"Нахичевань-на-Дону-утраченный город"
методическая разработка по краеведению на тему

Попова Оксана Владимировна

Экскурсия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Звучит  куплет песни "Город которого нет" ( "Я найду этот город, которого нет..."  Мы приглашаем вас на необычную экскурсию-квест , чтобы найти "Город, которого нет". Для этого нам не придется куда-то ехать и лететь, а нужно лишь попытаться отгадать несколько ключей, которые приведут нас к сердцу утраченного города.

     Эта известная всем песня, посвященная Петербургу, прозвучала не случайно. Мы находимся с вами в историческом месте Ростова -на -Дону.

Кто знает его старое название?

  А вы знаете, что Нахичивань по праву может называться младшим братом Васильевского острова в Петербурге, потому что оба эти места были основаны армянами в 1779 году, которые переселись из Крыма по указу Екатерины II . У них очень схожая, строгая линейная планировка. Через весь Васильевский остров проходит центральная ось — Средний проспект, а через Нахичевань — улица Мясникова, переходящая в улицу Сарьяна (бывшие 1-ая и 2-ая Федоровские).

   Крестными родителями Нахичевани, можно смело считать Екатерину 2 и командующего Крымской армией Александра Васильевича Суворова. Великий полководец не только отстаивал интересы армянской стороны во время переговоров об условиях переселения и содействовал тому, чтобы переселенцы получили компенсацию от Российского правительства за утраченное имущество, но и израсходовал огромную сумму денег из собственных средств для того, чтобы обеспечить их транспортом.

   Свой город поселенцы стали называть Нор-Нахичеван в честь старинного армянского города Нахичевань-на-Араксе. По преданию последний был основан библейским Ноем. После включения Нахичевань-на-Араксе 10 февраля 1828 года в состав Российской Империи из названия города донских армян убирается слово «Нор» и добавляется «на Дону».

 В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону.

Наш первый ключ - подсказка, куда нам следует двигаться:

Этот дом - не просто дом,

он высокий и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

И люди со всех сторон

Идут молиться в этот дом. ( Церковь)

  Именно церковь  была сердцем любого города. Если посмотреть на план Нахичевани, то вы обратите внимание на планомерное распределение церквей по всей территории города. А этот храм был главным. Мы сейчас стоим на месте, где он располагался до 1966 года.

 В центре города древнего стоял,

Всех страждущих объединял

Крупнейший храм в Нахичивани.

24 года его создавали.

Носил он  имя святого учителя,

Священномученика Григория ... ( Просветителя)  (приложение1)

Другое имя Григория Просветителя - Сурб Григор Лусаворич. Храм, носящий его имя, действительно крупнейший армянский храм города Нахичевани-на-Дону (1783—1966) (приложение 2).В основание собора были положены и освящены четыре камня в честь четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна.(приложение 3)

Его освятили только в 1807 году — через 24 года после начала строительства. Трёхпрестольный храм построен в традициях русского классицизма и в плане архитектуры перекликается с ростовской церковью Сурб Хач. Над главным (западным) входом возвышалась трёхъярусная колокольня с часами. Барабан собора и ярусы колокольни были оформлены дорическими колоннами. Карниз собора был отделан декоративными сухариками. Интерьер храма украшали хачкары (древний крест-камень )XIV-XVI веков, которые были привезены армянскими переселенцами из Крыма. Собор Григория Просветителя стал главной архитектурной доминантой площади. От него велась нумерация домов города. Площадь, на которой стоял храм, получила название Соборной.

   Обычно армянские церкви скромны в своем убранстве, потому что армяне в Закавказье и в Крыму не могли себе позволить хранить в храмах золотые украшения. Они боялись постоянных набегов чужеземных завоевателей. Но храм Святого Георгия в Нахичевани был особым. Георгиевская церковь вообще занимала особое место. Она располагалась Ростово-Нахичеванской меже, как бы была «выдвинута» в сторону почти на крепости Димитрия Ростовского. Храм имел великолепное убранство. Как пишет В.В.Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», можно предположить, что такое великолепное внутреннее убранство храма было не случайно. Ведь еще в этой церкви хранились и уникальные культовые святыни армянских переселенцев. Это было сделано специально, чтобы продемонстрировать жителям соседней крепости образцы своей духовной культуры и искусства. Ведь многие обитатели крепости Димитрия Ростовского с интересом заходили в храм Святого Георгия, чтобы познакомиться с образом жизни донских армян.

Два города, как братья близнецы,
Россия мать, но разные отцы.
Вал крепостной - возникни вновь и встань.
Закат - Ростов, восход – (Нахичевань).

    - Вспомните, кто был крестной матерью Нахичивани?

Именно поэтому в 1893 году 18 сентября, к столетию со дня основания города Нахичевани, перед храмом Сурб Григор Лусаворич был установлен памятник императрице Екатерине II - в центре Нахичевани по дороге в храм (приложение 4). Постамент был изготовлен из полированного светло-серого кварца, в одной стороне которого рельефно выделялась голова архиепископа Иосифа Аргутинского в клобуке (приложение 5), в другой стороне герб города и год основания (приложение 6), а в третьей и четвертой сторонах находились надписи золотыми буквами на русском языке: «Императрице Екатерине II благодарные армяне. В царствование Александра III в 1893 году»

   В начале 1930-х годов храм был закрыт для богослужений. Колокольня и купол были демонтированы, а в здании разместилась детская техническая станция. Храм был вновь открыт в 1942 году во время нацистской оккупации города. Храм оставался действующим до конца 1950-х годов. В середине 1960-х годов храм был снесён. В 1970 году на его месте построили Дворец культуры завода Красный Аксай.

- Вспомните, как назывался древний крест-камень? (хачкар) Его после закрытия церкви был перенесен в церковь Святого Карапета.

Мемориальный знак в память о Кафедральном соборе Армянской Апостольской Церкви находится на территории Парка культы и отдыха имени Фрунзе города Ростова-на-Дону. Он был установлен в 2001 году, на средства,предоставленные общественной организацией Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общиной (приложени 7).

- Пришло время получить второй ключ, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Каждый год в свой срок придет

праздник самый лучший,

Самый яркий и веселый,

Радостно-певучий.

Любят все без исключенья

День Святого ... ( Воскресенья)

    Церковь Святого Воскресения ( по-армянски  Сурб Арутюн) - наша следующая остановка (приложение 8).
Освящена она 29.05.2011 года Католикосом Гарегином Вторым.
Церковь построена на площади Толстого на месте, где ранее располагался храм, носивший имя Сурб Григор Лусаворич (Григория Просветителя). Строительство новой церкви началось в октябре 2005 года. Здание построено в традиционном для армянских культовых сооружений стиле. 40-метровое (вместе с куполом) здание сможет одновременно вместить около 300 прихожан. Снаружи храм отделан розовым туфом, который специально доставляли из Армении.

 Знаменательно, что к открытию церкви «Сурб Арутюн» мастера успели также отреставрировать памятник выдающему армянскому религиозному и политическому деятелю, князю, архиепископу Иосифа Аргутинскому (Овсепу Аргутяну) который принимал непосредственное участие в переселении армян из Крыма и образовании на Дону Новой Нахичевани. Памятник находится рядом с церковью, на той же площади. (Площади Свободы в Пролетарском районе Ростова-на-Дону) (приложение 9).

  Территория вокруг Храма, стала символом возрожденной Нахичевани-на-Дону - тут рядом находятся: Генеральное Консульство Республики Армения в ЮФО России, старинная и единственная сохранившаяся в Нахичевани-на-Дону Армянская церковь «Святой Карапет» («Иоанна Предтечи»), которая основана по проекту архитектора В. В. Сазонова в 1875г. - освящена 11 июля 1881г., музыкальный театр, библиотека, другие очаги культуры и архитектуры - многие из  которые построены еще первыми армянскими переселенцами в ХVШ веке.

 Вот оно - сердце утерянного города, города, которого нет, и который есть. сегодня мы открыли маленькую часть его, прикоснулись к его истории. А знаете, что делают армяне, когда завершают важное дело? То же, что и все люди на земле. Они танцуют, как танцевали после удачной охоты или после возвращения из похода в старину, как танцевали у стен Рейхстага в победном 45-ом. И этот танец - кочари, танец мужества, мира и дружбы. Предлагаю и вам сейчас встать в круг и повторить его простые, но исполненные глубокой грации движения.



Предварительный просмотр:

Еще по дороге мне пришли на память слова из песни о Петербурге. С легкой руки Корнелюка Питер порой так и называют «Город, которого нет». Поразительно, но города оказались похожими не только этим. Петербургский Васильевский остров и Нахичевань будто родные братья, старший и младший Нахичевань была основана армянами в 1779 году, которые переселись из Крыма по указу Екатерины II . Васильевский остров начал активно осваиваться, начиная с 1737 года, по генеральному плану, разработанному архитектором Доменико Трезини. У них очень схожая, строгая линейная планировка. Через весь Васильевский остров проходит центральная ось — Средний проспект, а через Нахичевань — улица Мясникова, переходящая в улицу Сарьяна (бывшие 1-ая и 2-ая Федоровские).

Крестными родителями Нахичевани,можно смело считать Екатерину 2 и командующего Крымской армией Александра Васильевича Суворова. Великий полководец не только отстаивал интересы армянской стороны во время переговоров об условиях переселения и содействовал тому, чтобы переселенцы получили компенсацию от Российского правительства за утраченное имущество, но и израсходовал огромную сумму денег из собственных средств для того, чтобы обеспечить их транспортом.

Свой город поселенцы стали называть Нор-Нахичеван в честь старинного армянского города Нахичевань-на-Араксе. По преданию последний был основан библейским Ноем.После включения Нахичевань-на-Араксе 10 февраля 1828 года в состав Российской Империи из названия города донских армян убирается слово «Нор» и добавляется «на Дону».

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. В настоящее время является частью Пролетарского района Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города.

Если посмотреть на план Нахичевани, то вы обратите внимание на планомерное распределение церквей по всей территории города. В центре Нахичевани находился кафедральный собор Святого Григория Просветителя (приложение № 1). Вокруг него, на значительном удалении, располагалось ещё шесть церквей. Даты основания армянских храмов и время их строительства говорят о том значении, которое придавали армянские переселенцы строительству храмов.

Собор Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич, арм. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ տաճար) (приложение 2)— крупнейший армянский храм города Нахичевани-на-Дону (1783—1966). В основание собора были положены и освящены четыре камня в честь четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна.(приложение 3)

Его освятили только в 1807 году — через 24 года после начала строительства. Трёхпрестольный храм построен в традициях русского классицизма и в плане архитектуры перекликается с ростовской церковью Сурб Хач. Собор был крестообразным в плане. Основной объём храма завершался шлемовидным куполом на массивном барабане. Собор имел три входа, выделенные четырёхколонными портиками дорического ордера. Над главным (западным) входом возвышалась трёхъярусная колокольня с часами. Барабан собора и ярусы колокольни были оформлены дорическими колоннами. Карниз собора был отделан декоративными сухариками. Интерьер храма украшали хачкары (древний крест-камень )XIV-XVI веков, которые были привезены армянскими переселенцами из Крыма. Собор Григория Просветителя стал главной архитектурной доминантой площади. От него велась нумерация домов города. Площадь, на которой стоял храм, получила название Соборной. Обычно армянские церкви скромны в своем убранстве. У армян не принято золотить купола. Но красота этих храмов особая. Пусть немного суровая, но уходящая в традиции первоначального христианства. Тем более что армяне в Закавказье и в Крыму не могли себе позволить хранить в храмах золотые украшения. Они боялись постоянных набегов чужеземных завоевателей. Но храм Святого Георгия в Нахичевани был особым. Георгиевская церковь вообще занимала особое место. Она располагалась Ростово-Нахичеванской меже, как бы была «выдвинута» в сторону почти на крепости Димитрия Ростовского. Храм имел великолепное убранство. Как пишет В.В.Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», можно предположить, что такое великолепное внутреннее убранство храма было не случайно. Ведь еще в этой церкви хранились и уникальные культовые святыни армянских переселенцев. Это было сделано специально, чтобы продемонстрировать жителям соседней крепости образцы своей духовной культуры и искусства. Ведь многие обитатели крепости Димитрия Ростовского с интересом заходили в храм Святого Георгия, чтобы познакомиться с образом жизни донских армян.
Как я уже писал, армяне всегда боялись набегов чужеземных завоевателей. Поэтому традиционно строили храмы с большими подвалами и с секретными подземельями, чтобы в них можно было прятать свои реликвии

 В 1893 году 18 сентября, к столетию со дня основания города Нахичевани, перед храмом Сурб Григор Лусаворич был установлен памятник императрице Екатерине II - в центре Нахичевани по дороге в храм (приложение 4). Постамент был изготовлен из полированного светло-серого кварца, в одной стороне которого рельефно выделялась голова архиепископа Иосифа Аргутинского в клобуке (приложение 5), в другой стороне герб города и год основания (приложение 6), а в третьей и четвертой сторонах находились надписи золотыми буквами на русском языке: «Императрице Екатерине II благодарные армяне. В царствование Александра III в 1893 году»

 В начале 1930-х годов храм был закрыт для богослужений. Колокольня и купол были демонтированы, а в здании разместилась детская техническая станция. Храм был вновь открыт в 1942 году во время нацистской оккупации города. Храм оставался действующим до конца 1950-х годов. В середине 1960-х годов храм был снесён. В 1970 году на его месте построили Дворец культуры завода Красный Аксай. 

После закрытия церкви хачкар был перенесен в церковь Святого Карапета

Мемориальный знак в память о Кафедральном соборе Армянской Апостольской Церкви находится на территории Парка культы и отдыха имени Фрунзе города Ростова-на-Дону. Он был установлен в 2001 году, на средства,предоставленные общественной организацией Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общиной.
(приложени 7)

Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) (приложение 8).
Освящена 29.05.2011 года Католикосом Гарегином Вторым.
Церковь построена на площади Толстого на месте, где ранее располагался храм, носивший имя Сурб Григор Лусаворич (Григория Просветителя). Строительство новой церкви началось в октябре 2005 года. Здание построено в традиционном для армянских культовых сооружений стиле. 40-метровое (вместе с куполом) здание сможет одновременно вместить около 300 прихожан. Снаружи храм отделан розовым туфом, который специально доставляли из Армении.

Знаменательно, что к открытию церкви «Сурб Арутюн» мастера успели также отреставрировать памятник выдающему армянскому религиозному и политическому деятелю, князю, архиепископу Иосифа Аргутинскому (Овсепу Аргутяну) который принимал непосредственное участие в переселении армян из Крыма и образовании на Дону Новой Нахичевани. Памятник находится рядом с церковью, на той же площади. (Площади Свободы в Пролетарском районе Ростова-на-Дону) (приложение 9)

 Интересный факт: после открытия памятника армяне, собравшиеся на площади, станцевали Кочари – танец победителей, мужественный танец, которым завершали многие великие дела. Его танцевали около Рейхстага в 1945 году. Наверное, это глубоко символично.

Территория вокруг Храма, стала символом возрожденной Нахичевани-на-Дону - тут рядом находятся: Генеральное Консульство Республики Армения в ЮФО России, старинная и единственная сохранившаяся в Нахичевани-на-Дону Армянская церковь «Святой Карапет» («Иоанна Предтечи»), которая основана по проекту архитектора В. В. Сазонова в 1875г. - освящена 11 июля 1881г., музыкальный театр, библиотека, другие очаги культуры и архитектуры - многие из  которые построены еще первыми армянскими переселенцами в ХVШ веке.

Два города, как братья близнецы,
Россия мать, но разные отцы.
Вал крепостной - возникни вновь и встань.
Закат - Ростов, восход - Нахичевань.
             ПРИПЕВ:
Нахичевань, Нахичевань...
Колокола меня влекут в седую рань.
Базар бушует, серебром блестит тарань.
Любимый город - мой Нахичевань!

Фонтан Вучетича, театр и дивный парк.
Парады площадь принимает, как всегда.
Твой брат укрыл тебя собою - это факт.
Остался в памяти ты с детства - навсегда.
             ПРИПЕВ:
Нахичевань, Нахичевань...
Колокола меня влекут в седую рань.
Базар бушует, серебром блестит тарань.
Любимый город - мой Нахичевань!

Мой город юности и всей моей мечты.
Нет больше церкви, где венчался дед.
Армянский город - чудной красоты,
Над Доном ты стоишь на тыщи лет.
             ПРИПЕВ:
Нахичевань, Нахичевань...
Колокола меня влекут в седую рань.
Базар бушует, серебром блестит тарань.
Любимый город - мой Нахичевань!



Предварительный просмотр:

Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения)

сурб.jpg



Предварительный просмотр:

       Собор Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич)   1783-1966

Собор Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону) 1920 г.

Собор Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону)

Георгий Багдыков. Наша вера. (обложка книги)

Собор Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону)

В 1893 году 18 сентября, к столетию со дня основания города Нахичевани, перед храмом Сурб Григор Лусаворич был установлен памятник императрице Екатерине II - в центре Нахичевани по дороге в храм. Постамент был изготовлен из полированного светло-серого кварца, в одной стороне которого рельефно выделялась голова архиепископа Иосифа Аргутинского в клобуке, в другой стороне герб города  и год основания, а в третьей и четвертой сторонах находились надписи золотыми буквами на русском языке: «Императрице Екатерине II благодарные армяне. В царствование Александра III в 1893 году»



Предварительный просмотр:

Мемориальный знак в память о Кафедральном соборе Армянской Апостольской Церкви

Оригинальное фото Мемориальный знак в память о Кафедральном соборе сделано в Россия, Ростов-на-Дону - автор Izabella Karpova



Предварительный просмотр:

              Герб Нахичевани

На гербе города были изображены шесть золотых пчел и золотой улей. Пчелы указывают на трудолюбие, а улей — на обретение новой родины. По одной из версий количество пчел означает число армянских поселений вокруг города, а улей означает саму Нахичевань.

http://nnao.ru/wp-content/uploads/2012/12/Gerb_Nahichevan.jpg



Предварительный просмотр:

Архиепископ Иосиф Аргутинский – основатель Нахичевани

http://nnao.ru/wp-content/uploads/2014/03/ИОСИФ-АРГУТИНСКИЙ-1-225x300.jpg

C:\Users\Админ\Pictures\Иосиф_(в_миру_князь_Аргутинский-Долгорукий)1.JPG

И в 1999 году памятник Иосифу Аргутинском был установлен возле ТЮЗа на площади Свободы.
Автор монумента – Давид Рубенович Бегалов. Интересно, что памятник Иосифу Аргутинскому как бы смотрит на здание бывшего магистрата Нахичевани.
Иосиф Аргутинский сыграл в истории донских армян огромную роль. Он был не только отцом-основателем города, но и духовным лидером. Отрадно, что в историческом месте нашего города, в Нахичевани стоит памятник этому великому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Классный час «Город мой любимый», 03 марта 2011 г., год 50-летия города Лобня.

У всех городов подмосковныхСвой почерк, характер и вид.И каждый в местах родословныхС любовью о них говорит.Мытищи, Загорск и КоломнаГордятся своей стариной.Мы выглядим более скромно.Но Лобня – наш го...

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков...