С любовью к родному краю (литературное краеведение)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - эти слова академика Д.С. Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим, неповторимой красотой.
Опыт литературного краеведения в школе показывает, что необходимо искать пути и средства воздействия на своих воспитанников, приобщая школьников к произведениям о родном крае, углубляя их представление о жизненных истоках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
S_lyubovyu_k_rodnomu_krayu.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
С любовью к родному краю.
(Литературное краеведение в школе)
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», - эти слова академика Д.С. Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим, неповторимой красотой.
Таганрог, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемым источником вдохновения многих деятелей искусства. В городе, знойном, хлебосольном и приветливом, жили или бывали композиторы: М. Мусоргский, С. Рахманинов, П. Чайковский, С. Танеев, В. Сук, А. Скрябин, Гаэтано и Валериан Молла; художники: И. Айвазовский, К. Савицкий, А. Куинджи; поэты и писатели: В. Жуковский, М. Лермонтов, В. Слепцов, К. Станюкович, В. Гаршин, А. Толстой, К. Тренёв, С. Есенин, В. Маяковский, М. Горький, В. Закруткин, К. Паустовский, К. Федин, А. Фадеев, М. Волошин, М. Танич, Б. Изюмский, А. Сафронов. Некоторые из них отразили в той или иной степени в своем творчестве наш город и природу его окрестностей.
Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественными произведениями и местом, вдохновившим писателя на их создание. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток. Эту связь писателя и его творчества подмечали многие: и К. Паустовский во второй книге «Золотой розы», и знаменитый Гёте, который сказал, что «если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину». А известному педагогу середины ХХ века В.А. Сухомлинскому принадлежит мысль: «Краеведение – это поэтическое, художественное познание Родины».
Н.С. Травушкин тонко заметил, что литературное краеведение – это «также история литературы, отличающаяся особым аспектом его рассмотрения». Литература помогает познать край, а край – литературу и тех, кто ее создает: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства его творчества.
Гордятся педагоги и школьники литературным наследием своего края, города. Поэтому учителя нашей школы используют материалы краеведения как на уроках, так и во внеклассной работе (экскурсии по литературным местам нашего края, выставки «Таганрог литературный», читательские конференции и литературные вечера, посвященные писателям-землякам).
Учителя-словесники используют любую возможность, чтобы проследить, как тот или иной писатель касался жизни нашего края. Изучая творчество А.С. Пушкина, К.Д.Бальмонта, К.Г. Паустовского, учащиеся проводят исследования и готовят сообщения о том, когда знаменитый писатель был в Таганроге, где останавливался, чем занимался, в каких произведениях некоторые герои и картины жизни взяты из таганрогской действительности.
Январь, месяц рождения А.П. Чехова, стал для школьников подлинно чеховским: проходят конкурсы чтецов на лучшее исполнение произведений писателя, выпускаются красочные стенгазеты, организуются выставки, экскурсии в музеи, театр, проводятся литературные вечера, уроки внеклассного чтения.
Встреча с творчеством А.П. Чехова – всегда большой праздник. Это праздник вдвойне, если такая встреча проходит в обстановке, отражающей эпоху и жизнь поэта, воссозданной сегодня в музеях Чехова. Поэтому особенно волнующими для учащихся стали уроки, проходящие в «Лавке Чеховых», в «Домике Чеховых», в «Гимназии».
Литературное краеведение не только развивает эстетическую культуру, учит понимать прекрасное, но и помогает привить любовь к родной земле.
Несомненную ценность в воспитании патриотических чувств учащихся представляют произведения М. Шолохова, В. Закруткина, с которыми учащиеся знакомятся на уроках внеклассного чтения. Никто из школьников не остается равнодушным к повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Само название этого произведения действует на учащихся завораживающе. Писатель-земляк создал гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого.
Используя возможности литературного краеведения, словесники школы проводят интегрированные уроки: русский язык и литература, история и литература, география и литература.
Опыт литературного краеведения в школе показывает, что необходимо искать пути и средства воздействия на своих воспитанников, приобщая школьников к произведениям о родном крае, углубляя их представление о жизненных истоках литературы.
Урок внеклассного чтения в 6 – 7 классах
«Таганрог глазами К.Г. Паустовского».
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с фрагментами биографии К. Паустовского, связанными с жизнью в Таганроге; показать особенности прозы пистаеля-пейзажиста на примере отрывка из романа «Блистающие облака».
2. Развивающие: способствовать развитию аналитико-синтезированной деятельности учащихся, навыка работы с текстом художественной литературы.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к слову.
Методические приемы: слово учителя, сообщение учащегося, выразительное чтение, беседа учителя с учащимися, наблюдения, анализ художественного текста, индивидуальная исследовательская работа, медиапрезентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, отрывок из произведения К.Паустовского.
Эпиграф: Моя писательская жизнь…началась с желания все знать и все видеть. Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг. Почти в каждой повести и в каждом моем рассказе видны следы скитаний.
К. Паустовский
- Слово учителя. (На экране – портрет К.Паустовского и слова эпиграфа.)
- Книги К. Паустовского имеют прочный успех и широкую популярность у читателей, потому что в каждом произведении писателя простота и увлекательность изложения, четко выраженное отношение к добру и злу, стилистическое совершенство.
Паустовского, как и его сверстников, манили в детстве путешествия и приключения, неосвоенные материки, далекие страны, океанские просторы. Недаром самым любимым его предметом в гимназии была география. Он писал впоследствии в «Золотой розе»: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги…»
С первых лет своей сознательной жизни Паустовский решил, что, как бы ни повернулась его судьба, какие бы испытания и невзгоды ни выпали на его долю, он посвятит себя литературе и станет писателем. И Паустовский целеустремленно пошел по избранному пути. Но став писателем, он не расстался с тем, что захватило его в детские годы. Служение литературе великолепно уживалось у него с увлечениями, зародившимися в детстве, не угасшими тогда, когда детство осталось далеко позади. (Обращение к словам эпиграфа).
Чуть ли не половину своей жизни он провел в пути, и эти дороги стали маршрутами его творчества. Был Паустовский и в нашем городе.
- Сообщение ученика о жизни К. Паустовского в Таганроге. (Рассказ сопровождается показом фотографий тех мест Таганрога, где бывал
К. Паустовский)
Константин Паустовский родился в Москве, но образование получил в Киевской гимназии и в Киевском университете св. Владимира. Учебу в университете прервала мировая война, и он был вынужден переехать в Екатеринослав. Работая на местном заводе, был откомандирован вначале в Юзовку (современный Донецк), потом в начале весны 1916 года – в Таганрог.
Живя в нашем городе, Константин Георгиевич, судя по сохранившимся письмам, снимал комнату в гостинице Кумбарули (на ее месте сейчас разбита площадь перед, так называемым, «Белым домом»), а затем снял комнату в доме Флакса на Большом Биржевом (Мечниковском) переулке, 7.
Работал Паустовский на котельном заводе, потом перешел на маслобойный (на его месте теперь стоит завод «Виброприбор»). Этот завод он описал в «Беспокойной юности» и в прологе к повести «Рождение моря». Именно в нашем городе писатель приступил к созданию своего первого крупного произведения – романа «Романтики».
Паустовский любил ловить рыбу на острове Черепаха, который был построен (искусственно возведен!) еще в 1701 году по указанию Петра I. Этот остров, как и наше небо, наши акации, запах нашего моря, тени акациевых листьев, наши булыжные мостовые, греческие кофейни, заросли дрока на спусках к морю великий писатель-романтик восторженно описал в автобиографическом цикле «Повесть о жизни», в романе «Блистающие облака», повести «Рождение моря», очерках «Порт в траве», «Приазовье», «Разговор о рыбе» и др. Даже гостиницу Кумбарули, в которой он некоторое время жил, мы встречаем в «Блистающих облаках».
Никому из писателей и поэтов не удалось создать такую сагу нашему городу, какую создал своим циклом произведений Константин Георгиевич Паустовский.
Последние два визита К. Паустовского в Таганрог (в 1916 году он жил в нашем городе больше 10 месяцев) пришлись на 1951 и 1952 годы. Уже, будучи зрелым писателем, прожившим сложную жизнь, Константин Георгиевич был потрясен картиной осеннего Таганрогского залива, на глади которого были разбросаны байды, как «осенние черные листья».
- Выразительное чтение отрывков из романа «Блистающие облака» (читают два ученика, распечатанные тексты у каждого школьника). Приложение 1.
IV. Анализ текста.
- При каких обстоятельствах и когда происходит знакомство героев романа с городом? («Над Таганрогом была гроза»…)
- Каким представлял себе Батурин Таганрог? (Сереньким городом с пустырями, проваленными заборами, провинцией, где родился Чехов.)
- Каким увидели путешественники город? Найдите описания. («Таганрог был затоплен тишиной, был пуст, уютен, изумительно чист».)
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают передать восторг героев от увиденного?
(Эпитеты: слепые вспышки, игрушечный порт, звенящая тишина, интереснейшее море, музейное безмолвие, ртутные капли дождя;
метафоры: ночь нависала, жизнь цвела;
олицетворения: воздух радовал, порт закутан в звездное небо, отвага и смех плескали от души;
сравнения: город казался солнечным цветником; маятники, начищенные до блеска, как медные тазы; жизнь пестрела, как сад.)
- В чем волшебство этого простого описания? Из чего возникает его пленительное обаяние? (Когда читаешь описание Паустовского, то возникает ощущение, что смотришь на пейзаж живописца.)
- Какое чувство испытывали герои, любуясь ночным городом? (Чувство восторга, умиления, острое ощущение других эпох, эпох романтизма.)
- Почему такие чувства овладели героями? (Таганрог потерял для Батурина черты реальности, он казался сказочным гриновским городом, затерянным среди эпох, революций, войн.)
- Как вы понимаете предложение «России не было»? (Таганрог не был похож на российские города, было в нем «смешение Греции, Италии и запорожских степей».)
- Но литература – не живопись, она дает синтетический образ действительности, в ней присутствуют не только зрительные образы, но и слуховые, обонятельные и осязательные.
V. Индивидуальная исследовательская работа с текстом.
- Заполнить таблицу примерами из текста.
Зрительный образ | Звуковой образ | Запахи |
VI. Проверка работы. Заполненная таблица проецируется на экран:
Зрительный образ | Звуковой образ | Запахи |
Звезды загорались Ночь нависала кущами черной сирени Мигали белые зарницы Шхуны, аллеи черной листвы | Музейное безмолвие Капли дождя падали Бьет колокол Тикали громадные маятники Шумело море Паруса шумели | Полынь наполняла воздух горечью Запахи цветов сочились Пахло солью |
- Почему у Паустовского наблюдается такое разнообразие образов? (Описание природы, города дается через восприятие человека.)
- Проза К. Паустовского всегда лирична. Природа у него проецируется на душевное состояние героев, а душевное состояние героев окрашивает восприятие природы.
- Как вы понимаете высказывание «Отвага и смех плескали из души, и цвело, не отцветая, бесконечное лето?» (Герои молоды, полны сил, и жизнь им кажется прекрасной и бесконечной, как лето, увиденное в Таганроге.)
VII. Выводы по уроку.
- Каким вы увидели Таганрог после прочтения отрывка из романа К. Паустовского «Блистающие облака»?
- Совпадает ли ваше представление о Таганроге с авторским? (Во время ответов учащихся показываются фотографии современного Таганрога.)
- Какие особенности авторского мастерства вы запомнили?
После ответов учащихся на экране высвечивается схема-таблица
VIII. « В творческой мастерской К.Паустовского»:
IX. Домашнее задание.
Создать свою зарисовку о Таганроге, опираясь на стилевые особенности прозы Паустовского.
Примечание. Аналогичный по структуре урок можно провести в 8 – 9 классе на материале очерка К. Паустовского «Порт в траве».
Приложение 1
К. Г. Паустовский «Блистающие облака».
Над Таганрогом была гроза, - розовые зарницы слепыми вспышками освещали воду…
В Таганрог приехали после теплого обильного ливня. Представление о Таганроге было связано у Батурина с Чеховым. Он думал о сереньком городе, пустырях, проваленных заборах, провинции. И, как всегда, ошибся…
Единственный извозчик повез их в город через игрушечный, заросший травой порт. Одуванчики цвели среди гранитных плит, раздавленная колесами полынь наполняла воздух горечью.
Таганрог был заполнен тишиной, почти звенящей, был пуст, уютен, изумительно чист. Фонари искрились в воздухе (после ливня в нем был блеск предельной прозрачности). Над морем загорались звезды; свет их был усталый, они мерцали…
Из садов сочились запахи цветов, не имеющих имени, никому не знакомых. России не было. Таганрог был перенесен сюда с Эгейских островов, был необычайным смешением Греции, Италии и запорожских степей.
Музейное безмолвие стояло окрест, и даже море не шумело. Воздух был тонок и радовал. Как воздух новой страны.
Остановились в гостинице Кумбарули с коричневыми комнатами. На стенах темнели облупленные фрески. Все состояло из красок, - ночь нависала кущами черной сирени, мигали белые зарницы, ртутные капли дождя падали с листьев…
Глаза Вали… потемнели от возбуждения. Что-то сдержанное, как непрошеные слезы, - восторг, легкий крик – готово было вырваться с ее губ…
Он (шкипер) подсел к столику и рассказал о Таганроге много интереснейших вещей. После его рассказов Таганрог потерял для Батурина последние черты реальности. Он казался сказочным городом, освещенным синим пламенем пунша, каким-то выдуманным гриновским Зурбаганом. Он казался солнечным цветником, где старики, поливая грядки, вспоминают стопушечные линейные корабли, - бьет колокол, и все бегут на плоский берег встречать оранжевый гигантский пароход.
…Таганрог казался затерянным среди эпох, революций, войн. Патриархальная жизнь цвела медлительно и беззаботно, и совершенно зря в портовых конторах тикали громадные маятники, начищенные до блеска, как медные тазы.
Около старой наваринской пушки невнятно шумело море, по словам Метаксы – одно из интереснейших морей.
Оно крепко, по-рыбачьи пахло солью. У мола поскрипывали заспанные шхуны. Бледные фонари на мачтах освещали пустые палубы. Казалось, трюмы этих шхун полны грудами сиреневой бьющейся рыбы.
Весь этот пустынный порт, качавший в гаванях маслянистую воду, был закутан в звездное небо….
Ночь, шхуны, аллеи черной листвы, присутствие старого шкипера, горячая рука Вали внезапно вызвали у Батурина острое ощущение других эпох, эпох романтизма…
Паруса шумели над выскобленными песком палубами. Когда это было? Вчера. Корабли отходили в Колхиду. Жизнь пестрела, как сад. Отвага и смех плескали из души, и цвело, не отцветая, бесконечное лето. Брызги дождя падали на мягкие волосы поэтов…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "С любовью к родному краю"
Целью данного проекта являлось изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патрио...
Литературное краеведение и искусство родного края
Составлено для учащихся школы VIII вида с 5 - 9 классы....
Социальный проект Патриотизм и любовь к родному краю. "Сирень победы"
•Наш город Павлово, находится на высоком берегу живописной реки Оки - месте, славных побед отцов и дедов. Наш город по патриотическому и культурному наследию является благодатной почвой для восп...
Программа дополнительного образования «Мой край (литературное краеведение)»
Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать в...
Реализация социокультурного образования в школьной библиотеке. (Фрагмент программы литературного краеведения «Край родной, земля уральская»).
В целях содействия духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения посредством чтения в рамках регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Исто...
Экологическое творчество. Авторское стихотворение «С любовью к родному краю»
Авторское стихотворение о родном крае. иЛюбовь к родному краю....
статья "Воспитывая любовь к родному краю"
О новых тенденциях в образовании и воспитании...
- Мне нравится (2)