Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

  1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Истории России для 11  класса

по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»

(учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах.;
  2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
  3. Продолжить формирование исторического сознания и исторического мышления на основе изучения и осмысления развития СССР на международной арене в период «холодной войны».

Развивающие цели:

  1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы;
  2. Продолжить развитие навыков критического мышления на основе подробного, последовательного планирования группового мыслительного процесса;
  3. Продолжить развитие навыков деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации).

Воспитательные цели:

  1. Продолжить формирование ценностного отношения к историческому наследию нашей страны.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности;

- умение давать оценку процессам с позиции историзма;

- применять научные термины и исторические понятия; 

- владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

- владеть умением работать с историческими документами;

- оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Метапредметные:

- принимать поставленную учебную задачу, адекватно реагировать на представленную учителем информацию;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- проявлять направленность на успешную учебную деятельность;

- проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, групповой работе;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог;

- уметь анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: 

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни:

- формирование патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

- ценностные ориентиры;

- проявление интереса к истории своего народа, родной страны;

- формирование основ гражданской идентичности личности;

- ориентация на выполнение моральных норм.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование и дидактические материалы урока: 

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Мультимедийная презентация по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»»
  4.  Раздаточный материал
  5. Учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

- проявляют направленность на успешную учебную деятельность

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Введение в новый материал

Эвристическая беседа

Постановка проблемного вопроса

- принимают поставленную учебную задачу, адекватно реагируют на представленную учителем информацию

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- демонстрируют умение анализировать явления и процессы общественной жизни, устанавливать причинно-следственные связи

Организует эвристическую беседу.

- На слайде написан ряд аббревиатур – ОБСЕ, СЭВ, ОВД, НАТО и др. (слайд 1)

- Ребята определите, что объединяет эти аббревиатуры и связывает их в одну тему. Как они соотносятся с темой международных отношений?

- Назовите признаки «холодной войны»

- Тема нашего сегодняшнего урока «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны»» (слайд 2)

План урока: (слайд 3)

  1. Брежневская дипломатия.
  2. Новое мышление в международных делах

Проблемное задание (слайд 4):

- Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

  • Первая точка зрения: «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.
  • Вторая точка зрения: Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? 

Отвечают на вопросы учителя.

- организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, совет экономической взаимопомощи, организация варшавского договора, организация северо-атлантического договора.

- гонка вооружений, биполярность (раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.

Записывают тему и план урока в тетради.

3. Работа по теме урока

1. Брежневская дипломатия

Объяснение

Анализ исторического документа

Объяснение

 

Анализ видеосюжета

Объяснение

2. Новое мышление в международных делах.

Объяснение

Работа в группах

Эвристическая беседа

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- владеют умением работать с историческими документами;

-умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

- уменют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

- умеют давать оценку процессам с позиции историзма;

- проявляют сформированность представлений о развитии советского общества на международной арене в XX в.;

Объясняет особенности начала брежневской дипломатии. (слайд 5).

  • Активное развитие отношений в рамках социалистического содружества.
  • 1971 г. - принятие комплексной программы социально-экономической интеграции (базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР). 
  • Нормализация отношений с Китаем, крайне обострившихся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский.
  • Изменение ситуации во Вьетнаме

Организует работу с историческим документом

- Работа с документом учебника с. 309-310 «Из выступления Л.И. Брежнева на съезде Объединённой польской рабочей партии (1968 г.)

В чём сущность «доктрины Брежнева»?

Какие события повлияли на её формирование? (слайд 6).

Объясняет особенности периода разрядки международных отношений (слайд 7, 8, 9)

  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.
  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов
  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.

  • 1966 г. – визит Президента Франции Шарля де Голля в СССР
  • 1970 г. – подписание Московского договора СССР и ФРГ
  • 1971 г. – четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по западноберлинскому вопросу.
  • СССР добился военно-стратегического паритета с США. Все более широко осознавался факт, что в ядерной войне не может быть победителей.
  • Становилась невозможной и широкомасштабная обычная война из-за неизбежного разрушения атомных реакторов
  • Углублялась взаимная в развитии экономических связей.

- Давайте посмотрим небольшой видеосюжет и сделаем вывод о значении Хельсинских соглашений

https://youtu.be/CbCd7uJAPDE

(слайд 10)

- Помощь странам «третьего мира».

    1979 г. - ввод советских войск в Афганистан. Вооруженное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами (слайд 11).

- Таким образом к 1980-м гг биполярный мир выглядел так (слайд 12).

- В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». (слайд 13)

Основные принципы:

  • Отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы, признание его единым и неделимым;
  • Объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов;
  • Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

- СССР и США: начало разоружения (слайд 14)

•        Ежегодные встречи на высшем уровне

•        Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

•        Соглашение об ОСНВ-1

Решение региональных конфликтов (слайд 15, 16, 17)

1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана

1989г. Визит М.С. Горбачёва в Китай

1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту

Распад социалистической системы

1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. - согласие на объединение Германии

1991г.- роспуск СЭВ и ОВД

Организация работы в группах:

1 группа:

-Посмотрите хронику событий этого периода (приложение 1) и ответьте на вопрос:

- в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие?

2. группа:

Изучите  документы социологических исследований (приложение 2)

- Почему мирные инициативы М.С. Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?

3 группа:

Прочтите стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» (приложение 3)

- Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?

-Таким образом, итогами нового политического мышления явились (слайд 18):

  • улучшение отношений со странами Запада;
  • прекращение гонки вооружений, сокращение обычных вооружений, частичное уничтожение ядерных ракет;
  • начало интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство;
  • ликвидация ряда региональных конфликтов;
  • ослабление международной напряженности;
  • распад социалистической системы;
  • -  ослабление позиций СССР в мире.

- А теперь ответим на проблемное задание (слайд19)

Внешняя политика М.С, Горбачева оценивалась и оценивается крайне неоднозначно.

  • Первая точка зрения: «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в холодной войне.
  • Вторая точка зрения: Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

- Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

Слушают объяснения учителя, делают записи в тетради

Анализируют текст исторического документа

Слушают объяснения учителя

Смотрят видеосюжет делают выводы

Слушают объяснения учителя

Выполняют работу в группах, анализируют документы

Отвечают на проблемный вопрос

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

- умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

- оценивают исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- владеют умением оценивать свои достижения;

- владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

- А теперь, закончите пожалуйста предложение.

1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:

- Доволен

- Я не доволен, потому что…

2. Что мне сегодняшний урок дал для жизни?

- Мне показалось важным…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что… (слайд 20)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу,

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.(слайд 21)

§ 39.

Напишите эссе на тему: «Проблема войны и мира в годы перестройки»

Воспринимают задание, уточняют.

Список литературы:

  1. Учебник История России,  XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014
  2. Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии».
  3. Россия в ХХ веке: реформы и революции . В 2 т . - М . , 2002 .

Приложение 1

Отношения между СССР и Западом. Мирные инициативы СССР в 1985-1991 годах

  1. 21 ноября — М.С. Горбачев и Президент США Р. Рейган на своей первой встрече заявляют, что «ядерная война недопустима» и «стороны не будут стремиться к превосходству друг над другом».
  2. 15 января — М.С. Горбачев выступает с программой всеобщего и полного ядерного разоружения к 2000 году.
  3. 8 декабря — подписание Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: 1752 советские ракеты и 859 американских (паритет не был соблюден из-за неравенства арсеналов и реальных мощностей ракет обеих стран); признано право другой стороны на проведение инспекций военных баз.
  4. 7 декабря — выступление М.С. Горбачева на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН: заявление о готовности СССР в одностороннем порядке за два года уменьшить численность своих войск на 500 тыс. человек, значительно сократить на территории СССР и союзников по ОВД число танков, самолетов, артиллерии.
  5. 15 февраля -  полный вывод советских войск из Афганистана.
  6. 3 июня — СССР и США подписали договор о ликвидации химического оружия.

1990, 25 августа — делегация СССР подписала резолюцию СБ ООН о применении силы против Ирака в связи с его оккупацией независимого государства Кувейт; в январе — феврале 1991 года произошла война в Персидском заливе между Ираком и США с союзниками (операция «Буря в пустыне»); войска СССР в войне не участвовали.

  1. 9 ноября — подписание 34 странами «Парижской хартии для новой Европы»; подписание лидерами 22 стран, входящих в ОВД и НАТО, Договора об обычных вооруженных силах в Европе; оба блока сокращали свои арсеналы до определенных в документе пределов (например, по боевым танкам — до 20 тыс. единиц; к моменту подписания у НАТО было 30 тыс., а у ОВД -- 60 тыс. танков), обязались обеспечить гласность и контроль военной деятельности; страны-участники признавали, что «больше не являются противниками, протягивают руку дружбы» и обязуются «строить и укреплять демократию как единственную форму правления в наших странах».
  2. 1 апреля — роспуск военных структур Организации Варшавского договора.

1991, 31 июля — подписание Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) на 30%; признавалась необходимость взаимных инспекционных проверок. По признанию Президента США, это соглашение впервые с момента изобретения ядерного оружия обратило вспять его непрерывное наращивание и рассеяло недоверие между людьми.

Приложение 2

Глазами советских людей

Исследования Института социологии АН СССР в первой половине 1989 года среди населения Москвы, Куйбышева, Оренбурга и Сыктывкара:

 

— Большинство (от 53 до 68 %) полностью согласны, что «сила (или угроза силы) не могут быть инструментом внешней политики». При этом предложение СССР о существенном сокращении в одностороннем порядке численного состава и объема вооружения Советской армии поддерживают с оговорками 44 % опрошенных.

Тезис о деидеологизации межгосударственных отношений поддерживают с оговорками от 25 до 40 %.

Вопрос: «Существует ли, по Вашему мнению, в современных условиях угроза вооруженной агрессии против нашей страны?»

«Да»   — от 27 до 33 %, «нет» —  от 39 до 47 %.

Приложение 3

А. Бекетов:

Аж башни под рубинами

Качнул протест неистовый!

Восстал барак с румынами,

Соцлагерь — под амнистию!

На волю — мы последние.

Нам боязно и завидно,

И рабство тает медленно,

Как лед в колымской заводи.

(Лирический панк-рок. М., Арбатиздат, 1989.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"...

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

План - конспект урока по истории России в 7 классе "Внутренняя политика в 1725 - 1762 гг"

Цели:- познакомить учащихся с внутренней  политикой России в эпоху дворцовых переворотов;- выяснить, какой вклад внес каждый император в развитие экономики России; как проходило укрепление позици...