Программа элективного курса "История русской культуры со ср. XIXв. - до нач. XXIв.в."
элективный курс по истории (11 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями  культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozdeeva_iv_istoriya_russkoy_kultury_11.doc743 КБ

Предварительный просмотр:

Данные об авторе:

Фамилия: Поздеева

Имя: Ирина

Отчество: Владимировна

Место работы: МАОУ Красногорская гимназия

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: высшая

Пояснительная записка.

     Элективный курс «История русской культуры с середины XIX – нач. XXI  в.в.»  соответствует Концепции профильного образования, составлен с учетом учебного плана гимназии, направлен на реализацию целей и задач гимназического образования, опирается на следующие принципы:

  • расширение содержания и превышение стандарта образования в образовательной области «История»;
  • профессиональная ориентация учащихся;
  • развитие познавательной компетентности учащихся;

Культура народа является частью его истории  и одной из важнейших сфер жизни общества. В традиционной программе по истории вопросам истории культуры отводится минимум времени и ее изучение ограничивается ознакомлением с особенностями  культуры и быта, некоторыми деятелями отечественной культуры. На основании ежегодного анализа результатов ЕГЭ по истории делается вывод о том, что обучающиеся часто показывают поверхностные, бессистемные знания по истории отечественной культуры.  

    Цель курса:

  • формирование у обучающихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей в себя духовные и нравственные представления разных исторических эпох, впитавшей в себя особенности многонациональной культуры;

 Задачи:

  • систематизировать знания учащихся в этой области;
  • способствовать осознанию многогранности и богатства отечественной культуры;
  • способствовать формированию исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретно-исторической эпохе;
  • развивать предметные компетенции обучающихся в работе с различными источниками и формами информации;
  • формировать уважительное отношение к традициям, историческому прошлому своего народа, толерантное отношение к культурному наследию многонационального народа России;

Данный курс является предметноориентированным и представлен для  учащихся 11 классов (является продолжением элективного курса для  10 классов – «История русской культуры с древнейших времен до середины XIX века»).

     Элективный курс рассчитан на 34 часа в 11 классе, содержит в себе как теоретическую, так и практическую части.

     Основные формы  и методы работы:

  • лекция с элементами беседы;
  • семинары;
  • работа с   документами;
  • защита проектов;
  • создание мультимедиапродуктов;

 Во время проведения учебных занятий будут использованы различные виды работы в парах, группах, индивидуальная работа.

     Формы контроля:

  • решение учебных задач;
  • решение тестовых заданий;
  • анализ документов;
  • выполнение проектов по выбору обучающихся;

     Данный курс разработан на основе программы Григорьевой Н.А., Чеботаревой Н.И. «Художественные образы отечественной культуры», Ромашиной Н.Ф. «Наши духовные ценности».

Ожидаемые результаты:

- интерес к истории отечественной и региональной культуры;

- углубление знаний, связанных с изучением русской культуры;

- достаточный уровень информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, связанных с поиском, отбором и презентацией информации из различных типов источников;

- более уважительное отношение к отечественной культуре и истории;  

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

лекции

практические

семинарские

1.

Архитектура (историзм, эклектика) и скульптура второй половины XIX века.

Лекция  с элементами беседы, использование ИКТ.

Лабораторная работа (анализ документов).

-

Анализ документов.

2.

Передвижники.

Живопись второй половины XIX века.

Лекция с элементами беседы, использование ИКТ.

-

-

Просмотр презентаций по теме

3.

Деятельность композиторов Могучей кучки. Театр.

Лекция с элементами беседы.

-

-

-

4.

«Серебряный век» в русской культуре к.XIX – н. ХХ в. Общая характеристика периода.

Лекция с элементами беседы.

-

-

-

5.

Архитектура и строительство. «Русский стиль» и модерн.

 Просмотр мультимедиапродуктов

 -

Сюжеты об архитекторах (индивидуальное задание)

 Подготовка проекта группой учащихся

6.

Живопись, скульптура и художественные объединения Серебряного века.

Лекция

Работа с иллюстрациями, документами

-

Анализ документов.

7.

Театр, музыка, опера и кино Серебряного века

Лекция  с элементами беседы.

 -

-

 Сообщения.

8.

“Русские сезоны” Дягилева

Лекция

-

 -

Составление конспекта лекции.

 9.

Коллекционеры и меценаты.

Лекция

-

-

индивидуальные сообщения

10.

Искусство революционного времени.

Просмотр презентаций

-

Сообщения

Подготовка сообщений

11-12.

Новая архитектура. Конструктивизм.

-

-

Презентации

Создание презентаций

13.

Художественные объединения.

Лекция с элементами беседы.

-

-

Составление сравнительной таблицы

14-15

Кинематограф и театральное искусство.

Лекция с элементами беседы.

-

-

Составление конспекта лекции

16-17.

Культура и власть. Социалистический реализм.

Просмотр презентаций по теме занятия.

-

-

Сообщения

18-19.

Архитектура предвоенного десятилетия

-

-

Сообщения

Сообщения

20.

Изобразительное искусство и кино

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

21.

Музыкальный театр.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

22.

Искусство и война. Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы.

Лекция с прослушиванием музыкальных отрывков.

-

-

Составление конспекта лекций

23.

Искусство и идеология послевоенного времени и периода оттепели.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

24-25.

Живопись, архитектура и скульптура. Становление «другого искусства».

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

26.

Музыкальная жизнь: расцвет классического исполнительского искусства

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

27.

«Оттепель» в кино и театре.

Лекция с просмотром СД.

-

-

Составление конспекта лекции

28-29.

Художественная культура и национальная политика. Телевидение, эстрада, цирк, кинематограф.

-

Смотр презентаций

-

Создание презентаций

30.

Перемены в духовной жизни. Культура в годы Перестройки. Массовая культура.

-

Смотр презентаций

-

Создание презентаций

31.

Архитектура и городская среда.

-

-

Презентация проектов.

Проекты.

32.

Постмодернизм и художественный процесс.

-

-

Дискуссия

-

33.

Театр и кино в постперестроечные годы

-

-

Сообщения.

Подготовка сообщений.

34

Заключение. Российская культура начала XXI в.

Содержание программы.

Архитектура (историзм, эклектика) и скульптура второй половины XIX века.

Смешение стилей в архитектуре пореформенной эпохи. Упадок в развитии крупных градостроительных идей после достижений высокого классицизма первой половины XIX в. Псевдорусский стиль; соединение красочного русского барокко с элементами народного творчества в облике крупных построек Москвы (Исторический музей, Городская дума, Верхние торговые ряды и др.).

Скульптура. Развитие городского монументального ваяния в русле реалистического направления русской культуры. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (скульптор М. О. Микешин). Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор А. М. Опекушин). Скульптурные портреты работы М. М. Антокольского, реалистическое воплощение образов («Иван Грозный», «Ермак», «Смерть Сократа», «Спиноза» и др.). Ф.Каменский.

Архитектура. “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев.

Передвижники.

Живопись второй половины XIX века.

История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок. «Артель художников» по типу рабочей коммуны. Лидер движения И. Н. Крамской. «Автопортрет». «Христос в пустыне»; Образы современников в картинах И. Н. Крамского: М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, П. М. Третьяков, А. В. Суворин, Д. В. Григорович и др.

Творческие открытия Н. Н. Ге, вера мастера в силу нравственно-религиозной проповеди. Противостояние Христа и Иуды в работе «Тайная вечеря. Эмоциональное обобщение как характерная черта реалистических полотен Н. Н. Гё. Современное звучание евангельских и исторических сюжетов в работах художника.

Критическое отношение к окружающей действительности в работах талантливого художника-передвижника Н. А. Ярошенко («Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь»). Острота жизненной наблюдательности в работах В. Е. Маковского («На бульваре»). Обличение фанатизма и варварства в произведениях В. В. Верещагина.

Новые традиции русского пейзажа. Объединение реалистического изображения природы с поэтико-романтическим ее восприятием. Лирический пейзаж в творчестве А. К. Саврасова («Грачи прилетели»). Традиционные элементы классического пейзажа, монументальность и панорамность полотен И. И. Шишкина. Пейзажи А. И. Куинджи. Мастерство световых эффектов, умение передать фантастические по красоте картины окружающего мира в его работах. Творчество В. Д. Поленова. Уникальный патриархальный быт старой столицы в работе «Московский дворик».

Деятельность композиторов Могучей кучки. Театр.

Создание кружка, названного Стасовым «Могучая кучка». Соцветие талантов: Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский. Развитие реалистических принципов в музыке Мусоргского.

Высокий уровень развития театрального искусства. Малый театр в Москве — ведущий драматический театр страны. Прославленные артисты М. Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, П.М. Садовский.

«Серебряный век» в русской культуре к.XIX – н. ХХ в. Общая характеристика периода.

Место этой эпохи в культуре России Нового времени. Происхождение названия, хронологические рамки. Синдром «конца века» и его культурный потенциал.  Более равномерное, чем во второй половине XIX века, развитие видов искусства - живописи, архитектуры,  скульптуры, театральной декорации, прикладного искусства. Идея синтеза искусств. Проблема стиля модерн в русском искусстве рубежа столетий. Модерн и символизм.

Архитектура и строительство. «Русский стиль» и модерн.

Интерес к старине, строительство в «русском стиле». В М Васнецов проектирует фасад галереи для размещения коллекции русской живописи П.М. Третьякова и собственный дом («Терем», 1894). Комплекс музейных зданий для размещения коллекции П.И. Щукина. Храмовое строительство в «русском стиле». Ретроспективизм. Стиль модерн. В.Ф. Валькот, Ф.О. Шехтель. А.А. Парланд,  А.В. Щусев.

Живопись, скульптура и художественные объединения Серебряного века.

 Скульптура. П.Трубецкой. Проблема импрессионизма в скульптуре и его возможности. Портретные работы. Памятник Александру III. А.Голубкина. Сочетание импрессионизма, символизма и модерна. С.Коненков. Стилистический эклектизм. Античная тема. “Языческий примитивизм”. Творчество Н.А. Андреева., А.Т. Матвеева.

Концепция символизма. М.А. Врубель (1856-1910). В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Последователи В.Э. Борисова-Мусатова были члены творческого объединения «Голубая роза» (1907-1910): П.В. Кузнецов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин, М.С. Сарьян.

 Возникновение творческого объединения «Мир искусства» (1898). Творчество В. А. Серова (1865-1911), А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомова (1869-1939), М.В. Добужинского (1875-1957), Н.К. Рерих (1874-1947), Б.М. Кустодиев (1878-1927), Л.С. Бакст (1866-1924), А.Я. Головин (1863-1930)

Течение авангард. Творчество художников, входящих в группу «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк, А.В. Куприн.

Примитивизм. М.Ф Ларионов, Н.С. Гончаров, М. Шагал, Н. Пиросмани. Абстракционизм. В.В. Кандинский (1866-1944), К.С. Малевич (1878-1935) Творчество И.И. Левитана (1860-1900), К.А. Коровина (1861-1939), М.В. Нестерова (1862-1942), В.М. Васнецова

Театр, музыка, опера и кино Серебряного века

Расцвет русского театра и сценического искусства. Московский художественный театр. Деятельность К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Актеры театра В. И. Качалов, О. Л. Кииппер-Чехова, И. М. Москвина, Л. М. Леонидов. Талантливые артисты театров Москвы и Петербурга. В. Ф. Комиссаржевская, М. Г. Савина, М. Н. Ермолова и др.

Русский оперный театр. Выдающийся артист Ф. И. Шаляпин. Артистическая деятельность на сцене Большого театра Л. В. Собинова и А. В. Неждановой. «Русские сезоны в Париже» — Ф. Шаляпин, М. Фокин, В. Нижинский, А. Павлова и др.

Русская музыка начала XX века. А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, С. И. Танеев, В. Н. Скрябин.

Музыкальные эксперименты И.Ф. Стравинского. Обращение к национальным истокам в балете «Весна Священная». «Петрушка». Драматургия произведения, его театральный характер. Живописность звуковых образов. Успех постановок в Париже.

Концертно-эстрадная деятельность. Блистательные исполнительности русских и цыганских романсов и песен Варя Панина. А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Хор Пятницкого.

Рождение кино. Первые фильмы, кинотеатры. Мастера отесественного кино (В.В. Холодная, И.И. Мозжухин, Я.А. Протазанов).

“Русские сезоны” Дягилева

Пропагандистская деятельность С.П. Дягилева как начало «Русских сезонов» в Париже Организация С. Дягилевым с 1909 года регулярных балетных “Русских сезонов” в Париже. Спектакль “Петрушка” (И. Стравинский, А. Бенуа, М. Фокин) — вершина дягилевской антрепризы.

М. Фокин — ведущий балетмейстер “Русских сезонов” и реформатор балетного спектакля (создание “нового балета”, в отличие от “старого балета” М. Петипа).. Великие балерины А.П. Павлова, Т.П. Красавина.  В. Нижинский — один из ведущих танцовщиков “Русских сезонов”. Его способность к перевоплощению в персонаж, феноменальная техника (особенно прыжков) и романтически-философская трактовка ролей.

Роль художников (А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха) в формировании “нового балета”. Разрушение Л. Бакстом традиции “картинного” оформления спектакля и представление им сцены как трехмерного игрового пространства.

Коллекционеры и меценаты.

Деятельность П.М.  Третьякова и создание галереи национального искусства. Роль меценатов и коллекционеров: владелец текстильных мануфактур Иван Абрамович Морозов (1871-1921) и хозяин торгового дома Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Искусство революционного времени.

Массовые акции в поддержку новой власти (оформление Дворцовой площади к празднованию первой годовщине новой власти художниками Н.И. Альтманом, Б.М. Кустодиевым; Оформление улиц Москвы архитекторами – братьями Весниными, С.В. Герасимовым, А.А. Осмеркиным). Искусство плаката-М.М. Черемных, В.В. маяковский и других художников в «Окнах РОСТА» (Российского Телеграфного Агенства).  Скульптурная галерея героев революций и мыслителей-социалистов разных времён и народов. В.Е. Татлин (1885-1953).

Новая архитектура. Конструктивизм.

Архитектура общественных зданий. Конструктивизм. Образование Рабочей группы конструктивистов (А.М. Родченко, В.Ф. Степанов и др). В стиле конструктивизма строили – К.С. Мельников 1890-1974. (Клуб фабрики «Буревестник», Дом-мастерская). И.И. Леонидов 1902-1960. братьяЛ.А., В.А. и А.А. Веснины, И.А. Голосов, Н.Н. Ладовск5ий и др.

Художественные объединения.

1925 г. – выставочное объединение ОСТ (Общество станковистов, т.е. приверженцев станковой живописи. Д.П. Штеренберг, А.А. Дайнека, П.В. Вльямс, Ю.И. Пименов, А.А. Лабас. АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. –АХР, Ассоциация художников революции).

Кинематограф и театральное искусство.

Начало русского кино и творческий метод С.М. Эйзенштейна. «Второе поколение» МХТа. В.Э. Мейерхольд.

Культура и власть. Социалистический реализм.

Сталинский режим и состояние культуры: роль массовых репрессий. Унификация культурной деятельности: создание творческих союзов. «Социалистический реализм» - псевдоклассика в изобразительном искусстве, кино, архитектуре

Архитектура предвоенного десятилетия

Увлечение классическим наследием прошлого (Здания в новом «классическом» стиле по проектам И.В. Жолтовского, И.А. Фомина, К.С. Алабяна, В.А. Щуко и др.) Монументальные общественные сооружения-«сталинский ампир».

Изобразительное искусство и кино

В центре внимания художников – социалистические стройки, колхозная жизнь, человек труда на рабочем месте. (А.Н. Самохвалов «Метростроевка со сверлом», К.Ф. Юон «Первые колхозницы. В лучах солнца», А.Н. Волков «Окучка хлопка»). Галерея портретов П.Д. Корина (1892-1967).

Кино – самое доступное из искусств. Первые советские звуковые фильмы («Путёвка в жизнь» реж. Н.В. Экк). «Семеро смелых» реж. С.А. Герасимов, 1936), «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»  Г.В. Александрова. Популярные актёры – Л.П. Орлова, Н.К. Черкасов. Историко-революционные фильмы «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьём» реж. С.Я. Юткевич, С.М. Эйзенштейн «Александр Невский» -возвращение темы патриотизма русского народа в отечественную культуру.

Музыкальный театр.

Поддержка государством классического искусства. На советской сцене  - В.В. Барсова, Н.В. Обухова, М.П. Максакова, А.С. Пирогов. М.Д. Михайлов, М.О. Рейзен и др. Опера – С.С. Прокофьев. Балет – Г.С. Уланова, М.Т. Семёнова.

Искусство и война. Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы.

Спасение сокровищ культуры в годы Великой Отечественной войны. «Всё для фронта, всё для победы!» Искусство, рождённое войной. Роль искусства в поддержании духа советского народа. Плакатное искусство в годы Великой отечественной войны. Кукрыниксы.

Искусство и идеология послевоенного времени и периода оттепели.

Саморазоблачение сталинского режима и начало «оттепели» как исходный момент исторических перемен в жизни России.  

Живопись, архитектура и скульптура. Становление «другого искусства».

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947г.), А.А. Пластова, Г.Г. Нисского и др. После войны «сталинский ампир» продолжал набирать силу в советской архитектуре.

  Процессы обновления затронули  изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС» 1961 г.), реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Литературно-художественные сообщества и группы, неофициальные выставки (андеграунд).

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич)

Музыкальная жизнь: расцвет классического исполнительского искусства

Расцвет музыкального театра. Классический балет переживает взлёт: М.М. Плесецкая, И.А. Колпакова, Е.С. Максимова и В.В. Васильев. Н.И. Бессмертнова. Балетмейстер Ю.Н. Григорович. Опера-И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, П.Г. Лисициан, Г.К. Отс, позднее – Е.В. Образцова, М.Л. Биешу, В.А. Атлантов, Е.Е. Нестеренко.

С.Я. Лемешев (1902-1977), И.С. Козловский (1900-1983)

Композиторы А.И. Хачатурян, Р.К. Щедрин, А.Я. Эшпай, Г.В. Свиридов. Выдающиеся музыкальные коллективы и исполнители.

«Оттепель» в кино и театре. Военная тема-главная тема в искусстве кино. М.К. Калатозов «Летят журавли» 1957, Г.Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959, С.Ф. Бондарчук «Судьба человека» 1959, Р.Д. Чхеидзе «Отец солдата» 1965. Масштабные экранизации произведений отечественной литературы. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.).

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Художественная культура и национальная политика. Телевидение, эстрада, цирк, кинематограф.

Общая характеристика периода. «Золотой век» отечественного телевидения. Ежедневные программы новостей «Время». Ведущие И.Кириллов, В.Балашов, А.Шилова. А Шатилова, Н Шахова. Популярные кинопе6редачи: «Кинопанорама (З.Герд, А. Каплер), «Клуб путешественников» (В. Шнейдеров, затем-Ю. Синкевич), «В мире животных» (А. Згуриди, В. Песков, . Дроздов), 2Служу Советскому Союзу», «Сельский час» и др.

Музыкальные и развлекательные программы: «Голубые огоньки», «Песня года». Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Сатирический жанр. Расцвет циркового искусства. Ю.В. Никулин (1921-1997). Кинематограф, игровое и мультипликационное кино. «Интеллектуальное» кино. Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), – писателя, актера и кинорежиссера.

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Перемены в духовной жизни. Культура в годы Перестройки. Массовая культура.

Радикальные изменения в культурной жизни страны (утверждение свободы слова и печати, снятие цензурных ограничений и стремительное развитие глобальной сети коммуникаций).

Массовая культура как особый тип культуры, получивший распространение в XX веке в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Индустриально-коммерческий характер массовой культуры.

Широкий диапазон форм массовой культуры от китча ( мелодрама, эстрадный шлягер, “мыльная опера”) до сложных содержательных форм (рок-опера, интеллектуальный детектив, поп-арт).

Основные функции массовой культуры: досуг, развлечение, игра, общение, эмоциональная разрядка.

Распространение массовой музыкальной культуры через радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и тесная связь распространения массовой культуры с уровнем технических достижений.

Архитектура и городская среда. 

Современное архитектурное творчество. (Харитонов А.Е., С.Б. Ткаченко). Реконструкция старых зданий, восстановление городской эстетической среды в наши дни.Новый образ архитектуры – новейшие материалы и передовые строительные приёмы. Монументальноя скульптура (З.К. Церетели, М.В. Шемякин, А.Ю. Рукавишников).

Постмодернизм и художественный процесс.

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы Феномен постмодернизма. Актуальное искусство (артобъект, художественная акция). Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. Возникло новое направление художественного творчества — медиа-искусство, популярным видом художественного творчества стал видеоарт, граффити, ленд-арт. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов. Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

Театр и кино в постперестроечные годы

Открытие новых театров, появление театральной антрепризы. Мариинский театр ( В.А. Гергиев, О. Бородина, А. Нетребко и др). Активизация фестивального движения. Достижения киноикусства (Н. Лубудев, А.Г. Герман, А.Н. Сакуров, В. Тодоровский и др). Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова: «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.).

Заключение. Российская культура на пути в XXI век.

Критерии оценивания достижений учащихся.

Учащиеся получают зачет, если выполнили все предложенные задания и проект по выбранной теме.

Учебно-методическое обеспечение элективного курса:

  1. Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
  2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
  3. Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.
  4. Материалы Интернет – сайтов.

Видеоматериалы:

  1. Государственный музей-заповедник «Царицыно». Студия «Кварт», М.
  2. Эрмитаж 2. сериал. 18 фильмов. Видеостудия «Кварт», М.
  3. Русское искусство 18-19 век. «Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт», М.
  4. Из истории русского костюма. Леннаучфильм. Видеостудия «Кварт», М.
  5. Архитектура. Россия 12-19 века. Видеостудия «Кварт», М.
  6. Праздники Православной церкви. ЦСДФ «Кварт» (видеостудия), М.
  7. Московский Кремль. 3 фильма. «Кварт», М.
  8. История искусства. М., Интерсофт, 1998г.
  9. Дворцы Санкт- Петербурга. М., Видеостудия «Кварт».
  10. Шедевры русской живописи. М., «Кирилл и Мефодий», 2001г.
  11. Декоративно-прикладное искусство. Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М, С-П., Видеостудия «Кварт», 2003г.
  12. Что такое искусство? Видеоэнциклопедия. В 2 частях. М., Видеостудия «Кварт», 2003г.
  13. Суриков В.И. Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  14. Врубель М. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  15. Левитан И. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.
  16. Васнецов В. В Третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея, 1998г.

Список литературы для учителя:

  1. Мировая художественная культура 10-11 классы. Элективные курсы. Сост. Бименова Т.И. Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
  2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс «Наши духовные ценности». 10-11 классы. Гуманитарный профиль обучения. М., «Глобус», 2007г.
  3. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
  4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных  школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
  5. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.
  6. Элективные курсы по истории России. 10-11 классы. Для профильного обучения. М., «Глобус», 2007г.

Список литературы для учащихся:

  1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Часть 2. Русская художественная культура. М., «Владос», 2007г.
  2. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской мировой культуры 10-17 вв. Пособие для учащихся общеобразовательных  школ. 7 класс. М.: Владос, 2007.
  3. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: 17-19 вв. 8 класс. Пособие . М.: Владос, 2007.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Тематическое планирование элективного курса "Русская культура ХIХ века"

Элективный курс "Русская культура ХIХ века"  предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру ХIХ века. В рамках 17 часов представлены осн...

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Программа элективного курса "Русский язык. Культура речи"

Программа дополнительного  курса «Русский язык и культура речи»рассчитана на 60 часов и предназначена для обучающихся 10 -11 классов.Программа курса разработана с учётом знаний и умен...