Литературное краеведение и искусство родного края
рабочая программа по теме

Составлено для учащихся школы VIII вида с 5 - 9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rk.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ « Каргапольская школа- интернат VIII вида»

Рассмотрено

методическим объединением учителей_________________

_________________

Протокол №____ от  «_____»__________20___года

Руководитель МО _________

(А.Н.Полишевич)

 

Согласовано

Заместителем по УР

__________________

(Н.М.Кашина)

«____» ________20____ г

Утверждено методическим советом школы

 « ___»___________20____г

Руководитель МС ______________

( О.С. Аристова)

Рабочая программа

курса регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта «Литературное краеведение и искусство родного края»

на 2012-2013 учебный год

Составитель

М.Н.Корчагина

учитель русского языка и чтения

первой квалификационной категории

р.п. Каргаполье, 2012

Пояснительная записка

Тематическое планирование составлено на 2012-2013 учебный год для учащихся 5-9 классов. На изучение данного курса отводится 13 часов в год. Основными направлениями работы являются: развитие  и коррекция  связной устной речи учащихся, расширение их представлений об окружающем мире, обогащение и уточнение словарного запаса, формирование личности учащихся через узнавание писателей и поэтов родного края, его фольклора.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и объектах окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, тем самым пополняется словарный запас учащихся.

В процессе непосредственных наблюдений за реальной действительностью обогащается внутренний мир ребёнка, при организации беседы на уроке он расширяется, обогащается.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся .Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словарной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение строить предложения. Описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся употреблять в своей речи пословицы, поговорки. Разгадывая предложенные им ребусы и загадки, учатся логически мыслить. На занятиях дети учатся вести беседы,  слушать и читать тексты, инсценировать фольклорные праздники Зауралья, наблюдать за связью между прошлым и настоящим Зауралья, узнают поэтов и писателей родного края.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления умственно отсталых детей.

Изучение фольклора и литературы родного края воспитывает у учащихся любовь к Родине, её людям, их нравам и обычаям. В процессе непосредственных наблюдений за историческим прошлым Зауралья, описанном в произведениях местных авторов, наблюдением за диалектной речью героев произведений, узнаванием традиций и обычаев своей малой Родины, учитель старается привить детям чувство гордости за прошлое и настоящее своего края.

Основными формами работы на уроке являются беседы, слушание текстов, самостоятельное чтение.

Основные виды деятельности на уроках: осознанное, творческое чтение произведений разных жанров; заучивание наизусть стихотворных текстов; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием)

Обязательным на занятиях является осуществление межпредметных связей  с уроками столярного и швейного дела, сельскохозяйственных трудов, художественной росписи, музыки, русского языка, чтения, истории, географии.

 

 Программа курса регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта «Литературное краеведение и искусство родного края»

 

          Цель программы:

- раскрытие особенностей художественной литературы родного края

- развитие интереса обучающихся  к народно-поэтическому наследию Зауралья

- раскрытие связей литературы с народным фольклором

          Задачи программы:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- познакомить учащихся с историческим прошлым Зауралья через произведения местных писателей и поэтов

- расширить знания учащихся об искусстве на основе знаний фольклора

- познакомить учащихся с разными жанрами литературы

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие интереса и внимания к окружающему миру, «народному слову», народным обычаям и традициям

- развитие художественного вкуса

- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, мышления, фантазии, памяти

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование нравственных и эстетических качеств личности школьника через показ лучших качеств русского человека, отражающихся в народных сказках, былинах и т.д.

- воспитание уважения к традициям и обычаям зауральцев

В результате прохождения курса «Литературное краеведение и искусство родного края»

ученики должны

знать:

- содержание изученных литературных произведений

- основные виды и жанры искусства Зауралья

- основные мотивы творчества современных зауральских писателей и поэтов

- особенности развития современного народного декоративно-прикладного искусства Курганской области

уметь:

- воспринимать художественный текст

- выделять смысловые части художественного текста

- определять жанр литературного произведения

- давать характеристику героев

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

-выражать своё отношение к прочитанному

- выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

5 класс

 

1.

Жанры фольклора. Колыбельные песни.

1ч.

 

2.

Жанры фольклора. Пестушки.

1ч.

 

3.

Жанры фольклора. Потешки.

1ч.

 

4.

Жанры фольклора. Сказки-шутки.

1ч.

 

5.

Жанры фольклора. Частушки о временах года.

1ч.

 

6.

Жанры фольклора. Заклички.

1ч.

 

7..

Жанры фольклора. Считалки.

1ч.

 

  8.

Жанры фольклора. Дразнилки.

1ч.

 

9..

Жанры фольклора. Загадки.

1ч.

 

  10.

Жанры фольклора. Поддевки.

1ч.

 

11.

Жанры фольклора. Народные песни.

1ч.

 

12..

Жанры фольклора. Пословицы, поговорки.

1ч.

 

13.

Творчество Л.И.Куликова. Сказки.

1ч.

 

 

6 класс

 

1.

Жанры фольклора. Молчанки

        1ч.

 

   2.

Жанры фольклора. Мирилки.

        1ч.

   3.

Жанры фольклора. Страшилки.

        1ч.

   4.

Жанры фольклора. Хороводные игры.

        1ч.

   5.

Жанры фольклора. Прибаутки.

        1ч.

   6.

Жанры фольклора. Небылицы-перевёртыши.

        1ч.

   7..

Жанры фольклора. Скороговорки.

        1ч.

   8.

Лирические песни Зауралья.

        1ч.

   9-

  10

Русские народные сказки Зауралья

«Пуночка», «Верещага»

        2ч.

  11.

Исторические песни Зауралья

        1ч.

  12-

  13

Творчество В.И.Юровских

        2ч.    

7 класс

    1.

Старинная русская свадьба на Урале.

        1ч.

   2-3

Жанры фольклора. Загадки.

        2ч.

  4-5

.Современная зауральская поэзия. Творчество Л.Н.Кузнецовой

        2ч.

  6-7

.Современная зауральская поэзия. Творчество Л.Г.Попковой

        2ч.

  8-9

Современная зауральская поэзия. Творчество Л.Г.Лабарешных

        2ч.

  10-  

  11.

Школьная тема в творчестве писателей Зауралья .В.Есетов «Мстители в классе»

        2ч.

  12-

  13.

Школьная тема в творчестве писателей Зауралья. В.Ступина

«Петька Рыжий»

        2ч.

8 класс

    1.

Жанры фольклора. Частушки в Зауралье.

         1ч.

    2.

Жанры фольклора. Былины.

         1ч.

   3-4

Поэты-современники о Зауралье. А.М.Виноградов

         2ч.

    5.

Поэты-современники о Зауралье  А.Н.Еранцев «Звезда на траве»

         1ч.

    6.

Поэты-современники о Зауралье  В.Ф.Потанин «Когда прошли дожди»

         1ч.

   7-9

Малая Родина в стихотворениях курганских поэтов. А.Пляхин, Н.Агеева, Г.Артамонов, Н.Балашенко, А.Баева.

         3ч.

 10-

 11.

Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей.

Т. Лепихина «Старое письмо»

         2ч.

 12-

 13.

Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей.

В.Носков «Любите нас, пока мы живы» книга очерков

         2ч.

9 класс

  1.

Поэты-современники о Зауралье. Творчество Еранцева А.Н «Талица»

         1ч.

  2.

Жанры фольклора. Анекдоты

         1ч.

  3..

Жанры фольклора. Бывальщина

         1ч.

  4-5

Жанры фольклора. Легенды. «Сказание о белгородском киселе»

         2ч.

  6.

Жанры фольклора. Гадания.

         1ч.

  7.

Жанры фольклора. Приметы и суеверия

         1ч.

  8-9

Современная зауральская поэзия. Л.А.Туманова

         2ч.

 10-

 11.

Современная зауральская поэзия. Л.Х.Андреева, Н.А.Аксёнов, В.Ф.Михайлов.

         2ч.

 12-

 13.

Обзор современных журналов Зауралья. «Тобол», «Сибирский край»,

«Огни Зауралья», «Светлые поляны»

         2ч.

 

Литература

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» Москва. Просвещение. 1991.
  2. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Москва. Просвещение. 1990.
  3. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть» (Русский детский игровой фольклор)  Москва. Просвещение. 1995.
  4. «Детям на потеху» (Детские песенки, загадки, пословицы)
  5. Иванов-Балин Г.И. «Русские народные песни Зауралья». Москва. 1988.
  6. «Ивушка –ракитовый кусток» сост. Фёдорова В.П., Челябинск. 1983.
  7. «Кот- -Баюн». Собрание русского фольклора Зауралья. Курган. 1960.
  8. Куликов Л.И. «Как ёжик стал колючим» Челябинск. 1955.
  9. Куликов Л.И. «Храбрый Василёк» Челябинск. 1958.
  10. Куликов Л.И. «Белочка-умелочка». Челябинск. 1958.
  11. Любит – не любит; Частушки Зауралья / Сост. В.П.Фёдорова. Курган. 1996.
  12. Русский фольклор ( история Курганской области) Курган. 1996.
  13. Фольклор и литература Зауралья, уч. пос. для  учителей и учащихся (5-11-е кл.)// Под общ. ред. д-ра филол. наук Фёдоровой В.П.,Курган. 2000.
  14. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 томах. – М., 1957.
  15. Библиотека русского фольклора. – М.: Советская Россия, 1988.
  16. Быстра реченька бежит/ Сост .М.Д.Янко.- Челябинск, 1984.
  17. Иванов-Балин Г.И. «Русские народные песни Зауралья». Москва, 1988.
  18. В.И.Юровских «Синие пташки-пикушки» (Лирическое повествование в рассказах). Изд-во «Детская литература». Москва. 1981.
  19. Фёдорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье.- Курган: Зауралье, 1974.
  20. Хрестоматия по литературе 5-9 классы. Москва. Просвещение.2000.
  21. Фёдорова В.П. «Свадьба на Ирюме», Челябинск, 1991.
  22. Фёдорова В.П. «Уроки старинной русской свадьбы», Курган, 1987.
  23. .В.Есетов «Мстители в классе»
  24. В.Ступина «Петька Рыжий»
  25. «Садко». Былинный сказ., Москва, Детская литература, 1991.
  26. «Былины» Сост. Ю.Круглов, Москва. Просвещение. 1993.
  27. Виноградов А.М. «Отроги». Челябинск, 1988
  28. Виноградов А.М. «Апрель первозвонный». Челябинск, 1984.
  29. Потанин В.Ф. «Щедрость мастера». Газета «Советское Зауралье», 1994., 25 февраля.
  30. Еранцев А.Н. «Горсть земли» Челябинск, 1970.
  31. А.Н.Еранцев «Звезда на траве». Челябинск, 1990.
  32. Газета «Сельская правда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Внеклассное мероприятие по краеведению "Вперёд, знаток родного края!"

Внеклассное мероприятие по краеведению в форме игры "Умники и умницы",  цель которого - расширение круга знаний обучающихся о Тамбовском крае и воспитание познавательного интереса к истории Тамбо...

Экологическое занятие по краеведению "Путешествие по родному краю"

Цель: воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к природе. Задачи:- расширить кругозор детей в познании окружающей среды;- воспитывать у подрастающего поколения бережное о...

разработка урока ИЗО во 2 классе «Изображение природы в разных состояниях». «Ковка. Искусство родного края».

Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского "Изображение природы в разных состояниях". На уроке дети знакомятся с декоративно- прикладным творчеством малой родины. На уроке используется ...

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса

Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...

Внеклассное занятие по краеведению "Народные промыслы родного края"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...