Сохранить и сберечь память
статья по краеведению на тему

Статья посвящена деятельности музея истории села Исенбаево. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranit_i_sberech_pamyat.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Зайнуллина Г.З.,        

Преподаватель истории и обществознания

Исенбаевской средней

общеобразовательной школы

Агрызского муниципального района

Сохранить и сберечь память

       «Память и знания прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным…Память-основа совести и нравственности… Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной», - писал выдающийся ученый и великий гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном».

       Сохранить и сберечь память может музей. Анатолий Васильевич Луначарский назвал музей «памятной книгой человечества». Действительно, музеи – это книги памяти: ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

       Соприкосновение с подлинными вещественными и документальными источниками вызывает искреннее, глубокое переживание. Знакомство с деятельностью, успехами своих земляков усиливает чувство любви к Родине, оставляет в памяти след на всю жизнь. «Приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем не избрали школьники».

       Школьный музей истории села Исенбаево, Зал Боевой и Трудовой Славы были основаны в 1985 году под руководством Заслуженного учителя ТАССР Зариповой Фатхии Назиевны. Работа, связанная с созданием музея, пополнением экспонатами, имела большое военно-патриотическое значение. В ней принимали участие педагоги, пионерская и комсомольская организации школы.  Большую помощь в организации школьного музея оказали документы, рукописи, материалы бывшего директора школы Даутова Махмута Исмагиловича, краеведа Курбангалина Ниязы Хафизовича.

Члены актива музея записывали воспоминания односельчан о разных этапах жизни села, вели переписку с выпускниками школы, государственными архивами, сотрудничали с Государственным объединённым музеем ТАССР (РТ), Сарапульским краеведческим музеем, Музеем истории Агрызского района .

    Более 20 лет Зарипова Ф.Н. возглавляла работу музея, он стал центром патриотического воспитания школьников.  Выпускники Исенбаевской школы достойно выполнили воинский долг  в Афганистане, Чечне. Кавалерами ордена Мужества стали в 1994 году Латыпов Фирдус, в 1999 году- Исмагилов Рустам. Исенбаевцы достойно несут военную службу в рядах Российской армии.  В 1989 году «За большую поисково – исследовательскую общественно – полезную работу, создание интересной экспозиции и успех в воспитании учащихся» музею было присвоено звание «Школьный музей», в 1999 году музей подтвердил это звание.

        Сейчас наш музей переживает второе рождение. Обновляется его экспозиция. Её открывает этнографический раздел, где нашли отражение семейный быт, обычаи, общественные отношения, развитие образования жителей села Исенбаево в конце  XIX-начале XX века. Продолжают экспозицию разделы: «Исенбаево с 1917 года до конца 1920-х годов», «Исенбаево в годы коллективизации». Большое место в экспозиции музея и Зала Боевой и Трудовой Славы занимает история села в годы Великой Отечественной войны. Фотографии, фронтовые письма, личные вещи участников войны, документы, отражающие трудовой подвиг тружеников тыла, детей. Завершает экспозицию раздел послевоенной истории Исенбаево о трудовых достижениях односельчан в 1950-1970-е годы. Идёт работа над разделом «История Исенбаевской школы» и некоторыми другими. В основном и научно-вспомогательном фондах музея хранится около 600 экспонатов, более половины которых подлинные.

 Школьный  музей продолжает традиции патриотического и гражданского воспитания учащихся, стремится сохранять память поколений, создавать условия для самовыражения, самореализации

учащихся через практическое участие в работе школьного музея, через конкретные дела патриотической направленности. Девизом музея стали слова: «Память-наша совесть! Она как сила нам нужна.»

       Постоянный актив учащихся под руководством педагогов дополнительного образования(Бурганиева А.Р.,., Латыпова А.Р., Латыпова Э.Ф., Садыкова Г.З., Тукманова Г.З., Хузина Г.Р.), преподавателя ОБЖ проводит поисковую и исследовательскую работу, участвует в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. В его состав включаются ученики разных возрастов, чтобы соблюдалась преемственность в работе. Ветераны педагогического труда Зарипова Ф.Н., Вагапова А.Г., Зямилева Ф. М., Сундукова Г.З. и другие оказывают большую поддержку по всем направлениям работы музея. Большую роль в деятельности музея играет взаимодействие с ветераном Великой Отечественной войны С.Ф. Тютеевым., Советом местного самоуправления, сельским Домом культуры, воинами-интернационалистами села, Музеем истории Агрызского района, МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы Агрызского муниципального района РТ», руководством Исенбаевского кирпичного завода, родительской общественностью,  школьным музеем  МБОУ гимназия № 1.

        Материалы музея используются в учебной и внеклассной работе. Музей создает огромные возможности для разнообразных форм и методов патриотической работы работы с учащимися.

     Экскурсия –одна из основных направлений  работы музея. Экскурсоводы-ученики изучают конкретные исторические события, факты, вещественные, письменные источники, фотоматериалы; составляют текст экскурсии под руководством учителей.

       Особое место в экскурсионной работе занимает тема Великой Отечественной войны, воинского долга. В рамках месячника военно – патриотической работы в январе – феврале, Вахты Памяти накануне Дня Победы в музее, в Зале боевой и трудовой славы проводятся экскурсии, посвященные защитникам Отечества, героическому труду односельчан в годы войны: «Они защищали Родину», «Школа в годы войны», «Все – для фронта, все – для победы!», «Читая фронтовые письма», «Выполняя интернациональный долг», «Участники чеченской войны».

       Экскурсоводы сопровождают свой рассказ показом подлинных материалов. Среди них фронтовые письма односельчан Каримова Г., Вагапова Б., Тютеева С., комсомольский билет Халикова Г., ставшего членом ВЛКСМ на фронте в 1943 г.,  квитанции на принятые теплые вещи  и белья для Красной Армии от гражданки Курбангалиной Г.Ш., телефонограмма от правительства СССР и И.Сталина с благодарностью учителям и учащимся Исенбаевской школы, собравшим в 1944 году 20000 рублей в фонд школ, разрушенных фашистскими захватчиками. Благодарности от Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза И.В.Сталина на имя лейтенанта Танашева М.Я. за взятие важных стратегических пунктов на территории Германии, его солдатский котелок. Кавалер Ордена Красного Знамени М.Я.Танашев в 1970-е годы возглавит  Исенбаевскую школу.

       Никого не оставляет равнодушным судьба земляка Латыйпова Садыка. В самом начале войны он попал в фашистский плен. В 1943 году, как свидетельствует источник  (письмо С. Аникина в кн. Г.Кашшафа «Воспоминания о Мусе») находился в концлагере Вустрау, виделся там с поэтом М.Джалилем. Судьба забросила его на один из немецких военных заводов в Польше, откуда с тремя товарищами бежал. Надсмотрщик этого завода Федлер А. и польская женщина Майхшановски Станислава помогли переправиться через линию фронта. В составе действующей Красной Армии Латыпов С. освобождал польские города. 20 апреля 1945 года погиб, освобождая Польшу, и был захоронен в польском городе Коло. До конца 1980 года родные ничего не знали о его судьбе. Доброе имя героя было восстановлено благодаря обращению польской женщины Майхшановски С. в органы безопасности СССР.

       Собранные в музее материалы позволяют организовать исследовательскую работу учащихся в трёх главных направлениях: семья, школа, родное село. Исследовательские проекты учащихся -плод совместной творческой работы ученика и учителя, ученика и родителей - носят  общественно-полезный характер, помогают пополнить историю села новыми фактами,  фонды музея- новыми источниками, помогают сохранить и сберечь «память семейную, память народную, память культурную». Исследовательская работа даёт возможность сделать небольшое открытие, пробуждает глубокий интерес к истории родного края, своей семьи. Богатые материалы из личного архива Н.Х.Курбангалина, собравшего большое количество воспоминаний односельчан о жизни села  в XIX -первой трети XX вв., копии документов XVIII-XX вв., связанных с историей села, в государственных архивах страны позволяют осуществлять интересные исследования по истории села, школы, отдельных  семей. В результате использования этих материалов исследования учениц Мукашевой А., Губайдуллиной  А. подтвердили идеи о глубоком влиянии на развитие светского образования, культуры  в Агрызском крае , в частности в Исенбаево в начале XX в., медресе Буби, а в советское время школы Габдуллы Буби.

        История села начинается с истории отдельной семьи. В последние годы вырос интерес к изучению истории семьи. Семейные исследовательские проекты выполнялись по следующим направлениям: создание родословного древа; изучение семейных традиций; выявление семейных реликвий, преданий; изучение судьбы семьи в контексте истории села, страны; формирование семейного архива. Наиболее интересные материалы семейных проектов демонстрируются в школьном музее: родословное древо Даутовых, Зямилевых, Мусиных, Хабировых, Шариповых, Гильфановых, Зариповых.; материалы личного архива Г.И. Сизова,   директора школы, секретаря партийной организации в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы М.И.Даутова; часы, комсомольский билет погибшего на фронте Мусина Газиза., письмо фронтового товарища  о его гибели. В фондах музея хранятся компьютерные презентации учащихся начальных классов о семейных традициях, передающихся из поколения в поколение. На республиканских конкурсах высоко были оценены  семейные проекты Латыповых, Хабировых, Гильфановых, Симаковых.

Любовь к родине начинается с любви к своей семье. Пробудить интерес учащихся и их родителей к изучению истории своей семьи, пробудить желание сохранить и сберечь семейную память – одна из главных задач нашего музея, решаться она может  комплексно и поэтапно со ступени начального образования при тесном взаимодействии музея, педагогов, учащихся, их родных и близких. Надо торопиться пока живы представители старших поколений. «Семейные фотографии…Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам,»- пишет Д.С. Лихачёв. Темы семейных  летописей могут быть разными: «Старая фотография рассказывает», «Наши семейные реликвии», «Семейные традиции», «Война в судьбе моей семьи», «Мои родные –защитники Отечества» и др..  Документы семейного архива Насиповой Р.Г. и ее воспоминания легли в основу ученического исследования – экскурсии «Пишу письмо перед началом боя». Исторические документы 1940 – 1941 годов из семейного архива свидетельствуют о нелегкой судьбе крестьянской семьи колхозного кузнеца Хузина Габдуллы накануне войны. «Расчетная книжка для крестьянских дворов и единоличных хозяйств по обязательной постановке молока в 1940 году» свидетельствует о том, что семья Хузина Г. Сдала 200 л молока, в соответствии с «Обязательством на поставку шерсти государству в 1940 году колхозным двором»  поставила 1800 гр. шерсти, в соответствии с «Обязательством на поставку брынзы – сыра из овечьего молока государству в 1941 году колхозными дворами» поставила 750 гр. сыра. В квитанции об уплате сельскохозяйственного налога за 1941 год семьей Хузина Г. значится сумма 227 рублей 22 копейки.

       Фронтовые письма Хузина Габдуллы, написанные им с сентября 1941 года до смерти в марте 1943 года невозможно читать без волнения. В них столько любви, заботы о жене и детях: не беспокоят ли ребята маму своим поведением, помогают ли ей по хозяйству, ухаживают ли за кормилицей – коровой, учатся ли в школе.

       При написании исследовательской работы стремимся научить ребят освещать события с исторической точки зрения правдиво, перепроверяя имеющиеся факты с помощью разных источников. Так в ходе исследовательской работы по теме «Милосердие односельчан в годы Великой Отечественной войны», устные свидетельства односельчан старались подтвердить письменными источниками (копия благодарственного письма бойцов Калининского фронта жителям села Исенбаево, квитанции на принятые теплые вещи и бельё для Красной Армии и т.д.)

       К 60 – летию Победы группа учеников 11 класса восстановила список погибших и пропавших без вести в годы войны односельчан. Для этого ученики проанализировали «Хозяйственные книги» Исенбаевского сельсовета за 1941 – 1945 годы, выделив фамилии ушедших на фронт, сравнили этот список со списком в республиканской «Книге Памяти», проверили данные о погибших и пропавших без вести в райвоенкомате, проконсультировались со старожилами села Тютеевыми. На фронт ушли 350 сельчан, не вернулись с войны 200 человек. К 70-летию Победы планируем закончить проект «Вспомним всех поимённо», где  на основе воспоминаний родных и близких будут восстановлены  биографические сведения участников войны, размещены фотоматериалы. Благодаря воспоминаниям односельчан-фронтовиков, записанных красными следопытами школы в 1970-1980-е годы и сохранёнными в музее, личном архиве местного краеведа Курбангалина Н.Х., учащиеся работают над  интересным проектом  «Летопись Великой Отечественной войны по воспоминаниям ветеранов». Необходимо напечатать сборник воспоминаний ветеранов тыла и детей войны, сборник фронтовых писем односельчан.

         Организационно-массовое направление работы музея связано с проведением таких мероприятий патриотической направленности как Уроки мужества, День Героев Отечества, месячника героико-патриотической работы, акций «Поздравь ветерана», «Подарок ветерану», «Поздравь воинов-интернационалистов», «Поздравь солдата Российской армии», Урока трудового героизма с приглашением ветеранов труда с. Исенбаево. Подготовленные учащимися 7-11 классов на основе материалов музея презентации «Исенбаевцы-участники Ленинградского сражения», «Исенбаевцы-участники Сталинградского сражения», «Исенбаевцы- герои Отечества», «У войны не женское лицо»( об участии восьми односельчанок в Великой Отечественной войне), «22 июня-День памяти и скорби», «Исенбаевцы-участники афганской войны» сопровождая проводимые мероприятия, помогли приблизить историю страны, укрепить память поколений. В героико-патриотической работе занята вся школа- учащиеся 1-11 классов, учителя, выпускники и родительская общественность. Каждый детский коллектив имеет задание от школьного музея Истории села Исенбаево. В этом учебном году многие школьники участвовали в Республиканской экспедиции «Тайны родного края», во всероссийском проекте «Наша общая победа», в ходе которого на сайте школы был создан архив видеозаписей с воспоминаниями ветеранов тыла и детей войны села Исенбаево.

       В этом году в нашей школе родились новые традиции. В феврале в канун Дня защитника Отечества провели ритуал «Поминальная свеча». Трогательные стихи советских поэтов о войне сопровождают ритуал. Участники называют своих родных и близких, сражавшихся в Великой Отечественной войне, обещают помнить о них всегда. Готовясь к нему с учащимися 8 класса, почувствовали  его необходимость: некоторые ребята не смогли самостоятельно назвать своих родных-участников войны. Как важно хранить и беречь память поколений…22 июня 2014 года в День Памяти и Скорби  в школу были приглашены ветераны тыла, дети войны, чтобы разным поколениям односельчан  вспомнить родных и близких, павших на войне , ветеранов, ушедших из жизни после войны,  вспомнить о страданиях нашего народа в страшные дни войны. День памяти начался с экскурсии по музею… Литературно-музыкальная композиция «Вечная память», подготовленная учителями дополнительного образования, учащимися 4-10 классов, основателем музея Ф.Н. Зариповой, участниками художественной самодеятельности села оставила глубокий след в сердцах односельчан. Единственный в нашем селе ветеран Великой Отечественной войны, живущий среди нас, Тютиев Сагыйт  Фассахович , поблагодарил за этот День.

      Настанет день, когда уйдёт из жизни последний ветеран войны, последние ветераны тыла и дети военных лет. «…И тогда нам нести их правду, их боль, их память…». Память - наша совесть, основа нравственности. Сбережём свой школьный музей, вовлечём в его работу как можно больше детей, педагогов, односельчан. Как писал Д.С.Лихачёв: «Хранить память, беречь память-это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.»

        Отрадно, что некоторые ученические исследовательские проекты награждены дипломами республиканских конкурсов, но самое главное, что в нашей школе многих учеников и учителей объединяет забота о музее. Пока он живет и действует в нашей школе, в селе не будет беспамятных людей.

Список использованной литературы:

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1988.
  2. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе шк. обществ. полит. музеев: Книга для учителя. – Просвещение, 1988.
  3. Фокеева И.М. Национально – региональный компонент исторического образования. – Казань: ТаРИХ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Память народа сохранит книга"

План урока-экскурсии "Память народа сохранит книга" (на татарском языке) поможет ученикам узнать много нового об истории татарской книги....

"Мы память в сердце сохраним"

Монтаж. Линейка-праздник к 9 мая на улице. Проводили ученики 10 класса....

Беседа "Сберечь зрение-сохранить здоровье"

Для формирования у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни...

Пусть память сохранит и возвеличит

Пусть память сохранит и возвеличит...

Пусть память сохранит и возвеличит

Пусть память сохранит и возвеличит...

Социальный проект патриотической направленности "Память о героях в сердце сохраним!"

Социальный проект патриотической направленности  "Память о героях в сердце сохраним!" направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравстве...