Племена ногайцев в Прикубанье
методическая разработка по краеведению

Елена Александровна Шевченко

Племена ногайцев в Прикубанье

 

Цель.

Познакомить учащихся с племенами ногайцев в Прикубанье.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с жизнью ногайцев на территории Прикубанья.

2.Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать уважение к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.

Основные понятия: ногаи, огайская орда, сераскир

Исторические личности:  Джанмамбет-бей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20_plemena_nogaytsev.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край

Шевченко Елена Александровна

Тема. Племена ногайцев в Прикубанье

Цель.

Познакомить учащихся с племенами ногайцев в Прикубанье.

Задачи.

1.Обучающая: познакомить учащихся с жизнью ногайцев на территории Прикубанья.

2.Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная: воспитывать уважение к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.

Основные понятия: ногаи, огайская орда, сераскир

Исторические личности:  Джанмамбет-бей

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.

Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.

2. Атлас "История Кубани".

ТСО: мультимедийное оборудование

Тип урока: комбинированный.

План урока (фазы).

I. Вызов.

II. Осмысление (реализация).

1. Кубанская ногайская орда.

2. Повседневная жизнь ногайцев:

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

IV. Домашнее задние.

  1. ВЫЗОВ.
  1. Актуализация опорных знаний по теме «Вторжение монголов на территорию Северного Кавказа».

        Ответить на вопрос в начале параграфа 7 с. 40

Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

1 шаг.

 На карте «Распад Золотой орды» найдите Ногайскую орду.

Дать устный ответ на вопросы: 

- Где располагалась ногайская орда?

- Какие еще государственные образования появились на осколках Золотой орды?

2 шаг.

Используя карту, составьте рассказ (4-5 предложений) о том, как и почему образовалась ногайская орда.

Шаг 3.

Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса: 

- достаточно ли нам полученных  знаний о ногайцах; хотелось  бы вам узнать  о них побольше?

         II. Осмысление (реализация).

Непосредственный контакт  с новой информацией.

Деятельность учителя:

-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Учитель: Ногайская Орда - средневековое кочевое ногайское государство, возникшее на территории разрушенной Тимуром Золотой Орды. История его возникновения и развития (первая половина XV в. - 1783 г.) тесно переплетается со становлением других государств Восточной Европы и Азии. Свое название Орда получила от темника Ногая. Собирательное имя «ногаи» известно уже с XV  века. В середине XVI в.  Ногайская Орда разделилась надвое: Больших и Малых ногаев.На территории Волги и Приазовья  как раз сложилось государственное образование Ногаи Малые (Казыев улус).

        Ногайские племена вели в основном кочевой образ жизни и занимались скотоводством, которое являлось главным в их хозяйстве. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Земледелие y них играло вспомогательную роль. Мужчины обрабатывали кожи, изготавливали обувь, делали седла, плотничали. Женщины пряли шерсть, ткали ткани, выделывали овчины.

Существовали торговые связи между ногайцами и русскими. Кожи, шерсть, мясо, масло, сало обменивались на изделия из железа, на лес, соль, зерно, табак.

        Во главе всех ногаев стоял хан. Но полной власти он уже не имел. Власть принадлежала феодальной верхушке – мурзам и беям, владевшими несколькими тысячами голов скота. К низшим слоям ногайского общества относились крестьяне-скотоводы, чагары. А на самом «дне» располагались рабы.  Между Ордами шла борьба, поэтому Кубанская Ногайская орда управлялась сераскиром, который имел широкие полномочия.

        Ногайцы исповедовали мусульманскую религию. Их духовенство относилось к привилегированным слоям общества.

        В сентябре 1768 года Турция объявила войну России, а в 1769 году начались военные действия одновременно на Балканах, Кавказе и в Приазовье. Турецкий султан обратился к горским народам Кавказа с призывом поддержать его в борьбе с Россией. Многочисленные турецкие агенты: были посланы на Северный Кавказ для проведения антирусской агитации. Особое внимание было обращено на ногайцев. 9 октября 1769 года командующий русской армией П.А.Румянцев писал Екатерине II о намерении части ногайцев перейти в русское подданство. В 1770-1771 годах некоторые ногайские орды перешли в прикубанские степи. В этом же году донские казаки Платова и Уварова взяли Копыл (ныне Славянск-на-Кубани). Мурза Джанмамбет-бей - глава ногайских орд, агитировал их перейти в подданство России. Екатерина II направила ему грамоту, в которой писала, что ногайцы достойны лучшей участи, чем быть порабощенными крымскими ханами, и  этому будет способствовать союз ногайцев с Россией. После смерти Джанмамбет-бея среди ногайцев часто возникали распри. А три орды были враждебно настроены против России.

1 шаг.

Задание №1

        Используя текст учебника стр. 40 запишите определения:

Ногаи  _____________________________________________________________________________

Ногайская Орда _____________________________________________________________________

Сераскир ___________________________________________________________________________

Ответы: ногаи - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая; Ногайская Орда - средневековое кочевое ногайское государство (первая половина XV в. - 1783 г.), возникшее на территории разрушенной Тимуром Золотой Орды: сераскир – главнокомандующий, военный министр.

Задание №2

В предложенной таблице «Социальная структура ногайцев в XVI-XVII вв.»  найдите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятие

Соответствие

Определение

1.  Хан

А) Верховные правители улусов

2. Мурзы

Б) Зависимые крестьяне

3.  Беи

В) глава Ногайской Орды «старший брат»

4. Уздени

Г) полностью бесправное и зависимое население

5. Крестьяне-скотоводы

Д) второстепенные феодалы

6. Чагары

Е) свободные крестьяне

7. Рабы

Ж) третьестепенные феодалы

Ответы:  А2; Б6; В1; Г7; Д3;  Е5; Ж4.

2 шаг. Работа с контурной картой и атласом.

Задание №3

Используя карты атласа № 7 и 8, отметьте на контурной карте № 6 места расселения ногайцев и название их орд.

Задание № 4

Ответить на вопрос от Почемучки.

Почему часть ногайцев захотела перейти в подданство к России?

III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ.                                                                                                                                                       Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Задание № 5

Используя текст учебника стр. 43-44, выполни задание  № 4 стр. 44.

Рефлексивно – оценочный этап.

Учитель предлагает каждому ученику проанализировать его деятельность на уроке и оценить качество работы.

1 мне  на  уроке  все  понравилось

2  я  узнал(а)  много  нового

3 мне  было  интересно

4 мне  было  трудно

5 мне  было  не  интересно

6 мне  ничего  не  понравилось

Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.

IV. Домашнее задние.

Параграф № 7, стр. 40-44  

Придумать рассказ, используя иллюстрацию на стр. 42, «Один день из жизни ногайцев»

Опережающее задание по группам (1 – Жилище ногайцев, 2 – Одежда ногайцев, 3 - Кухня ногайцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материальная и духовная культура астраханских ногайцев

Факультативный курс общеобразовательной школы.«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов Курс «Материальной и духовной культуры...

Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Ногайцы на Кубани

Данная презентация о ногайском народе, его истории, традициях, образе жизни....

Присоединение Прикубанья к России

Присоединение Прикубанья к России...

Презентация о присоединении прикубанья к России

Презентация о присоединении прикубанья к РоссииСсылка для скачиванияhttps://yadi.sk/i/vyes2BjlqTyH7...