Краеведческий компонент программы на уроках истории «Россия на рубеже XIX-XX веков»
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Методические рекомендации для проведения урока по теме "Россия на рубеже XIX-XX веков" с использованием элементов краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведческий компонент программы на уроках истории

«Россия на рубеже  XIX-XX веков»

Предлагаю вашему вниманию небольшую статью из опыта работы по использованию краеведческого материала на примере темы «Россия на рубежу XIX-XX веков».

На уроках по этой теме можем использовать элементы краеведения, изучая социальную, экономическую и политическую жизнь страны.

Рассматривая, как выглядит структура населения страны и соответственно Петербурга, мы можем выяснить отличия и особенности социальной жизни города. Перепись населения 15декабря 1900 года показала что в Петербурге проживали 1 248 тыс. человек. А в 1914  2 217тыс.  Из статистики видно, что дворяне составляют лишь 5% населения. Потомственные -76 534 тыс. человека, личные дворяне с семьями - 40 054 человека. Еще меньшей была доля знати. 64 члена императорской фамилии. Всего в Великосветский ежегодник» было включено свыше 7200 человек.

Можно показать слайды дворцов знати рассмотреть портреты работы В.А. Серова, княгини Орловой князя и княгини Юсуповых, фотографии бала у графини Шуваловой.

Эти 5% населения требовали большого количества прислуги. В переписи 1900 года в городе значилось 138 261 человек прислуги: личной, домовой  и учрежденческой. Кроме того жителей города обслуживали извозчики, официанты, рассыльные. Жалование слуг было меньше чем у рабочих. Кухарка получала около 5руб. 54 копеек, няня 3, 5 рублей в месяц, но прислуга жила на всем готовом,  к праздникам получала подарки.

Рабочий в Петербурге в 1900 году было 260 тыс. человек а в 1910 году 350 тыс. разница между чернорабочими и квалифицированными рабочими была огромной и в зарплате и образе жизни.

Нужно обратить внимание на тот факт что 69 % столичного населения составлял пришлый люд это были крестьяне и мещане из Петербургской и соседних губерний которые бежали от нищеты. Однако не все смогли устроить свою жизнь и найти работу. Многие из них оказывались на городском «дне»  в 1900 году было около 15 тыс. бездомных бродяг к 1910 году из было уже 25 тыс. в Петербурге к началу века была 2 десятка ночлежек с каждым годом их открывалось все больше.

Поэтому разделу урока можно предложить учащимся подготовить сообщение «Жизнь столичной аристократии. «Господа и слуги», «Рабочие Петербурга» Организовать коллективные экскурсии или индивидуальные посещения музеев, с последующим отчетом, в Юсуповский дворец,  Александровский дворец в Пушкине, музей-квартиру городского быта на 8 Советской улице, где проживала семья рабочего Алилуева.

Когда мы говорим об экономике страны то подчеркивает тот факт, что Петербург был крупнейшим экономическим центром страны. В 1900 году в городе работало 2041 промышленное предприятие крупнейшими были Путиловский машиностроительный завод, Металический завод паровых турбин, Балтийская судоверфь, Ижорский машиностроительный завод, Обуховский сталелитейный завод, электротехнический завод «Сименс-Шукерт», Александро-Невская мануфактура, Охтинский пороховой завод, мануфактура «Треугольник». Нужно отметить, что в Петербурге находились крупнейшие монополии. Это синдикаты «Продвагон», «Продамет», «Трубопродажа»  в 1914 году в городе было 13 акционерных коммерческих банков 7 из них Русско-Азиатский, Русский для внешний торговли, Петербургский Международный, Азовско-Донской, Русский Торгово-Промышленный, Волжско-Камский, Сибирский Торговый относились к десятке крупнейших в стране. Их собственный капитал составлял 360 миллионов рублей. Главным банком страны оставался Государственный эмиссионный и коммерческий банк располагавшийся на Екатерининском канале напротив Банковского мостика, где грифоны с золотыми крыльями сторожили богатство империи. В саду, со стороны Садовой, в двух железных беседках сжигали изъятые из обращения кредитные билеты и бумаги.

Давая задание для самостоятельной внеаудиторной работы, можно предложить подготовить сообщения, доклады, презентации о петербургский промышленниках и банкирах. Среди них были и иностранцы. Семейство Нобелей, немецкое семейство Сименсов. О русских заводчиках Н.И, Путилове и В.Н. Тенишеве. Интересными могут быть работы о русских купцах, выходцах из крестьян, братьях Елисеевых, А.Н. Петичеве. Можно составить справочник «Экономика Петербурга на рубеже XIX-XX веков» Учащиеся составляют по одной справке об одном из предприятий или банков по плану: название предприятия, когда и кем было основано, где располагалось, современный адрес, какую продукцию выпускало, дальнейшая судьба предприятия,  найти фотографию.

Рассказывая о политическом устройстве Российской империи можно отметить, что вся её бюрократическая мощь была сосредоточена на трех площадях Петербурга Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Чтобы показать какие здания здесь находились можно использовать фрагменты фильма «Архитектура Петербурга IX века» или показать фотографии правительственных зданий, сопровождая их комментариями. Например Исаакиевская площадь. Здесь располагались Министерство государственных имуществ, (здание занимает институт Ростениеводства имени Вавилова и сельскохозяйственная библиотека.) Военное министерство (Бывший дом Лобанова- Ростовского). У входа львы держащие шары. Охраны в военном министерстве не было кроме этих львов. Кто угодно мог туда войти. Об этом рассказ Куприна Штабс –капитан Рыбников, о японском шпионе Мариинской дворец построен для дочери Николая I великой княгини Марии Николаевны наследники передали дворец казне в нем располагались Государственный совет и Совет министров. В советское время в нем работала промышленная академия в годы Великой отечественной войны был штаб Ленинградской армии народного ополчения. После войны Ленинградский городской совет, сейчас – Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Рассказывая о Государственном совете показываем картину И.Е. Репина «Заседание государственного совета» используя фрагмент фильма «Русский музей» (энциклопедия).

Для подготовки к  урокам с элементами краеведения и для выполнения работ учащимися пользуемся самой разнообразной литературой. Вот некоторые книги для изучения этой темы: Коробкин Л.И. «Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург, век 20» СПб, 2003г., Муравьева А.И. «Век модерна» СПб, издательство пушкинского фонда 2003г., Успенский Л.В. «Записки старого петербуржца» Ленинград, 1970г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Этнокультурный компонент на уроках истории России и рязаневедения

Этнокультурный компонент  на уроках истории России и рязаневедения: история дома Херасковых в Рязани...

Рабочая программа по предмету «История России XIX – начала XX века» 9 класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второгопоколения основного общего образования по истории:Учебник Л.М. Лященко, О.В. Волобуев...