Урок – экскурсия «Город – герой Смоленск»
план-конспект урока по краеведению
Предварительный просмотр:
Урок – экскурсия «Город – герой Смоленск»
Подготовка к уроку.
Обучающиеся, объединенные в группы, заранее получают задание: отобрать материал из разных периодов истории Смоленского края.
Форма организации:
-групповая
Цели урока:
-подвести к пониманию, что история Смоленского края уникальна и своеобразна, познакомить с огромным историческим и культурным наследием;
-способствовать воспитанию патриотизма;
-продолжить формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, давать оценку историческим явлениям, событиям, личностям.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся смогут показать своеобразие истории родного края, роль Смоленщины в истории России, осветить развитие Смоленского края в разные периоды нашей страны
Метапредметные: умение работать в группе, самостоятельно искать, анализировать и оценивать информацию о событиях прошлого, определять цель учебной деятельности, планировать учебную деятельность, работать по плану, оценивать степень достижения цели.
Личностные: самостоятельно приобретать знания, развивать исследовательские умения, самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.
Слайд 1. История Смоленска уходит вглубь веков. Первое упоминание о нем относится к 863г.
Но уже как сообщает летописец, это был «град велик и мног людьми». С давних пор известен его герб: на пушке сидит птица. В геральдических архивах нет точных сведений, что это за птица. Но ход истории, логика событий подсказали ответ: Смоленск сожженный восстает из пепла, как птица Феникс.
Совершим экскурсию по наиболее известным местам.
Слайд 2. Смядынь впервые упоминается в летописи под 1015 годом в связи с печальным событием – убийством князя Глеба. В 1145г. здесь была заложена церковь святых Бориса и Глеба. При церкви Борисоглебский монастырь. В 1991г. на том месте, где, как полагается, был убит князь Глеб, установлен памятный знак.
Слайд 3. В середине XII века по заказу князя Ростислава Мстиславича была построена церковь Петра и Павла.
Слайд 4. В 60-х годах XII века по заказу князя Романа Ростиславича построена церковь Иоанна Богослова.
Слайд 5. В конце XII века в княжении Давида Ростиславича возведена церковь Михаила Архангела (Свирская). Выделялась она величием, цельностью замысла, изяществом и соразмерностью пропорций.
Слайд 6. Крепостная стена – единственное в своем роде фортификационное сооружение и выдающийся памятник зодчества. Стена строилась с 1596 по 1602 год. Строил крепость Федор Конь. Её называли «ожерельем земли Русской», «красотой неизглаголенной».
Слайд 7. Стены толщиной 5-6 метров и высотой 10-13 метров перемежаются с башнями. Самая крупная поставлена на высоченном холме, откуда открываются дали неоглядные, повороты Днепра, море зелени. Красивое, веселое место. Поэтому и прозвал народ эту башню «Веселухой». Башен было 38.
Слайд 8. Самой величественной была Фроловская, стоявшая у моста через Днепр. Через ворота башни был въезд в город. Её венчал двуглавый орел и икона Одигитрии над проездными воротами. В 1609г. к Смоленску подошло 14-тысячное войско польских захватчиков. 20 месяцев держали оборону 4 тысячи смолян во главе с воеводой Михаилом Шеином. Город пал, но защитники не сдались.
Слайд 9. Через несколько десятилетий в 1677г. на вершине главного холма вместо пострадавшего при осаде древнего Успенского собора построили новый. Снова Русская земля была потрясена величием сооружения. Собор по тому времени не имел себе равных на Руси, он был почти в два раза больше московского Успенского собора. Вот так, из века в век складывался неповторимый, единственный в своем роде силуэт Смоленска.
Слайд 10. 1812 год. Под Смоленском намечалось соединение двух отступающих русских армий, и они, дав сражение неприятелю, соединились, вопреки замыслам Наполеона. Спустя годы в одном из живописнейших уголков Смоленска воздвигнули памятник: скалу - символ России; на верху бронзовое гнездо – Смоленск – и двух орлов, олицетворявших полководцев Барклая-де-Толли и Багратиона. На скалу же, к вечно недостижимой цели, карабкается галл с мечом.
Слайд 11. «В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость своего духа… Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне…» С этими словами обратился к смолянам в 1812г. М.И Кутузов. Памятник фельдмаршалу, князю Смоленскому, поставлен у подножия Соборной горы.
Слайд 12. Как символ возрождение Смоленска появился в центре города в 1830г. не собор, не дом, не памятник – сад, получивший название «Блонье» от старославянского «облонье» - окраина. Плывет над старым парком каждый день музыка М.Глинки. Он и сам здесь с дирижерской полочкой в руках. На пьедестале надпись: «Глинке – Россия. 1885г.» Вокруг памятника ограда – бронзовые линейки с нотными знаками.
Слайд 13. Музей «Русская старина», созданный известной княгиней, художницей М.К. Тенишевой. Здание построено по проекту С.В. Малютина.
Слайд 14. Вот так выглядел Смоленск в начале XX века.
Слайд 15. 31 октября 1917г. рабочие и солдаты установили в городе Советскую власть.
Слайд 16. 1941 год. На город упали первые фашистские бомбы. Два с половиной месяца длилось Смоленское сражение, о котором Г.К. Жуков писал: « В ходе Смоленского сражения Войска Красной армии, жители города и его окрестностей проявляли величайшую стойкость».
Слайд 17. Вот так выглядел Смоленск в те годы.
Слайд 18. Символом стойкости защитников Смоленска стал танк Т – 34, поставленный на пьедестал при въезде в город.
Слайд 19. В Реадовском парке создан мемориальный комплекс «Курган Бессмертия».
Слайд 20. Надгробие «Скорбящая мать» в Реадовском парке, где расстреляно более трех тысяч советских людей.
Слайд 21. Есть в Смоленске место, где связь времен и подвигов ощущается сильнее, чем где бы то ни было. Это сквер памяти героев: крепостная стена, памятники Отечественной войны 1812г. И здесь же более сорока могил воинов Великой Отечественной войны.
Слайд 22. Среди них – Вечный огонь.
Слайд 23. В центре города в старинном особняке музей С. Коненкова – уроженца Смоленщины.
Слайд 24. Из шести десятков выставленных работ более сорока – дар их создателя.
Слайд 25. Лен для Смоленска – это целый мир. Еще в IX, как свидетельствуют историки, смоляне прекрасно умели обрабатывать льняное волокно. И одежду носили главным образом льняную.
Слайд 26. В Смоленске существует уникальный музей льна.
Слайд 27. Большая Советская улица, может быть, наиболее характерна для Смоленска. Устремляясь ввысь от Днепра, она петляет, поворачивает, демонстрируя здания разных эпох и стилей.
Слайд 28. Современная набережная.
Слайд 29. Культурно-выставочный центр имени Тенишевых. Связь времен и поколений.
Слайд 30. Город как город. Не очень большой, но и не маленький. Крупная станция, много памятников, заводы, свет в окнах и люди на улицах… Все в порядке. На пушке – птица Феникс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Смоленск-город герой"
Литературно-музыкальная композиция посвящена Победе в Великой Отечественной войне.Она призвана напомнить нашим детям, какой ценой досталась эта Великая Победа и ориентирована на воспитание чувства гор...
Урок мужества. Город-герой Севастополь.
Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. На уроке мужества есть возможность еще раз перелистать страницы истории обороны Севастополя. ...
Урок-экскурсия "Города Золотого кольца"
Конспект открытого урока по немецкому языку в рамках ФГОС в 7 классе. Тип урока: эксурсия-путешествие с защитой презентаций....
презентация Смоленск-город-герой
презентация к классному часу на тему Города-герои: Смоленск...
Урок экскурсия. Город Санкт-Петербург - Город Эссен
Экскурсия1 УРОВЕНЬ Общие сведения:а) история основания, место расположенияб) климат , населениев) реки2 УРОВЕНЬ Достопримечательности города3 УРОВЕНЬ Известные люди...
Воспитательное мероприятие Город - герой Смоленск
Воспитательное мероприятиеГород - герой Смоленск...
Виртуальная экскурсия «Город-герой Новороссийск»
Цели: формирование личности гражданина-патриота Родины на примерах массового героизма нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками.Задачи: расширить и углубить знания об истории Великой Отечествен...