли какие –либо изменения. Так, в Списках Кеппена (1857г) значится деревня Дорогомышка (современное Даргомыжка). Слово образовано от личного славянского имени Драгомысл путем прибавления распространенного суффикса в древности (например: Дедославль). Об этом пишет в своей книге Т.В.  Майорова, ученый-лингвист, преподаватель ТГПУ им. Л.Н.Толстого.

         В процессе исследования учащиеся приходят к выводу: большая часть собственных наименований (ойконимов) образовалась от личных имен или прозвищ, указывая либо на переселенца, либо на владельца: Алексеевка, Захарово, Манаенки, Кузьменки и др.).

        Активные школьники, члены кружка, оформили  фото-путеводители («История русских деревень и сел», «Памятные места родного края»), подготовили фильмы «На родине великого композитора», «Литературный венок родного края», «О разрушенных храмах родного края».

        Учащиеся старших классов создали видео-проекты «На земле Арсеньевской», в которых рассказали о наших замечательных земляках, а также о тех, кто защищал нашу землю в годы Великой Отечественной войны, воинах, сложивших свои головы на Орловско-Курской дуге, крыло которой захватило наш край. Здесь, на берегах реки Оки, покоятся те, кто не вернулся с войны…

         Родина поэта Н.Л. Брауна – деревня Головановские дворики, а в селе Парахино – учился в школе. «Тульская и орловская земля, — напишет впоследствии  Браун, — воспитала во мне глубокое чувство поэтического. Это были тургеневские, фетовские, бунинские места. На этой земле, я с детских лет вслушивался в полновесное, красочное народное слово, слушал народные песни, частушки, сказки, видел трудную жизнь дореволюционной деревни с ее радостями и горестями».

         Жизнь и творчество великих писателей Ф.М. Достоевского и  Л.Н. Толстого связана с арсеньевской землей. Село Мокрое. Здесь останавливался проездом в Оптину Пустынь великий писатель-гуманист Ф.М. Достоевский.

На южной окраине села находился постоялый двор, где меняли лошадей. Ведь через Мокрое проходил большак Чернь-Одоев-Белев. Здесь Достоевский слушал хор «мокринских девок», хор, который славился на всю округу. «Песня, пропетая хором, записана мною с натуры и является образчиком крестьянского творчества», - пишет Федор Михайлович.

         Село Мокрое упоминается в романе «Братья Карамазовы» в восьми местах. Как здорово, что наши места вдохновляли великого писателя на новые творческие поиски.

         В своей работе мы опираемся на материал, который хранится в местном краеведческом музее, на книги местного историка-краеведа Бальцера Б.Р.  

 

           Т.А. Бахарева, руководитель кружка «Лингвистическое краеведение» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С любовью к родному краю (литературное краеведение)

                «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...

Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"

Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы",  цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...

Викторина по краеведению "История родного края"

Викторина для начальных классов....

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...

Викторина по краеведению «Знатоки родного края»

Викторина охватывает следующие страницы: " Личности", "Военная история", "Моя малая родина", " Я-гражданин Калмыкии", " Магические числа"...

разработка по внеурочной деятельности по краеведению "Летопись родного края"

Географическое положение: Ульдурга расположена на юго-западе Еравнинского района, южной окраине Витимского плоскогорья в бассейне рек Ульдурги и Уды. C юго-запада примыкает отроги Худанского хребта. Н...