«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».
статья по краеведению

Тузкова Нина Григорьевна

Цель работы - стратегические подходы к проектированию технологии формирования экологической культуры.

Задачи:    -    изучить    педагогические    технологии    в школьном курсе географии;

  • формировать     экологическую      культуру интегрированием естественнонаучных дисциплин;
  • рассмотреть  неформальное  экологическое образование. Объект исследования - курс школьной экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_formirovaniya_ekologicheskoy.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».

ВЫПОЛНИЛА

учитель географии МОУ ШКОЛЫ № 85

 Промышленного района

 г.о. Самара

ТУЗКОВА НИНА  ГРИГОРЬЕВНА

2018

Содержание:

Введение

Предыстория экологии. Значение экологических знаний и            3-6 экологической культуры

Глава 1. Стратегические подходы к проектированию технологии 6-13 формирования экологической культуры

§ 1. Принципы и методы формирования экологической культуры

§ 2. Формирование экологической культуры средствами предметов:

а) Интеграция естественнонаучных дисциплин;                                  11

Глава 2. Неформальное экологическое образование                                     12-13

(НЭО) школьников

Заключение. «Экология стала таким громким словом на Земле, громче войны и стихии»

Введение

Цель работы - стратегические подходы к проектированию технологии формирования экологической культуры.

Задачи:    -    изучить    педагогические    технологии    в школьном курсе географии;

  • формировать     экологическую      культуру интегрированием естественнонаучных дисциплин;
  • рассмотреть  неформальное  экологическое образование. Объект исследования - курс школьной экологии.

Наука о взаимоотношении организмов с окружающей средой по предложению Э.Геккеля (1866) получила название «экология». Становление экологии происходило по мере накопления данных об образе жизни различных живых существ и их зависимости от внешних условий.

Экология как самостоятельная наука окончательно сформировалась к концу XIX века. Вместе с тем накопление сведений о зависимости животных и растений от внешних началось с древних времён.

Сейчас понятие «экология» приобрело универсальный смысл. Оно используется тогда, когда хотят обратить внимание на условия существования и развития различных систем независимо от природы. Почему же нужно изучать экологию?

Экологические знания открывают жизненно важные стороны действительности, содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Экология сегодня - это комплексная, социоестественная наука, в предмет которой практически вовлечены все стороны жизни. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе.

Порядок этот не случаен, он необходим для существования и развития человека, для продолжения человеческого рода.

Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития, а для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения.

Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих раньше казавшихся второстепенными связей и отношений в природе, с которыми он обязан считаться в своей деятельности.

Человек осваивает нормы новой культуры.[1[1]]

Проблема взаимоотношений «человек-общество-природа» одна из тех, которая всё более волнует современное общество.

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе.

Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды, является целью национальной экологической политики в сфере образования.

В педагогической практике и науке не сформировано четкое представление о структуре и содержании естественнонаучного и гуманитарного образования, соответствующих идее формирования экологической культуры учащейся молодёжи.

Для разрешения данной ситуации целесообразно определить понятийный аппарат, назначение каждого предмета в формировании экологической культуры учащихся.

В настоящее время экологическая наука бурно развивается не только вглубь, но и вширь, ответвляя новые области своих знаний. Однако все эти определения можно свести к следующим.

  1. Философская категория, рассматривающая наиболее общие, теоретические проблемы взаимодействия природы и общества.
  2. Биологическая наука, изучающая      закономерности функционирования и развития систем      организменно-надорганизменных уровней организации в    естественной и антропогенно изменённой окружающей среде.
  3. Прикладная дисциплина, практически обеспечивающая охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

Одним из лаконичных, но не претендующим на полноту, определений экологии как науки может быть такое: экология - наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой.

Понятие «культура» характеризует как особенности поведения и хозяйственной деятельности человека, так и сферу его духовной жизни. Что же тогда стоит за словосочетанием «экологическая культура»?

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в повседневной жизни, в практической деятельности.  Усвоение экологических знаний ещё не гарантирует формирование экологической культуры, для этого необходимо развитие у человека экологического сознания, соответствующего поведения. Культурный человек, с экологической точки зрения, не только должен знать законы природы, но иметь определённую позицию по отношению к различным стратегиям природопользования, а также потребность в их реализации. Из этого следует, что развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования не происходит. Учёные доказали, что большинство российских школьников, даже хорошо успевающих по предметам естественнонаучного цикла, не готовы проявлять личную активность в природоохранной деятельности [2].

Автор предлагает вариант ответа на очевидные вопросы педагогов «чему учить?», «как учить?», чтобы решить проблему экологического образования и воспитания учащихся.

Для современной дидактики характерен переход с методик обучения на педагогические технологии. Но в педагогической среде наблюдается смешение понятий технология и методика. Учёные в числе признаков, отличающих понятие «технология» от других понятий выделяют диагностические цели, средства обучения, проектируемость процесса обучения. Необходимо отметить, что эти три признака не являются достаточными для разграничения понятий «технология» и «методика», последнее часто отождествляют с технологией.

Отличие педагогических технологий от методик обучения, очевидно, состоит в том, что, во-первых, технологии концептуальны (опираются на закономерности и принципы, являющиеся базой для дидактической теории). Во-вторых, технологии - проектируются и применяются в целостной системе. В-третьих, технологии требуют точно проработанных и поставленных целей. В-четвёртых, технологии диагностичны (оценка результатов проводится не формально, она имеет глубокий качественный характер - диагностируется то, что нужно, и как нужно). И, в пятых, технологии гарантируют достижение результата.

Таким образом, в структуру педагогической технологии входят:

Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М.

Б) Содержательная часть обучения

В) процессуальная часть - технологический процесс:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности обучающих

- методы и формы работы педагога;

- деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую научную концепцию, включающую философское, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкретных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технологии формирования экологической культуры учащихся автор рассматривает как модификации педагогической технологии, характеризующейся определенными методами, формами, средствами и приёмами деятельности.

Исходя из структуры педагогической технологии рассмотрим концептуальный и содержательный аспекты, а также процессуальную часть - технологический процесс: особенности организации учебного процесса; методы и формы учебной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога.

Первоочередными мерами по формированию экологической культуры можно считать:

- создание инфраструктуры для обеспечения воспитания и образования;

- анализ всех школьных курсов с позиции выявления экологического потенциала образования и воспитания учащихся;

- повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования и воспитания подрастающего поколения.

При обучении экологически безопасным способам природопользования у школьников необходимо сформировать следующие идеи и показатели:

- человек в мире природы является существом, равноправным по отношению ко всем её живым и неживым объектам;

- природные объекты самоценны;

- непрагматическое взаимодействие с природой имеет свою стратегию и основные положения;

- необходима активная личная поддержка идей устойчивого развития;

- гуманное отношение к природе, обеспечивающее психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

- экологическая культура как состояние человека предполагает развитие у него способности к сопереживанию, сочувствию и содействию живым существам и неживым природным объектам;

- осознанное использование потенциала мира природы для личностного развития, который заключён в духовном и практическом общении с ним.

Для решения обозначенных задач необходимо представить конечный результат, то есть критерии сформированности экологической культуры. В процессе анализа понятия «экологическая культура» выявлена структура показателей критериев.

Мировоззренческие позиции - антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм - противопоставленность человека миру природы, природа воспринимается как объект воздействия, «окружающая среда»; этические нормы не распространяются на взаимодействие с природой, доминирует прагматический характер отношений.

Экоцентризм - включённость в мир природы, всё природное воспринимается как полноправный человеку субъект взаимодействия, на который распространяются этические нормы и правила. Необходимость охраны природы обусловила её самоценностью, а не «полезностью» для человека природных ресурсов.

Характеристики психологических типов отношений человека к природе.

Объективные отношения отличаются от субъективных тем, что в этом случае одностороннее воздействие человека на природу не регулируется этическими нормами. Природа рассматривается в качестве источника материальной пользы (прагматическое отношение), вдохновения (эстетическое отношение), знаний (познавательное отношение) или как средство удовлетворения социальных потребностей, например, повышение самооценки (практическое отношение). Объективно-охранное отношение формируется при восприятии природы как собственности всего человечества, в том числе и будущих поколений, такого рода «кладовой» на «чёрный день». Очень часто такой тип отношения к природе формируется у старшеклассников школьными учителями географии.

Субъективное отношение к природе. Яркой иллюстрацией субъективно-прагматического отношения к природе, её отдельным компонентам может служить отношение крестьянина к своим домашним животным, особенно к лошади или корове. Этим животным дают ласковые клички, разговаривают с ними как с людьми, заботятся о них, но при этом заставляют их делать то, что нужно человеку в чисто прагматических целях.

Субъективно-эстетическое отношение. Способность взаимодействовать с миром природы и уважать его самоценность демонстрируют писатели-натуралисты и художники-анималисты.

Свидетельством субъективного отношения к «братьям нашим меньшим» являются памятники собаке и лягушке, пожалуй, самым известным после крыс и кроликов, лабораторным животным.

Субъективно-практический тип отношений присущ только к определённому компоненту природы и складывается у так называемых фанатов: любителей животных и растений, которые строят свои отношения с учётом «интересов» своих подопечных. Развитие такого субъективно-этического отношения к природе можно считать целью экологического образования. Особое внимание при этом уделяется мотивации, осознанной

необходимости стремления к овладению знаниями и навыками, не абстрактными, а необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и предупреждении появления новых.

В педагогической практике сформулированы три группы методов, способствующих формированию:

- экологических представлений,

- субъективного отношения к природе,

- стратегий и технологий взаимодействия с природой.

В основе каждой группы лежат методологические принципы, которые определяют их конструирование и использование [2[2]].

Так, например, формирование системы экологических представлений основано на принципе формирования мыслеобразов, который предполагает использование следующих методов: экологической лабилизации (т.е. изменение системы представлений о мире), экологических ассоциаций, художественной репрезентации природных объектов.

Стимулирование стратегии помощи природному миру соответствующих технологий происходит в результате ритуализации экологической деятельности, а также актуализации экологической заботы и ожидания встречи с миром природы.

К методам, формирующим субъективное отношение к природе, относятся: экологическое отождествление (идентификация), экологическое сопереживание (эмпатия), экологическая рефлексия (самоанализ действий и поступков).

Методы одной группы могут влиять на формирование нескольких компонентов экологической культуры, в зависимости от акцентов, которые будут сделаны учителем в процессе обучения.

Особое значение в процессе развития отношения к миру природы отводят изобразительному искусству, литературе, музыке. Отношение к лесу, лугу или степным просторам будет формироваться более эффективными средствами на уроках географии или биологии. В этом и заключается метод художественных компонентов мыслеобразов мира природы.

Если человек относится к природе и её отдельным компонентам как к равноправному субъекту, то существенным образом влияет на выбор стратегий и технологий экологической деятельности. В процессе обучения перечисленным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.

Принцип, предусматривающий стимулирование стратегий помощи миру природы и освоение соответствующих технологий, называется принципом экологической коактивности, или содействия. На этом принципе основано применение метода экологического ожидания, который заключается в педагогической актуализации эмоционально насыщенного ожидания будущих контактов учеников с миром природы (наставления перед походом или экскурсией).

Ритуалы и традиции, связанные с природоохранной или исследовательской деятельностью повышают субъективную значимость природы для школьников, создают мотивацию их экологической деятельности и совершенствования технологий природопользования. Данный метод позволяет структурировать деятельность подростков путём организации экологических клубов.

Метод, направленный на педагогическую актуализацию экологической активности личности, которая проявляется в оказании помощи природным объектам, называется методом экологической заботы. Он мотивирует школьников к повышению своей компетентности, так как для оказания эффективной помощи надо знать, что делать и уметь это делать.

Экология должна базироваться на всех естественных науках: геологии, географии, биологии, химии, физике, математике и т.п.

2.

В последние годы всё заметнее наблюдается выход экологического образования за рамки образовательных учреждений, поэтому неформальное экологическое образование (НЭО) школьников является одним из перспективных направлений экологического образования. НЭО - это процесс приобретения новых экологических знаний или практическое усвоение уже имеющихся, выходящий за рамки учебных программ общеобразовательных учреждений, т.е. процесс, проходящий вне учебных заведений. НЭО существенно дополняет систему формального и внешкольного экологического образования на определенном этапе компенсирует отсутствие учебных программ в образовательных учреждениях. Можно выделить следующие цели НЭО: образовательные, развитие мировоззрения, адаптация к окружающей среде, практические.

Последняя цель имеет особое значение, т.к. направлена на решение реальных жизненных задач. Ведущий принцип НЭО - единство сознания и деятельности. Это возможно в том случае, если теоретические знания перерастают в умение предпринимать необходимые действия, т.е. применять полученные знания на практике. Именно здесь следует искать пути повышения интереса к проблемам окружающей среды. НЭО имеет свои особенности:

- гибкая форма обучения;

- расширение возможности обучения за счёт введения регионального компонента;

- отсутствие жестких программ;

- личностно-индивидуальный подход;

- неформальное общение;

- неформальная среда.

Посещение школ, беседы с учителями, анализ программ, обобщение опыта работы педагогов позволили выявить направления экологизации образования и воспитания школьников в г.Самаре и Самарской области. Наиболее популярны в школе «Экологическое краеведение» и «Экология и здоровье».

Выявлены следующие модели использования материалов экологического краеведения:

- только на уроках (во всех школах Самарской области);

- на уроках и факультативах;

- на уроках, факультативах, внеклассной работе (г.Самара, Советский район МОУ СОШ № 22, 28, 87);

- на уроках, факультативах, внеклассной работе, под руководством ведущих специалистов Самарского государственного педагогического университета, Самарской государственной сельскохозяйственной академии, Жигулёвского заповедника, национального парка «Самарская Лука», леспромхозов, Поволжского института экологии, краеведческого музея, ботанического сада, МОУ СОШ № 152, Советский район);

- на уроках и в детском экологическом центре под руководством ведущих специалистов Самарского педагогического университета и т.д. (школы Красноярского района).

Программа «Экология и здоровье» реализуется в школах-центрах, в которых осуществляется и воспитание школьников по «Интегральной модели непрерывного экологического обучения и воспитания учащихся как оптимальной здоровьесберегающей технологии (г.о.Самара, Промышленный район МОУ СОШ № 43, г.Тольятти МОУ СОШ № 35 и т.д.).

В школах формируется образовательная образовательная среда, способствующая повышению уровня здоровья детей, например:

- «Здоровый школьник - это возможно» (медицинский аспект) МОУ СОШ № 67 Советского района;

- «Здоровая окружающая Среда - будущее человека» МОУ СОШ №107 Советского района и др.

Среди распространённых организационных форм НЭО можно выделить: спецкурсы, экологические экспедиции, лагеря, походы, природоохранные акции, экологический мониторинг и другие.

Активные формы экологического образования, связанные с непосредственным общением с природой, окружающей средой, способны дать учащимся прочные экологические знания, что составляющей экологиеской культуры.

В течение ряда лет систематически организуются и проводятся конференции, областные конкурсы, где имеют место проекты экологического содержания, а также устраиваются совместные праздники «День Земли», «Всемирный день окружающей среды», «Международный день здоровья» и т.д.

Так, Самарский региональный центр гражданского образования проводит областные конкурсы, где лучшими были признаны проекты, в том числе экологического содержания.

Заключение.

Тема данной зачётной работы современна и актуальна. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. В периодической печати со страниц не сходят слова: «экологический кризис», экологические проблемы», «экологическая политика» и т.д. Отсюда и возникла необходимость разработки технологии формирования экологической культуры, обобщение опыта педагогических технологий, так как в настоящее время охрана природы является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека.

У общества и природы общая судьба. Их будущее зависит от каждого из нас. Защита природы - дело совести и долга каждого гражданина России!

Поэтому экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. Оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого -сделать каждого человека экологически грамотным и экологически культурным.

В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией. В школьном образовании курс географии - единственный предмет, который рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Важно и то, что он также включает материал оценочного характера. Такой подход является важной составной частью целостного процесса воспитания экологического сознания.

В реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Список литературы:

1.Современные проблемы экологии. Москва.

«Просвещение». 1997

2.Т.В.Кучер «Экологическое образование учащихся в обучении

географии. Москва, «Просвещение», 1997.

3.. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования.

Москва, 1997.


[1] «Экология». Книга для учителя. Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов. Москва. «Школа-Пресс», 1996, с. 6-12.

[2] Дерябко С.Д., Левин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические законы в школьном курсе биологии

Представлен перечень основных законов экологии. Данный материал будет очень полезен при подготовке к экологической олимпиаде....

Формирование экологической культуры при изучении школьного курса географии

В начале XXI века проблема сохранения окружающей среды является наиболее актуальной. Проблема заключается в культуре взаимоотношений человека с природой,его поведения в природе. Формирование экологиче...

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».

Цель работы - стратегические подходы к проектированию технологии формирования экологической культуры.Задачи:    -    изучить    педагогические...

Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."

Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии....

Экологическое образование в школьном курсе неорганической химии

«Наш мир также  сложен  и  также уязвим, как паутина. Коснешься одной паутинки, и дрогнут все   остальные.   А  мы  не  просто  касаемся паутины,...

"Экологическая направленность школьного курса географии в условиях введения ФГОС"

Экологическое воспитание - единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как...

Проблема реализации экологического общеобразовательного стандарта в курсе географии.

Пропедевтический курс «Экология» призван обеспечить интерес детей к предметам  естественно  - научного цикла и эмоционально-нравственную основу отношений к природе....