Научно- исследовательская работа Великая Отечественная война в русской драматургии 40-80-х годов.
проект по литературе (10 класс) на тему

Козина Марина Ивановна

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом. А это соотнесение продиктовало необходимость проанализировать драматургию 1945 - 1980-х годов с учетом ее значения как для времени создания, так и для нашей современности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция школьников

им. Фатиха Карима

Секция «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе»

Научно- исследовательская работа

Великая Отечественная война в русской драматургии 40-80-х годов.

Выполнила:

Гайнутдинова Оксана Евгеньевна,

учащаяся 10 класса

МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево»

Лаишевского муниципального района

Научный руководитель:

Козина Марина Ивановна,

учитель русского языка  и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево»

Лаишевского муниципального района

Лаишево – 2014

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………… стр.3

2. Советская драматургия 1945 - 1955-х годов   о Великой Отечественной войне …………………………………………………………………..стр. 1

  3. Советская драматургия 60-70-х годов ………………………….стр. 5

   4. Русская драматургия накануне перестройки…………………стр. 7

      4.1.   Публицистическое начало в драматургии 70-80-х годов

    4.2.  Война как великая трагедия в пьесах послевоенного времени

    (к проблеме жанра)

    4.3. Драматургия 70-80-х годов. Спор о герое

5.Заключение…………………………………………………………. стр.12

6. Список литературы…………………………………………………стр.14

1. Введение.

           9 мая 2015 года будет отмечаться 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Значение этого события для России велико. Для нынешних молодых современников война стала фактом истории, а для немногочисленных ее участников — воспоминанием о героическом прошлом.

В годы войны великий подвиг совершила и отечественная литература. Одной из отличительных особенностей этого периода было всеобщее единение поэтов, прозаиков, драматургов в создании произведений, которые помогли народу воевать и побеждать. Важно отметить, что многие писатели были не только современниками, но и участниками событий.

В военную пору интенсивно развивались все жанры литературы.  Несмотря на то, что драма является самым трудным литературным родом, она внесла свой вклад в победу: драма и театр своими специфическими средствами давали бой фашизму, укрепляли убежденность в правоте своего дела, изображали победу над фашизмом как неизбежную.

Потребность в драматических произведениях была необычайно велика, так как современники не только хотели читать, но и видеть со сцены подвиги защитников Родины.

Не одно поколение выросло с тех пор, как окончилась война,  но так много еще не сказано честного об этих годах. Ныне живущим, особенно молодежи, надо знать все, что было тогда: героическое и страшное, правду и ложь. Новые поколения хотят знать правду о Великой Отечественной войне.

Повествуя о прошлом, произведения военной тематики служат настоящему и будущему: это - предостережение поджигателям новой войны, немеркнущий урок патриотизма, героизма, мужества. Таким образом, обращение к теме Великой Отечественной войны обусловлено как исторической важностью самих военных событий, так и запросами современной жизни.

В данной работе предпринята попытка условно обозначить этапы  развития драматургии, которые совпадают с историей литературного процесса. Начальный этап - драматургия, созданная непосредственно в годы Великой Отечественной войны,- не является предметом описания, так как довольно основательно освещена литературоведами. При исследовании драматургии послевоенных лет условно выделены следующие периоды ее развития:

I этап - 1945 - 1955 гг. - драматургия первого послевоенного десятилетия.

Основной целью пьес в эти годы было обобщение событий войны, показ источников победы народов страны, освободившей человечество от фашизма.

II этап - 1956-1960-е годы включительно. В этот период перед литературой выдвигались проблемы современности, а война осваивалась драматургами уже с дистанции времени. Авторы пьес акцентировали внимание на морально-нравственных проблемах духовного мира человека.

III этап - 1970-1980-е годы - можно считать дальнейшим движением к развитию исторической драмы.

Актуальность темы исследовательской работы: современное значение анализа драматургии этого периода необходимо потому, что помогает показать движение поэтики драматургии о войне.

      Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем сделана попытка осмыслить драматургию 1940-1980-х годов о войне как единое целое, показать при этом ее эволюцию.

     Основная цель исследовательской работы - охарактеризовать развитие драматургии о войне в связи с общими закономерностями развития литературы.

    С намеченной целью связаны и задачи исследования:

- условно определить основные этапы развития драматургии, дать их периодизацию, отметить своеобразие каждого этапа;

- рассмотреть движение драматургии в 1945-1980-е годы в контексте историко-литературного процесса этого времени;

- при анализе драматургии выделить главные ее проблемы, связанные с характером героя и конфликта, с особенностями поэтики;

Объект исследования -  драматические произведения русских писателей о войне

Гипотеза: драматургия о войне является  неотъемлемой частью становления историко-литературного процесса 1940-1980-х годов.

Методы работы:

  1. поиск материала,
  2. анализ полученного материала,
  3. сравнительно-аналитический метод.

Практическая значимость работы.  Результаты исследования могут быть  использованы как на  уроках литературы  в старших классах, так и для работы школьных факультативов и литературных кружков.


2. Советская драматургия 1945 - 1955-х годов   о Великой Отечественной войне.

Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, которому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств — от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об «усталости» военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч. Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев, С. Алексиевич).         Мысль о неразрывной связи послевоенных поколений с историей своей страны точно выразил поэт Н. Дмитриев: « В пятидесятых рождены, //Войны не знаем мы, и все же//  Я понимаю: все мы тоже// Вернувшиеся с той войны»1.           Литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелейших испытаниях, «крови, страданиях и смерти», писатели выражают общее убеждение в том, что это не должно повториться никогда.
       Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бесконфликтности, с помпезно-монументальным стилем. «Бесконфликтность» в литературе и искусстве явилась проявлением социальной политики и последовательной идеологической работы. В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий. В это время решаются новые задачи с учетом традиций драматургии периода Великой Отечественной войны. Основной целью пьес в эти годы было обобщение событий войны, показ источников победы народов страны, освободившей человечество от фашизма.

……………………………………………………….

 1. Дмитриев Н. Ф. Я — от мира сего: [Стихи]. — М.: Молодая  гвардия, 1975. — 31 с.

 Следовало наметить те проблемы, которые были созвучны времени, а именно: необходимость усвоить уроки войны, сохранить мир на земле и обеспечить дальнейшее существование человечества. Драмы, созданные в первое послевоенное десятилетие, отразили различные явления военной и послевоенной действительности. Каждая из них обладает своими художественными достоинствами, но все они имеют общие закономерности:  пьесы 1945-1955-х годов о войне привлекали и обновляли литературные традиции героической драмы, начало которой восходит к драматургии 20-х годов; отстаивали в борьбе с "теорией бесконфликтности" многообразие драматического конфликта; воплощали в художественных образах величие героического характера; связывали проблемы войны и мира; подготавливали развитие драматургии последующего времени.
       Основное внимание драматурги сосредотачивают на раскрытие тех черт характера людей, которые помогли нам выстоять и победить в годы войны.
Фабула военной драмы «Победители» /1946/  Б. Чирского внешне сходна с сюжетным построением « Фронта» А.Корнейчука. Здесь та же ситуация замены командующего фронтом, честного, но нерешительного, внутренне уже капитулировавшего Воробьёва генералом Муравьёвым. Однако конфликт раскрывается не остро сатирически, а средствами психологической драмы.
     По мере того как военные действия переходили за рубежи нашей Родины, все большее внимание художников стало привлекать интернациональная тема. Отзвуки ее – в пьесе М.Светлова « Бранденбургские ворота» /1945/. Пафосом интернационализма и братской солидарности в борьбе против фашизма пронизана последняя из пьес военного писателя К.Симонова « Под каштанами Праги».  Главное в пьесе Симонова, основная ее идея - это формирование политического сознания людей в сложной обстановке идейной  борьбы. С полным основанием Стефан в споре с отцом замечает: « я больше чех , чем ты!… Потому что ты думаешь о прошлом Чехии, а я- о её будущем». Интересная по замыслу и публицистической направленности пьеса Симонова не стала сколько-нибудь замечательным событием оттого , что, как справедливо отмечала критика, некоторые персонажи выглядели скорее олицетворенными политическими концепциями, нежели живыми людьми; отдельные сцены производили впечатление искусственных; финал- мелодраматический, надуманный.
После войны ложь, невероятные измышления о России, подтасовка фактов лавиной обрушились на читателя Западной Европы и Америки со страниц газет и журналов. Именно такую Америку увидел Симонов, побывавший там вскоре после войны.
впечатления от поездки вылились в цикл стихотворении и пьесу

« Русский вопрос». Остропублицистическая, предельно злободневная в момент появления, пьеса эта, по существу, не теряет своей актуальности и ныне.
Проблематика пьесы Симонова нашла продолжение и развитие в политической драме Б.Лавренева « Голос Америки» /1950/. В ней речь идёт о людях, которые не могут и не желают петь в унисон с проповедниками новых военных приготовлений, не разделяют разнузданной пропаганды лжи и клеветы против русских.
   Другая главная линия развития послевоенной драматургии связана с воплощением тех жизненных тем и конфликтов, которые определяли нелёгкую ситуацию, сложившуюся в разрушенной фашистским нашествием стране.
Далёкой от всяких идиллий  оказывается жизнь послевоенных героев Н.Погодина и Л.Леонова. В пьесе  Н. Погодина «Сотворение мира» художник озабочен драматическими, а порой трагическими судьбами людей. Больному полковнику Глаголину,  Колоколову и многим другим персонажам предстоит « творить мир» заново. И строить город, и залечивать душевные раны. Автор не пытается упростить этот сложный путь возвращения к жизни, хотя и раскрывает его не всегда достаточно убедительно психологически.
    К числу лучших, наиболее глубоких драм послевоенного периода принадлежит «Золотая карета» Л.Леонова. Высочайшей мерой народной нравственности проверяется здесь достоинство человека. На одном полюсе те , кто сражался за Родину , на другом – трус Щелканов, академик Кареев с сыном Юлием, « юристом с геологическим уклоном», который воевал « косвенным образом» – в качестве секретаря отца. Переплетение личных судеб героев не просто движет сюжет драмы, каждый их персонажей - это воплощение определенной жизненной философии.
      Основные действующие лица пьесы подвергаются суровому испытанию. Для художника важно главное- как каждый из их сдает экзамен на Человека. Драматург ставит коренные вопросы: о мере ответственности пред своим народом, о долге нынешних и грядущих поколении перед погибшими, о человеческом счастье. Ответы оказались разными. Для одних « чёрный хлеб счастья» добыт ценой великих потерь; другие легко и незаслуженно получают « золотую карету» жизненного благополучия. Результат этого далеко не безразличен художнику, вот почему он вновь и вновь возвращается к работе над драмой. Так появляются вторая и третья ее редакции.
      Переход к новым темам послевоенной действительности, новым конфликтам и характерам оказался очень не простым. Для осмысления и художественного воплощения нелегкой героической поры восстановления разрушенного хозяйства, возвращение фронтовиков к мирному труду требовалось новаторское и углубленное изучение жизни. А оно-то нередко подменялось легковесной иллюстрацией трафаретных представлений.

       Леонов Л. М. Золотая карета. Сцена из спектакля        http://turbopic.org/img/2011_08/i4e4bedb3e04a2.jpg            Михаил Светлов - Бранденбургские ворота / Драма / 1965 / Рад…

              Сцена из спектакля «Золотая карета»                                     Обложки книг  с пьесами К.Симонова и М.Светлова

   3. Советская драматургия 60-70-х годов

      Важное место в драматургии 1960 - 1970-х годов продолжала занимать военная тема. События Великой Отечественной войны требовали уже не публицистического, злободневного прочтения, а нового уровня нравственного осмысления. Этические проблемы - героизм и предательство, честь и бесчестие, долг и совесть - оказались в центре внимания в таких пьесах, как “Гостиница “Астория” (1956) А. Штейна, “Барабанщица” (1958) А. Салынского, “Где твой брат, Авель?” (1956) Ю. Эдлиса, “Соловьиная ночь” (1969) В. Ежова. Последняя - истории любви, настигшей русского солдата и немецкую девушку весной 1945 года в послевоенной Германии. О первом настоящем чувстве совсем еще юных людей, чьи жизни трагически одинаково изуродовала война, создатели спектакля рассказывают трепетно и трогательно, не боясь обвинений в не модной ныне сентиментальности или излишнем пафосе. Хотя в целом персонажи, пожалуй, слишком уж четко делятся на положительных и отрицательных, что несколько обедняет их характеры. Но при этом именно использование такой черно-белой гаммы наиболее точно обозначает центральный конфликт постановки, выраженный в столкновении благородства и подлости. А потому сразу «по-военному» четко определяется общая расстановка сил, и становится совершенно ясно, где «наши», а где «враги». Только «враги» эти оказываются уже не в стане противника, с которым еще совсем недавно велись бои, а среди «своих».
           Одной из лучших пьес театрального репертуара тех лет стала 
драма      А. Салынского “Барабанщица”. Сам драматург позднее вспоминал о том, как появился у него замысел произведения: “В 1943 году в одном из освобожденных городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые ее окружали, она переносила с мужеством и каким-то веселым азартом. Ее называли “овчаркой”, говорили о том, что она, когда немцы были в городе, водилась с оккупантами, работала на них… Меня увлекла, на мой взгляд, совершенно свежая ситуация. Героиня - среди своих, в освобожденном, ликующем городе вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы”.

Драматург сосредоточил основное внимание не на поступках героини (мы практически не видим ее во время выполнения специальных заданий), а на раскрытии сложного внутреннего состояния человека, вынужденного ежеминутно притворяться и лгать, хотя притворство и ложь органически чужды его природе. Драматизм ситуации усугубляется тем, что Нила Снежко влюбляется в демобилизованного летчика, но по роду подпольной работы не имеет права открыть ему свое чувство.

Героизм Нилы Снежко не в минутном порыве отчаянной смелости, а в стойком, ежедневном преодолении одиночества, презрения, насмешек со стороны окружающих. Пьеса Салынского явно перекликалась с леоновской “Золотой каретой” с ее психологическим подтекстом, нравственным максимализмом и бескомпромиссностью, романтическим настроем. Гибель главной героини во многом была вызвана недоверием к ней. Так атмосфера мелочной подозрительности в обществе, по мысли драматурга, часто становится причиной трагедии достойных людей. В пьесе о Великой Отечественной войне А. Салынский обратился к важной в то время теме искренности и доверия во взаимоотношениях между людьми.

Возросший в годы “оттепели” интерес к истории способствовал появлению и серьезной исторической прозы, и исторической драматургии.

В целом же следует отметить, что 1960-е годы завершились некоторым спадом в развитии драмы. Наступали иные времена, требующие других героев, более жесткой и горькой оценки действительности и нравственного состояния общества. Так что к исходу “оттепели” драматургия пришла, как и вся литература, не только с несомненными творческими достижениями, особенно в сравнении со сталинской эпохой, но и с солидным грузом противоречий. И то и другое пришлось взять с собой в 1970-е годы.

4.Русская драматургия накануне перестройки.

Современные драматурги, пишущие о войне, несомненно, опираются на опыт своих предшественников, драматургов и прозаиков, ибо они представляют поколение не воевавшее. В  русской драматургии  70-80-х годов заметно активизировались художественные искания в жанре трагедии в их творчестве.

Жанр своей пьесы «Эшелон»/1973/ М. Рощин определил как «трагическая повесть», отведя в ней большое место авторскому голосу. В ней рассказано о войне, «но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, кому и положено быть мужественными и стойкими, а о тех. кто выжил и выстоял, когда, казалось бы, нельзя было ни выжить, ни выстоять» Речь идет о детях, стариках, женщинах, которых война согнала с родных мест, разлучила с мужьями и отцами, ушедшими на фронт. Вагон-теплушка эвакуационного эшелона «несется в зловещем военном пространстве, словно земля в безжизненном космосе». Здесь, в тесноте вагона, рассчитанного на перевозку четырех лошадей или восьми человек, собрались совсем не знакомые до этого люди, каждый со своим горем, со своими проблемами, сиюминутными и дальними, страхом, отчаянием, надеждами. Сведенные вместе общенародной трагедией, они поставлены в такие условия, в которых нетрудно утратить все лучшие человеческие чувства, озлобиться, озвереть. В первых сценах автор подчеркивает отчужденность людей, недоброжелательность друг к другу, обостренные и бытовыми неудобствами, и постоянной угрозой смерти. Старшей по вагону Галине Дмитриевне никак не удается навести порядок, сплотить людей. Лишь дети, как всегда, беспечны и быстро находят общий язык… Такой первоначально заданный жизненный материал вполне мог стать основой жестокой повести о разрушении человеческой личности… Самыми страшными преступлениями фашизма, – пишет автор, – были преступления против человечности и, может быть, высшей их целью было: поставить людей в такие условия существования, когда низкое в человеке победит высокое, когда страх, отчаяние, отчуждение одолеют добро, идею, сострадание… Однако трагическое повествование Рощина о другом. Писатель психологически убедительно показывает, как постепенно сиюминутные страсти, мелочи быта вытесняются в душах чувством причастности к общенародному горю, чувством патриотическим. Беззащитные, беспомощные, изолированные от большого мира, люди эти начинают осознавать себя частью борющегося народа. Выжить, назло врагу выстоять – это пока все, что они могут в данных обстоятельствах.

       Хотя действие трагедии развертывается в среде советских людей, основной ее конфликт – в единоборстве двух идеологий, гуманизма и античеловечности. Всего в одном эпизоде промелькнет лицо врага: мимо эшелона проведут пленного фашистского летчика. «Мама, смотри, он как человек?» – прозвучит недоуменный возглас ребенка. И действительно, Как постигнуть жестокую истину, что несущий людям смерть тоже имеет человеческий облик? Страшный взрыв сотрясает вагон-теплушку, обрывая на самой высокой, чистой ноте детскую песенку о смеющихся людях, перечеркивая мечты о мирной послевоенной жизни. Смерть, кровь, крики, стоны… Но, замерев на секунду перед горящим вагоном, люди «продолжают путь, поддерживая друг друга». Крик новорожденного «гражданина Васи Есенюка» утверждает неодолимость жизни. «Будь проклята война – наш звездный час!» – таков трагический парадокс пьесы М. Рощина «Эшелон».

К жанру трагедии обращается в своем творчестве драматург З. Тоболкин, написавший в 80-е годы несколько пьес о войне: «Реквием», «Похоронок не было», «Баня по-черному» («Сказание об Анне»). Второе название пьесы «Баня по-черному», данное ей в Серовском драматическом театре – «Сказание об Анне», – более удачно отражает ее жанровое своеобразие.

    Действие трагедии происходит далеко от фронта, в глубоком тылу, за Уралом. Но война и здесь дает о себе знать. Заметно поубавилось мужчин на селе. Пришли первые похоронки. В каждой семье горе. Только в работе забываются люди, а работать приходится за всех ушедших. Как может поддерживает односельчан председатель колхоза, инвалид Бурмин, сам переживающий личную драму из-за невозможности быть на фронте. Одним словом создается картина, знакомая по многим произведениям о войне. Однако автор находит новые краски и художественные приемы, придающие этой картине большую силу художественного обобщения.

     На первый план выдвигается образ Анны, самой горемычной изо всех женщин села, которую война лишила всех самых дорогих и близких. Четыре топора, воткнутые в бревно в центре сцены – удачно найденный сквозной образ-символ, единая внутренняя трагическая мелодия пьесы. Война оторвала от мирной жизни, от труда Демида Калинкина и троих его сыновей, Федора, Кирилла, Ждана. «Баню-то не достроили, а, плотнички?» – говорит Демид сыновьям при известии о войне. Топоры в бревне на опустевшем подворье Калинкиных поначалу «еще хранят тепло родимых ладоней», затем «терпеливо ждут своих хозяев» и, наконец, сами собой чернеют один за другим по мере ухода из жизни их владельцев. Символична композиция отдельных сцен. Так, в доме Анны рождается внук, в тот день и час, когда она получает похоронку на мужа. Одновременно раздаются два крика: горький стон Анны и крик новорожденного Демидушки.

    Осуждение бесчеловечности, противоестественности развязанной фашистами войны – в финальных сценах трагедии, выстроенных как «видения» смертельно раненного, умирающего Ждана, «младшенького», последней надежды Анны Калинкиной. «В красном полусвете все кажется нереальным. Все зыбко, все текуче. Посреди этого красного мира Ждан смотрится неуместным белым пятном». Над ним склоняется отец, убитый на войне, и просит сына «быть», не умирать: «Пока есть ты, и я есть».

          Тема памяти войны, священного, звездного часа советского народа, особенно волнует современных драматургов. В пьесах, написанных на значительной временной дистанции, ощутимо стремление философски осмыслить героический подвиг народа в Великой Отечественной войне, оценить нравственные уроки трагедии через десятилетия. Во имя чего ушли из жизни миллионы людей? Достойны ли нынешние живущие этой великой жертвы?

            Касаясь этой темы, драматурги часто используют композиционный прием «переклички» прошлого с настоящим, но этот сам по себе удачный драматургический ход не во всех случаях «играет» на сверхзадачу: философское осмысление связи времен.

           Интересно заявлена тема войны, точнее памяти о войне, в пьесе Е. Поповой, тоже тяготеющей к жанру трагедии, «Площадь Победы». Действие ее отнесено в 70-е годы. Память о войне для советских людей священна, герои ее – бессмертны – такова главная мысль пьесы. Площадью Победы названа небольшая площадь провинциального городка, окруженная современными высотными домами. Именно на эту площадь выходит балкон единственного старомодного дома, в котором продолжает жить легенда – генерал Переверзев, герой войны, бывший командир прославленной дивизии. В этот дом в 1945 г. он вернулся с войны на носилках, тяжело раненный, утративший способность говорить и двигаться. Выжившие бойцы гвардейской переверзевской дивизии поклялись ежегодно в День Победы собираться у дома своего генерала. И он каждый раз появлялся перед бойцами, неподвижный, в каталке, ноги укутаны пледом, но неизменно величественный, в кителе, при орденах, как на боевом смотру. И когда с годами все меньше гвардейцев оставалось в живых, а потом будничные заботы, недуги стали мешать людям с разных концов страны приезжать сюда, близкие генерала разными способами продолжали создавать иллюзию праздника, приглашая на площадь то воинскую часть, то киногруппу.          

     Пьесы, о которых шла речь, написаны были по существу «в прошлом», ином историческом времени, когда существовал Советский Союз, великая держава, одержавшая победу над фашистской Германией, когда был единый советский многонациональный народ, на своих плечах эту войну вынесший, когда День Победы был самым священным днем. Тогда в обычае были конкурсы «на лучшее произведение о…» и из огромного потока «целевых» пьес легче было выбрать достойные. В этом потоке проходили произведения белорусов А. Макаенка («Трибунал») и А. Дударева («Рядовые»), украинца А. Коломийца («Планета Сперанта»), молдаванина И. Друце («Святая святых»), азербайджанца  Р. Ибрагимбекова («Прикосновение»), россиян А. Салынского и З. Тоболкина… Не стесняюсь этого ностальгического отступления через полвека после завершения войны, когда, к сожалению, имеет место и забвение собственной истории, и неуважительное отношение к ветеранам, и осквернение памятников, и, что особенно тревожно, пренебрежение жестокими историческими уроками.

       Одним словом, тема эта неисчерпаема и таит в себе множество неожиданных трагических поворотов.  

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=45a08ee747b93a81342d8f4cc2ca7440-39-144&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e30866917c9dee28cebfcbbfd9c619f9-99-144&n=21  http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=56f46de2c6d7f9b0cf1c608953162884-70-144&n=21

                                                                Сцены из спектакля по пьесе М.Рощина «Эшелон»

Сцена из спектакля "Трибунал" А. Е. Макаёнка. Белорусский театр им. Я. Купалы. 1971. СССР. Литература и искусство. Статьи для на       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8ca538c77ca49899addaaab288c08d1b-44-144&n=21        В.И. Величкин: Воспоминания режиссера рославльского театра.

                                                                Сцены из спектакля «Трибунал»  А. Макаенка

5. Заключение.

Русская драматургия 1945 - 1980-х годов о Великой Отечественной войне представляет собой очень важный этап развития отечественной литературы.

Наша страна, как и все человечество, вступила в XXI век. Перед народами России стоит задача не только верно определить путь движения к будущему, но и учесть уроки прошлого, в том числе и бесценный опыт войны. Люди XXI века являются преемниками наследия XX века во всех сферах: социально-политической, экономической, военной, культурной и духовной.

Если говорить о развитии драматургии 1945 - 1980-х годов о войне, то следует сказать, что до сих пор она не была исследована как целостное явление. Об этом периоде развития драматургии в критике и литературоведении говорилось лишь в общих чертах, специальных исследований не было.

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом. А это соотнесение продиктовало необходимость проанализировать драматургию 1945 - 1980-х годов с учетом ее значения как для времени создания, так и для нашей современности. Автор данного исследования предприняла попытку показать особенности развития драматургии этих лет, разнообразие характеров героев произведений, тем и сюжетов.

Драмы, созданные в первое послевоенное десятилетие, отразили различные явления военной и послевоенной действительности. Каждая из них обладает своими художественными достоинствами, но все они имеют общие закономерности: пьесы 1945-1955-х годов о войне привлекали и обновляли литературные традиции героической драмы, начало которой восходит к драматургии 20-х годов; отстаивали в борьбе с "теорией бесконфликтности" многообразие драматического конфликта; воплощали в художественных образах величие героического характера; связывали проблемы войны и мира; подготавливали развитие драматургии последующего времени.

В драматургии 1956 - 1960-х годов тема войны и человека на войне уже давалась на качественно ином уровне, с дистанции времени, когда события военных лет не занимали первого плана, а органически соединялись с постановкой и решением новых проблем современности. В этот период значительно расширилась типология драм о войне: наряду с героической, пришло становление социально-философской, психологической и даже появились примеры создания трагикомедии ("Трибунал" А.Макаенка). Значительно выросло число драматургов с ярко выраженной творческой индивидуальностью, поэтому особый смысл получил анализ поэтики драм: особенностей жанра, композиции, символики, стиля, речевой характеристики героев и т.п.

Драматургия 1970 - 1980-х годов явилась периодом глубокого философского обобщения войны с позиции накопленного опыта, связи прошлого, настоящего и будущего. В пьесах этого этапа заключен большой материал, направленный против возможности возникновения новой войны. Принимая во внимание пафос драм этого времени, можно утверждать, что прошедшая война была народной трагедией для многих стран, а новая война несет угрозу катастрофы всему миру.

Среди множества проблем драматургии указанного выше периода выделилась проблема исторической памяти. В пьесах этой проблематики нашли отражение прежде всего художественные поиски философской глубины освоения темы человека на войне.

Вышеизложенное позволяет считать данную работу актуальной для современности: в ней последовательно характеризуется развитие драматургии указанных периодов как одной из важных страниц истории литературного процесса.

Список литературы.

1. Абалкин Н. Кругозор драматурга. Заметки театрального критика. — М.: Сов. писатель, 1957. —140 с.

2. Абалкин H.A. Диалог с драматургом: Критические очерки с лирико-публицистическими отступлениями. — М.: Сов. писатель,1976. —287 с.

3. Абдусаматов Х.Ш. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны ("Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова). — Дис. . канд.филол.наук. — М., 1952. —339 л.

4. Авров Д., Шуб С. Дойти до самой сути //Театральная жизнь. —1981. —18.

5. Акимов Н. Не только о театре. — Л.-М.: Искусство, 1966. —427 с.

6. Алексин А. Пусть остановится война! //Лит. газета. -1981.-21 января.

7. Альтман И. Проблемы драматургии и театра //Знамя. — 1946. — №.11-12. — С.162-184.

8. Анастасьев А. Русская советская драматургия 1955 года //Русская советская литература 1954-1955 гг. -М: АН СССР,1956. С. 287-314.

9. Анастасьев А. В современном театре. — М.: Искусство, 1961. — 384 с.

10. Анненков Н. Патриотическая тема //Образ моего современника. — М.,1951.- С. 171-185.

11. Баскаков Вл. "Золотая карета" //Лит. газета. — 1955. — 4 октября. —1. С.2-3.

12. Бельдюгов В.И. Героическая трагедия как жанр. Дис. . канд. искусствоведения. - Л., 1976. — 221 л.

13. Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. — М.: Искусство, 1969.-639 с.

13. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии: Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1966. —45 с.

14. Богуславская 3. Вера Панова. Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1963.-207 с.

советской драматургии. — М.: Просвещение, 1966. — 347 с.

15. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. — М.: Сов. писатель, 1973. —456 с.

16. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60 — 70-е годы): Пособие по спецкурсу для филол. фак. гос. ун-тов. М.: МГУ,1980. -159 с.

17. Бугров Б.С. Русская советская драматургия,1960-1970-е годы: Учеб. пособие для студентов филол.спец.ун-тов. — М.: Высшая школа, 1981. — 286 с.

18. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. — М.: Сов.писатель, 1983. -376 с.

19. Вишневская И. Константин Симонов и его герои //Театр. — 1962. — №7. — С.101 -106.

20. Вишневская И. Б.Лавренев. Очерки жизни и творчества. — М.: Сов. писатель, 1962. —283 с.

21. Вишневская И.Л. Андрей Макаенок на орбите //Писатель и жизнь. — М.: Сов. писатель, 1978. С.93-106.

22. Георгина М.А. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны. Дис. . канд.филол.наук. М., 1951.

23. Горбунова Е. Русская советская драматургия 1954 года //Русская советская литература. 1954-1955 гг. -М: Изд-во АН СССР, 1956. С.56-92.

24. Горелова Н.И. Типология советской политической драмы. Дисс.канд. филол. наук. М., 1992. — 230 с.

с.

25. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. Сборник статей /Составитель А.Коган. — М.: Худ. литература, 1965. -360 с.

26. Желобцова С.Ф. Драматургия А.Салынского (Проблема конфликта). -Дис. . канд.филол.наук. Л., 1982.

27. Залесский В. Пьесы о победе //Театральный альманах. Сборник статей и материалов. 1947.-Кн.6.-М., 1947. - С. 23-26.

28. Залесский В. Барабанщица //Сов. Россия. — 1969. — 4 апреля.111. "Золотая карета". Материалы к постановке пьесы Л.Леонова. — М.: ВТО, 1946.-84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Исследовательская работа посвящается участнику Великой Отечественной войны-Баранникову Николаю Васильевичу. Баранников Н.В. - прадедушка ученицы МБОУ гимназии №30 Баранниковой Арины....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"

Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих родных"

Исследование позволило  узнать о судьбе  родственника; результаты исследования, а также найденные документы можно использовать в школьном музее...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моего класса»

Великая Отечественная война своей жестокой рукой коснулась каждой семьи. Все, кто мог, вставали на защиту нашей Родины. Среди них были наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Наш долг помнить об их...

Исследовательская работа «Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры».

Аннотация  Работа представляет собой анализ произведений о Великой Отечественной войне югорских поэтов: Р.П. Ругина,  А.С. Тарханова, Н.Е. Урванцева. Поэты не были участниками...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...