Рабочая программа элективного курса "География Алтайского края" 9 класс
элективный курс по краеведению (9 класс)

Иванова Наталья Валентиновна

Программа элективного курса "География Алтайского края" предназначена для учащихся 9 класса. Данный курс вооружает учащихся знаниями по краеведению,развивает географическую культуру учащихся, повышает интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon altayskiy_kray_9_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

 «География Алтайского края» 

9 класс

II ступень обучения общего образования

 2015-2016 учебный год

Рабочая  программа   составлена на основе  учебной программы под редакцией С.Л.Баклановой, В.С.Ревякина, краеведческого материала

        

                                                                         Составитель:

                                                                           Иванова Н.В.,

                                                                                   учитель географии

                                                                        I категории

                

2016 г.

Пояснительная записка

Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому отечеству, экологической культуре личности.

Программа элективного курса «География Алтайского края» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часов.

Содержание элективного курса знакомит учащихся 9 класса с географией родного края. Позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, Интернет-ресурсами, краеведческим материалом. Данный элективный курс особенно актуален, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению. Развивает их географическую культуру, повышает интерес к предмету географии.

Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, атласами, работу в библиотеках, со статистическим материалом.

Цель курса:

формирование важнейших качеств личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи курса:

  • Помочь школьнику познать природу, население, экономику того края, где он живет;
  • Показать неповторимые ландшафты, всю красоту малой Родины, зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов;
  • Познакомиться, что предпринимается различными организациями в области охраны природы;
  • Принять активное участие в социально значимой деятельности по улучшению среды своего обитания.

Концепция: традиционное обучение с  элементами личностно-ориентированного дифференцированного, проблемного, развивающего обучения.

Сроки реализации программы элективного курса:  

2015-2016 уч.год, 35 часов в год, 1 час в неделю

  

         Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Методы организации учебного процесса:

По источникам информации

  • словесные
  • наглядные
  • практический

           По уровням познавательной деятельности

  • проблемный
  • иллюстративный
  • репродуктивный

Технологии обучения:

  • технология полного усвоения
  • технология дифференцированного обучения

Формы, способы  и средства проверки: итоговая творческая работа. Текущий контроль в формате опроса, работы с контурными картами, практических работ.

Требования к учащимся:

  1. Усваивать и воспроизводить учебный материал;
  2. Уметь использовать различные источники учебной информации;
  3. Овладеть приемами работы с географической информацией (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок;
  4. Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник. В.С.Ревякин География Алтайского края 8-9 кл.

2. Подкорытова Л.Д., Савинова В.А. Уроки географии Алтайского края. Барнаул

3. Географические карты для средней школы.

4. Арефьев В.Л., Чудов А.А. Туризм на Алтае. Барнаул,1994.

Верещагин В.И. материалы для ботанических экскурсий в алтайском крае, Барнаул, 1972.

5. Костенков П.П. Край наш Алтайский. Барнаул, 1975.

6. Савинов В.И.Звери и птицы Алтая. Барнаул, 1989.

7. Розен М.Ф. Очерки об исследованиях и исследователях Алтая. Барнаул. 1996.

8. Энциклопедия Алтайского края 1 и 2 том.

9. Энциклопедия г. Рубцовск.

Календарно-тематическое планирование

Класс___9__

Количество часов всего__35_____ в неделю__1____

Количество      практических работ___14_________

п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Из них

Сроки

Планируемый результат

теорети-

ческие занятия

практи-

ческие

занятия

др.

1

Введение.

1ч.

1

05.09

Уметь:

использовать различные источники географической информации

2.

Экономико-географическое положение Алтайского края

2 ч.

1

1

12.09-19.09

Знать особенности ЭГП края.

Выделить государственную и федеральную границу, подписать пограничные территории на контурной карте.

3.

Природные ресурсы

9 ч.

5

4

26.09-28.11

Знать: понятие природные ресурсы, виды природных ресурсов, их классификацию.

Уметь:

давать оценку различным видам ресурсов, их роль в развитии хозяйства края.

4.

Население и трудовые ресурсы Алтайского края

 

7ч.

3

3

1

05.12-30.01

Знать:

Понятия: плотность населения, город, поселок городского типа, село, деревня.

Уметь: определять плотность населения по карте; показывать на карте города; работать со статистическим материалом.

5.

Хозяйство края

11 ч.

6

5

06.02-24.04

Знать: особенности формирования хозяйства края, географию первых производств.

Уметь:

 давать характеристику предприятиям края; обосновывать развитие отраслей специализации сельского хозяйства.

6.

Экологические проблемы и пути их решения.

2 ч.

1

1

01.05-08.05

Знать:

 экологические проблемы края.

Уметь:

давать характеристику мероприятий по охране и преобразованию природы.

7.

Обобщающий урок

3ч.

1

1

1

15.05-24.05

Содержание курса

Тема 1. Введение. Алтай - моя малая Родина.

Тема 2. Экономико-географическое положение Алтайского края. Алтайский край на карте России. Оценка размеров территории и экономико-географического положения края. Границы Алтайского края: государственная и федеративная. Роль пограничных субъектов РФ и Казахстана в развитии края. Герб и флаг края.

Практическая работа. Определение ЭГП по картам и статистическим материалам

Тема 3. Природные ресурсы. Понятие о природных ресурсах. Минеральные ресурсы. Агроклиматические ресурсы края. Водные ресурсы края. Почвенно-земельные ресурсы края. Биологические ресурсы.

Практическая работа. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов края.

Практическая работа. Влияние климата на сельское хозяйство.

Практическая работа. Оценка водных ресурсов отдельных районов края.

Практическая работа. Роль почв в развитии сельского хозяйства края.

Тема 4. Население и трудовые ресурсы Алтайского края.  Численность населения края и причины, влияющие на ее изменения. Демографическая ситуация в крае. Особенности размещения населения по территории. Плотность расселения. Национальный и религиозный состав. Городское и сельское население. Особенности жизни и деятельности населения в сельской местности и в городах. Социально-экономические и экологические проблемы городов края. История заселения.  Сельская местность. Современные проблемы села. Трудовые ресурсы и экономически активное население края. Проблема безработицы. Трудовые навыки населения. Наиболее востребованные профессии на рынке труда Алтайского края.

Практическая работа. Построение графиков «Динамика численности населения, поло-возрастной и национальный состав»

Практическая работа. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту городов края.

Тема 5. Хозяйство края. География первых производств. Особенности экономики на современном этапе. Структура хозяйства. Место и роль хозяйства Алтайского края в экономике России. Промышленность. Машиностроение: сельскохозяйственное и транспортное. Химическая и нефтехимическая промышленность. Электроэнергетика. Черная металлургия. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Крупные промышленные предприятия края, их роль в экономике края, масштабы производства. АПК края. Проблемы и перспективы развития. Основные отрасли АПК, их география и значение. Транспорт края. Отличительные особенности транспортной сети края. Важнейшие транспортные пути. Барнаул, Новоалтайск - крупные транспортные узлы. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Характеристика рекреационных районов края. Внешнеэкономические связи края. Перспективы развития хозяйства края.

Практическая работа. Выделение на контурной карте главных промышленных районов края.

Практическая работа. Обоснование развития отраслей специализации сельского хозяйства.

Практическая работа.  Нанесение на контурную карту транспортных узлов

Практическая работа. Составление картосхемы «Интересные географические, культурно-исторические, экологические и рекреационные объекты и туристические маршруты края»

Практическая работа. Составление картосхемы внешнеэкономических связей края.

Тема 6. Экологические проблемы и пути их решения. Промышленная экология: промышленное загрязнение атмосферы, воды и почвы. Утилизация отходов. Защита биосферы от разрушительного воздействия промышленности. Экологически чистые источники энергии. Экологически грамотное ведение сельского хозяйства. Влияние транспорта на окружающую среду.

Практическая работа.  Определение антропогенного загрязнения окружающей среды.

Тема 7. Обобщение.

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Виды

деятельности

обучающихся

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

1.

Введение. Алтай – моя малая Родина

Атлас, карта края

2.

Экономико-географическое положение  Алтайского края

Использование  ИКТ, атлас

3.

Практическая работа № 1. Определение ЭГП по картам и статистическим материалам

П\Р №1

Атлас, контурная карта

4.

Понятие о природных ресурсах. Минеральные ресурсы.

Использование  ИКТ, атлас

5.

Практическая работа №2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов края.

П\Р №2

Атлас, карта края

6.

Агроклиматические ресурсы края

Использование  ИКТ, атлас, карта

7.

Практическая работа №3. Влияние климата на сельское хозяйство.

П\Р №3

Атлас, карта края

8.

Водные ресурсы края

Атлас, карта края

9.

Практическая работа №4. Оценка водных ресурсов отдельных районов края.

П\Р №4

Атлас, карта края

10.

Почвенно-земельные ресурсы края

Использование ИКТ

11.

Практическая работа №5. Роль почв в развитии сельского хозяйства края.

П\Р №5

Атлас, карта

12.

 Семинар. Биологические ресурсы.

Атлас, карта края

13.

Население Алтайского края.

Использование ИКТ

14.

Практическая работа №6.Построение графиков «Динамика численности населения, поло-возрастной и национальный состав»

П\Р №6

Атлас, карта края

15.

История заселения.

Использование ИКТ

16.

Плотность расселения. Практическая работа №7.Определение по картам плотности и особенностей размещения населения.

П\Р №7

Атлас, карта

17.

Городское и сельское население. Практическая работа №8. Нанесение на контурную карту городов края.

П\Р №8

Атлас, карта

18.

Трудовые ресурсы

Использование  ИКТ, атлас, карта

19.

Урок-игра «Лучший демограф»

Атлас, контурная карта, карта

20.

Хозяйство края. География первых производств. Промышленность.

Использование ИКТ

21.

Практическая работа №9. Выделение на контурной карте главных промышленных районов края.

П\Р №9

Атлас, карта

22.

АПК края.

Использование ИКТ

23.

Практическая работа №10. Обоснование развития отраслей специализации сельского хозяйства.

П\Р №10

Атлас, карта края

24.

Транспорт края

Использование ИКТ

25.

Практическая работа№11. Нанесение на контурную карту транспортных узлов

П\Р №11

Атлас, карта

26.

Сфера обслуживания.

Использование ИКТ

27.

Рекреационное хозяйство

Использование ИКТ

28.

Практическая работа №12.Составление картосхемы «Интересные географические, культурно-исторические, экологические и рекреационные объекты и туристические маршруты края»

П\Р №12

Атлас, карта

29.

Внешнеэкономические связи края

Использование ИКТ

30.

Практическая работа №13. Составление картосхемы внешнеэкономических связей края.

П\Р №13

Атлас, карта края

31.

Экологические проблемы края

Использование ИКТ

32.

Практическая работа №14. Определение антропогенного загрязнения окружающей среды.

П\Р №14

Атлас, карта края

33.

Урок игра «Знаешь ли ты свой  край»

Использование ИКТ

34-35

Обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...