Главные вкладки

    Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования
    статья по технологии по теме

    Шергина Ирина Геннадьевна

    Данный материал описывает опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ. Представлены результаты работы стажерских площадок для учителей, позволяющих повысить профессиональную компетентность учителей, повысить качество детских работ, представляемых на выставках, дающих возможность обмениваться опытом в неформальной творческой обстановке, создать сплоченный коллектив педагогов-единомышленников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шергина И.Г.
    педагог д.о. МАОУ ДОД «РЦДО»

     г.Няндома Архангельской области

    Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования.

    Организация выставок художественных работ школьников имеет огромное воспитательное значение. Участие в выставке, возможность представить работы, сделанные своими руками - всё это является эффективным средством мотивации и поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

    Районные выставки находят своё дальнейшее развитие  в областных, всероссийских и международных выставках детского художественного творчества.

            Для успешного эстетического воздействия такой выставки необходимо соблюдение следующих условий: отбор качественных работ, хорошее эстетическое оформление выставки, хорошее освещение выставки, помещение её в свободном оформленном интерьере.

    Выставочный зал РЦДО открыл свои двери в 1999 году. За эти годы подготовлено и оформлено более 50 экспозиций. Большая часть из них - выставки работ учащихся образовательных учреждений города и района.

    Главная цель работы выставочного зала – приобщение школьников к истокам народного искусства, знакомство с новыми современными видами декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

    Для того, чтобы вызвать интерес, желание посещать выставочный зал мы стараемся руководствоваться советом великого педагога В.А. Сухомлинского: «… Не обрушивайте на ребенка лавину знаний … под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

    Форма проведения экскурсии может быть разнообразной. Зависит она от содержания выставки, возраста детей.

    В ходе организации районных и городских выставок сталкиваемся с различными проблемами: несвоевременное предоставление выставочных работ, их оформление, а самая главная проблема -  качество предоставленных экспонатов.  В погоне за документом об участии в выставке учителя школ отправляют на районные выставки работы детей незаконченные, не эстетично оформленные, не всегда соблюдена технология изготовления, колористическое и композиционное решение.

    Все эти недостатки в работах учащихся не являются их виной, чаще это некомпетентность,  отсутствие знаний основ изобразительной грамоты педагогов в данном  виде деятельности.

    Решить эти проблемы было бы невозможно без тесного взаимодействия учителей школ и педагогов дополнительного образования. Вот уже более 10 лет педагоги дополнительного образования входят в состав РМО учителей технологии и изо. В ходе работы районных методических объединений коллективно анализируются проведенные выставки детских работ, ежегодно проводятся семинары и мастер-классы по различным направлениям. Но наиболее востребованной формой является стажерская площадка для педагогов района. Цель стажерской площадки – повышение профессионального мастерства, компетентности учителей по определенному виду творчества.

    Первая из них была создана в 2004 году по просьбе учителей технологии.

    Учебный год

    Тема

    Педагог

    2004-2005

    «Северная народная вышивка»

    Шергина И.Г.

    2006-2007

    «Текстиль в искусстве»

    Перцева Е.В., Шергина И.Г.

    2009-2010

    «Нетрадиционные техники рисования»

    Назарова Л.Г.

    2011- 2012

    «Традиционная народная кукла»

    Шергина И.Г.

    2012-2013

    «Основы пейзажной живописи»

    Назарова Л.Г.

    Тема стажерской площадки

    Кол-во участников

    Из них

    Учителя технологии

    Учителя изо

    Учителя нач. классов

    Воспитатели ДОУ

    «Северная народная вышивка».

    8 чел.

    5

    3

    -

    -

    «Текстиль в искусстве»

    9 чел.

    6

    3

    -

    -

    «Нетрадиционные техники рисования»

    17 чел.

    2

    2

    -

    13

    «Традиционная народная кукла»

    17 чел.

    6

    3

    3

    5

    «Основы пейзажной живописи»

    18 чел.

    2

    2

    4

    10

    Из данных таблиц видно, что работа стажерских площадок ведется систематически, она востребована, расширился круг участников. В ходе занятий педагоги знакомятся с секретами определенного ремесла, учатся грамотно оформлять готовые работы, но особо значимым является то, что в непринужденной дружеской атмосфере происходит обмен опытом между педагогами-стажистами и начинающими педагогами.

    Данный опыт показывает:

    1. Растет качество выполненных работ, чаще появляются коллективные композиционные экспонаты по тематике выставки
    2. Возросла заинтересованность учителей школ - чаще учителя школ обращаются за индивидуальными консультациями
    3. Пополняется учебно-методический комплекс педагогов.
    4. Работая в тесном контакте с управлением образования, по окончании программы стажерской площадки педагог получает сертификат о ее прохождении, что немаловажно при новой системе аттестации педагогических кадров
    5. В этом учебном году появилась новая форма сотрудничества с учителями начальных классов -  работа по программе школы декоративно-прикладного творчества.
    6. Увеличилась посещаемость выставочного зала

    Учебный год

    Кол-во посетителей

    2008-2009

    1341

    2009-2010

    1865

    2011-2012

    1933

    Но остается еще ряд проблем:

    1. Отдаленность некоторых школ района не всегда позволяет учителям принимать участие даже в РМО, не говоря уже о мастер-классах и семинарах
    2. Не все педагоги школ заинтересованы в повышении своего профессионального мастерства

    В последние два года итоговое районное методические объединение учителей изо и технологии проходит на базе РЦДО, где не только анализируется работа за прошедший год, но и составляется план на следующий учебный год. Так в следующем учебном году планируется стажерская площадка по теме «Художественный войлок».

    Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором и дети и педагоги  могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

    Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

    Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

    Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

       Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

    "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

    Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

    Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи.

    Совместная деятельность педагога и семьи будет эффективнее тогда, когда педагог дополнительного образования будет использовать активные формы взаимодействия с семьёй своих воспитанников....

    Взаимодействие педагогов дополнительного образования "ЦТР "Салют" с родителями учащихся с целью повышения качества содержания образования

    В публикации приведены основные методы взаимодействия с родителями учащихся по разным направлениям....