Архонты
презентация к уроку по краеведению (5 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Урок  по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhonty.rar176.84 КБ

Предварительный просмотр:

К - 5                                                                                   У №                                                                     Дата: __________  

Тема:      Архонты.                                              

Цель: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.

УУД: Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Установление учащимися  связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников, сверять ее с практикой. Понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества.

Предметные: открытие новых знаний и знакомство с повседневной жизнью греков, на побережье Черного и Азовского морей. Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. Углубление знаний учащихся о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов-колоний. Умение самостоятельно контролировать свои действия.

Метапредметные: регулятивные – умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата.

 Коммуникативные – умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести сотрудничество с учителем. 

Познавательные – способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная, командная.

Методы урока: словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальной организации учащихся, познавательно-рефлексивный, практический. Метод сравнительно-исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнение, выводы). Метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Технологии и приемы: технология развития критического мышления; технология ситуативного обучения; технология продуктивного чтения; прием кейс-метода; прием создания проблемной ситуации и его решения; игровой прием здоровьесбережения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Б.А. Трёхбратов,  Е.А.  Хачатурова,  Т.А.  Науменко.  Кубановедение,  5  класс – учебник,  Краснодар  2015;  Атлас  «История  Кубани»,  карточки, пазлы, лист самооценки,  мультимедийное  оборудование.

ХОД  УРОКА:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

  1. Орг.   момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие.

1 мин.

  1. Актуализация знаний.

Организация (индивидуальной)  письменной работы в тетради.

      На прошлом уроке мы познакомились с античной мифологией и сейчас проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на следующие вопросы письменно:

1. Как называется корабль, на котором Ясон отправился за золотым руном?

2. Кто подарил людям огонь?

3. Он побывал в Причерноморье. Преследовал керинейскую лань, шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона, сражался с амазонками.

4. Воинственные женщины, живущие без мужчин, которым прижигали грудь для удобства стрельбы из лука.

5. Ее должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, на костер опустилось облако, когда оно рассеялось – девушка исчезла.

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. (За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу).

Выполняют задании в тетради.

Взаимопроверка.

1-«Арго»,

2-Прометей,

3-Геракл,

4-Амазонки,

5-Ифигения.

4 мин.

  1.  Целеполагание

Что будем изучать на уроке?

 Для этого необходимо еще вспомнить материал прошлых уроков.

Задание: найти пару и ответить, что  они обозначают? «греческий город – колония и его нынешнее название» (Групповая работа).

Чтобы узнать тему урока, слушайте подсказки.

  1. Первый слог найдешь в названии корабля Ясона.
  2. Отгадай легко и быстро я 1-я буква слове:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

     А бывает подгорелый.

  1. Найдёшь личное местоимение в 4 слове.
  2. Личное местоимение, обращение к вам в ед. числе.

Тема урока «Архонты».

- Что означает это слово? (Словарная работа)

Задание:  соберите определение из данных слов.

 Лицо, городе - государстве, высшее в  Древней, должностное, Греции.

- Значит,  какая цель стоит перед нами?

Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что сегодня вы сами будете изучать новый материал, вы сами будете проверять как он усвоен и вы сами будете выставлять себе оценки. Согласны? Тогда начнем.

Находят пары.

Пантикапей – Керчь

Гермонасса  – Тамань

Синдик, Горгиппия  - Анапа

Фанагория  - пос. Сенной.  

Объясняют - «греческий город – колония и его нынешнее название».

Самопроверка.

Выполняют.

  1. Ар
  2. Хлеб
  3. АмазОН ки
  4.  Ты

(Архонты).

Называют и записывают тему урока.

Испытывают затруднение.

Формулируют определение:

Архонт - высшее должностное лицо в городе – государстве Древней Греции.

Ставят цель урока.

6 мин.

        Мы отправляемся в путешествие в  480 г. до н.э.

Чтобы узнать как была устроена  жизнь государства и проверить опережающее домашнее задание предлагаю выполнить самостоятельную работу по вариантам.

Задание 1:  Заполните пропуски в тексте.

        Около 480 г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали "единое государство" - Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современное название - Керчь), единственный крупный город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на восточном ("азиатском") берегу Боспора Киммерийского.

Задание 2. Определите годы царствования боспорских правителей.

- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э. примерно с 480 г. до н.э.

 - Начало правления династии Спартокидов с 438 г. до н.э.
- Правление Левкона I  (
389 - 349 гг. до н.э.).
- Правление Перисада I (
349 - 309 гг. до н.э.).

Самостоятельная  работа.

4 мин.

 IV.  Изучение нового

Любое государство либо становить великим и могущественным  либо терпит поражение  за поражением и постепенно перестаёт существовать.

Задание: прочитайте § 15, стр. «Ослабление и падение Боспорского царства».

Перескажите друг другу и оцените ответ соседа по парте.

Знакомятся с текстом и пересказывают друг другу. Оценивают.

10 мин

Физ. минутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход (Встать)
Он шагнул назад,   вперед,  
(Шаг назад)
А потом шагнул вперед  
(Шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(Движения руками)
Набирая полный ход.  
(Ходьба на месте)

Проводит подготовленный обучающихся.

Остальные повторяют движения.

1 мин.

Работа с контурной  картой.

Задание: По   легенде  карты  определить:

А)  территорию  Боспорского  царства;

Б) отметить  греческие города – колонии.

Самостоятельная работа с картой.

  1.  мин.

V. Закрепление знаний

Задание:  выберите причины и ослабления и падения Боспорского царства, составьте схему.  

Причины:

  1. Борьба за власть правящей верхушки. (Мо)
  2. Недовольство народа политикой власти.(Л)
  3. Разорительные набеги племен готов и гуннов в начале 3 в. до н.э. (ОД)
  4.  Уничтожение важных городов готами (ЦЫ)
  5. Ослабление и прекращение торговли из-за господства готов на море.  (!)
  6. Присоединение Синдики.
  7. Завоевательные войны на восточном побережье  Боспора Киммерийского.
  8. Царствование Левкона I.

Выполняют задание.

Самопроверка:

 на обратное стороне должны прочитать слово - молодцы!

5мин.

VI.Рефлексия

     А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Называют:

  1. Урок кубановедения.
  2. Познавательный  и занимательный.
  3. Путешествовали, искали, узнавали.
  4. Быстро прошел урок.
  5. Здорово!

3 мин.

VII.Д/З

Прочитать §15, стр. 94 – 95, ответить на вопросы 1,2, на стр. 99.

Для желающих получить оценку «5»  творческие задания:

  1. Придумать  рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.
  2.  Составь рассказ от имени путешественника. Расскажи о своих впечатлениях. Вопросы-подсказки:

– опиши город;

– что за здание расположено в центре города, на вершине холма;

– предположи, кто наблюдает за прибытием греческого кораблей с берега моря;

– подумай, в чем больше были заинтересованы скифы, воевать с греками или торговать с ними?

Записывают Д/З в дневник.

2 мин.


Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Ответы на вопросы

Определение темы урока

Проверка д/з

Работа с текстом

Причины

Баллов:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Ответы на вопросы

Определение темы урока

Проверка д/з

Работа с текстом

Причины

Баллов:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Ответы на вопросы

Определение темы урока

Проверка д/з

Работа с текстом

Причины

Баллов:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

Лист самооценки ученика 5 класса              Ф.И. __________________________

Ответы на вопросы

Определение темы урока

Проверка д/з

Работа с текстом

Причины

Баллов:

Всего баллов: ______________

Самооценка: ______________                Оценка учителя: ___________

1вариант -   Заполните пропуски в тексте.

Около ___________  г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" -  _________________ царство.

Столицей его стал  ________________  (современное название - ________________  ), единственный  ________________   город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________    ("азиатском") берегу ________________   ____________________.

2 вариант -  Определите годы царствования боспорских правителей.

- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.

 примерно с _________ г. до н.э.

 - Начало правления династии Спартокидов с ___________ г. до н.э.
- Правление Левкона I  (
________________гг. до н.э.).
- Правление Перисада I (
________________гг. до н.э.).

1 вариант - Заполните пропуски в тексте.

Около ___________  г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" -  _________________ царство.

 Столицей его стал  ________________  (современное название - ________________  ), единственный  ________________   город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________    ("азиатском") берегу ________________   ____________________.

 2 вариант -  Определите годы царствования боспорских правителей.

- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.

примерно с___________. до н.э.

 - Начало правления династии Спартокидов с_______________г. до н.э.
- Правление Левкона I  (
_________________гг. до н.э.).
- Правление Перисада I (
_________________гг. до н.э.).

1вариант -   Заполните пропуски в тексте.

Около ___________  г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора __________________, образовали "единое государство" -  _________________ царство.

Столицей его стал  ________________  (современное название - ________________  ), единственный  ________________   город на западном берегу пролива. Остальные крупные поселения греческих колонистов находились на________________    ("азиатском") берегу ________________   ____________________.

2 вариант -  Определите годы царствования боспорских правителей.

- Начало правления династии Археанактидов - первая династия с начала V в. до н.э.

 примерно с _________ г. до н.э.

 - Начало правления династии Спартокидов с ___________ г. до н.э.
- Правление Левкона I  (
________________гг. до н.э.).


ПРИЧИНЫ

Борьба за власть правящей верхушки

Недовольство народа политикой власти

Разорительные набеги племен готов и гуннов в начале 3 в. до н.э.

Уничтожение важных городов готами

Ослабление и прекращение торговли из-за господства готов на море.

Присоединение Синдики

Завоевательные войны на восточном побережье  Боспора Киммерийского.

Царствование

Левкона I.



Приложение № 1

Карточка №1.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Прометей похитил у богов Олимпа керинейскую лань и передал её людям. В наказание по приказу Геракла Прометей был прикован к Уральским горам.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ к карточке №1: Прометей похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам.

Карточка № 2.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Ахилл - сын царя Еврисфея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына красивым, держала его за руки и погружала в священные воды Понта Эвксинского. Погиб Ахилл от руки Париса, попавшего в сердце. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ карточке №2: Ахилл - сын царя Пелея и Фетиды. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, которая попала в пятку.


Карточка № 3.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Боспором Эвксинским в древности греки называли Керченский остров. Древнегреческие предания связывают это название с поэмой об Ио, возлюбленной Геракла. Чтобы спрятать её от гнева брата, Посейдона, Зевс решил превратить Ио в страшного овода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ карточке №3: Боспором Киммерийским в древности греки называли Керченский пролив. Древнегреческие предания связывают это название с легендой об Ио, возлюбленной Зевса. Чтобы спрятать её от гнева супруги, Геры, Зевс решил превратить Ио в белоснежную корову.

Приложение № 2

КЕЙС по теме: «Занятия жителей колоний»

Прочитайте текст.

О плодородии земель Боспора было широко известно в античном мире. Греков поражало, что «земля, вспаханная обыкновенным сошником, дает урожай сам-30» (на одну меру посеянного зерна приходилось 30 мер собранного). Греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Помимо хлеба из Боспора вывозилась пшеница, ячмень, просо. Местные жители выращивали горох, чечевицу, бобы, яблоки и груши. Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивали и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство. Соленая и вяленая рыба, скот, меха и рабы поступали на рынки Греции.

Переселенцы перенесли на новые места высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. Кроме разнообразной посуды и черепицы в крупных городах Таманского полуострова изготовляли статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы. Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии – Хиосом, Родосом, Милетом, Самосом, а также с греческой колонией в Египте – Навкратисом.

В обмен поселенцы получали драгоценные металлы, прежде всего серебро, мрамор для построек, керамические изделия, чернолаковую посуду, предметы искусства (статуи, вазы), оливковое масло, дорогие ткани.

Проблемный вопрос: Что способствовало развитию высокого уровня, умений и навыков колонистов в ремесленном производстве?

Учебная задача: Обсудите ситуацию в команде, проработайте содержание текста и заполните предложенную таблицу.

Античный импорт

(ввоз на рынки Боспора)

Экспорт в Грецию

(вывоз из Горгиппии)


Представление результата: Сообщение по таблице.