План конспект урока истории с использованием ЭОР на тему "Внешняя политика Екатерины II"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Урок с использованием электронных образовательных ресурсов. Тема расчитана на два урока. Представлен первый урок "Южное направление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikanov_-_urok.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Отечественная война 1812 года.».

В теме урок   -  первый

Тип урока.

По основной дидактической  цели: знакомство  с новым материалом;

По основному способу проведения: сочетание различных форм занятий;

По основным этапам учебного процесса: анализ исторических карт и документов, ценностная ориентация;

По форме проведения: комбинированный  урок

По целевой установке: урок-исследование с критическим мышлением

Опорные понятия: континентальная блокада, Отечественная война, партизаны, Бородинское сражение.

 Персоналии: Александр I, Наполеон Бонапарт, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов, М.И. Кутузов,  Д.В. Давыдов, Н.Н. Раевский.

Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны; 26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Средства: карта «Отечественная Война 1812 года», дидактические материалы, , учебник, мультимедиа,

Цель: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне. 

Задачи:

Формировать:

-умения работать с исторической картой, историческим документом;

- умения проводить посредством анализа аналогии с другими историческими событиями;

-  навыки работать с исторической картой, историческим документом;

 - способность давать самооценку при закреплении изученного материала;

-  способность работать в паре.

Развивать:

- логико-смысловое мышление учащихся, память,  умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

- навыки целеполагания и поиска способов достижения цели;

- креативное мышление.

Воспитывать:

- патриотизм, чувство гордости за Россию и своих предков;

- неприязнь к войне, как к способу решения конфликта

этап

задачи

содержание

Формы работы

методы

УУД

контроль

время

Организационный

Подготовка учащихся к работе

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

(Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока)

2 мин.

Вводно-мотивационный

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня мы будем говорить об одной из величайших страниц нашей истории  - борьбе с нашествием французской армии во главе с Наполеоном. Применяя то, что мы знаем и умеем благодаря материалу параграфа «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» выполним следующие задания:

  1. Ответьте на вопрос: почему столкновение России и Франции было неизбежным?
  2. Обсудите в парах, с каким чувством Наполеон вступал в войну, почему он был уверен в собственной победе?
  3. Определите тему урока и укажите её актуальность в наше время.
  4. По исходному противоречию поставьте учебную задачу.

ИСХОДНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

 ИЮНЬ 1812 ГОДА

НОЯБРЬ 1812 ГОДА

640 тысячная, хорошо вооружённая, организованная, отлично обученная, с высоким боевым духом французская армия

20тысячная деморализованная

толпа

 

Работа в парах

Структурирование

Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

К:формировать сове собственное мнение.Работать в паре, строить продуктивное взаимодействие

Р:организация учащимся своей учебной деятельности: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Устный

Письменный

5 мин.

Постановка цели и определение задач

Учитель. Давайте теперь вместе обсудим выполненные задания и запишем на доске учебную задачу урока (в разных вариациях она звучит по разному, но суть одна):

Почему поход в Россию для Наполеона оказался трагическими?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять планы Наполеона в данной войне, а затем выяснить причины, нарушившие их.

Диалог - комментирование

беседа

Р: осуществлять целеполагание;

Устный ,

2 мин.

Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /.

Заинтересовать учащихся, показать непростое положение Российской армии в начальный период войны.

Личностный анализ.

Проверить умение читать историческую карту.

Учитель.  Одному из ваших одноклассников  было заранее предложено приготовить сообщение на тему: «Начальный период войны 1812 года», другому – подготовить презентацию на эту же тему с картами и схемами.

1. Сообщение с использованием карты и атласа.

Задание: прослушав сообщение и просмотрев презентацию, ответить на вопросы.

- Какую тактику ведения войны хотел использовать Наполеон?
- Почему русская армия отступает?
- Правомерно ли обвинять в предательстве Барклая-де-Толли, объясните свою точку зрения.
- Какие важные документы принимает Александр I, которые сделали войну народной?

Опережающие задание.

Сообщение с обратной связью

П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернета.

К:- Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Устный

5 мин.

Научить объяснять решения военачальников в связи со сложившейся ситуацией.

Формирование умений работать с учебником и историческим документом.

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и схемой.

Учитель: теперь проанализируйте текст учебника и ответьте на следующие вопросы.

- Почему Кутузов выбирает для битвы место у села Бородино?
- Почему Наполеон называет Бординское сражение самой страшной битвой для французской армии?
- О чём говорят слова Наполеона: « … французы в нём показали себя достойными нистяжать победу, а русские – быть непобедимыми»?
- Определите ключевые моменты сражения.

3. Используя текст учебника, заполнить таблицу.

Вопросы решаемые на совете в филях

Как они были решены

Индивидуальная

Мозговой штурм

Л: устойчивый познавательный интерес.

П: осуществлять поиск информации с использованием  учебника и исторических документов

Систематизировать полученные результаты.

Письменный в таблице

5 мин.

Познакомить Формировать умения работать с опорной схемой, логически мыслить, выделять главное

4. Рассказ учителя об отступлении русской армии.

- Какие версии о причинах пожара можно выдвинуть?
- Кто руководил партизанским отрядом, действовавшим в Москве?
- В чём суть Тарутинского манёвра?

5. Работа с документом № 2 на странице 259-260.

- Почему Наполеон не чувствовал себя победителем?

Вывод: Наполеон не смог одержать победу над Россией, потому что война приобрела народный характер.

6. Рассказ учителя об изгнании французов и заграничном походе русской армии.

Обратить особое внимание:

Ноябрь 1812 г. – переправа через реку Березину, бегство Наполеона.

1813-1814 – заграничный поход русской армии.

1813 год- смерть М.И.Кутузова, его захоронение в Санкт-Петербурге.

1814-1815 г.г.- Венский конгресс.

Фронтальная

Индивидуализированно-парная

Выделение из текста

Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

П:- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Л: устойчивый познавательный интерес.

К: формировать в речи описание, объяснениеП: давать определения понятиям, устанавливать причинно-логическую связь.

Устный

13мин.

Формировать умения высказывать свое мнение, делать выводы

Учитель. 

7. Самостоятельная работа с текстом c с последующим высказыванием своего мнения по следующим вопросам:

- Назовите решения Венского конгресса, определите их последствия для России и стран Европы.
- С какой целью был создан Священный союз? Как он повлиял на развитие стран Европы?
- Почему Россия будет считаться «жандармом Европы»?

Фронтально-индивидуальная

П:- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

7 мин.

Вывод к учебной задаче: патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.

К:- Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами        и условиями коммуникации.  

Контроль и коррекция.

Понимать и управлять своей эмоциональной средой.

Учитель.

  1. Какие памятники архитектуры посвящены победе русского народа в войне 1812 года?
  2. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель
Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос.
А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»:
у вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета вот если вы испытали чувство
- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый;
- никаких, лепесток коричневый.
На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток, либо учитель сам создает ромашку, а дети аргументируют, почему они выбрали этот лепесток. Затем ромашка крепится магнитом на карту «Отечественная война 1812 года» на доске

Индивидуализированно-парная

Словесно-наглядные

Р: осуществлять контроль

П:- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Устный

5 мин.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий

Учитель. Запишите задание на дом: Параграф №5, контурная карта «Отечественная война 1812 года»

фронтальная

объяснение

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен  в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

Учебный материал включает план-конспект урока, театрализованную вставку в него и презентацию....

Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»

Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I.  В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...

План-конспект урока в 9 классе по теме: "Внутренняя политика в 1894-1904 годах"

План-конспект урока в 9 классе по теме"Внутренняя политика в 1894-1904 годах" Урок объяснения нового материала....

План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III"

План-конспект урока истории в 8 классе "Внутренняя политика Александра III". Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III     – эт...

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....