Как живут экспонаты в музее.
методическая разработка по истории по теме

Кольцова Наталья Николаевна

 Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.  

 Целью классного часа является знакомство  учащихся  с  понятием музей, условиями  бытования  экспонатов  в  музее,   различными типами музеев. Определить типы музеев Белгородской области. 

Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  памятникам,       чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Строитель

Белгородской области»

 

«КАК «ЖИВУТ» ЭКСПОНАТЫ

 В МУЗЕЕ»

( классный час для учащихся 5 – 6 классов с использованием ИКТ)

разработан

учителем истории

МОУ «СОШ № 2 г. Строитель»

Кольцовой Н.Н.

Строитель 2009

Тема:  «Как «живут»  экспонаты в музее» (5- 6 класс).

Цели:

  1. Познакомить учащихся  с  понятием музей, условиями  бытования  экспонатов  в  музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области.  
  2. Воспитывать  бережное,  уважительное  отношение  к  музейным  памятникам,       чувства  причастности  и  ответственности  за  сохранение  культурного  наследия.

Оборудование: экран, мультимедийный  проектор, презентация «Как живут экспонаты в музее», предметы,  принесённые учащимися в качестве экспонатов музея.   

Ход занятия.

Слайд №1 тема классного часа,  «Как живут экспонаты в музее»

 Ведущий

  Здравствуйте дети, уважаемые гости.  Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется музей. Мы узнаем –

  1. что такое музей,
  2. кто помогает   экспонатам жить в музее,
  3. кому они раскрывают сои истории и тайны.
  4. чем различаются музеи между собой,  и какие музеи есть в нашей области.

 Люди  много, много сотен  лет назад начали собирать  и хранить чем – то им дорогие и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              памятные предметы, веши, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей.

Слайд № 2

 Как обычно, в красивом здании

 Где хранится кладезь знаний

Обо всём, что нас окружает

И конечно, всегда поражает,

Здесь предметы культуры всей.

Что же это – МУЗЕЙ! (Слайд №3)

Слайд №4

Ведущий:  Название «музей» происходит из Древней Греции и переводится как «храм муз». Музами древние греки называли мифологических богинь – покровительниц наук и искусств.  Не случайно музеи и своим внешним видом, и внутренним убранством настраивают зрителя на встречу с прекрасным. Посмотрите, в каких красивейших зданиях располагаются музеи.

  1. Что же такое музей?  Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Слайд №5

Ведущий:  Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало,  и вообще, узнать много интересного. Самым главным  в музее является ЭКСПОНАТ.

Все то, чего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,

Беседуют между собой балконы

Слайд №6

  1. Что означает это слово экспонат? (Слайд с частью этнографической экспозиции  школьного музея).
  2. Какие предметы могут  быть экспонатом?

Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы.

Слайд №7

  1. Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? (дети отвечают).

Ведущий:  каждый экспонат попадает в музей по своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие  преподносят в дар музею. Слайд №8.

  1. Все ли предметы могут стать музейными экспонатами? Слайд № 9.
  2. Дети рассматривают предметы,  которые принесли в качестве музейных экспонатов, делают вывод о возможности предмета стать экспонатом.

 Ведущий:В нашем школьном музее находятся   предметы,  в основном переданные в дар музею и собранные в ходе поисковых экспедиций учащихся. (Слайд №10  часть этнографической экспозиции). Итак предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Интересно, как живётся экспонатам в музее? (Дети высказывают своё мнение).

  1. Кто же помогает музейным экспонатам восхищать и удивлять посетителей музеев?

Слайд №11.

Ведущий: музейным экспонатам помогают жить целый штат сотрудников музея, это настоящие знатоки своего дела.

  1. научные сотрудники - изучают экспонат, делают его описание;
  2. хранитель музея, который обеспечивает сохранность экспоната;
  3. климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов.
  4. ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении,  попадают в руки  художника – реставратора.

 Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей.

Слайд №12.

   В первый раз многое в музее может показаться тебе удивительным. Здесь всё так не похоже на то, что ты видел раньше! А как странно ведут себя люди! Они ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Передвигаются от зала к залу очень медленно и разговаривают только шёпотом. Почему так? (Дети отвечают на вопрос).

Ведущий: да вы правы, объяснение этому очень простое. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои  бабушка и дедушка, когда были такими, как ты сейчас. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким  движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.   

  Мы с вами много узнали об экспонате, о том кто хранит его. Теперь самое время познакомиться  с самыми известными  музеями мира и нашей страны, области.

  Самый первый музей  России  был открыт в Петербурге при Петре I  и назывался  КУНСТКАМЕРОЙ -  собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200  государственных музеев, где собрано  40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Слайд № 13.

  1. А о каких музеях слышали вы? В каких музеях были?

Ведущий:  Вы должны знать, что бывают самые разные музеи.

Слайд №  14

 (Лувр (Париж) Метрополитен (Нью- Йорк), Эрмитаж (Санкт- Петербург),

 Художественные, где замечательные образцы живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства экспонируются в просторных залах. Некоторые из них оформлены необычно. Вы можете попасть в Греческий дворик 5 века до н.э.,  в Египетский зал, переносящий посетителя на много тысячелетий назад, в Итальянский дворик, характерный для жилых дворцов эпохи Возрождения.

Слайд № 15

 В нашей области тоже есть художественный музей,  который был открыт для посетителей 26 июля 1983 года.

Слайд № 16.

 Большое количество музеев называются историческими. Даже целые города могут быть историческими музеями под открытым небом. На слайде самый известный  исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве, и  английский город – музей.

Слайд № 17

 Так же существуют музеи, посвященные какой - либо теме. Наша земля- это родина беспримерного подвига совершённого народом в годы Великой Отечественной войны в ходе Курской битвы. В память об этом событии создано несколько великолепных памятников посвящённых этой теме.   Одним из таким музеем  является  музей – диорама «Огненная дуга». Открыт 4 августа  1987 г.

Слайд № 18

   Военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" был  создан  

26 апреля 1995 г.  Указом президента РФ. Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой

армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих

подразделений. Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение. В составе музея-заповедника:

Памятник Победы - Звонница (скульптор В.М.Клыков); храм Святых Апостолов Петра и Павла, которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; положено начало созданию музея военной техники под открытым небом.

 Слайд № 19

 Ещё одни музеи носят название мемориальные комплексы, недалеко от посёлка Яковлево находится  мемориальный комплекс «Курская дуга». Открыт 1 января 1972 года.

Слайд № 20

Историко - краеведческие, где представлена история края в документах, фотографиях, предметах быта. Здесь Вы можете увидеть все что угодно: от чучел животных, обитающих в данной местности до свадебного наряда крестьянки. Белгородский  историко – краеведческий музей, самый старейший в области, был открыт 25 октября 1924 г.

Слайд № 21

Белгородский литературный музей,  открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова».

Слайд № 22

Государственный Дарвиновский музей в г. Москва, самый известный естественно - научный музей в мире.

Слайд № 23

  Политехнический музей в г. Москва, один из интереснейших музеев техники, где собрано много действующих технических моделей .

Слайд № 24

  Школьный музей боевой славы, также является частью огромной и интересной страны музеев. Нам очень повезло, и мы с вами  можем чаще других прикасаться к этому удивительному миру.

   Творческая работа: учащимся предлагается  составить рассказ о принесённом предмете как музейном экспонате.

Литература:

  1. О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г.
  2. Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды.
  3. Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г.
  4. Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель. 1910г.
  5. Ребенок в музее. Музееведение. Москва 1993г.



Подписи к слайдам:


КАК «ЖИВУТ» ЭКСПОНАТЫ
В МУЗЕЕ?
(классный час для учащихся 5 – 6 классов
с использование ИКТ)
© Разработала: учитель истории МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» Кольцова Наталья Николаевна.

Цели:

Познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области.

Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает И, конечно, всегда поражает. Здесь предметы культуры всей

Что же это ……………………………….

Государственный Эрмитаж

МУЗЕЙ!

Музей

(от греч museion - храм муз)

Музы

в древней мифологии – покровительницы искусства и науки.

МУЗЕЙ – ЭТО МЕСТО ГДЕ СОБРАНЫ И ХРАНЯТСЯ САМЫЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.


САМЫМ ГЛАВНЫМ В МУЗЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПОНАТ

ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ?

Археологические раскопки

Подарок музею

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ СТАТЬ МУЗЕЙНЫМИ ЭКСПОНАТАМИ?

ЭКСПОНАТОМ - ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СТАТЬ ЕСЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ, ИНТЕРЕСЕН УЧЁНЫМ, ХУДОЖНИКАМ, КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЭКСПОНАТОМ В МУЗЕЕ?

НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ;

ХРАНИТЕЛИ;

КЛИМАТОЛОГИ;

ХУДОЖНИКИ - РЕСТАВРАТОРЫ;

ЭКСКУРСОВОД.







САМЫЙ ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ

знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 г. Он создавался по воле Петра I "для поучения и знания о живой и мёртвой природе, об искусстве человеческих рук".

КАКИЕ БЫВАЮТ МУЗЕИ?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

БЕЛГОРОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

был открыт для посетителей 26 июля 1983 года.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

МУЗЕИ

Белгород.
Музей – диорама «Огненная дуга»

Военно - исторический музей-заповедник ''Прохоровское поле''

Мемориальный комплекс «Курская дуга»

ИСТОРИКО – КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Белгородский государственный историко-краеведческий музей – одно из старейших учреждений культуры.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ

Белгородский литературный музей, открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.

Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова».

ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ МУЗЕИ

Государственный Дарвиновский музей в г. Москва

ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Список использованных интернетресурсов:

http://www.ruplace.ru/- музеи мира.

http://www.clow.ru/- познавательный портал по истории музеев мира;

http://revolution.allbest.ru – Музеи Белгородской области;

http://suhinina.ru/metodichka1/ -методические материалы по работе музея;

http://admin.childfest.ru- Музеи мира

http://npstoik.ru/museum/- школьные музеи в интернете;

http://geno.ru/- материалы по музеям белгородской области

http://9val. – материалы школьных музеев.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Урок - размышление. Тема памяти в произведениях Б.Василева. (на примере рассказа "Экспонат №...")

Цели урока:1.     познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;2.     создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор...

Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования

Данный материал описывает опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ. Представлены результаты работы стажерских площадок для учителей, позволяющих повысить профессиональ...

Занятие из цикла "История одного экспоната"

Это занятие можно провестие для учащихся начальной школы в школьном краеведческом музее во внеурочное время....

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"

Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка

Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися....

Мини-экскурсия цикла "Музей пришел в гости" О чем рассказал экспонат.Саперная лопата

В школьном музее "Связь поколений" МБОУ СОШ №1 в разделе эккспозиции "Сороковые роковые", посвященном Великой Отечественной войне" хранятся предметы военного времени, найденны...