Шансовый инструмент(история одного экспоната)
проект по краеведению (8 класс)

Погорелова Татьяна Васильевна

Шансовый инструмент.-солдатская ложка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическая экскурсия по музею : 

История одного экспоната военных лет

«Шанцевый инструмент» 

C:\Documents and Settings\Администратор.ZAVUCH\Рабочий стол\Конкурс Музей\фото музея 2019\20190222_123433.jpg

                                                                                         

                 Выполнила:

                                                         Барсукова Валерия ученица 8 класса                                                                                      

                                                   Верст, больших и трудных, тыщи

                                        Прошагал солдат в войну,

                                   И носил за голенищем

                                Он штуковину одну.

                               И с великою охотой

                            Доставал ее, когда

                                          Краткий отдых был у роты,

                       А еще была еда.

                                          «Сказ о солдатской ложке»

                                              Ю.М. Погорельский

 В нашем музее, где собрано много экспонатов, как мирного, так и военного времени, особое место занимает фронтовая оловянная ложка. Мне стало интересно, имеет ли ложка свою историю?  В начале своего поиска я выяснила, кто же подарил эту ложку музею. Это было сделать нетрудно. В инвентарной книге за 2005 год значились имя и фамилия дарителя. Это была Гайворонская Софья, ученица 2 класса. Сейчас она взрослая девушка и давно живет в Санкт-Петербурге. Мне удалось с ней поговорить и вот, что она вспомнила: «Школу я всегда любила,  самыми интересными и захватывающими для меня всегда были уроки истории, экскурсии в музей. И вот однажды после очередной экскурсии нам дали задание: поспрашивать бабушек и дедушек, нет ли у них особенных старинных вещиц, которые они могли бы подарить нашему школьному музею. Я была уверена, у дедули среди глиняных крынок и деревянных ложек найдется что- то особенное. Прибежав домой и перерыв все ценности, запрятанные в недрах комодов и сундуков, ничего толком не нашла. Неисследованным оставался чердак. Влезли на него уже с Витькой, другом моим, и после недолгих поисков наткнулись на нечто.  Это была ложка, но не простая, а оловянная ложка, да ещё на ней была нацарапана надпись: 1913 и Конорев. Радости не было предела. Ложка оказалась настоящим посланием из прошлого!   Как эта ложка попала к нам на чердак мы, так и не узнали?»  И действительно на ложке нацарапано чем- то острым 1913 и Конорев, а вот дальше не разобрать то ли инициалы, то ли номер части. Я решила восстановить инициалы и как можно больше узнать о Конореве. 1913 год- это явно год его рождения, но запросы на сайтах «Мемориал» и «Подвиг героя» мне ничего не дали. Зато в Интернете узнала много из истории оловянной ложки. Оказалось, что оловянная ложка очень ценная, в прошлом ими ели очень богатые люди, вкус еды не меняется. О военных ложках существует немало произведений, как в прозаической, так и в стихотворной форме. Много интересных жизненных ситуаций связаны с оловянной ложкой. Отдыхая после боя, солдаты пели и танцевали, в качестве музыкального инструмента использовали свои ложки. Она у солдата должна быть обязательно, ложка «важнее винтовки». Фронтовики вспоминали: «У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, мы ее называли «шанцевый инструмент». Шанцевый инструмент. Стало быть, солдату шанец есть живому остаться. Хочу сказать, что она выполнявшая роль, не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), — то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. Ложку обычно носили за голенищем или за обмоткой солдатского ботинка, ее очень легко можно было потерять. И если это все-таки случалось, заменить ложку в боевых условиях нечем. Но в танковых частях были мастерские-летучки, там служили механики, которые были рукастые и головастые ребята. Изготавливалась простая форма в песке, туда отливался алюминий из разбитых двигателей и самолетов, в общем, до чего дотянуться можно было. С тех же котелков можно было делать ложки. Отливалась, впоследствии обтачивалась и использовалась в обиходе. А ведь ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не сможет воевать».  И опять мне приходят на ум слова Ю.М.Погорельского:                                                                                                   В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет.

И с шутливой речью часто

Обращался воин к ней:

Дескать, друг мой милый, здравствуй,

Похлебай со мною щей!

Уж такое, дескать, наше

Дело ратное с тобой -

После щей да после каши

Снова - в путь и снова - в бой!»  

    Я сделала вывод, что ложка, наравне с автоматом, помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным, ложка – это кормилица, дающая силы воину.  Ложка, является не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. К сожалению, не удалось установить инициалы владельца, его подвиг. Но знаю точно, эта ложка прошла войну, что солдат Конорев живым вернулся домой, а значит, она давала ему силы для героической борьбы с врагами нашего Отечества.  Прошло много времени со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Наше поколение все больше забывает о днях борьбы советского народа за свободу. А вот такие незаметные экспонаты, как ложка («шанцевый инструмент») может поведать посетителям музея интересную историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как живут экспонаты в музее.

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.    Целью классного...

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Занятие из цикла "История одного экспоната"

Это занятие можно провестие для учащихся начальной школы в школьном краеведческом музее во внеурочное время....

История одного экспоната

   Музей структурного подразделения детский клуб "Юный авиатор" насчитывает уже более сотни исторических экспонатов авиационной тематики. Каждый экспонат имеет свою историю ...

"История одного экспоната"

История самовара...

Презентация "Коллективный труд - газета карасукского района 1948 г" История одного экспоната

Презентация "Коллективный труд  - газета карасукского района" история одного экспоната....

Исследовательская работа "История в одном экспонате. Штык"

Я держала в руках увесистое, совершенно не острое, покрытое толстым слоем ржавчины, четырехгранное металлическое приспособление для винтовки, с которым солдаты шли в рукопашный бой. Штык. Сколько им б...