Ярмарка Народно-спортивная переменка
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

Цели:

1.  Познакомить детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью   русского   народа,   проявляющейся   в культуре проведения праздников.

2.  При помощи игр обогащать словарный запас детей и их знания о фольклорном жанре.

3.  Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обо­гащать народные традиции.

4.  Закреплять физические качества и навыки, получен­ные на уроках физической культуры, развивать игровое внимание.

5.  Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka_sportivnyy_prazdnik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмарка

Народно-спортивная переменка.

Автор: Александрова Л.Ю. – руководитель музея.

Цели:

1.  Познакомить детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью   русского   народа,   проявляющейся   в культуре проведения праздников.

2.  При помощи игр обогащать словарный запас детей и их знания о фольклорном жанре.

3.  Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

4.  Закреплять физические качества и навыки, полученные на уроках физической культуры, развивать игровое внимание.

5.  Воспитывать интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Местом проведения мероприятия может быть спортивный зал школы, украшенный воздушными шарами, цветными лентами.

Оформление: У одной стены зала - изображение деревенской улицы, расписной терем, перед ним - завалинка, береза, скамейка, изгородь с петухом. У другой стены - деревенское окошко, под ним накрыт праздничный стол (самовар, посуда, цветы), развешаны вышитые полотенца, расставлены предметы народно-прикладного творчества. На стене зала или на занавесе – улыбающееся солнышко.

Оборудование: музыкальный центр, воздушные шарики.

Время проведения: всесезонность.

Возраст: 7-15 лет.

Артисты: Фома, Ерёма, коробейники, ведущий, Танюшка, Иванушка, девочка в русском сарафане.

 Использованная литература:

1.  Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 48 с.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1996. - 79 с.

3.  Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 128 с.

4.  Пушкина С. И. Мы играем и поем: Инсценировки русских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста. - М.: Школьная пресса, 2001. - 160 с.

5.  Загадки: Для детей младшего школьного возраста. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993. - 110с.

Ход переменки:

Перед входом в зал гостей праздника встречает объявление:

Внимание! Внимание!

Народное гулянье!

Торопись, честной народ, -

Всех вас ярмарка зовет!

Под фонограмму русских народных песен гости занимают места в зале. Звучит веселая мелодия. В коридоре появляются скоморохи Фома и Ерема.

Фома.       На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, радости

Давно вас ждут, друзья!

Ерема.     Эй! Не стойте у дверей -

Заходите к нам скорей!

Две команды, сформированные по классам, заходят в коридор.

Фома. И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли!

Ерема.      Народ собирается!

Наша ярмарка открывается!

Ведущий. Сегодня на нашей ярмарке состязаются две команды - «Бояре» и «Купцы».

Ерема.      Эй, девчоночки-подружки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Веселее попляшите,

Всех гостей повеселите!

игра «Разноцветные змейки»

Под медленную мелодию капитан «змейкой» ведет команду соперников, постепенно увеличивая темп движения. Он старается сделать так, чтобы от цепочки оторвалось как можно больше ребят. Игрок, разорвавший цепь, садится на скамейку, а остальные, соединив руки, продолжают движение. Выигрывает команда, капитан которой выведет из игры большее количество соперников.

Фома.       Просто так и для утехи

Начинаю я потеху.

Выходите, женихи –

Кто тихи и кто лихи,

 -Удаль, силу показать,

Свои косточки размять.

Ведущий. Повеселились, ребятишки,

а теперь померимся силой и ловкостью.

Состязание «Перетягивание каната»

Команды берутся за концы каната и по сигналу ведущего стараются перетянуть команду-соперницу за черту, проведенную на полу. Побеждает команда, перетянувшая соперников.

Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»

В центр зала выходят мальчик и девочка в русских костюмах - Иванушка и Танюшка.

Танюшка. Иванушка-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Поехал жениться,

Привязал корытце.

Корытце мотается,

Невеста улыбается.

Корытце упало -

Невеста пропала.

Иванушка. А ты, Танька-егоза,

Съела мышку без хвоста,

Одну овцу,

Свинью-пакостницу,

Пятьдесят поросят -

Одни ножки висят!

После этих слов Иванушка убегает, а Танюшка его ловит.

Игра «Красная Шапочка»

Одной команде Танюшка отдает венок; игрок, надевший венок, становится водящим. Другой команде Иванушка отдает кепку; игрока, который наденет кепку, и должен поймать водящий. В процессе игры кепку можно передавать другому игроку, водящий же всегда ловит игрока в кепке. Когда «Танюшка» поймает «Иванушку», пойманный игрок выбывает из игры, а команды обмениваются кепкой и венком - меняются ролями. Игра проводится несколько раз.

Ерема. Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть?

За рога возьмем козленка,

Отведем на луг,

А девчонку - за ручонку -

В наш веселый круг.

Ведущий. Предлагаем поиграть -

Свою ловкость показать!

Игра «Кто ловчей?»

Участвуют обе команды. Под музыку дети движутся по кругу. Пред ними палка, которая с каждым кругом опускается всё ниже. Под ней надо пройти, прогнув спину назад. Кто не смог, выбывает из игры. Выигрывает команда, чей игрок остался последним.

Под фонограмму русской народной песни «Коробейники» появляются два коробейника с лотками, одетые в русские национальные костюмы.

 1 -и коробейник.

Тары-бары- растабары,

Расторговываю товары!

Подходите, молодцы!

Есть гребешки и ножницы,

Булавки, иголки,

Нитки, приколки.

Для старушек шали

-Знатные мастера вышивали;

Для девиц платочки

-Посередине цветочки.

Подходите, покупайте,

Веселее разбирайте!

2-й коробейник.

Такой товар «за так» не отдам!

Выходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Выходи в дружный круг

-Поиграть немножко.

Эстафета

На веревке привязаны воздушные шары с нарисованными лицами (по количеству участников обеих команд). Задание - повязать платки на шары: чья команда быстрее.

Фома. Нет, Ерема! Такого не бывает! Небылицы это все

Ерема.     Разве ж это небылицы?..

Вы послушайте, ребята,

Мою сказку небогату

От конька-горбунка

И медведя-плясунка.

По поднебесью, братцы, медведь летит!

Медведь летит, хвостом вертит!

Свинья на ели гнездо свила!

Гнездо свила, деток вывела!

Милых деточек-поросяточек!

Поросятки по сучкам висят!

По сучкам висят, полететь хотят!..

Фома. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!!!

Ерема.     Не веришь - не верь!

Открой лучше дверь!

Там к нам гостья пришла,

Цветов принесла!

Появляется девочка в русском народном сарафане корзиной в руках; в корзине – лепестки цветов. Девочка. Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте! У меня здесь лепестки цветка необыкновенного, а гадального. И имечко у него ласковое да нежное ромашка!

Эстафета «Ромашка»

Из общего количества лепестков выбрать лепестки его цвета (например, у одной команды лепестки желтого цвета, у другой - красного) и выложить вокруг своей стойки: чья команда быстрее.

Фома.       Все! И ярмарке конец –

Шуткам, играм, танцам!

До свидания! Спасибо

Скажем всем ребятам.

Подведение итогов. Классы, чьи участники оказались победителями подсчитывают гривны, заработанные во время состязания. Они переводятся в баллы.

Ерема.      Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам -

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения "Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка" (подготовительная группа)

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, в...

Народно-спортивный праздник для младших школьников.

Данный праздник знакомит детей с эпизодами народных гуляний, самобытностью русского народа, проявляющейся в культуре проведения праздников.Воспитывает у учащихся уважительное отношение к национальному...

Сценарий осенней ярмарки по итогам работы У О У: «Ярмарка Дружбы»

Сценарий традиционного мероприятия по итогам работы учебно -опытного участка осенней ярмарки, направленного на формирование толерантного, уважительного отношения к культуре и традициям народов России....

Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы.

Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена. Объект исследования: образовательный процесс на уроках ...

Народные спортивные игры как элемент национальной культуры. «Осетинские спортивные игры»

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной тр...

Открытая региональная ярмарка креативно – технологических проектов «TOMSK» 2022. Организатор Ярмарки – AHO ДО «Детский технопарк «Кванториум».

С 11 по 24 декабря ученики 11 класса Иващенко Евгений и  Беляев Александр участвовали в  открытой региональной  ярмарке креативно – технологических проектов «TOMSK» 20...