Программа дополнительного образования «Мой край (литературное краеведение)»
рабочая программа на тему

Санникова Антонина Ивановна

     Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;

Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy_kray.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Аннинская  средняя  общеобразовательная школа № 6

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании НМС АШО

протокол № 1

от «25» августа 2016 г.                                                                                    

Утверждена     педагогическим советом школы

     протокол № 1

     от «26» августа 2016 г.                                                                                    

«Утверждаю»_________                                  

Директор школы

Л.Н. Гурова                                      

приказ № 65

от «26»  августа  2016 г.                                        

Программа дополнительного образования

 «Мой край (литературное краеведение)»

на 2016-2017 учебный год

                                                               Возраст: 15-16 лет

Срок реализации – 0,5 года

Составитель: учитель русского языка и

литературы Санникова А.И.

п.г.т. Анна

2016 г.

Пояснительная записка

Количество недельных часов – 0,5

Количество часов в год – 17

В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.

             В этом плане региональный компонент – благодатный материал в работе учителя литературы. Кружок «Мой край (литературное краеведение)» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.

             Выпускники школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о талантливых земляках: поэте А.Серебрянском из Козловки,  А.Прасолове  из Кантемировского района, Е.Дубровине  из Таловой и многих других талантливых поэтах  и писателелях.

     Цель изучения литературы Воронежского края – способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;

Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.

       

     Задачи:

1.  Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;

2. Совершенствовать навыков анализа литературного произведения;

3.  Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;

4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;

5.  Учить работать с литературно-критическим материалом,  следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;

6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.

     Основные направления:

Программа  кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.

   Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины»,  — к систематизированному знанию о литературе родного края.

     

    Механизм реализации программы:
          На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка являются  работа в малых группах и «медленное чтение»  (красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением), а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы,  написание  отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.

     Прогнозируемые результаты:

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации «Литература родного края».

Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы,  МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Формы обучения и контроля: традиционные занятия,  проект, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы занятий.

                   Виды и формы контроля:

 Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

 Формы контроля: устный, фронтальный и индивидуальный, подготовка самостоятельно проектов, презентаций.

                  Условия реализации программы.

   ·     Информационно - методическое обеспечение программы (пакет методических материалов).

   ·     Школьный  музей.

   ·     Наличие материалов и инструментов (экспонаты школьного музея).

       

В результате посещения  кружка учащиеся должны

знать (понимать):

- содержание литературных произведений писателей родного края; 

- наизусть стихотворные тексты поэтов – земляков; 

- основные факты жизненного и творческого пути писателей и поэтов родного края; 

- местонахождения литературных музеев и памятников, посвящённых писателям и поэтам родного края. 


           уметь:

- дать основные «литературные адреса» изучаемого периода; 

- характеризовать определенный литературный период жизни Воронежской области; 

- анализировать художественный текст писателей и поэтов – земляков; 

- работать с литературными произведениями и мемуарами как краеведческими источниками; 

- выполнять самостоятельную проектную работу по литературному краеведению (индивидуальную и групповую). 


                       

                                                       

                                                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

                                Наименование тем

          Количество часов

 Теория

Практика

  Всего      

1

Введение.   Что изучает  литературное краеведение.

        1

1

2

Легенды и предания Аннинской земли.

1

1

2

3

Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия.

1

1

2

4

Литературные имена  18-19 века.

4

1

5

5

Литературные имена 20 века.  

        4

1

5

6

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

11

6

17

Содержание тем учебного курса

1.Введение – 1 час

    Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2. Легенды и предания Аннинской земли. – 2 часа

   Практические работы:  Защита проектов по теме «Легенды и предания Аннинской земли».

3. Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок

 А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия. – 2 часа

    Практические работы:  Защита проектов по теме.

4. Литературные имена  18-19 века. Творчество А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.П.Серебрянского, Е.П.Ростопчиной. – 5 часов

   Практические работы:  Защита проектов, презентаций  по теме  «Литературные имена  18-19 века».

5. Литературные имена 20 века.  И.С.Бунин, С.Я.Маршак, Е.Дубровин, Г.Н.Троепольский -5 часов.

   Практические работы:  Защита проектов, презентаций  по теме  «Литературные имена 20 века».

6.  Итоговое занятие – 2 часа.    Подведение итогов за год. 

Календарно-тематическое планирование кружка

«Мой край (литературное краеведение)»

на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Дата (план)

Дата        (факт)

Тема занятия

1

Введение. Что изучает  литературное краеведение.

2

Легенды и предания Аннинской земли.

3

Защита проектов по теме «Легенды и предания Аннинской земли».

4

Воронежские сказительницы А.Барышникова и  А.Королькова.  Собиратель сказок  А. Афанасьев. Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия.

5

Защита проектов по теме.

6

Литературные имена  18-19 века. Творчество А.В.Кольцова.

7

Литературные имена  18-19 века. Творчество  И.С.Никитина.

8

Литературные имена  18-19 века. Творчество  А.П.Серебрянского.

9

Литературные имена  18-19 века. Творчество  Е.П.Ростопчиной.

10

Защита проектов по теме «Литературные имена  18-19 века».

11

Литературные имена  20  века. Творчество И.С.Бунина.

12

Литературные имена  20  века. Творчество  С.Я.Маршака.  

13

Литературные имена  20  века. Творчество Е.Дубровина.

14

Литературные имена  20  века. Творчество Г.Н.Троепольского.

15

Защита проектов по теме  «Литературные имена  20  века».

16-17

Итоговое занятие.

                          

Учебно - методическое обеспечение

1.  Б.Я.Табачников, Ю.А.Савинков, А.В. Смирнов «Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ Воронеж, 2008.

2.  Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост. А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.

3. Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.

4. Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.

5. Очерки литературной жизни воронежского края. 19 – начало 20 в. Воронеж, 1970.

6. Прудоминский  В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.

7. Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).

Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук ACER.

2. Мультимедийный  проектор NEC.

3. Экран  Screen Viewsа.


Список  членов кружка «Мой край (литературное краеведение)»

на 2016-2017 учебный год

№/№

п/п

Фамилия, имя учащегося

Класс

1

Коновалова Мария

9

2

Сидорова Юлия

9

3

Никитина Анастасия

9

4

Полухина Надежда

9

5

Вобликова Анна

9

6

Луцкая Юлия

9

7

Филатов Игорь

9

8

Киселев Александр

9

9

Киселев Виктор

9

10

Рустамов Сергей

9

11

Ерещенко Николай

9

12

Черников Александр

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Программа дополнительного образования детей ("Литературное краеведение")

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей воспитанников. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетичес...

Программа дополнительного образования по краеведению " Наш край"

Направленность программы " Наш край". По содержанию является краеведческой. По функциональному предназначению учебно - познавательной. Изучение истории родного края. По форме организации кру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Родной край»...

программа дополнительного образования "Краеведение" (на примере Новгородского края)

Данная программа востребована и актуальна, т.к. сейчас повышается интерес обучающихся к истории родного края. Отличительной особенностью является то, что в ней заложена возможность реализации как...

Программа дополнительного образования по литературе "Литературный вернисаж"

laquo;Литературный вернисаж» - это открытое представление, выставка, знакомящая подростков с удивительным богатством и разнообразием имен в литературе, живописи, музыке, театре. Не отвратить от...