Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания
методическая разработка по краеведению (7 класс)

Нечаева Марина Леонидовна

Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса

«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжной политики

Администрации Лысковского муниципального района

Педагогический опыт:

Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса

«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»

Выполнила:

Нечаева Марина

Леонидовна,

учитель истории

Берендеевская СШ,

Лысковского района

2016 г.

г. Лысково

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение                                                                                                                      3                                                                                                                                                                                                                                       

Глава I. Теоретическая база педагогического опыта.

1.1.УМК элективного курса: «Развитие ремёсел и промыслов

     Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»                                 5                                            

Глава II.  Технологическое описание опыта                                                          

               1.1. Воспитание патриотизма через краеведение.                                     8

1.2. Внедрение УМК элективного курса:

       «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием

       Макарьевской ярмарки» на практике                                               10                                                                                                      

Заключение                                                                                                              13

Список использованных источников и литературы                                       15

Приложение                                                                                                             17

Введение

      В современных условиях модернизации образования все большую актуальность приобретает патриотическое воспитание. Это одно из главных направлений деятельности государственных институтов, общественных объединений, организаций по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга, развитие гражданственности, патриотизма – важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, ее традициям.

      Патриотизм определяет духовный и нравственный климат общества. Значение его особенно возрастает, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряженности жизни его граждан (войны, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация, коренная реконструкция и т.д.). Этап национального испытания, национального возрождения, выздоровления переживает ныне российское общество. На этом этапе идея патриотизма становится тем стержнем, вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремления людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.

      Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания с формирующимся сознанием молодежи, характерными особенностями которого являются: способность быстро накапливать, суммировать, творчески перерабатывать знания, острота и непосредственность восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта. К слабым местам молодежного сознания следует отнести недостаточный жизненный опыт, неустойчивость убеждений, излишний критицизм и максимализм, склонность к поспешным выводам, потерю связи с собственной историей малой Родины. Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от того, как педагоги учитывают специфику индивидуального и коллективного сознания, культурное наследие своего народа с его опытом.

      К сожалению, в наши дни молодое поколение часто не знает историю своего родного края. Привить любовь к малой Родине можно через осознание собственных корней, патриотическое воспитание.

      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России.

      Проблема воспитания патриотизма в современной России – одна из самых острых и сложных. Существует проблема подмены патриотического воспитания военно-патриотическим. Сегодня практикуется преимущественно «монументально-ритуальный» патриотизм, требующий любви к «отеческим гробам», рассматривающий память как основной «орган» патриотизма, в общем – движение вперед со взглядом, обращенным в «легендарное прошлое». При этом было бы абсурдно отказывать патриотическому воспитанию в возможностях диалога с историей и культурой. Но, сейчас важнее использовать «деятельный» патриотизм – конструктивные проектные формы работы.

      За последние годы произошли качественные изменения в духовном облике молодежи. С одной стороны положительно сказались возможности познания разных точек зрения на исторические события. Это заставляет мыслить, сравнивать, рассуждать. С другой стороны – обострились проблемы нравственности молодежи, у подрастающего поколения сменились приоритеты, и что особенно опасно для судеб нашего государства, так это утрата чувства патриотизма, национальной гордости, самосохранения русского и других народов России. К сожалению, у молодежи сейчас совсем другие ценности.

      Родина дается один раз и на всю жизнь. Она начинается с малого: с любви к родителям, с уважения к истории России, к людям, проживающим в ней.

      Патриотом не рождаются, им становятся. Сначала это приходит неосознанно: маленький ребёнок нуждается в родителях и тянется к матери, отцу. Подросток привязан к друзьям. Многое значит для него улица, на которой он живёт. Родной город. С опытом, знаниями человек понимает, осознаёт свою принадлежность к Родине и ответственность за неё, работает на благо Отчизны.

      Патриотизм в формировании личности всегда занимал, и будет занимать особое место.

      Патриотизм – социально-психологическая категория. Она выражает особые этические отношения и психологические особенности свойств личности. Чувство патриотизма прочно и устойчиво зависит от деятельности человека.

      К сожалению, за последние годы само понятие «патриотизм» и его роль в нашем обществе подверглось сомнению и изменению. Критика страниц истории нашей Родины привела к тому, что некоторые политические деятели и даже деятели культуры, не говоря о журналистах, пришли к перечёркиванию, искажению истории Российского государства. Кризисные явления в обществе заставляют деятелей образования обратить внимание на воспитание личности, способной воспринимать духовный опыт человечества, на воспитание гражданина своей страны. Нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение росло чуждое идеям патриотизма и гражданского долга.

      Именно поэтому патриотическое воспитание сегодня выходит на первый план, и одним из средств воспитания и обучения подрастающего поколения является… изучение исторического прошлого малой родины, где человек родился на свет.

      Сегодня как никогда тема патриотизма актуальна. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Историческое краеведение в школе не должно оставаться в стороне, ведь краеведческий материал – благодатная почва для воспитания патриотизма.

      Формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывать индивидуально-психологические особенности школьников. Использование многообразия форм краеведческой работы помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся, поддерживание интереса к исторической и военной тематике.4

      Краеведение - это не школьная дисциплина, не наука, это комплекс наук, изучающий малую территорию (улицу, село, город, республику, край), хозяйственную деятельность, историю и культуру местного населения. Это один из способов воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся. Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Одна из основных целей краеведения – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.

      В каждом городе и селе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

      Помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл моего педагогического опыта.

 Глава I. Теоретическая база опыта

1.1. УМК элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»

      В наше время пробуждается всеобщий интерес к изучению исторического прошлого своего народа, родного края. Появляются многочисленные публикации и по истории Нижегородского края. В частности, они касаются и истории Макарьевской ярмарки, и истории села Лысково. Это и чисто научные работы, и статьи, рассчитанные на широкого читателя. Мы – педагоги не должны стоять в стороне, нужно использовать и внедрять материалы по нашей истории малой родины на практике, прививая любовь к Родине на  изучении своих собственных корней.

      Изучением истории Лыскова занимались известные краеведы – И.А. Кирьянов, Н. Филатов. А также местные краеведы-любители и учителя – Е.П. Пчелин, Ю.А. Ярымов, А.Н. Мясникова.

      При работе над данным исследованием использовались многочисленные архивные материалы Нижегородского Государственного Архива, научные статьи, публикации.

      Тема моего педагогического опыта: «Проектирование элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки»

      Цель – составление, написание и внедрение методического комплекса о развитии ремёсел, промыслов и торговли Лыскова в связи с действием Макарьевской ярмарки и использование его в качестве элективного курса предпрофильного образования, а также на уроках исторического краеведения и во внеклассной работе.

      Задачи:

- обеспечить усвоение знаний о прошлом родных поселений;

- познакомить учащихся с традициями своего народа;

- рассмотреть историю Лыскова и выяснить влияние его статуса на развитие ремесла и промыслов; показать количественный и качественный (их экономическая организация) рост промыслов, связанных с Макарьевской ярмаркой; показать, какое место занимала ярмарка в жизни России, проследить географию привоза товаров на ярмарку, вопросы снабжения товарами на ярмарке: показать трудности, связанные с переправой через Волгу к Макарьеву и организацией торговли на Лысковском берегу.

      Ведущая идея опыта – внедрение элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» позволяет повысить эффективность методики преподавания истории и исторического краеведения в школе.

      Новизна данного опыта заключается в том, что отсутствуют методические разработки, касающиеся истории развития ремёсел и промыслов Лыскова. В области и тем более районе ещё нет подобного учебно-методического комплекса по историческому краеведению.

      Разработанный мною УМК: «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» представлен тремя блоками: программой элективного курса, пособием для учителей и учащихся и контрольно-измерительными материалами.

         Данная программа разработана с учётом современных веяний и на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Сама обстановка в стране требует подготовки подрастающего поколения на приоритетах человеческой морали и культуры, на главных национальных ценностях. Задача не только сформировать у учащихся научное мировоззрение, расширить кругозор, но и воспитать любовь к своему краю, стране, чувство ответственности за её будущее.

      Программа представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 35 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.

      Целью программы является более глубокое изучение истории и проблем развития экономики Лыскова, воспитание гражданственности, любви к родному краю, привитие интереса к истории и народным традициям, чувства ответственности за сохранение национальной культуры.

      История  развития ремёсел, промыслов и торговли Лыскова имеет свою особенность и специфику, что объясняется близостью крупнейшей в России XVII века ярмарки, действующей под стенами Макарьевского Желтоводского монастыря. Осмысление и понимание частных (лысковских) аспектов содержания данной программы поможет усвоить общие проблемы экономической и социальной истории нижегородского края и России в целом.

      Программа и прилагаемое поурочное тематическое планирование предусматривают разнообразные формы и методы занятий: школьные лекции, семинары, практикумы, работу в краеведческом музее, уроки-экскурсии.

      Данная программа в сочетании с программами по экономике даёт возможность подойти к изучению экономических вопросов с позиций историзма, причинно-следственных связей на конкретном историческом материале.

         Реализация программы осуществляется при поддержке администрации школы, всего педагогического коллектива, сотрудничества с учащимися и их родителями.

         Заказчиком программы является администрация школы, разработчиком и координатором исполнения – учитель истории.

      Предлагаемый сборник контрольно-измерительных материалов  соответствуют программным требованиям и предназначен для определения уровня усвоения знаний учащимися по итогам изучения каждого раздела. Тестовые задания представлены двумя равнозначными вариантами и включают разные типы заданий. Большинство из них базового уровня и рассчитаны на репродукцию знаний, то есть воспроизведение учебного материала через выбор одного верного ответа из нескольких предложенных.

      Помимо этого в сборник включены тестовые задания на определение, пропущенное слово, выявление причинно-следственных связей и условий, вызвавших историческое событие, исключение из логического и общего ряда, на соответствие и соотнесение и др., что требует от учеников дополнительных умений и навыков в усвоении знаний.

      В сборнике помещены вопросы и задания к главам пособия для учителей и учащихся.

      Пособие для учителей и учащихся состоит из четырёх глав. Первая глава – «Воспитание патриотизма – основа современной системы образования». Вторая глава содержит материал по истории Лыскова в начале XV – середине XVII вв. (о вотчинном правлении Б.И. Морозова и крепостном владении князей Грузинских). Третья глава повествует о ремёслах и промыслах в XVII в., торге и таможне, кустарных промыслах XVIII-XIX вв., развитии хлебной торговли. В четвёртой главе содержится материал о хозяйственной деятельности Макарьевского Желтоводского монастыря, росте товарно-денежных отношений в XVII в. в России, возникновении и развитии Макарьевской ярмарки, таможенной политике Русского государства на ярмарке, о составе товаров на ярмарке и географии их привоза, о взаимоотношениях лысковчан с  обитателями Макарьевского Желтоводского монастыря, об организации торговли на правом берегу Волги.

      Пособие для учителей и учащихся содержит большой дополнительный материал в разделе «Приложение» состоящий из фрагментов публикаций по теме, а так же архивных материалов. Пособие имеет сведения об архитектурном облике Лыскова, материал для экскурсии по городу, материалы археологических раскопок на Оленьей горе, сведения о стоянках древних людей на территории нашего района, события «Бунташного века», материал о владельце Лыскова -  Г.А. Грузинском, множество материалов о ярмарке.

Глава II.  Технологическое описание опыта

                              1.1. Воспитание патриотизма через краеведение.

                                                                                     Нельзя только призывать к

                                                                                     патриотизму,

                                                                                     Его нужно воспитывать –

                                                                                     воспитывать любовь к

                                                                                     родным местам,

                                                                                     Воспитывать духовную

                                                                                     оседлость.    

                                                                                                                  Лихачёв Д.С.                                                          

      Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

      Представление о Родине начинается у детей с картинки в букваре, песни матери, берёз под окном.

      История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, областей и краёв, тем самым, вооружая их знаниями по истории родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в школе, несомненно, играет большую роль в формировании исторического сознания учащихся и патриотизма.

      Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.

      Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является историческое краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения. В которое включены осознание своей принадлежности к определённой нации и, как следствие – гордость за это.1

         Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированный в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образования и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан РФ.

      Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

      Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности. В этой связи возрастает роль истории края. Поощрение развития краеведения – это задача федерального масштаба. «Воспитание краеведением подразумевает не

только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом».2

      Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Изучение родного края, способствуя воспитанию патриотического чувства, даёт возможность

привлечь учащихся к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путём открытий – действительно актуальная проблема нашего времени.

 ____________________________________________________________________________________________

1 Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.   

2 Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/ - C.1

1.2. Внедрение УМК элективного курса:

«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием

Макарьевской ярмарки» на практике

      В своей краеведческой деятельности выделяю четыре функциональные части: изучение мной самой местного края, введение накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

      В работе со школьниками по воспитанию духовных основ патриотизма необходимо помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

- развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;

- повышать интеллект и культурный уровень личности;

- расширять кругозор, эрудицию;

- приобщать к творческой деятельности;

- психологически готовиться к самостоятельной жизни;

- повышать нравственность;

- воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

      Проектирование элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» обусловлено потребностью повышения патриотического воспитания учащихся, необходимостью внедрения в школе предпрофильных элективных курсов, является социальным заказом администрации школы.

      В своей работе я использую следующие методы: традиционный, поисковый, исследовательский, проблемный. Краеведческая работа школьников проходит несколько этапов:

∙ изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований

  краеведческой тематики программ;

∙ изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;

∙ изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

∙ проведение школьных экскурсий, походов и др.;

∙ обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок;

∙ использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

      Внедрение опыта в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Используются такие формы и приёмы организации деятельности как фронтальная, групповая, парная (при работе с архивными материалами), коллективная. К массовым формам относятся экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами являются кружок, общество, лекторий, издание стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архивов, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов.

      В ходе работы преобладают учебная, художественно-эстетическая виды деятельности.

      Используются следующие средства активизации учащихся: живое слово учителя, ТСО (мультимедийные презентации), использование доски, самостоятельная и индивидуальная работа.

      Для получения наиболее эффективных результатов воспитания и обучения использую следующие методы:

  1. пассивные – теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: семинары, уроки, лекции;
  2. полуактивные – практические занятия: конкурсы, вечера, музеи;
  3. активные – походы, поездки, экскурсии.

      Педагогический опыт функционирует на базе МОУ Берендеевская СОШ, материальная база школы позволяет осуществлять внедрение опыта. В школе оборудован компьютерный кабинет – 8 компьютеров, предназначенных для образовательного процесса. В библиотеке – 6300 экземпляров художественной литературы, учебники, словари, справочники, энциклопедии. Имеются музыкальный центр, телевизор (в кабинете), DVD, принтеры, сканеры. В рамках Программы развития МОУ Берендеевская СОШ на 2008-2013 гг. запланировано оснащение кабинетов школы современными учебно-дидактическими, наглядными материалами в рамках информатизации, приобретение аудио, видео и компьютерной техники; организация пополнения фонда библиотеки.      

      Исследованный мною краеведческий материал применяется уже несколько лет, а использование УМК элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» апробируется в рамках исторического краеведения первый год.

      Материал опыта используется на уроках исторического краеведения (7 класс), в соответствии с программой и тематическим планированием, а также в качестве предпрофильного элективного курса (9 класс).

      Изучая свою родную историю, у ребят повышается интерес к истории в целом. На уроках они уже могут установить межпредметные связи при изучении истории России и истории края.

      Ребята 7 класса хорошо работают в парах, особенно при работе с архивными материалами. Умеют самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. На уроках и уроках-практикумах любят работать в малых группах. Группы формируются дифференцированно. Слабые ребята всегда тянутся за сильными и это даёт положительный результат. В классе на уроках преобладает атмосфера сотрудничества, несмотря на то, что в классе два лидера. Все ребята активно работают на уроке, общий уровень сформированности учебной деятельности достаточно высокий. Освоение учебной программы по предмету к этому времени составляет 100%.

      В рамках школьной программы по историческому краеведению очень мало часов отводится на изучение  местной истории. В сравнении с материалами по истории Нижегородского края, ребята с большим интересом занимаются изучением своей истории – истории малой родины. Когда учащимся были предложены темы рефератов по истории Нижегородского края и истории Лыскова, то большинство ребят выбрали темы по Лыскову (см. Приложение. Диаграмма 1), что говорит о развитии интереса к собственной истории.

      Проанализировав результаты итогового тестирования по разделам исторического краеведения, оказалось, что процент качества знаний по истории Лыскова значительно выше, чем процент по истории Нижегородского края. Отсюда следует, что  местный материал усваивается детьми лучше (см. Приложение. Диаграмма 2).

      Анализ качества знаний за три года (2007-2008 – 64%, 2008-2009 – 67%, 2009-2010 – 75%) показал, что по мере использования на уроках разработанного материала идёт процесс увеличения (см. Приложение. Диаграмма 3), обученность составляет 100%.

      По качеству знаний учащихся 7 класса по четвертям 2010-2011 учебного года по историческому краеведению наблюдается рост. Если в I четверти учебного года на «4» и «5» закончило 6 учащихся (55%), то во II четверти  - 7 учащихся (64%), а в III четверти – уже 8 (73%) (см. Приложение. Диаграмма 4).

      Сравнивая качество знаний по школе в целом с качеством знаний по историческому краеведению видно, что процент по историческому краеведению намного выше, чем по школе (см. Приложение. Диаграмма 5).  

      В I четверти 2010-2011 учебного года в рамках предпрофильного обучения в 9 классе мною использовался элективный курс «Экономика Лыскова в XV – XX веках» (8 часов), составленный на основе учебно-методического комплекса элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки». Связь экономики Лыскова с учебным предметом экономика позволила повысить интерес к предмету, что нашло своё отражение в успеваемости по предмету. Ребята с удовольствием посещали факультатив.

      Каждый год устраиваем экскурсии в краеведческий музей города Лыскова, Макарьевский Желтоводский монастырь, а также организовываем туристические поездки для ребят по России. В  июне 2010 года была организована туристическая поездка по маршруту Лысково – Казань – столица Татарстана.

      Совершая экскурсии, ребята больше узнают об истории, культуре и традициях народов России; проводят линии связи с историей малой родины. Это позволяет детям лучше усваивать исторический материал, так как «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

      Показателями результативности опыта являются:

- рост интереса к истории и историческому краеведению как  учебному

  предмету;

- увеличение исследовательской и поисковой активности школьников;

- повышение качества знаний учащихся по истории и историческому

  краеведению;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- развитие у учащихся самостоятельности рассуждений, творческого

     потенциала, который позволит выполнять задания олимпиадного и

  конкурсного характера.

Заключение

      В соответствии с поставленными целями мною был разработан учебно-методический комплекс элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки». УМК может быть использован педагогами нашего района в качестве элективного курса предпрофильного образования, а также на уроках исторического краеведения и во внеклассной работе.        

      Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что отсутствуют методические разработки, касающиеся истории развития ремёсел и промыслов Лыскова. В области и районе это первый опыт разработки подобного учебно-методического комплекса по историческому краеведению.

      Данный педагогический опыт был презентован на заседании районного методического объединения в апреле 2009 года, а так же на VI областном научно-практическом семинаре «РУХИ МИРАС» (Духовное наследие), проводившийся 23 апреля 2009 года в Нижнем Новгороде в Нижегородском институте развития образования. Опыт был представлен в виде открытой дискуссии на тему: «Элективный курс «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» как фактор формирования российской идентичности, российского патриотизма» и сопровождался компьютерной презентацией.

      На базе этого курса создан и апробирован элективный курс «Экономика Лыскова в XV – XX веках».

      Отношение педагогов МОУ Берендеевская СОШ к данному опыту положительное, доброжелательное. Педагоги района, присутствовавшие на презентации УМК элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» заинтересовались исследованным материалом и его иллюстрированием в качестве компьютерной презентации, многие захотели их иметь при работе.

За последние семь лет трое моих учеников поступили в педагогические институты на исторический факультет. 

      Данный педагогический опыт имеет главное назначение – воспитание любви к своему краю, воспитание патриотизма.

      Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать её в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества воспитываются и прививаются в детстве.

      Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

      Поэтому главная цель исторического краеведения в школе – ознакомить учащихся с конкретными природно-историческими условиями родного края, активно участвовать в работе по охране памятников культуры и архитектуры. Систематизация и целенаправленная работа по краеведению требует накопления местного материала, его анализа и дидактической обработки.

     

            Надеюсь, что разработанный мною учебно-методический комплекс «Ремёсла и промыслы Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» поможет учителям истории Лысковского района (а может быть даже и Нижегородской области) в преподавании курса исторического краеведения и предпрофильной подготовке учащихся.

      С прошлым можно познакомиться прямо на улице, площади или у старого особняка ушедших столетий. Необходимо только знать и понимать историю и тогда она оживёт.

     

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование исторического знания:

      - знакомство с археологическим прошлым Лыскова;

      - знакомство с традициями, бытом, обычаями, ремёслами и промыслами

        Лыскова.

      2. Овладение навыком бережного отношения к памятникам истории и

        культуры.

      3. Сохранение и пропаганда памятников Лыскова.

      4. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого

         потенциала учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРА ТУРЫ

1. ИСТОЧНИКИ.

       1.1.Опубликованные источники.

       1.1.1. Летописи.

ПСРЛ. - тт. 11, 12, 13, 15. - М... 1965.

       1.1.2.        Историко-статистический материал.

Акты хозяйства боярина Б.И.Морозова. ч.1-2. - М.-Л., 1940, 1945

Действие НГУАК. Сборник статей, сообщений, описей и документов. - т. 6. - Н.Новгород, 1905.

Хозяйство крепостного крестьянина XVII века. Переписная книга по 1672 г. по селу Лыскову с приселками и деревнями. - ч. 1-2. - М.-Л., 1982.

Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII в. - т.8. - вып.1. - 1933. Писцовая книга Лысковской волости 1624 г.

Переписные книги 1624 - 1626 гг.

Переписные книги 1646 г., 1664 г.

Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. - т.1. - С.Петербург, 1899.

Материалы для оценки фабрик, заводов и других промышленных заведений Нижегородской губернии. - Н.Новгород, 1902.

Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. - вып. З. -С.Петербург, 1880.

Ц.90751. Отказная книга Лыскова 1700 г.

Ц. 24822. Переписная книга Лыскова 1682 г.

Нижегородские губернские ведомости. - Часть неофициальная - 1847, № 57, 71, 70, 79, 77.

Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях, (хрестоматия). - М.,1992.

       1.2. Архивные материалы.

Государственный архив Нижегородской области (ГАНО).

Ф.2, оп.4, д.д. 24, 112,15,83.

Ф.2, оп.6, д.д. 45, 36.

Ф.2, оп. 6 а, д.З.

Ф.2013, оп.602а, д.13.

Ф.998, оп.588, д.д. 199,461.

Ф.489, оп.286, д.258.

     

 1.3.        Воспоминания.

Реман Г. Путешествия. Макарьевская ярмонка. Выписка из неизданного Путешествия по Восточной России, Сибири и Китайской Мунгалии. - Радищев АН. Соч. т. 11.

2. Исследования.

Андроникашвили Б. Страницы прошлого читая. - Тбилиси, 1987.

Архангельский С.И. Очерки истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVII - XIX вв. - Горький, 1950.

Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка - крупнейший центр внутренней и международной торговли в перв. пол. XIX в. - Горький, 1989.

Гейман В.Г. Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII в. - Л., 1936. Званцев М.П. Заволжье. - Горький, 1972. История города Горького. - Горький, 1972.

Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII в. - М., 1958.

Кирьянов И. А. Старинная крепость Нижегородского Поволжья. - Горький, 1961.

Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII - нач. XIX века. -М., 1974.

Мельников П.И. Очерк Нижегородской ярмарки. - Н.Новгород, 1858.

Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. (1817-1917). - Н.Новгород, 1993.

Полная история Нижегородской ярмарки, прежде бывшей Макарьевской. - М., 1833.

Плотников М.А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. - Н. Новгород, 1894.

Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в XVII - XVIII вв. - Горький, 1971.

Устюгов Н.В. Научное наследие. - М. 1974.

Филатов Н. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII в. - Горький, 1989.

Филатов Н. Нижегородские мастера. - Н.Новгород, 1988.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Диаграмма 1. Выбор учащимися тем рефератов, касающихся истории

                        Лыскова и истории Нижегородского края (%)

Диаграмма 2. Итоговое тестирование по разделам исторического краеведения (%)

Диаграмма 3. Анализ качества знаний  за три года (%)

Диаграмма 4. Качество знаний учащихся 7 класса за 2010-2011 учебный год

                        по четвертям

Диаграмма 5. Анализ качества знаний за 2009-2010 учебный год



Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта 2016 г. Учитель Нечаева М.Л. (сопровождение презентации)

Актуальность темы

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего общества. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству.

     Знание края лежат в основе воспитания, обучения, формировании понятий о важности опыта прошлого, а значит в основе исторической памяти.

     Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Поэтому тема патриотизма, сегодня актуальна как никогда.

         Моей целью было составление, написание и внедрение методического комплекса о развитии ремесла, промыслов и торговли Лыскова в связи с действием Макарьевской ярмарки и использование его в качестве элективного курса предпрофильного образования, а также на уроках исторического краеведения и во внеклассной работе.

       Задачи:

- обеспечить усвоение знаний о прошлом родных поселений;

- познакомить учащихся с традициями своего народа;

- рассмотреть историю Лыскова и выяснить влияние его статуса на развитие ремесла и промыслов; показать количественный и качественный рост промыслов, связанных с Макарьевской ярмаркой;

      Ведущая идея опыта – внедрение элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» позволяет повысить эффективность методики преподавания истории и исторического краеведения в школе.     

      Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что отсутствуют методические разработки, касающиеся истории развития ремёсел и промыслов Лыскова. В области и районе это первый опыт разработки подобного учебно-методического комплекса по историческому краеведению.

Данный педагогический опыт имеет главное назначение – воспитание любви к своему краю, воспитание патриотизма.

          УМК: «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» представлен тремя блоками: программой элективного курса, пособием для учителей и учащихся и контрольно-измерительными материалами.

         Программа представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 20 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных занятий в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.

         Целью программы является более глубокое изучение истории и проблем развития экономики Лыскова, воспитание гражданственности, любви к родному краю, привитие интереса к истории и народным традициям, чувства ответственности за сохранение национальной культуры.

         История  развития ремёсел, промыслов и торговли Лыскова имеет свою особенность и специфику, что объясняется близостью крупнейшей в России XVII века ярмарки, действующей под стенами Макарьевского Желтоводского монастыря. Осмысление и понимание частных (лысковских) аспектов содержания данной программы поможет усвоить общие проблемы экономической и социальной истории нижегородского края и России в целом.

Программа и прилагаемое поурочное тематическое планирование предусматривают

разнообразные формы и методы занятий: школьные лекции, семинары, практикумы, работу в краеведческом музее, уроки-экскурсии.

         Данная программа в сочетании с программами по экономике даёт возможность подойти к изучению экономических вопросов с позиций историзма, причинно-следственных связей на конкретном историческом материале.

      Предлагаемый сборник контрольно-измерительных материалов  соответствует программным требованиям и предназначен для определения уровня усвоения знаний учащимися по итогам изучения каждого раздела. Тестовые задания представлены двумя равнозначными вариантами и включают разные типы заданий. Большинство из них базового уровня и рассчитаны на репродукцию знаний, то есть воспроизведение учебного материала через выбор одного верного ответа из нескольких предложенных.

      Помимо этого в сборник включены тестовые задания на определение, пропущенное слово, выявление причинно-следственных связей и условий, вызвавших историческое событие, исключение из логического и общего ряда, на соответствие и соотнесение и др., что требует от учеников дополнительных умений и навыков в усвоении знаний.

      В сборнике помещены вопросы и задания к главам пособия для учителей и учащихся.

         Пособие для учителей и учащихся состоит из четырёх глав. Первая глава – «Воспитание патриотизма – основа современной системы образования». Вторая глава содержит материал по истории Лыскова вначале XV – середине XVII вв. (о вотчинном правлении Б.И. Морозова и крепостном владении князей Грузинских). Третья глава повествует о ремёслах и промыслах в XVII в., торге и таможне, кустарных промыслах XVIII-XIX вв., развитии хлебной торговли. В четвёртой главе содержится материал о хозяйственной деятельности Макарьевского Желтоводского монастыря, росте товарно-денежных отношений в XVII в. в России, возникновении и развитии Макарьевской ярмарки, таможенной политике Русского государства на ярмарке, о составе товаров на ярмарке и географии их привоза, о взаимоотношениях лысковчан с  обитателями Макарьевского Желтоводского монастыря, об организации торговли на правом берегу Волги.

         Пособие для учителей и учащихся содержит большой дополнительный материал в разделе «Приложение» состоящий из фрагментов публикаций по теме, а так же архивных материалов. Пособие имеет сведения об архитектурном облике Лыскова, материал для экскурсии по городу, материалы археологических раскопок на Оленьей горе, сведения о стоянках древних людей на территории нашего района, события «Бунташного века», материал о владельце Лыскова -  Г.А. Грузинском, множество материалов о ярмарке.

       В своей краеведческой деятельности выделяю четыре функциональные части: изучение мной самой местного края, введение накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

      В работе со школьниками по воспитанию духовных основ патриотизма необходимо помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

- развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;

- повышать интеллект и культурный уровень личности;

- расширять кругозор, эрудицию;

- приобщать к творческой деятельности;

- психологически готовиться к самостоятельной жизни;

- повышать нравственность;

- воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

      В своей работе я использую следующие методы: традиционный, поисковый, исследовательский, проблемный.

      Краеведческая работа школьников проходит несколько этапов:

∙ изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований

  краеведческой тематики программ;

∙ изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края;

∙ изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;

∙ проведение школьных экскурсий, походов и др.;

∙ обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок;

∙ использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

      Внедрение опыта в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время.

   

       Используются такие формы и приёмы организации деятельности как фронтальная, групповая, парная (при работе с архивными материалами), коллективная.

      Используются следующие средства активизации учащихся: живое слово учителя, ТСО (мультимедийные презентации), использование доски, самостоятельная и индивидуальная работа.

      Для получения наиболее эффективных результатов воспитания и обучения использую следующие методы:

  1. пассивные – теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: семинары, уроки, лекции;
  2. полуактивные – практические занятия: конкурсы, вечера, музеи;

активные – походы, поездки, экскурсии.

      Педагогический опыт функционирует на базе МОУ Берендеевская СОШ, материальная база школы позволяет осуществлять внедрение опыта      Исследованный мною краеведческий материал применяется уже несколько лет, а использование УМК элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» апробируется в рамках исторического краеведения первый год.

      Разработанный материал используется на уроках исторического краеведения (7 класс), в соответствии с программой и тематическим планированием, а также в качестве предпрофильного элективного курса (9 класс).

      Изучая свою родную историю, у ребят повышается интерес к истории в целом. На уроках они уже могут установить межпредметные связи при изучении истории России и истории края.

      Ребята 7 класса хорошо работают в парах, особенно при работе с архивными материалами. На уроках и уроках-практикумах любят работать в малых группах. Группы формируются дифференцированно. Все ребята активно работают на уроке, общий уровень сформированности учебной деятельности достаточно высокий. Освоение учебной программы по предмету к этому времени составляет 100%.

      В рамках школьной программы по историческому краеведению очень мало часов отводится на изучение  местной истории. В сравнении с материалами по истории Нижегородского края, ребята с большим интересом занимаются изучением своей истории – истории малой родины. Когда учащимся были предложены темы рефератов по истории Нижегородского края и истории Лыскова, то большинство ребят (82%) выбрали темы по Лыскову (см. Приложение. Диаграмма 1), что говорит о развитии интереса к собственной истории.

      Проанализировав результаты итогового тестирования по разделам исторического краеведения, оказалось, что процент качества знаний по истории Лыскова значительно выше (89%), чем процент по истории Нижегородского края (64%). Отсюда следует, что  местный материал усваивается детьми лучше (см. Приложение. Диаграмма 2).

      Анализ качества знаний за три года (2007-2008 – 64%, 2008-2009 – 67%, 2009-2010 – 75%) показал, что по мере использования на уроках разработанного материала идёт процесс увеличения (см. Приложение. Диаграмма 3), обученность составляет 100%.

      По качеству знаний учащихся 7 класса по четвертям 2010-2011 учебного года по историческому краеведению наблюдается рост. Если в I четверти учебного года на «4» и «5» закончило 6 учащихся (55%), то во II четверти  - 7 учащихся (64%), а в III четверти – уже 8 (73%) (см. Приложение. Диаграмма 4).

      Сравнивая качество знаний по школе в целом с качеством знаний по историческому краеведению видно, что процент по историческому краеведению намного выше (75%), чем по школе (30%) (см. Приложение. Диаграмма 5).

 

      Показателями результативности опыта являются:

- рост интереса к истории и историческому краеведению как  учебному

  предмету;

- увеличение исследовательской и поисковой активности школьников;

- повышение качества знаний учащихся по истории и историческому

  краеведению;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- развитие у учащихся самостоятельности рассуждений, творческого

     потенциала, который позволит выполнять задания олимпиадного и

  конкурсного характера.

      Данный педагогический опыт был презентован на заседании районного методического объединения в апреле 2009 года, а так же на VI областном научно-практическом семинаре «РУХИ МИРАС» (Духовное наследие), проводившийся 23 апреля 2009 года в Нижнем Новгороде в Нижегородском институте развития образования. Опыт был представлен в виде открытой дискуссии на тему: «Элективный курс «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» как фактор формирования российской идентичности, российского патриотизма» и сопровождался компьютерной презентацией.

      На базе этого курса создан и апробирован элективный курс «Экономика Лыскова в XV – XX веках».

Ожидаемые результаты

     1.Формирование исторического знания:

      - знакомство с археологическим прошлым Лыскова;

      - знакомство с традициями, бытом, обычаями, ремёслами и промыслам Лыскова.

      2. Овладение навыком бережного отношения к памятникам истории и культуры.

      3. Сохранение и пропаганда памятников Лыскова.

      4. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого

       потенциала учащихся.

      Надеюсь, что разработанный мною учебно-методический комплекс «Ремёсла и промыслы Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» поможет учителям истории Лысковского района (а может быть даже и Нижегородской области) в преподавании курса исторического краеведения и предпрофильной подготовке учащихся.

     



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление образования и молодёжной политики Администрации Лысковского муниципального района Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса: « Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки » Автор: Нечаева Марина Леонидовна учитель истории Берендеевская СШ Лысковского района 2016 г. Лысково

Слайд 2

Актуальность темы Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего общества. Каждый должен внести свой вклад в воспитание любви к родному краю и Отечеству. Знание края лежит в основе воспитания, обучения, формировании понятий о важности опыта прошлого, а значит в основе исторической памяти. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Поэтому тема патриотизма сегодня актуальна как никогда.

Слайд 3

Цель: Составление, написание и внедрение методического комплекса о развитии ремесла, промыслов и торговли Лыскова в связи с действием Макарьевской ярмарки; использование его в качестве элективного курса предпрофильного образования, а так же на уроках исторического краеведения и во внеклассной работе

Слайд 4

Задачи: обеспечить усвоение знаний о прошлом родных поселений; познакомить учащихся с традициями своего народа; рассмотреть историю Лыскова и выяснить влияние его статуса на развитие ремесла и промыслов; показать количественный и качественный рост промыслов, связанных с Макарьевской ярмаркой

Слайд 5

Ведущая идея опыта: внедрение элективного курса «Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» позволяет повысить эффективность методики преподавания истории и исторического краеведения в школе

Слайд 6

Назначение опыта: воспитание любви к своему краю, воспитание патриотизма

Слайд 7

«Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки» УМК Программа элективного курса Пособие для учителей и учащихся Контрольно- измерительные материалы

Слайд 8

Программа Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки Программа элективного курса Программа элективного курса, рассчитана на 35 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативные занятия в общеобразовательной школе, а так же материалы курса могут быть использованы во внеклассной работе. Данная программа охватывает основные события, явления, процессы экономической жизни Лыскова в XV – XIX вв.

Слайд 9

Контрольно–измерительные материалы Тестовые задания представлены двумя равнозначными вариантами и включают разные типы заданий. Большинство из них базового уровня и рассчитаны на репродукцию знаний. Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки Контрольно-измерительные материалы

Слайд 10

Пособие для учителей и учащихся Глава I . Воспитание патриотизма – основа современной системы образования Глава II . История Лыскова Глава III . Промыслы и торговля Лыскова Глава IV . Макарьевская ярмарка – всероссийское торжище Развитие ремёсел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки Пособие для учителей и учащихся

Слайд 11

Функциональные части краеведческой деятельности: изучение мной самой местного края, введение накопленного материала в содержание преподаваемой дисциплины, включение детей в изучение родного края, организация посильной для них работы по изучению местной жизни.

Слайд 12

Комплексность в краеведческой работе помогает учащимся: развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность; повышать интеллект и культурный уровень личности; расширять кругозор, эрудицию; приобщать к творческой деятельности; психологически готовиться к самостоятельной жизни; повышать нравственность; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.

Слайд 13

Методы работы Традиционный Поисковый Проблемный Исследовательский

Слайд 14

Этапы работы школьников: изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ; изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края; изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы; проведение школьных экскурсий и походов; обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок; использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе

Слайд 15

На уроках На факультативных занятиях Во внеурочное время Формы внедрения опыта

Слайд 16

Формы и приёмы организации деятельности: фронтальная групповая парная коллективная

Слайд 17

Средства активизации учащихся: живое слово учителя ТСО (мультимедийные презентации) использование доски самостоятельная и индивидуальная работа

Слайд 18

Методы воспитания и обучения: пассивные – теоретическое обучение с использованием краеведческого материала: семинары, уроки, лекции полуактивные – практические занятия: конкурсы, вечера, музеи; активные – походы, поездки, экскурсии

Слайд 19

МОУ Берендеевская СОШ

Слайд 20

Учащиеся 7 класса

Слайд 21

Выбор учащимися тем рефератов, касающихся истории Лыскова и истории Нижегородского края

Слайд 22

Итоговое тестирование по разделам исторического краеведения

Слайд 23

Анализ качества знаний за три года

Слайд 24

Качество знаний учащихся 7 класс за 2010-2011 учебный год по четвертям

Слайд 25

Анализ качества знаний за 2009-2010 учебный год

Слайд 26

Показатели результативности опыта: рост интереса к истории и историческому краеведению как учебному предмету; увеличение исследовательской и поисковой активности школьников; повышение качества знаний учащихся по истории и историческому краеведению; повышение мотивации к учебной деятельности; развитие у учащихся самостоятельности рассуждений, творческого потенциала, который позволит выполнять задания олимпиадного и конкурсного характера

Слайд 27

Опыт презентован: на заседании школьного методического объединения на заседании районного методического объединения на VI областном научно-практическом семинаре «РУХИ МИРАС» (Духовное наследие) в Нижнем Новгороде

Слайд 28

Ожидаемые результаты: 1.Формирование исторического знания: - знакомство с археологическим прошлым Лыскова; - знакомство с традициями, бытом, обычаями, ремёслами и промыслами Лыскова. 2. Овладение навыком бережного отношения к памятникам истории и культуры. 3. Сохранение и пропаганда памятников Лыскова. 4. Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Слайд 29

Спасибо за внимание