«Эпос «Джангар» - источник и средство воспитания нового поколения»
статья по краеведению

Мергенова Татьяна Бадмаевна

 

Одной из важнейших задач 21 века является формирование личности будущего -  наших детей, которые  будут жить в 3-ем тысячелетии.

Родной язык, фольклор, искусство — все это является эффективным средством воспитания нового человека, формирование у него качеств патриота и гражданина. Вся система воспитания красной нитью прослеживается в  калмыцком народном эпосе  "Джангар", юбилей которого мы отмечаем  в этом году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  «Эпос «Джангар»  - источник и средство

воспитания нового поколения»

Мергенова Т.Б., руководитель МО

учителей калмыцкого языка и литературы

«Җаңһр» – манаүндсн.

«Җаңһр» - келнәсувсн.

«Җаңһр» - хальмгинсүмсн.

«Җаңһр» - әмтнәсәкүсн.

Босхмҗин Н.Д.

Одной из важнейших задач 21 века является формирование личности будущего -  наших детей, которые  будут жить в 3-ем тысячелетии.

Родной язык, фольклор, искусство — все это является эффективным средством воспитания нового человека, формирование у него качеств патриота и гражданина. Вся система воспитания красной нитью прослеживается в  калмыцком народном эпосе  "Джангар", юбилей которого мы отмечаем  в этом году.

Калмыцкий эпос «Джангар» включен в утвержденный  МО и Н РФ список из 100 книг, рекомендованный школьникам для внеклассного чтения.Ведь, ещё прогрессивные писатели и педагоги В.Г. Белинский, Н.А. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К. Д Ушинский неоднократно указывали на необходимость использования произведений устного народного творчества как продуктивное средство воспитания молодежи, пробуждая в нём патриотические чувства, национальную гордость, трудолюбие.

Эпос   постоянно изучается  на уроках.  В этом году эпосу «Джангар»  в нашей школе посвящен целый план  мероприятий. Очень интересной была выставка музея Н.Пальмова, в туристическом походе учащиеся состязались  в  национальных  видах спорта, приготовили обед из национальных блюд, в школьной библиотека оформлен стенд «Голос веков», учащиеся приняли активное участие в  акции «Мы читаем «Джангар», совместно с ЦРБ проведен урок «Джангару – 575», участвуем в районных и республиканских «Джангариадах».

В своём выступлении я хочу затронуть воспитательную роль эпоса «Джангар». При чтении мы видим образ  женщины–добродетельницы. В нейценилась в первую очередь не красота, а качества, которые делали ее хорошей женой, заботливой хранительницей домашнего очага. В связи с этим эпос высвечивает такую ценностную ориентацию, как семья, ее значение для человека и отрицание одиночества, которое недопустимо.

Женщина - мать должна обладать девятью добродетелями: «быть светла, чиста душой и телом», в делах - мастерицей, в супружестве - опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим, оберегать себя от скверн: «не соблазнять мужчин», «не завидовать другим», «не поддаваться дурным помыслам», «не быть жадной», «не заниматься пустым делом».

Формирование человека начинается  уже  в утробе матери, поскольку возраст определяется не со дня рождения, а со дня зачатия.

Задача  женщины-матери заключалась в том, чтобы привить дочерям как можно большее количество положительных черт.А к положительным качествам девушки-калмычки народ относил: целомудрие, скромность, стыдливость, вежливость, послушание, ум, честь, достоинство, благоразумие, признательность к родителям.

Эпос  "Джангар" изображает образ жизни, традиции и обычаи калмыков. В эпосе отразились морально-этические идеи народа: трудолюбие, патриотизм, гуманные отношения между героями, честность, благородство, отвага.Назначение мужчины в эпосе – это воплощение власти, в семье - главный кормилец и добытчик, ловкий, выносливый, бесстрашный.

Издревле у калмыков существовали десять способностей и умений мужчины: в учебе - мудрец, во сне - чуток, в бою - герой, в делах - умелец, в словах - остроумен, на застолье - весельчак, перед законом -честен, перед высшим - не льстец, перед низшим - не лев, в воде – пловец.

В «Джангаре» встречается  понятие о «99 человеческих достоинствах». В число этих  доблестей входило обязательное соблюдение обычаев, законов, обрядов, участие в богатырских состязаниях.

В эпосе воссозданы исполинские характеры, восхищающие нас и по сей день своей гармонией и совершенством. Так, в богатыре Санале мы видим выносливость, в Савре – силу; мудрость - в Алтан-Цееджи; красноречие - в Ке-Джилгане; в Мингияне – красоту; в Хонгоре - неустрашимость. Эти черты героев  - больших  патриотов  своей родины, раскрываются как в поступках, так и в описании.

Физическая сила богатырей гармонично сочетается с умом и смекалкой. Ум, мудрость, прозорливость народа и его богатырей возводятся в ранг высшей человеческой добродетели.

В «Джангаре» ярко выражена идея формирования знания своей родословной. Первое, о чем спросил трехлетнего Шовшура, сына Джангара, встретивший его в степи богатырь: «Жителькакой державы? И чей ты сын?», то есть   знание своей родословной было обязательным. Она служила как бы средством обучения и воспитания подрастающего поколения.

В эпосе  сыновья спасают не только честь своей Родины, но и честь своих отцов. В этом могучее очищающее воздействие народного эпоса. Завещание «Джангара» - это заветы уходящего поколения грядущей смене. Потомки должны быть лучше нас - эта идея постоянно присутствует в эпосе, сын должен превзойти отца.

Калмыцкая - поговорка гласит: «Күнболхбаһасн, күлгболхунһнасн» - «Аранзал виден жеребенком, человек - ребенком». Калмыки стремились изучать склонности, черты характера, вкусы и предпочтения ребенка, так как во всем этом можно было угадать цель его жизни.

Старые калмыки могли, пронаблюдав в течение некоторого времени движения ребенка, его манеры, точно определить его будущую судьбу, его положительные и отрицательные качества, сильные и слабые стороны, наклонности и задатки, то есть все то, в чём проявляется предназначение человека.

Счастливыми наши предки считали того, кто живет в соответствии со смыслом своей жизни, выполняет свое предназначение. Другими словами, человек должен стремиться, несмотря на жизненные трудности, полноценно реализовать то, для чего он родился.

Следовательно, корни калмыцкой народной педагогики следует искать в героическом  эпосе «Джангар», признанным ЮНЕСКО жемчужиной мирового устного народного творчества.

Эпос «Джангар»  - это источник и средство воспитания нового поколения: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического.

Он способствует приобщению к духовным ценностям калмыцкого народа;  воспитывает  любовь  и уважение  к человеческим ценностям, к прошлому своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "По страницам калмыцкого народного эпоса "Джангар"

"Для познания мироздания, надо предварительно изучить ее язык и письмена.Она написана на языке математики, а письмена ее- числа, треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без знакомства...

разработка урока по эпосу "Джангар"

конспект урока по изучению эпоса "Джангар"...

"Работа с одаренными детьми при изучении калмыцкого героического эпоса "Джангар""

Статья помещена в журнале "Школа развития" (№1 2014г.) Республики Саха на якутском языке. Представляю статью и обращение к якутским коллегам на русском языке. В ней я делюсь опытом работы с одаренными...

Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"

«Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....

БОГАТЫРИ РУССКИХ БЫЛИН И КАЛМЫЦКОГО ЭПОСА «ДЖАНГАР»

Былины, эпос показывают нам как нужны человеку:  честь,  мужество,самоотверженность, чувство товарищества, взаимовыручка и душевная  чистота....

мероприятие по эпосу Джангар

сценарий по сюжету эпоса "Джангар"...

Тест по калмыцкой литературе "Эпос "Джангар"

Тест разработан по теме «Җаӊһрин эклц»....