программа элективного курса"История района-история страны"
элективный курс по краеведению (11 класс) на тему

Сенькина Анна Михайловна

Программа по краеведению для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Министерство Просвещения Республики Мордовия          

              МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1»          

                      Программа

               элективного курса

     « История района–история страны»        

         

                                                           

                                                          Автор : учитель истории и

                                                           обществознания Сенькина А.М.

                                                       2018 г.

                             Пояснительная записка

Актуальность предмета:

          История родного края дает образцы для подражания, формирует нормы поведения, формирует историческое мышление, формирует духовную культуру, развивает и укрепляет связь между народами в условиях совместного проживания.  Преподавание региональной истории, культуры должно способствовать консолидации многонационального российского общества и регионального полиэтнического сообщества, интеграции последнего в общероссийское и мировое социокультурное пространство. В связи с этим необходимо преподавание курса вести параллельно с отечественной и всеобщей историей, так как только в данном контексте могут быть поняты и оценены содержание событий, тенденции развития культуры в регионе, положение человека в обществе и его ценностные ориентации; такой подход позволяет увидеть общее,  особенное, неповторимое в историческом движении, происходящем в одно и то же время в различных исторических пространствах, выявить факторы, которые рождают или тормозят перемены, ведут к прогрессу или регрессу, понять истоки культурного многообразия.

Цели  курса:

- освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах  истории Мордовии и Атюрьевского района в их взаимосвязи с историей России  в хронологической последовательности;

- воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию

 Задачи:

- овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником.

- формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициям района;

-приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

       

-формирование собственного оценочного отношения к фактам  родного края прошлого и настоящего, его аргументации, ведению диалога на принципах взаимоуважения, равноправия, толерантности;

-применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в современных условиях

            Общая характеристика элективного курса

Каждый регион – это самоорганизующаяся система, территориальное сообщество, в котором люди из поколения в поколение удивительным образом воспроизводят связи и отношения, образуя устойчивую в пространству и во времени целостность

   Познание родной истории, культуры – это не только интерес к прошлому, но и путь к нахождению форм и методов целостного воспроизводства социальной жизни, социализации личности, ее  вхождения в наличный «сгусток бытия», имеющего статус исторического субъекта.

      Программа рассчитана на 34 ч. для учащихся 10-11 классов. Ее можно использовать при прохождении истории и культуры мордовского края в 9 классе как дополнительный материал.

            В ходе изучения  элективного курса: « История села- история страны» ожидаются следующие результаты:

Личностные:

- осознание себя гражданином Российской Федерации, членом семьи, этнической или религиозной группы, какой либо локальной или региональной общности

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты :

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т.д.)

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

В результате изучения курса ученик должен

  • знать основные этапы и ключевые события истории  Атюрьевского района
  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям  Атюрьевского района, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мордовского края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности

                            Содержание программы

 Глава 1.Российская империя в начале  20 в.-4 ч.

   Тема 1.Мордовский край и Атюрьевский   район в начале 20 века. Население. Имущественное неравенство.  Промышленность. Промыслы, торговля, быт. Повинности.

 Тема 2. Столыпинская реформа 1906 г.Создание хуторов , отрубов в мордовском крае и в Атюрьевском районе. Переселенческая политика . Итоги аграрной реформы.

 Глава 2. Первая мировая война  1914-1918гг.-4 ч.

 Тема1. Мордовия в годы Первой мировой войны,  Атюрьевский край  в годы  Первой мировой войны. Состояние сельского хозяйства. Влияние войны на состояние аграрной сферы. Положение крестьянских и помещичьих хозяйств.  

Тема 2. В.А. Девятаев- Георгиевский кавалер четырех степеней , уроженец села Атюрьево.

 Глава 3.Установление Советской власти  и Гражданская война.-4 ч.

 Тема1.Установление Советской власти  и Гражданская война в Мордовии  и  на территории Атюрьевского  района.   Политика «военного коммунизма» и ее последствия.

 Тема 2.Кулацкий мятеж в с. Атюрьево 18 мая 1918 г.

 Тема 3. Участники Гражданской войны 1918-1920гг.- уроженцы Атюрьевского района.

 Глава 4 . Индустриализация и коллективизация в СССР.-4ч.

 Тема 1. Индустриализация и коллективизация в  Мордовии  , Атюрьевском крае. .Переход от экономического вытеснения зажиточных хозяйств к  политике «ликвидации кулачества как класса» в конце 1929 г.

  Тема 2. Голод 1932-33, 1936-37 гг. в Поволжье и Атюрьевском районе.

  Тема 3. Образование Атюрьевского района.

Глава 5 Великая  Отечественная война 1941-1945 гг.-5ч.

 Тема 1.  Участие  жителей  Мордовии   и Атюрьевского района в героической обороне рубежей    СССР.  

Тема 2.Население и развитие района  в годы войны.

 Тема3. Герои Советского   Союза – уроженцы Мордовии и  Атюрьевского района- А. Г. Махров , Е. Г. Акиняев, Ф.Ф.     Коновалов.  

  Тема 4. Участники Великой Отечественной войны.

  Тема 5.Дети войны.

Глава 6. СССР , Мордовия и Атюрьевский район в 50-80-е гг..-7 ч.

Тема1. Промышленность и сельское хозяйство в 50-80-е годы. Герой Социалистического труда – уроженка Атюрьевского района Н. С. Маресина

 Тема 2.Культурное развитие 60-80-егг .Строительство  культурных учреждений на территории Мордовии и Атюрьвского района.

Тема 3. Писатели и поэты Мордовии и  Атюрьевского  района.

 Тема 4.Образование. Почетные работники образования .

Тема 5. Здравоохранение. Заслуженные врачи  Мордовии и  Атюрьевского района. Почетные граждане Мордовии и  Атюрьевского района.

 Глава7. Афганская и Чеченская война.-4ч.

 Тема 1.Участники Афганской войны  Мордовии  и Атюрьевского района, выпускники « Атюрьевской СОШ №1»  С.П. Атмазин, Н. Семочкин, П. Чевтайкин, Ф. Баин, Ф. Полькин и др.

 Тема 2 . Участники Чеченской войны из Мордовии и Атюрьевского района. выпускники « Атюрьевской СОШ №1».

 Глава 8. Перестройка в СССР , Мордовии и в Атюрьевском районе.-2ч.

 Тема1.Изменения в демографическом, социальном и национальном составе населения. Рост миграции населения за пределы района , республики и его причины .

Тема 2.Исчезновение сел в Мордовии и Атюрьевском районе.

                                         Литература:

 Путешествие в Атюрьевскую землю.. Мордовское книжное издательство . Саранск.2011г.

Земля Атюрьевская . Краеведческое издание. Составители Карыгин А.И. И Маркова С. С.Мордовское книжное издательство г. Саранск 2001 г.

М.Я. Зеленов .Боевые братья. Саранск .Издательство мордовского университета .    2007г.

Гезета « Сельские вести»  № 7, 8, 11, 12 . 2018 г.

 Газета «Мокшень правда» № 3,8 ,15. 2018 г.  

                       Дополнительная литература:

1)Климбовский А. А. Наш путь к миллионным доходам. Саранск: Мордов. кн. изд., 1966.
2. Абрамов В.К. Мордовский народ. (1897 – 1939 гг.) – Саранск, Мордов. кн. изд.,  1966

3.Абрамов В.К. По следу времени. Саранск, Мордов. кн. изд., 1991

4. Есин С.Г. Экономическое и социальное развитие МАССР в Х пятилетке Саранск, Мордов. кн. изд.,  1985

5. Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск, Мордов. кн. изд.,  1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

электронное приложение к программе элективного курса История духоборческой культуры

Во внеурочной деятельности учитель придерживается следующих принципов во взаимоотношениях с детьми: -        принцип независимого развития человека. Ребён...

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

Программа элективного курса "Социокультурный портрет англоговорящих стран".

Программа элективного курса для учащихся старших классов, углубленно изучающих английский язык....

Рабочая программа элективного курса "Молодежь в англоязычных странах - жизнь, проблемы, права и обязанности.”

Данная программа направлена на формирование исследовательских умений учащихся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности....