Рабочая программа Истоки 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Рабочая программа Истоки 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_istoki_belyaeva.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»________ 20__года

Руководитель МО

________________/____________/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №__________________

от «____» _________ 20__ года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

________/___________________/

«_____» ______________20__ года

        дата согласования

Внеурочная деятельность

«Социокультурные истоки»

                                                

Класс  5

Количество часов     35            

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя   Беляева Евгения Николаевна

Квалификационная категория высшая

                                                                

                                                    Сургут, 2019 год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по «Социокультурным истокам» для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом:

Авторской учебной программы «Истоки». Камкин А.В., Кузьмин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2015. и предназначены для использования учебного пособия для 5 класса общеобразовательных учебных заведений: «Истоки. Память и мудрость Отечества», издание 2-е, исправленное. (автор Камкин А.В.). М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

Программа отражает базовый уровень подготовки учащихся.

С курса «Истоки. Семь чудес России» начинается второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы ( 5 -9-й  классы ) и по всем своим характеристикам является преемником учебного курса « Истоки » начальной школы.

«Истоки. Семь чудес России» предназначены для  5 -го класса. В рамках этого курса предполагается знакомство с семью яркими и самобытными памятниками или явлениями отечественной культуры и российского образа жизни. Каждый из этих памятников вмещает в себя определенную идею, известный круг устойчивых идеалов, традиций и ценностей. В итоге возникает возможность приобщения ученика к неизменным, вневременным основам российской цивилизации.

Главными целями курса в  5 -м классе являются:

* дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными  истоками ;

* приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;

* закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт — ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде:

* развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.

Содержание курса объединено в семь блоков-модулей: «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона «Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи». В центре каждого блока-модуля находится, одноименный рассказ, в котором повествовательно-описательное, информативное содержание сочетается с размышлениями, должными подвести ученика к осознанию социокультурных истоков, устойчивых ценностей. Полученные таким образом наблюдения и выводы, а также понятия социокультурного ряда получают развитие в рассказах-спутниках, также содержащихся в каждом блоке-модуле (рубрика «Дополнение к теме»).

В курсе «Истоки. Семь чудес России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте.

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки, Семь чудес России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.

Программа «Истоки» основывается на ряде фундаментальных наук. Данный предмет является учебно-дидактической адаптацией к школьному образовательному процессу важнейших фундаментальных наук о культуре и человеке. Он опирается, прежде всего, на опыт отечественной и зарубежной культурологии, которая раскрывает феноменологию культуры, учит рассматривать культуру как глубокий текст и раскрывать его смыслы, позволяет раскрыть духовный заряд культуры.

Второй фундаментальной наукой, на которой выстраивается предмет, является отечественная и зарубежная этнология, которая умеет описывать материальную культуру, жизненный уклад, духовно-нравственные ценности разных народов.

Сердцевину «Истоков» составили универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

В 5-м классе происходит знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие державность и т.п.).

В 5-м классе учащиеся подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: соха и топор (идеал артельного, общинного труда), крестьянские хоромы (идеал лада, согласного жизненного уклада), соловки (идеал духовного преобржения), Покрова на Нерли (идеал меры и гармонии), «Троица» Андрея Рублева (идеал единения на основе любви и согласия), Московский Кремль (идеал сдержанности, государственности), летописи (идеал исторической мудрости).

2. Содержание учебного курса.

Введение (1 час). Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор (4 часа). Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артелъности как важнейшим гарантам созидания и успеха.

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.

Крестьянские хоромы (4 часа). Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства - лад с людьми и согласие с Богом.

Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.

Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.

Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.

Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.

Соловки (5 часов). Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Социокультурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.

Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.

Храм Покрова на Нерли (5 часов). Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.)- древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.

Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).

Икона «Живоначальная Троица» (5 часов ). Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.

Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; в рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.

Московский Кремль (5 часов). Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намоленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством».

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства.

Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).

Летописи (5 часов). Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд па смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры -«окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.

Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории - через вековые традиции книговладе-ния в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.

Уроки повторения. Экскурсии. Встречи. (3 часа).

Учебно-методический комплект курса

№ п/п

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия

1

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс)

А.В.Камкин.

Методические пособия

2

«Истоковедение»

И.А.Кузьмин

Кроме вышеперечисленных методических пособий в работе использованы следующие материалы:

1.Раздел «Соха и топор»: Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание). Громыко М.М. Мир русской деревни. М, 1991.-Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Рябцев Ю.С. Трудовая деятельность крестьян // Преподавание истории в школе. 1995, № 1.

2. Раздел «Крестьянские хоромы»: Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание). Громыко М.М, Мир русской деревни. М., 1991. Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 1987. ОполовниковА.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983, ОполовниковА.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Рябцев Ю. С. Крестьянское жилище и утварь // Преподавание истории в школе. 1995, № 3. Смолицкий В.Г. Русь избяная. М., 1993.

3. Раздел «Соловки». Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. КамкинА.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. Лихачев Д. С. Соловки в истории русской культуры // Беломо-рье. М., 1984. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М., 1990. Ревенко M.S. Малышам о географических открытиях. М., 1989. Север. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1990, № 9 (весь номер посвящен Соловкам). Сяопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. Фруменков ГГ. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.

4. Раздел «Храм Покрова на Нерли». Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М.,1987.

Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М., 1985. Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раздел «Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской).

5. Раздел «Икона «Живоначальная Троица». Анатолий, епископ. Русская икона // Малая церковь. Настольная книга прихожанина, М., 1992. Денисова Ю.Ю., Климовцева Е.С. Древнерусская икона: мир образов и символов // Преподавание истории в школе. 1997, № 1. Жизнеописание преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-XX вв. М., 1992. Кремлева И.А. Храм - за один день // Родина. 1994, №11. КремлеваИ.А. Обеты в народной жизни//Живая старина. 1994, №3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. Миронов Г.Е. Три иконописца // Преподавание истории в школе. 1994, №4. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раздел «Иконопись»). М., 1997.

6. Раздел «Московский Кремль». Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV - XVII вв. М, 1971. Леонтьева Г. А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994. Черникова Т.В. Кремль в конце XV - начале XVI века // Преподавание истории в школе. 1997, № 5. Энциклопедия для детей. Том 5. Часть первая (статьи «Русская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия», «Символы царской власти», «Флаги России», «История государственного герба России»). М., 1995. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раздел «Московский Кремль конца XV-XVII веков»). М., 1997.

7. Раздел «Летописи». Ларин О. «Государственная бабушка» (К 100-летию сказительницы М.Д. Кривополеновой) // Север. 1993, № 4. Мирзоев В.Г. Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. М., 1978. Преображенский А. А. История раскрывает тайны. М., 1991. Рассказы русских летописей ХП- XIV веков. М., 1973.

 Знания и умения по блокам.

Программа выделяет для каждого раздела основную идею. Вместе с тем учителю важно видеть взаимосвязь этих идей и их преемственность от раздела к разделу. В представленной таблице основные идеи разделов несколько перефразированы с целью более четкого выявления их саморазвития и логической взаимосвязи.

Раздел учебного пособия

Взаимосвязь и преемственность основных идей от раздела к разделу

Комментарии автора

Соха

и топор

Крестьянские хоромы

Труд на земле - главное занятие и основа благополучия человека; доверие вековому опыту, общинность и артельностъ — школы трудолюбия и залог плодотворного труда.

Семья - полнота бытия человека; лад и согласие - основа семьи; дом, хоромы призваны создать условия для лада и согласия, стать кораблем спасения.

Первые два раздела направлены на присоединение ученика к важнейшим горизонтальным (социальным) ценностям российской цивилизации - общине и семье. В этих двух микросоциумах формировался и передавался новым поколениям образ жизни и труда.

Соловки

Покрова на Нерли

Икона «Живоначальная Троица»

Освоение Земли - долг человека; подлинное освоение содействует преображению земного пространства; преображение мира внешнего требует и преображения мира внутреннего.

Гармония мира духовного, природного и рукотворного - знак преображения; именно эта гармония воспринималась как истинная, неложная красота; такая красота становилась идеалом, к которому стремилась русская цивилизация.

Отображение красоты преображенного мира требовало особого языка — языка иконы; этот язык соединил земные идеалы с идеалами веры; наиболее полным это соединение явилось в образе Живоначальной Троицы как пример любви, согласия и соборности.

Нижеследующие три раздела присоединяют ученика к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям российской цивилизации: тяготение к горнему миру любви, согласия и соборности через упорный труд по преображению земли, достижению гармонии и красоты, усвоению истины. Иными словами, речь идет об образе мысли, чувствования и духовного делания.

Московский Кремль

Летописи

Центр земного Отечества должен был воплощать указанные идеалы; Кремль в образах и символах не только обобщил, но и соединил их с предназначением российской государственности.

Путь к идеалу не должен быть забыт; главная сокровищница памяти - поучительный и душеполезный опыт истории народа; этот опыт должен служить будущему всех и каждого.

Последние разделы дают возможность присоединиться к древнейшим институтам сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Речь идет об образе исторической памяти и верности.

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/тема урока

Дата

урока

Используемые ресурсы

Контролируемые элементы содержания (КС)

Контролируемые умения

(КУ)

план

факт

Введение (1 урок)

1

Семь чудес России.

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение»

Что такое истоки? Что такое памятник и памятник Отечества.

Определить значимость предмета истоки и памятников, азличать группы памятников Отечества между собой

Соха и топор (4 урока)

2

Соха и топор.

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание). Громыко М.М. Мир русской деревни. М, 1991.-Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Рябцев Ю.С. Трудовая деятельность крестьян // Преподавание истории в школе. 1995, № 1.

Какие трудовые качества воспитывала соха. Как сохой землю пашут.  Какие трудовые качества топор воспитывает.

Различать основные части сохи, принципы ее работы. Привить уважение к труду на земле.

3

Куда соха и топор вместе ходили?

Объяснить, почему упорство и трудолюбие - непременные спутники хорошего работника.

Показать ценность трудолюбия и упорства.

4

Чему соха и топор человека учили.

Объяснить ценность сохи и топора для русского крестьянина.

Показать важность сохи и топора в  труде на примере русского фольклора.

5

Соха и топор как чудеса России.

Рассказать об основных свойствах сохи и топора, шедеврах деревянного зодчества.

Указать на феномен сохи и топора как  незаменимых инструментов в крестьянском труде и строительстве.

Крестьянские хоромы. (4 урока)

6

Крестьянские хоромы

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике (Любое издание). Громыко М.М, Мир русской деревни. М., 1991. Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 1987. ОполовниковА.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983, ОполовниковА.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. Рябцев Ю. С. Крестьянское жилище и утварь // Преподавание истории в школе. 1995, № 3. Смолицкий В.Г. Русь избяная. М., 1993.

Различать основные элементы крестьянских хором, объяснить, почему хоромы являются центром крестьянской жизни.

Дать общее представление о крестьянских хоромах.

7

И тесен дом, да просторен он.

Определить основные особенности внутреннего убранства крестьянского дома. Смысл поговорки: "И тесен дом, да просторен он."

Рассказать об особенностях убранства крестьянских хором.

8

Домашний лад и порядок

Показать, что такое лад и порядок, почему он важнее богатства

Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок.

9

Крестьянские хоромы – чудо России.

Использовать полученные знание в повседневной жизни.

Обобщение пройденного материала.

Соловки (5 уроков)

10

Особый мир монастыря.

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Архитектурно-художественные памятники Соловецких остро¬вов. М., 1980. КамкинА.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. Лихачев Д. С. Соловки в истории русской культуры // Беломо-рье. М., 1984. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М., 1990. Ревенко M.S. Малышам о географических открытиях. М., 1989. Север. Ежемесячный литературно-художественный и обще¬ственно-политический журнал. 1990, № 9 (весь номер посвящен Соловкам). Сяопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. Фруменков ГГ. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. Архангельск, 1975.

Понимать силу русского монашества и его значение.

Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе.

11

Этапы жизни Соловецкого монастыря.

Определять основные особенности монастырской жизни.

Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовного – гармонии.

12

Путешествие в Соловецкий монастырь.

Представить целостный образ Соловецкого монастыря.

Составить для себя образ величия и красоты общерусской святыни.

13

Чудо Преображения.

Объяснить, в чем чудо Преображения

Передать основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения.

14

Соловецкий монастырь – чудо России.

Понимать значение Соловков для каждого русского человека.

Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной,хозяйственной и экологической ценности.

Храм Покрова на Нерли (5 уроков)

15

Когда я бываю в храме…

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М.,1987.

Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М., 1985. Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти // Памятники Ар¬хангельского Севера. Архангельск, 1991. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз¬дел «Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской).

Наывать основные элементы храма и их предназначение.

Развитие целостного образа храма, его значения.

16

Покров Пресвятой Богородицы.

Воспроизводить историю образа «Покров Пресвятой Богородицы.»

Усвоение идеиПокрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России

17

На святом
месте.

Объяснить, что значит быть символом гармонии и какой в этом смысл?

Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.

18

Храм Покрова – символ гармонии.

Определять основные архитектурные элементы храма.

Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

19

Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России.

Рассказать о промыслах Вологодчины.

Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.

Икона «Живоначальная Троица". (5 уроков)

20

Икона «Живо-начальная  Троица»

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Анатолий, епископ. Русская икона // Малая церковь. Настоль¬ная книга прихожанина, М., 1992. Денисова Ю.Ю., Климовцева Е.С. Древнерусская икона: мир образов и символов // Преподавание истории в школе. 1997, № 1. Жизнеописание преподобного отца нашего Серафима Саров¬ского чудотворца // Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-XX вв. М., 1992. Кремлева И.А. Храм - за один день // Родина. 1994, №11. КремлеваИ.А. Обеты в народной жизни//Живая старина. 1994, №3. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. Миронов Г.Е. Три иконописца // Преподавание истории в шко¬ле. 1994, №4. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз¬дел «Иконопись»). М., 1997.

Понимать и воспроизводить смысл определений: святой, паломничество, обет и т.д.

На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы.

21

Путешествие в мир иконы

Раскрывать библейский сюжет иконы.

Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире.

22

Звенящие краски иконы.

Замечать основные цветовые особенности иконы и их объяснять.

Глубже проникнуться в мир иконы.

23

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы.

Воспроизвести основные особенности иконы.

Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы.

24

«Икона «Жи-воначальная Троица» как чудо России».

Объяснить и понимать смысло слова "канон".

Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации.

Московский Кремль (5 уроков)

25

Щит военный.Щит духовный.

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение»,  Бущик Л.П. Иллюстрированная история СССР. XV - XVII вв. М, 1971. Леонтьева Г. А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994. Черникова Т.В. Кремль в конце XV - начале XVI века // Препо¬давание истории в школе. 1997, № 5. Энциклопедия для детей. Том 5. Часть первая (статьи «Русская фалеристика. Ордена, медали, знаки отличия», «Символы царс¬кой власти», «Флаги России», «История государственного герба России»). М., 1995. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть первая (раз¬дел «Московский Кремль конца XV-XVII веков»). М., 1997.

Аргументированно объяснять, зачем нужен духовный щит.

Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».

26

Сооружения и соборы Московского Кремля.

Способность объяснить, какое значение имеет Кремль.

Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками.

27

Московский Кремль – центр государства.

Восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но и государственной ценности Московского Кремля сегодня.

Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.

28

Хранитель истории, добле-сти, славы.

Передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами.

Формирование образа исторической памяти и верности.

29

Московский кремль – чудо России.

Воспринимать Кремль как гордость страны.

Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.

Летописи. (5 уроков)

30

Первые летописцы и первые летописи.

«Истоки. Память и мудрость Отечества» (5 класс), «Истоковедение», Ларин О. «Государственная бабушка» (К 100-летию сказитель¬ницы М.Д. Кривополеновой) // Север. 1993, № 4. Мирзоев В.Г. Былины и летописи - памятники русской исто¬рической мысли. М., 1978. Преображенский А. А. История раскрывает тайны. М., 1991. Рассказы русских летописей ХП- XIV веков. М., 1973.

Иметь представление о первых летописцах, их мировоззрении.

Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.

31

Как писали и украшали ле-тописи?

Иметь образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.

Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.

32

Преподобный Нестор и его летописи.

Воспринять и прочувствовать главную особенность летописи - патриотичность.

Формирование представления об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет».

33

Младшие братья летописей.

Понимать основные особенности древнерусской литературы.

Показать в теме особенность древнерусской литературы.

34

Летописи – чудо России.

Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины.

Обобщение и закрепление по теме.

35

Семь чудес России (1 урок)

(обобщающий урок)

Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл..

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

Рабочая программа. Истоки. 2 класс

Рабочая программа. Истоки. 2 класс...

Рабочая программа. Истоки. 4 класс

Рабочая программа. Истоки. 4 класс...

Рабочая программа Истоки 8 класс

Рабочая программа "Социокультурные истоки" 8 класс...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...