Исследовательская работа Человек на войне
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс)

Мухаметжанова Альфия Хайдяровна

Исследовательская работа рассказывает о роли человека в Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_chelovek_na_voyne.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Больше - Рыбушкинская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Садекова Краснооктябрьского района Нижегородской области

                       

                 

Авторы: члены объединения «Рыбушкинская старина» (7-9 кл.)                                                                                                                                                                          

(607533 Нижегородская обл., Краснооктябрьский р-н, с. Б.Рыбушкино, ул.Школьная, 1, 8-831-94-55486, alfiyamuh@mail.ru)

Руководитель: Мухаметжанова А.Х. учитель истории и обществознания (607533 Нижегородская обл., Краснооктябрьский р-н, с. Б.Рыбушкино, ул.Лесная, 8, 89087536322, alfiyamuh@mail.ru)

Большое Рыбушкино

2019


Оглавление

Введение ……………………………………………………………….………...3

1. Трагедия плена………………………………………………………..….……5

2. В тылу………………………………………………………………….………7

3. Судьба солдата…………………………………………………………..…….11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………….…..……16


Введение

Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все, от него зависящее,

чтобы приблизить час победы над фашизмом

Г.К.Жуков

Наша страна готовится к 74-й годовщине Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. В школьные годы мы немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной – изучали великие сражения, операции, партизанскую войну и т.д. Но воюют прежде всего люди. В который раз попытаемся понять их. И не только маршалов и генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война – это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции амбиции вождей – без них мы вряд ли поймём: что, как и почему происходило. И на протяжении всей войны люди пытались приспособиться, жить и выжить. Как им это удалось? Это сегодня нам и предстоит выяснить.

         Нас заинтересовала данная тема, и мы взяли ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано нашим желанием узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение нашей работы.

Нам интересно было читать историческую литературу о Великой Отечественной войне.   Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 70 лет тому назад на нашей Родине. И когда читаешь, наворачиваются слезы. После чтения этих книг, газет мы почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

         Для составления работы мы встречались и беседовали с тружениками тыла, которые много рассказали о своей жизни. А также в нашем школьном краеведческом сохранились воспоминания земляков – ветеранов Великой Отечественной войны.

В ходе работы мы поближе познакомились с рыбушкинскими тружениками тыла. Встречаясь с ними, отметили нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

Что же мы хотели отобразить в своей исследовательской работе?

Проблема: понимание роли человека в войне.

Объект исследования: учебная и документальная литература, в которой мы получили информацию по данной тематике.

Предмет исследования: влияние войны на человека.

Цель исследования: формирования представления о духовном мире человека войны.

Задачи: раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа с наибольшей доступной для школьников полнотой и объективностью.

Методы: 1.Накопление материала: изучение литературы и источников, ознакомление с историей вопроса; 2.Осмысление собранного материала: анализ и обобщение; 3. Проверка и уточнение фактов: уточнение сделанных выводов.

Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это мы и хотим показать в своей работе.


Трагедия плена

По данным германского командования, за годы войны в немецком плену побывало более 5700000 советских военнослужащих. Каким образом советские солдаты и офицеры оказывались в плену. Кто был в этом виноват? Как сложилась их судьба?    На эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов. Но то что для человека это было настоящей трагедией никто не сомневается.

В нашем районном центре-в селе Уразовка есть улица имени великого татарского поэта Мусы Джалиля. Но мы также знаем, что он был не только поэтом, но и настоящим героем, чей подвиг не будет забыт никогда. Поэт – патриот сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах.

Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.

Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.  Несмотря на то, что за участие в тайной политической организации среди пленных Мусу Джалиля фашисты жестоко пытали, грозили смертью, но они не могли остановить голоса поэта. Он продолжал писать стихи.

Это “Моабитские тетради” Джалиля – последние стихи поэта. Из обрывков бумаги он сшил два блокнота. Чтобы скрыть от врага, он назвал “Турецко-немецким словарем” и хранил в складках своей убогой тюремной одежды.

Перед казнью Муса передал блокноты бельгийскому партизану Андре Тиммермансу. Он был заключен в тюрьме вместе с Мусой Джалиля. По окончании войны, вернувшись на Родину, Андре Тиммерманс передал блокноты со стихами Джалиля в советское консульство в Брюсселе.

В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

За цикл стихов «Моабитская тетрадь» в 1957 году Джалилю была посмертно присуждена Ленинская премия Комитетом по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. В 1968 году о Мусе Джалиле был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Мы считаем, что великий поэт принадлежит не только оренбургской земле, где он родился. Не только Татарстану, где он жил и работал, но и всем нам-живущим на земле. Муса Джалиль – человек Мира.


В тылу

В ходе войны перед тружениками всей страны, а также нашей деревни, всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.  

В колхозах Горьковской области в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.

Мы гордимся, что наши земляки - рыбушкинцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия военного времени, жители деревни Рыбушкино внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, а в колхозах повышен минимум трудодней. Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за шестьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни.  

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли школьники нашей Больше - Рыбушкинской школы. Детям приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года подморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И поистине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, сотни гектаров скошенного хлеба, сотни связанных снопов, сотни тонн намолоченного зерна. Сотни, тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано во время войны.

Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Мы считаем, что несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Невозможно представить, что дети такие же, как мы, совершили такой подвиг. Просто можно удивляться, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт. Сейчас в живых тружеников тыла нашего села осталось около 50 человек. Вот некоторые из тех, с кем мы встречались и беседовали.

Абзалетдинова Райся апа в 15 лет она работала в колхозе. Райся апа вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно. Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил.   Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо. Картошку садили - и крахмал отдавали, и свежей рассчитывались, и нарезанную лапшой, и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает. Муки давали по норме, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».

Измаилов Харис абый говорит о том, что начал работать с 12 лет. Работал с 8 часов утра до 8 часов вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали по нормам.  Все время чувствовали себя голодными. Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать полегче работу и, когда можно было, рабочий день укорачивали для них на 1 час. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.                                                                                                                        

Мусина Адельбану апа вспоминает о том, как в 8 лет пошла помогать старшим братьям работать.  Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала старшим ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб.  

         Ахметжанова Захидя апа с 9 лет работала в колхозе. Она вспоминает о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.

        Из бесед со всеми тружениками тыла для себя мы отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.


Судьба солдата

        Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. Какие чувства, факторы, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду? За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

        За годы великой Отечественной войны из нашего Краснооктябрьского района были призваны более 10 тысяч человек. Более 8 тысяч из них не вернулись. Тысячи погибли в боях или пропали без вести, остальные умерли от ран в госпиталях или в плену. Это были люди разных возрастов, разных поколений. Где бы ни находился человек – повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час Победы над фашизмом.

        Свято помнит наш народ о тех, кто ценою своей жизни приближал Победу. Их героическое прошлое – это энциклопедия жизни народа. Каждая судьба – это отдельная страница и чистой эта страница оставаться не должна. До сих пор по крупицам продолжают восстанавливаться сведения о погибших.

        Наша Краснооктябрьская земля дала двух Героев Советского Союза и двух полных кавалеров Орденов Славы.

        При форсировании Днепра и в боях на захваченных плацдармах советские воины проявили массовый героизм и высокое мастерство. 2438 солдат. Сержантов, офицеров и генералов всех родов войск были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и наш земляк – Абульханов Садык Фехретдинович. Он родился в деревне Семеновка. Во время войны на фронте находился с октября 1942 года. Прошел свой боевой путь от Сталинграда до Днепра. В ночь на 27 сентября 1943 года наводчик орудия 1248 противотанкового истребительного артиллерийского полка сержант Абульханов первым открыл огонь по фашистским самолетам, бомбившим район переправы. Одним из первых форсировал Днепр в районе села Губенское Запорожской области и спас моториста с подбитого катера. Участвовал в отражении 13 вражеских контратак. Заменив погибшего командира орудия, погиб в этом бою. Именем Героя названа улица и школа в селе Семеновка.

        Капитан Хафиз Фаттяхутдинов вместе с русским летчиком и испанцем Рубеном Ибаррури покоится в Волгограде на Алее Героев, в самом центре города. До войны он работал учителем татарского и русского языка, на фронт ушел добровольцем. Участник Сталинградской битвы. «За то, что он в бою у разъезда Басаргино, действуя в составе наступавшей 15 Гвардейской стрелковой дивизии 14 января 1943 года по своей инициативе, взяв с собой орудие и пулемет с расчетами, всего 10 человек, проехал на фланг, а затем в тыл противника истребил до 400 вражеских солдат и офицеров, выдержав получасовой бой с силами, превосходившими его силы в 70 раз, положил начало разгрому группировки, угрожавшей остановить наступление Советской армии»,- написано в наградном листе от 19 июня 1943года, по которому он был награжден орденом Ленина.

        Подробнее хочется рассказать о человеке, который воевал на фронте. Башар Нурмухаммятович Шамшетдинов один из участников Великой Отечественной войны села Большое Рыбушкино, дошедший победным маршем до Берлина. 
«День Победы встретил в Праге, – вспоминал о своем славном боевом пути ветеран, – что творилось в этот день в чешской столице, словами не описать. Улицы заполнились горожанами, девушки бросают цветы на броню военной техники, народ качает в воздухе наших воинов. Радостью и со слезами на глазах слушали по радио сообщение о капитуляции фашистской Германии. Мы поняли, что это конец войне…». А началась война для восемнадцатилетнего Башара Шамшетдинова летом 1942 года. Несколько месяцев учебки в Подмосковье – и на фронт. Всю войну он прошел в составе 50-го отдельного мотоциклетного полка гвардейской танковой армии генерала С. Н. Рыбалко. Участвовал в освобождении от оккупантов Украины, Польши, Чехословакии. Три раза форсировал Днепр и Вислу, на подступах к которым сопротивление немцев отличалось особой ожесточенностью. Мотоциклисты танковой армии всегда были на передовой, а чаще всего в тылу врага, используя мобильность и маневренность «мотоконей», собирали ценную развединформацию о противнике, проводя разведывательные и диверсионные операции, сеяли ужас и панику в стане врага. «Иногда совершали рейды на 100 – 150 километров, – вспоминает ветеран. За всю войну сменил пять мотоциклов, четыре – по выработке ресурса и только один потерял в бою, налетев на немецкую засаду, где чудом остался жив, получив лишь легкое ранение, а мотоцикл вдребезги. На своих «Харлеях» объездил пол Союза и пол Европы. В наши боевые обязанности входила еще и быстрая доставка донесений командованию». То, что гвардейская танковая армия генерала Рыбалко мужественно воевала и стала легендарной, есть, наверное, и немалая заслуга мотоциклетного полка, где воевал Башар-абый и бойцы которого снабжали командование армии оперативной и достоверной развединформацией.
Тот факт, что передовые части танковой армии уже 20 апреля 1945 года одним из первых достигли подступов Берлина, говорит о многом. После взятия Берлина, танкистам Рыбалко поступил приказ: «На Прагу!» А через пять дней они уже были в центре Чехословацкой столицы.

        Еще целый год Башар Шамшетдинов стоял на страже мирного неба освобожденного от фашизма Европы. Потом по рекомендации командования год учебы в Свердловском танковом училище, но, расформировав целый курс, их отправили домой. На прощание начальник училища так и сказал: «Стране теперь нужнее трактористы, чем танкисты!». И он, вернувшись, устроился трактористом в родной колхоз им. 1 Мая. Для Башар абый теперь началась другая битва – битва за хлеб уже на мирных полях. Через четыре года, учитывая его опыт и добросовестную работу, Шамшетдинова назначают бригадиром тракторной бригады в соседнем колхозе «Серп и Молот», где он верой и правдой проработал вплоть до выхода на заслуженный отдых.

        Следует отметить, что Башар-абый одинаково мужественно и добросовестно относился и к ратной службе, и мирному труду. Об этом свидетельствует его многочисленные боевые и трудовые награды. Он кавалер ордена Отечественной войны 2-ой степени, ордена Славы 3-ей степени, дважды кавалер медали «За отвагу», медалей «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и медали Жукова. За высокие производственные показатели, достигнутые на полях колхоза, награжден мирными государственными наградами: орденом Октябрьской Революции и медалью «За трудовое отличие».

        К большому нашему сожалению Шамшетдинов Башар Нурмухаметович не дожил до 70-летия Великой Победы. Он скончался в феврале этого2014 года. Зато каждый год 9 Мая над своим домом вешал Красный флаг – символ Победы.


Заключение

        1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.

        Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

        Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.

Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбу страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Мы поняли, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.


Список использованной литературы

  1. Бурменко К. Семь героев Сталинграда - Российская газета, 2.02.2014
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX веков: Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 2000.
  3. ТюльниковЛ.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза – горьковчане: Горький, 1981.
  4.  Материалы школьного краеведческого музея.
  5. Воспоминания земляков-рыбушкинцы
  6. http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.mega-stars.ru%2Fwriters%2Fmusa_dzhalil.php
  7. http://www.auportal.ru/history/35322.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Человек и война"

Данная работа - психологическое исследование на тему "Человек и война". В данной работе используется материал об афганской войне, приводятся воспоминания участников этой войны - жителей нашего села....

Исследовательская работа "Вторая мировая война-обзор учебников"

Цель исследования – рассмотреть все имеющиеся материалы и дать оценку преподаванию истории второй мировой войны в разных странах....

презентация к исследовательской работе Детство опаленное войной

Предлагаю вашему вниманию презентацию к исследовательской работе Детство опаленное войной...

Научно-исследовательская работа "Музыка, опаленная войной"

В настоящее время особую актуальность в нашей стране приобретает проблема патриотического воспитания. Цель данной  работы: изучение значения музыки в годы Великой Отечественной войны и в наш...

Исследовательская работа по теме: «Война глазами детей»

Особое место в истории  занимает победа над фашизмом. И решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ. Мы никогда не должны забывать о великом патриотизме наших...

презентация к исследовательской работе по теме: "Война глазами детей"

Данную работу можно использовать во внеклассной работе и на уроках краеведения....

Научно- исследовательская работа Великая Отечественная война в русской драматургии 40-80-х годов.

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом....