Проблема реализации экологического общеобразовательного стандарта в курсе географии.
опыты и эксперименты по географии на тему

Чурина Галина Терентьевна

Пропедевтический курс «Экология» призван обеспечить интерес детей к предметам  естественно  - научного цикла и эмоционально-нравственную основу отношений к природе.

     Отличием данного курса является междисциплинарные и нетрадиционные приемы работы. Основное направление уделяется позиции учителя: научить детей приобретать знания на практике, в опыте, собственными руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема реализации экологического общеобразовательного  стандарта в курсе географии.

Леса предшествовали человеку,

Пустыни следовали за ним.

                     Ф.Р.Шатобриан

     Пропедевтический курс «Экология» призван обеспечить интерес детей к предметам  естественно  - научного цикла и эмоционально-нравственную основу отношений к природе.

     Отличием данного курса является междисциплинарные и нетрадиционные приемы работы. Основное направление уделяется позиции учителя: научить детей приобретать знания на практике, в опыте, собственными руками.

       Первым этапом в формировании методов является проблемное обучение. Детей необходимо научить видению проблем независимо от их личности и попытаться найти пути проявления  проблемы , исследования , прогнозирования и т д.

       На первых уроках формируются навыки экспериментальной  работы. Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выдвинуть гипотезу, которая приведет к раскрытию поставленной проблемы. Например, план исследования может быть таким:

  1. Проблема. При какой температуре тает снег?
  2. Гипотеза. Таяние снега может происходить при t=0 С
  3. Методы исследования. Наблюдение за таянием снега и определение температуры воздуха и тающего снега.
  4. Оборудование. Емкость для снега, термометры для воздуха и воды.
  5. Проведение исследований - эксперимент.
  6. Анализ результатов.

      Любой научный факт требует объяснений. Планирование эксперимента – это не только выдвижение предположений – гипотеза, но и выбор контроля. Контрольный и экспериментальные объекты отмечаются, как правило, только действием одного фактора, который и проверяется. Отдельные наблюдения и эксперименты подводят к обобщению и логическому объяснению фактов, т. е. формированию теории.

      Можно с детьми проверить такую гипотезу: «Свет необходим для жизнедеятельности растений». Для проведения эксперимента возьмем два одинаковых растения, можно проростки пшеницы. Одно растение будет опытным, и мы его изолируем от света. Другое растение будет опытным,  оно будет расти на свету.

     Методами исследования в данном случае являются наблюдения и фиксация изменений, происходящих с растениями. Опытное растение поставим в темное место на неделю. По окончанию этого срока определим рост, цвет и состояние растений: Опытного и контрольного и запишем в таблицу. В итоге мы увидим, что свет необходим для роста растений.

      Методы исследования разнообразны. Одни проще, другие сложнее. Они помогают выявлять и объяснять влияния внешней среды на жизнь растений.

      Другая группа методов – это активное участие детей в практической деятельности и исследовательской работе. Игры, получившие новые назначения, помогают выработать жизненную позицию. Например, показывают хрупкость нашей планеты в космическом пространстве, надо показать детям, что каждому живущему на Земле необходимо бережно относится к ней. Оборудование для игры это маленький мяч, символизирующий нашу планету и скатерть – космическое пространство. Играющие  берутся за концы скатерти и должны, не уронив мячик, заставить его  подпрыгивать. На первый взгляд это простая игра, но она требует координацию действий, чтобы мячик не упал. Так детям наглядно, используя свой практический  опыт, понимают сложность проблемы охраны природы Земли.

        Следующая группа методов – создание комплекса дидактического материала:

- экологические  словари,

-книжки – раскладушки,

-ролевые игры

- передача информации сказочными  героями, героем учебника «География» и т. д.

        Эффективность работы учителя по экологическому образованию школьников определяется тем, насколько в реальной практике реализована содержание экологического оборудования и проблемная ориентация знаний.

        Система учебных заданий по экологии строится на основе признания междисциплинарного подхода и проблемой ориентации знаний.

         Реальная экологическая проблема раскрывается через систему экологических понятий. Понятие «Охрана природы»  позволяет всесторонне раскрыть пути решения экологической проблемы как комплекса мероприятий: экономических, технологических, юридических, научных, воспитательных. Научной основой являются знания о природных  закономерностях, причинно – следственных и других видах  связей, идеях, ценностях, понятиях.

          На основе данного подхода в систему учебных заданий включены следующие три группы заданий по экологии, направленные на последовательное раскрытие экологической проблемы.

  1. Задания, призванные раскрыть многостороннюю ценность природы и ее компонентов для человека. Особое внимание уделяется формированию лично знакомых для учащихся знаний. Способствует этому задания, включающие персонификацию идеи, обращенные к личному опыту школьников, оценке природы и ее компонентов. Это задания типа: как вы думаете; объясните высказывания; согласны ли вы с мнением ученого и т. д.
  2.  Задания, призванные раскрыть истоки экологической  проблемы как объективное противоречие между  средообразующим  и ресурсным значением природы. Сущность экологической проблемы  раскрывается через понятие «антропогенный фактор». На основе этих заданий учащиеся моделируют экологическую ситуацию, осуществляют экологический прогноз. В эту группу заданий входят типа: что будет, если; выявившие связи; найдите логическую ошибку; выявившие противоречие.
  3. Задания, раскрывающие  пути гармонизации отношений человека и природы.

          Все три группы заданий ориентированы не только на формирование знаний и умений, но и на идеи, ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности  учащихся. Способствует этому различные уровни познавательной деятельности школьников: задания на воспроизведение знаний, умений, ценностных ориентаций; задания,  выполняемые по образцу, и творческие задания. Система заданий включает и задания на определение уровня усвоения содержания экологической проблемы и развитие познавательной самостоятельности школьников.

Задания для учащихся

1.Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса, и землю,

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком

                                             М. Чоконал

В чем вы видите ценность природы для человека?

2.Приведите доказательства важности изучения географии.

3. «Думаю: что стало бы с человеком, утрать он чувства родной Земли? Все большое и светлое, что нам в ощущениях идет отсюда, от этого пятачка земли, на которой плакал и смеялся, учился, понимая добро и зло, и не в общем плане, а конкретно» И. Васильев.

Разделяете ли вы точку зрения писателя И. Васильнва? Ответ поясните.

4.Проведите обследование территории с целью выявления образования оврагов. Какие причины способствуют их образованию? Какие меры используются для борьбы с ними?

5.Назовите причины загрязнения воздуха.

6.При какой погоде - циклональной или антициклональной - и почему наблюдается большое загрязнение воздуха?

7. Известный русский ученый В. И. Вернадский писал: «Все природные воды, где бы они не находились, теснейшим образом связаны между собой и представляют единое целое». Докажите это положение. Какое значение имеет единство природных вод для человека?

8.Какие произведения писателей, поэтов, художников раскрывают значение воды для человека?  Подберите иллюстрации.

9.Как используют внутренние воды в странах и нашего района, города?

10. Докажите разностороннюю связь человека с водными объектами. В чем противоречивость этих связей?

11. И многими красотами удивляешь ты:

Дубравами чистыми, полями дивными,

Зверями разнообразными, птицами бесчисленными…

Всею ты исполнена, земля русская!

-Расскажите о том, какими разнообразными животными и растениями богата наша страна, наш край. Какие растения и животные произвели на вас особое впечатление красотой и неповторимостью?

12. На основе учебников географии и биологии России и своей области составьте «Красную книгу» растений и животных своего края.

13. Подготовьте плакаты и листовки о правилах поведения в природе с целью пропаганды экологических знаний среди населения.

14.. «Человек- царь природы, ее хозяин» - так еще недавно считали многие люди. «Человек – сын природы», - все чаще слышим мы сейчас. Так кто же мы - хозяева или  дети? Какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.

       Это часть таких заданий, цель которых заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки  осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента в курсе географии

При изучении курса «География России. Природа» целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая незначительное сохранение его общей части, при одновременном расширении регио...

Экологические проблемы Челябинской области. Практическая работа по географии 8 класс.

Практическая работа с презентацией позволяет дать учащимся яркое представление об экологических проблемах нашего региона, заставляет ребят задуматься о последствиях такой обстановки и путях решения да...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Статья "Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности...

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».

Цель работы - стратегические подходы к проектированию технологии формирования экологической культуры.Задачи:    -    изучить    педагогические...

"Экологическая направленность школьного курса географии в условиях введения ФГОС"

Экологическое воспитание - единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как...

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ».

Цель работы - стратегические подходы к проектированию технологии формирования экологической культуры.Задачи:    -    изучить    педагогические...