Главные вкладки

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга
    статья по краеведению

    Грибанова Людмила Евгеньевна

    Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно - функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.  На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Грибанова Л.Е., учитель истории и культуры СПб

    ГБОУ СОШ № 539 с углублённым изучением иностранных языков

     Кировского района Санкт-Петербурга

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга (из опыта работы учителя)

    Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно - функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.  На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

    Для реализации данных задач необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий:  информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровьесберегающие технологии и другие.

    В современном преподавании  выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

    Проектная технология,  проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать,  творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.

    Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из  интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений»,  и т.д.

    Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения  интерактивных методов обучения является:

    • создание комфортных условий обучения,
    • формирование чувства успешности у ученика,
    • продуктивность самого процесса обучения, 

    что необыкновенно важно для решения стратегического развития школы.

    Через  интерактивное обучение  выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

    Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности. Мои учащиеся   показывают достаточно высокие результаты в их использовании -  составляют презентации, в настоящее время активно осваивают теорию и практику создания школьной электронной газеты. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс  позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую  обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

       Для себя отмечаю,  что использование современных информационных технологий  повысило активность учащихся на уроках,  позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока,  а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

       Особое внимание я уделяю сохранению здоровья учащихся. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни, содействует сохранению  и укреплению здоровья каждого школьника в процессе обучения и воспитания; формирует у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечивает учащихся необходимой информацией для  формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

       В 8-9 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения  на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)  

       Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Так  изучаем  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п.   заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.

     В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на уровне основного общего образования.  Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

    Использование инновационных технологий позволяет  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.    Современные приемы и методы работы  на уроках истории и обществознания  способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.

    Среди 5–9х классов мною был осуществлён мониторинг «Изучение познавательных интересов и способностей учащихся» и получила следующие данные

    Содержание вопроса

    Количество   учащихся(%)

    Какие формы уроков вам нравятся?

    Урок-лекция

    65

    Урок защиты проектов

    73

    Урок-зачёт

    48

    Урок-размышление

    58

    Деловая игра

    69

    Мультимедийный урок

    87

    Какая деятельность на уроке вам нравится?

    Работа с учебником

    47

    Работа с историческим источником

    53

    Работа с картой (в т.ч. контурной)

    72

    Защита устных заданий, выполненных в группе

    59

    Выполнение письменных самостоятельных  заданий

    56

    Защита письменных работ, выполненных индивидуально

    49

    Участие в компьютерном тестировании

    85

    Взаимопроверка

    74

    Работа над проектом

    65

    Работа в роли консультанта

    85

    Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование,  изготовление наглядного пособия  и т.д.)

    68

            С той же целью я проводила блиц-опрос обучающихся. На вопрос: «Какие изменения  влечет за собой использование  учителем на уроках новых форм и методов работы, в том числе и компьютерных технологий?» 95% ответили, что  это воспитывает молодежь,  позволяет ей нестандартно мыслить, вносить новое содержание в производственную и социальную жизнь.       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

    В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

    Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

    Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

    Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.ользование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания....

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.

    Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...

    Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

    Описаны  современные педагогические технологий на уроках истории и обществознания, которые можно использовать....