Программа курса по реализации социально значимых проектов "Литературное краеведение"
рабочая программа по краеведению

Кавецкая Елена Евгеньевна

Литературное краеведение как одна из форм работы по социализации обучающихся актуальна и современна в наши дни, так как предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и  других субъектов общественной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литературное краеведение» составлена на основании

  • Федерального закона «Об образовании в РФ»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  •  «Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России»;
  • Национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа» (5.11.2008 г.);
  • Основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №6»  г. Сафоново  Смоленской области;
  • Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2016  г. Автор Г.С. Меркин «Литература Смоленщины».

Актуальность программы: литературное краеведение как одна из форм работы по социализации обучающихся актуальна и современна в наши дни, так как предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально – педагогической деятельности школы, семьи и  других субъектов общественной жизни.

Программа позволит обучающимся расширить кругозор, пробудить интерес к культуре и литературе родного края, приобщиться  к славному прошлому нашей Родины, глубже осмыслить личность поэта, писателя и его творчество, лучше понять процесс развития всей русской литературы. Программа направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России средствами литературного краеведения, формирование системы знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине, установление логических связей с событиями в литературной жизни страны.

Задачи:

  • способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
  • воспитывать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
  • формировать систему знаний о развитии литературного процесса на Смоленщине; установление логических связей с событиями в литературной жизни страны; повышать мотивацию к познавательной деятельности;
  • научить практическому применению знаний по русскому языку и литературе в рамках литературно–краеведческой деятельности;
  • способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
  • способствовать самоопределению обучающихся в русле традиций русской культуры;

  • воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
  • ознакомить с литературно – краеведческим потенциалом Смоленской области; способствовать личностному развитию обучающихся;
  • способствовать формированию чувства ответственности за памятные места нашего Отечества, родного края (памятники, музеи, памятники природы и их охрана);
  • выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно– ориентированного подхода в организации образовательной деятельности.

Планируемые результаты

  • Личностные результаты
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • Метапредметные результаты:         
  • в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • Предметные результаты:
  • в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений смоленских авторов; умение анализировать литературное умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

По окончании изучения курса «Литературное краеведение»:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Иметь  представление  о  культуре,  истории, литературе Смоленщины. О месте литературы Смоленского края в общем литературном процессе страны и движении её во времени, о богатстве   её   содержания,   форм, о её общественном значении.

Владеть различными видами устной и письменной речи

Получит знания о стилистике стихотворной речи (Смоленская поэтическая школа).

систематизировать материалы на определённую тему и описать их.

Обобщать наблюдения над соотношением жизненной правды и художественного вымысла, над способами выражения авторского сознания в произведении

собирать краеведческие (литературные) материалы

Получит знания о лексике, отражающей внутренний мир человека, его чувства, переживания, интеллектуальные проявления.

оперировать приобретёнными знаниями по теории литературы

Изучать биографические сведения о писателях, знать произведения, знать творческую историю произведений

Готовить  и  презентовать  социально-значимые проекты на конкурсах разного уровня

Обобщать первичные знания о стиле произведения   (выразительно-изобразительные средства в их единстве)

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Должны знать: роль и значение литературного краеведения; литературные жанры, их особенности; художественное своеобразие писателей и поэтов Смоленщины; взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края; характерные особенности Смоленщины в разные годы, отражённые в изученных произведениях; жанровые особенности произведения.

Должны уметь: пользоваться текстовым материалом (читать текст, понимать его, доступно рассказывать); грамотно излагать свои мысли; определять тему и идею художественного произведения; работать с книгой и другими литературными источниками; презентовать исследовательские проекты на конкурсах разного уровня; анализировать и оценивать произведение как художественное целое; выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку; писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте; делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их; работать со справочной и критической литературой.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

Внешние результаты реализации программы:

  • достижения учеников на районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
  • устойчивый интерес к литературному краеведению;
  • увеличение направленности и разнообразия проектов;

Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и др.);
  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов) поисковая деятельность.

Виды деятельности: приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями; разработка и участие в социальных проектах, овладение навыками работы с информацией.

Формы деятельности: лекции, семинары, экскурсии, изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов, исследовательских работ, дневники, презентации, сочинения по темам исследований; изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты; проведение литературных тематических вечеров, викторин, игр в рамках литературно - краеведческих мероприятий. 

Содержание курса

Курс начинается с общего знакомства со Смоленским краем, историей, культурой, литературой Смоленщины.

   Введение.

Цель и задачи курса. История, культура, литература Смоленщины.

Литературная карта Смоленской области.

Литературное краеведение родного города.

Теория: понятие литературного краеведения.

История Смоленщины (общий обзор)

Памятные места Смоленского края.

Фольклор Смоленщины

Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.

Смоляне в древнерусской литературе

«Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском», «Житие Авраамия Смоленского». Климент Смолятич. Лука Смолянин. История Смоленской одигитрии. Радзивиловская летопись.

Литературная Смоленщина (общий обзор).

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие.

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

 А.Т.Твардовский и Смоленщина Тема «малой родины» в творчестве.

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова.

Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.

Основные черты Смоленской поэтической школы.

«Ради жизни на земле».

Произведения о Великой Отечественной войне.

Писатели Смоленщины на войне.

Боль поколения

О.Ермаков "Афганские рассказы", "Знак зверя".

Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

Цель и задачи курса. История, культура, литература Смоленщины

1

2

. Литературная карта Смоленской области.

1

3

Литературное краеведение родного города

1

4-5

История Смоленщины (общий обзор).

2

6-7

Памятные места Смоленского края.

2

8-9

Фольклор Смоленщины

Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху

2

10-11

Смоляне в древнерусской литературе

«Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Меркурии Смоленском», "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин.История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись

2

12-13

Литературная Смоленщина (общий обзор).

2

14

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие.

1

15

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаковского.

2

16-17

А.Т.Твардовский и Смоленщина. Тема «малой родины» в творчестве.

2

18

Н.И.Рыленков. История родного края в произведениях Рыленкова.

1

19

Современная поэзия Смоленского края. Традиции и новаторство.

1

20

Основные черты Смоленской поэтической школы.

1

21-22

«Ради жизни на земле».

Произведения о Великой Отечественной войне.

2

23-24

Писатели Смоленщины на войне.

2

25-26

Боль поколения.

О.Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя»

2

27-28

Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. Художественные особенности.

2

29-30

Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней.

2

31-34

Подготовка и презентация социально- значимых проектов

4

Литература:

  1. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению для 9 класса «Литература Смоленщины» в 2-х частях / Авт.-сост. Г.С. Меркин – Смоленск: Универсум, 2016.
  2. Электронные учебные издания
  3. http://festival.1september.ru/
  4. http://www.litera.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

    С 15 июля по 1ноября  учителя  Шимолинской школы организовали работу по реализации  социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый д...

Реализации социально значимого проекта «Служба дворовых инструкторов. Здоровье – в каждый двор!» в сфере молодежной политики за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края, в рамках программы «Молодёжь Алтая» на 2013-2014 годы.

В этом году на протяжении нескольких  месяцев педагоги нашей  школы  работали над проектом «Служба дворовых инструкторов – здоровье в каждый двор». Проект реализовывался на средства, вы...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социально значимое экологическое проектирование»

Актуальность курса. Использование интерактивных педагогических методик и технологий, ориентированных на запросы обучающихся и их родителей, является актуальным требованием при подготовке адаптивных, к...