Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
элективный курс по мхк (9 класс) по теме

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности». Таким образом, знакомство с шедеврами русского искусства серебряного века способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, воспитанию этических и эстетических идеалов современного молодого человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
С
редняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя Советского Союза Ф.А. Трифонова»

г. Колпашево Томской области

 

Утверждена
Методическим Советом школы
«_
31_» __августа____ 2009 г.
Директор школы:
___________________________
Е.Я. Анянов                          М.П.

Программа
(экспериментальная)
спецкурса
«История русского искусства рубежа XIX – XX веков
»
для учащихся IX классов
(1 час в неделю, всего 17 часов: на одно полугодие)

Автор: Г.М. Краснова,
учитель русского языка и литературы.

Колпашево, 2009

Самая большая ценность, которой  награждает человека искусство – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее.

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Регионального базисного учебного плана, а также с учётом таких  направлений модернизации общего образования, как

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего становлению личности ученика;

- направленность содержания образования на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности.

Согласно Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Томской области, учебный предмет «Искусство» в 9 классе предлагается вести как интегрированный курс. Не секрет, что к 9 классу у большинства учащихся снижается учебная мотивация к предметам «Музыка» и «Изобразительное искусство». Девятиклассники считают, что уже «слишком взрослые», чтобы заниматься пением и рисованием. В то же время социологические исследования показывают невысокий культурный уровень подростков, которые зачастую понятия не имеют о таких понятиях, как модернизм, серебряный век, «Русские сезоны» и т.п.  Может быть, это не столь актуально в наш век высоких технологий, но ведь не случайно сказано, что человек становится Человеком с большой буквы только через искусство, которое хранит и копит высокий потенциал человеческой духовности. Прикосновение к истинным произведениям искусства позволяет открывать для себя новый мир чувств, настроений, переживаний и во многом глубже понимать себя. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности». Таким образом, знакомство с шедеврами русского искусства серебряного века способствует духовно-нравственному развитию обучающихся, воспитанию этических и эстетических идеалов современного молодого человека.  Поэтому актуальность данного спецкурса очевидна.

Цели и задачи курса:

  1. развитие творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
  2. воспитание слушательской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки, а также культуры восприятия произведений изобразительного, театрального искусства, архитектуры;
  3. освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях различных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература); знакомство с основными течениями в русском искусстве рубежа XIX - XX веков;
  4. формирование устойчивого интереса к различным видам искусства; способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа «История русского искусства рубежа XIX – XX веков» в 9 классе  рассчитана на 17 учебных часов (I полугодие). Курс разработан в логике учебного курса «История России» для 9 класса, так как именно в I полугодии изучается история России рубежа XIX – XX веков.

Касаясь методики обучения, следует сказать о том, что форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, на увеличение количества заданий творческого характера. Формы проведения уроков разнообразны: уроки-лекции с элементами беседы, дискуссии, уроки самостоятельной работы обучающихся, видеоуроки, урок-защита творческих проектов. Разговор о произведениях искусства невозможен без использования демонстрационного материала. Поэтому  10 занятий из 17 сопровождаются презентацией MS Power Point. На уроках применяются элементы проектной технологии,  технологии РКМЧП, ИКТ.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся: предполагается выполнение четырёх проверочных работ разного характера, подготовка индивидуальных сообщений о деятелях русского искусства серебряного века, а также подготовка и презентация итогового проекта по понравившейся теме курса (в операционной среде MS Power Point.)  

Ожидаемый результат:

По окончании курса обучающиеся

имеют представление:

  1. об основных понятиях, связанных с развитием русского искусства рубежа XIX – XX веков (модернизм, импрессионизм, символизм и др.);
  2. о важнейших фактах и событиях культурной жизни России рубежа XIX – XX веков;
  3. о выдающихся деятелях отечественной культуры эпохи серебряного века.

умеют:

  1. использовать полученные знания при анализе произведения искусства (изобразительного либо музыкального);
  2. письменно и устно излагать результаты своих наблюдений.

 приобретают опыт:

  1. самостоятельной работы с различными источниками информации (поиск, отбор, систематизация материала);
  2. оформления результатов работы в виде рефератов, презентаций и т.п.;
  3. индивидуальной либо коллективной проектной деятельности;
  4. публичной защиты собственных  проектов.

Образовательная программа направлена на развитие следующих ключевых компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция (способность видеть и понимать окружающий мир, оценивать жизненные явления с точки зрения нравственных и эстетических  общечеловеческих идеалов)  
  2. Общекультурная компетенция (познание особенностей национальной культуры, её духовно-нравственных основ,  роли искусства в жизни человека и общества)
  3. Информационная компетенция (умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её).
  4. Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, умение строить письменное и устное высказывание по определённой теме, провести презентацию своего творческого проекта)

Курс прошёл апробацию в 2008 – 2009 учебном году в двух девятых классах (40 обучающихся).

Результаты итогового анкетирования обучающихся представлены в таблице:

Нужен ли такой курс в школьной программе?

Да – 32 (80%)

Нет – 2 (5%)

Затрудняюсь ответить – 6 (15%)

На уроках вам было …

Интересно – 37 (92,5%)

Неинтересно – 3 (7,5%)

Больше всего на уроках понравилось (можно выбрать несколько вариантов либо добавить свой вариант ответа)

Смотреть презентации, видеофрагменты – 34 (85%)

Выполнять самостоятельные работы – 21(55%)

Выполнять итоговый проект – 21 (55%)

Иное – 19 (45%) (слушать учителя, новые знания, некоторые сообщения одноклассников)

Самая интересная тема курса

«Русские сезоны» - 13 (32,5)

«Импрессионизм» - 6 (15%)

Художники «Мира искусства» - 6 (15%)

Все – 9 (22,5%)

Затрудняюсь ответить – 6 (15%)

Таким образом, можно говорить о целесообразности включения данного курса не только в вариативную часть  учебного плана 9 класса, но и как часть интегрированного курса «Искусство» федерального компонента.

Тематическое планирование курса.

Тема урока

Формы работы

Примечания

1

Вводный урок

Виды искусства. Пространственные и временные виды искусства. Жанры искусства.

Урок-беседа

Использование презентации MS Power Point.

Письменная домашняя работа о видах искусства

2

Понятие о художественном методе. Понятия: классицизм, романтизм, реализм.

Урок-беседа с элементами конспектирования

Заполнение таблицы

3

Модернизм как художественное направление начала XX века.

Урок-лекция Использование презентации MS Power Point.

4

Импрессионизм как направление в искусстве рубежа веков. Творчество М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, И. Левитана.

Урок-лекция

Использование презентации MS Power Point. Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  по творчеству художников

5

Развитие живописи на рубеже XIX – XX веков. Основные художественные группировки.

Урок-лекция Использование презентации MS Power Point

График сообщений по творчеству художников

6

Товарищество передвижных художественных выставок. Творчество художников- передвижников: В. Сурикова, И. Репина, В. Васнецова.

Урок-беседа

Использование презентации MS Power Point. Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  по творчеству художников

7

Люди и свершения «Мира искусства». Творчество А. Бенуа, К. Сомова, В. Серова.

Урок-беседа

Использование презентации MS Power Point. Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  по творчеству художников

8

Творчество представителей «Союза русских художников»: А. Рябушкина, К. Юона, М. Нестерова, Ф. Малявина.

Урок-беседа

Использование презентации MS Power Point. Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  по творчеству художников

9

Проверочная работа «Развитие живописи на рубеже XIX – XX веков».

Урок-контроль

10

Анализ произведения живописи. План рассказа по картине. Сочинение-рассказ по картине И. Левитана «Вечерний звон».

Урок развития речи. Использование материалов учебника «Русская речь» для 9 класса.

Учебник «Русская речь»

11

Развитие театрального искусства на рубеже XIX – XX веков: ведущие театры России: ГАБТ, МХАТ, Мариинский.

Урок-лекция

Использование презентации MS Power Point.

12

«Русские сезоны» С. Дягилева.

Урок-беседа

Использование фрагментов видеофильма о Мариинском театре.

Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  об артистах Мариинского театра

13

Проверочная работа по теме «Развитие театрального искусства на рубеже XIX – XX веков».

Урок-контроль

14

Развитие музыкального искусства на рубеже XIX – XX веков: творчество И. Скрябина, С. Рахманинова.

Урок-беседа

Прослушивание  музыкальных фрагментов.

Инд. выступления-сообщения о художниках

Сообщения  по творчеству композиторов

15

Творчество Ф. И. Шаляпина.

Использование фрагментов видеофильма о Шаляпине.

16

Итоговая проверочная  работа по теме «Развитие русского искусства на рубеже XIX – XX веков».

Урок-контроль

17

Презентация ученических проектов.

Урок-контроль.

Содержание курса.

1. Вступительное занятие. Виды искусства. Пространственные и временные виды искусства. Жанры искусства. (1 час)

Понятие «искусство» (работа со толковым словарём Ожегова). Виды искусства («Статуя и мелодия, картина и поэма, танец и кинофильм, спектакль и дворец – всё это произведения различных видов искусства». (В. Кожинов.) Пространственные и временные виды искусства и их жанры. План характеристики произведения искусства.

2. Понятие о художественном методе. Понятия: классицизм, романтизм, реализм. (1 час)

Художественный метод – система принципов, правил, характерных для творчества определённой эпохи, группы художников, писателей и т.д. Основные принципы классицизма, романтизма, реализма. Представители этих течений в русском искусстве.

3. Модернизм как художественное направление начала XX века. (1 час)

Модернизм как  совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, характеризующихся разрывом с традициями реализма. Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.

Модерн в русской архитектуре рубежа XIX – XX веков. Ф. Шехтель и его творения.

4. Импрессионизм как направление в искусстве рубежа веков. Творчество М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, И. Левитана. (1 час)

Импрессионизм как стремление художников наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои  мимолетные впечатления и настроения. Французский импрессионизм. Импрессионизм в творчестве русских художников начала XX века.

5. Развитие живописи на рубеже XIX – XX веков. Основные художественные группировки. (1 час)

Возникновение различных художественных группировок как признак эпохи. Традиции и новаторство в русской живописи рубежа XIX – XX веков. Роль П.М. Третьякова в развитии и популяризации русской живописи.

6. Товарищество передвижных художественных выставок. Творчество художников- передвижников: В. Сурикова, И. Репина, В. Васнецова. (1 час)

Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) - самая многочисленная, активная и влиятельная художественная организация в истории русского искусства. Основные положения Устава ТПХВ, выставочная деятельность и её роль в развитии русской живописи. Знакомство с творчеством ярчайших представителей-передвижников.  

 7. Люди и свершения «Мира искусства». Творчество А. Бенуа, К. Сомова, В. Серова. (1 час)

Основные творческие принципы художников «Мира искусства». А. Бенуа и С. Дягилев как идеологи «Мира искусства». Многогранность как отличительная особенность художников «Мира искусства».

8. Творчество представителей «Союза русских художников»: А. Рябушкина, К. Юона, М. Нестерова, Ф. Малявина. (1 час)

«Союз русских художников» - московская художественная школа, которой близки русская национальная самобытность, поэтичные образы русской старины и природы. Знакомство с творчеством ярчайших представителей «Союза русских художников».

 9. Проверочная работа «Развитие живописи на рубеже XIX – XX веков». (1 час)

10. Анализ произведения живописи. План рассказа по картине. Сочинение-рассказ по картине И. Левитана «Вечерний звон». (1 час)

И. Левитан – великий пейзажист эпохи. Работа с упражнением 7 учебника Е. И. Никитиной «Русская речь: Развитие речи. 9 класс» (УМК по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой). Памятка «Как анализировать произведение живописи».

11. Развитие театрального искусства на рубеже XIX – XX веков: ведущие театры России: ГАБТ, МХАТ, Мариинский. (1 час)

Театр как род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. История создания и развития  ведущих театров России на рубеже XIX – XX веков.

12. «Русские сезоны» С. Дягилева. (1 час)

Популяризация русского оперного и балетного искусства в Европе. Роль «Мира искусства» в проведении «Русских сезонов». Великий русский балет. Просмотр видеофильма о Мариинском театре (М. Фокин, А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина)

13. Проверочная работа по теме «Развитие театрального искусства на рубеже XIX – XX веков». (1 час)

14. Развитие музыкального искусства на рубеже XIX – XX веков: творчество И. Скрябина, С. Рахманинова. (1 час)

Русская композиторская школа. Традиции и новаторство в русской классической музыке на рубеже XIX – XX веков. Национальные мотивы в операх Н. Римского-Корсакова, Музыкальные «поэмы» А. Скрябина,  «Новый балет» И. Стравинского. С. Рахманинов как величайший пианист и композитор эпохи. Аранжировка классики в современном музыкальном искусстве.  («Итальянская полька» Рахманинова в исполнении А. Горбачёва)

15. Творчество Ф. И. Шаляпина. (1 час)

Просмотр видеофильма о жизни и творчестве Ф.М. Шаляпина. Драматизм судьбы великого артиста.

16. Итоговая проверочная  работа по теме «Развитие русского искусства на рубеже XIX – XX веков». (1 час)

17. Презентация ученических проектов (1 час)

Литература.

  1. Данилов А. История России, XX – начало XXI века: Учеб. для 9 класса общеобр. учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
  2. История изобразительного искусства. Хрестоматия для учителей. Томск, 2003.
  3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Розенвассер В. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Стернин Г. Художественная жизнь России второй половины XIX века. – М.: «Наука», 1997.
  6. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  7. Интернет-ресурсы.

Приложение.

Проверочные работы.

Проверочная работа № 1

Пользуясь данными материалами, составьте и заполните таблицу:

ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУД. ВЫСТАВОК (ПЕРЕДВИЖНИКИ)

«МИР ИСКУССТВА»

«СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Период деятельности художественного объединения

Руководители, идейные вдохновители художественного объединения

Любимая эпоха изображения

Принципы художественной деятельности

Основные представители

  1. 1903-1923
  2. 1870 – 1923
  3. 1898-1924
  4. К. Коровин и И. Левитан
  5. С. Дягилев и А. Бенуа
  6. Г. Мясоедов и Н. Ге
  7. выдвигали лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством
  8. самая многочисленная, активная и влиятельная художественная организация в истории русского искусства
  9. создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации
  10. обращение к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков
  11. отвергали академизм (следование установленным традициям и законам)  и  тенденциозность (следование определённой идее) передвижников
  12. цель - доставление жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами
  13. опираясь на поэтику символизма, уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов
  14. поэтизация русской национальной самобытности, образов русской старины и природы
  15. ориентация на западную художественную культуру
  16. своими демократическими идеалами во многом были преемниками, последователями передвижников
  17. любимая эпоха – XV – XVII века
  18. любимая эпоха – XVIII век
  19. любимая эпоха - современность
  20. А. Н. Бенуа, И. Е. Репин, Ф.А. Малявин, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, М.А. Врубель, Л. С. Бакст, В. И. Суриков, К. А. Сомов, А.М. Васнецов, И. И. Шишкин,  В.А.Серов, К. А. Коровин, К. Ф. Юон, Б.М. Кустодиев, М. Нестеров.

Проверочная (творческая) работа № 2

Напишите сочинение-рассказ о картине И.И. Левитана «Вечерний звон».

План рассказа о произведении живописи.

  1. Небольшое вступление о художнике , в котором должны быть обозначены те мотивы его творчества, которые выразились в интересующей нас картине.
  2. Описание картины с использованием таких предложений:

Обратимся к картине «…» в которой художник воплотил свои размышления о …

Художник использует (яркие, нежные, холодные и т.д.)  краски,  что создаёт (спокойную, праздничную, грустную и т.д.) атмосферу.

Пространство картины (ничем не замкнутое, ограниченное, свободное, безграничное и т.д.) . Это ощущение художник создаёт, изображая …

  1. Заключительная часть должна содержать ваше впечатление о картине или  высказывание о картине кого-либо. Можно использовать такие предложения:

Глядя на картину, невольно ощущаешь чувство ….

Художник заставляет нас задуматься о ….

Об этой картине …(кто?) писал: «(далее идёт цитата)».  

Проверочная (тестовая) работа № 3

1. Какой театр назывался Большим (каменным)?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

2. Какой театр является драматическим?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

3. Какой из театров находится не в Москве?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

4. С каким театром связано имя К.С. Станиславского?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

5. С каким театром связано имя С.П. Дягилева?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

6. С каким театром связано имя Ф.И. Шаляпина?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

7. С каким театром связано имя О.Л. Книппер-Чеховой?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

8. С каким театром связано имя Анны Павловой?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

9. С каким театром связано имя В. Мейерхольда?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

10. С каким театром связано имя Л. Собинова?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

11. С каким театром связано имя А.П. Чехова?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

12. . С каким театром связано имя М. Фокина?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

13. С каким театром связано имя А. Неждановой?

  1. ГАБТ
  2. Мариинский
  3. МХАТ

Проверочная работа № 4

Кроссворд.

Вопросы

1. Название самой многочисленной и влиятельной группы художников в истории русского искусства.

2. Известнейшая балерина Мариинского (Императорского) театра.

3. Название картины М.Врубеля.

4. Художественное направление, развивавшееся в русском искусстве рубежа XIX – XX веков параллельно с реализмом.

5. Одно из направлений русской поэзии «серебряного века».

6. Драматический театр, на сцене которого прошли премьеры практически всех пьес А.П. Чехова.

7. Пожалуй, самый известный русский художник-пейзажист рубежа XIX – XX веков.

8. «Самый яркий» художник «Союза русских художников», автор картин «Вихрь», «Смех».

9. «Золотой бас России» рубежа  XIX – XX веков.

10. Один из основоположников «Мира искусства».

11. Картина В. Васнецова, которую часто называют неправильно.

12. Одна из европейских столиц, где проходили дягилевские «Русские сезоны».

_______________________________  

1

5

2                                3

4

                                                            6

                        12

8

7

      11

10

9

Итоговая работа по курсу

«Развитие русского искусства на рубеже XIX – XX веков»

1. Распределите перечисленные ниже фамилии деятелей русского искусства рубежа XIX – XX веков по видам искусства:

Живопись

Музыка

Театр

И. Стравинский, М. Фокин, М. Врубель, К. Станиславский, И. Левитан, Ф. Шаляпин, Т. Карсавина, Л. Собинов, О. Книппер-Чехова, А. Бенуа, С. Рахманинов, Ф. Малявин, А. Павлова, В. Борисов-Мусатов, А. Стравинский, В. Серов, Н. Римский-Корсаков, В. Мейерхольд, К. Сомов, К. Юон.

2. Узнайте деятелей русского искусства рубежа XIX – XX веков. Что вы можете сказать о них?

1)    2)  3)     4)     5)

3. О чём вам говорят понятия?

    А. «Мир искусства»

    Б. «Русские сезоны»

    В. «Левитанистый» пейзаж

    Г. Импрессионизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

Краеведческий компонент программы на уроках истории «Россия на рубеже XIX-XX веков»

Методические рекомендации для проведения урока по теме "Россия на рубеже XIX-XX веков" с использованием элементов краеведения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС

. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...

Программа элективного курса «История костюма и основные стили в искусстве» для 7 класса

Данный элективный курс позволяет учащимся изучить, разбираться и использовать разные стили в одежде, чтобы не выглядеть нелепо в потоке модных вещей, предлагаемых молодежи торговлей.Курс следует рассм...

Программа элективного курса "История русской культуры с др.времен до сер. XIXв."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограни...

Программа элективного курса "История XX века в лицах"

Программа данного элективного курса рассчитана для учащихся 11 класса...