Научно-исследовательская работа "«Юность, опалённая войной» (об учителе, ветеране Великой Отечественной войны Суетине Иване Петровиче)
материал по краеведению

Григорьева Оюна Дмитриевна

Великая Отечественная война – одно из самых трагических и в то же время героических событий в истории России и всего мира. Это была борьба за свободу и независимость, за право на жизнь и счастье. Война оставила глубокий след в судьбах людей, в истории страны и в памяти народов.

         Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы – день, когда была одержана победа над фашизмом. Этот день напоминает нам о том, что мы должны помнить и чтить память тех, сражался за Родину. Мы должны передавать историю о войне из поколения в поколение, чтобы она не забылась и не повторилась. В этом мы видим актуальность нашей темы.

        Цель: на примере учителя, ветерана Великой Отечественной войны Суетина Ивана Петровича показать мужество, героизм, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suetin_ip.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция

«Лубсановские чтения»

Направление: Краеведение

Тема: «Юность, опалённая войной»

(об учителе, ветеране Великой Отечественной войны

Суетине Иване Петровиче)

Автор: Баранова Алина,

учащаяся 6 класса

МБОУ Новоселенгинская СОШ

Руководитель: Григорьева Оюна Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Новоселенгинская СОШ

г.Гусиноозёрск

2025 год

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть

2.1 Юность, опалённая войной………………………………………………………4

2.2 Послевоенная деятельность Суетина И.П.………...……………………………7

      3. Заключение……………………………………………………………………………..8

      4. Список использованной литературы………………………………………………….9

      5.Приложение…………………………………………………………………………....10

Введение

           Великая Отечественная война – одно из самых трагических и в то же время героических событий в истории России и всего мира. Это была борьба за свободу и независимость, за право на жизнь и счастье. Война оставила глубокий след в судьбах людей, в истории страны и в памяти народов.

         Каждый год 9 мая мы отмечаем День Победы – день, когда была одержана победа над фашизмом. Этот день напоминает нам о том, что мы должны помнить и чтить память тех, сражался за Родину. Мы должны передавать историю о войне из поколения в поколение, чтобы она не забылась и не повторилась. В этом мы видим актуальность нашей темы.

        Цель: на примере учителя, ветерана Великой Отечественной войны Суетина Ивана Петровича показать мужество, героизм, любовь к Родине.

        Задачи:

- сохранение истории жизни и отслеживание  боевого пути Суетина И.П.;

- формирование активной гражданской позиции;

- формирование уважения к истории Отечества;

- сохранение исторической памяти.  

        Практическая значимость: Получить, проанализировать и обработать информацию о Суетине Иване Петровиче. С помощью этих знаний сохранить память о человеке, который не жалел собственной жизни для защиты Отечества, который беззаветно любил Родину и вместе с другими русскими воинами сохранил ее свободу и независимость.

      Объект исследования: биография Суетина Ивана Петровича

      Предмет исследования: солдатская судьба Суетина Ивана Петровича

      Ожидаемый результат исследовательской работы:

1.Показать вклад Суетина Ивана Петровича в победу Великой Отечественной войны.

2. Приобщить всех учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны.

3. Сохранить, для будущего поколения, память о событиях Великой Отечественной войны, подвиг простого русского солдата.

4. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за своих предков, которые ради мира на земле выиграли эту войну.

       Методы исследования: поисковый; аналитический; описательный

В работе содержатся архивные материалы, фотографии.

  1. Основная часть

         Иван Петрович Суетин  родился 10 сентября 1924 года в маленькой деревеньке Стрелка, что расположена на месте впадения Чикоя в Селенгу, в небогатой крестьянской семье, где испокон веков люди жили простым трудом, охотой и рыбалкой. Потомки русских казаков, приехавших осваивать Сибирь, жили небогато, но дружно. Это село подверглось большому наводнению, люди потеряли все свое имущество, запасы и скот. Вышедшая из берегов Селенга уничтожила крестьянские подворья, посевы. Люди были вынуждены переселиться и обживаться на новом месте – в Новоселенгинске. Эти села и считал Иван Петрович Суетин своей Родиной.

         По отцовской линии Иван Петрович происходил из многочисленного бурятского рода Бадмаевых. Бабушка, мать отца, была селенгинской буряткой. По материнской линии он – из Ульяновых. Семья Суетиных была многодетной – пятеро детей, Иван – самый старший. Дети воспитывались в строгости, с малых лет приучаясь к труду. Быть честным, справедливым, не красть, не обманывать, беречь свое имя – вот простые заповеди, которыми руководствовался всю свою жизнь Иван Петрович.

2.1 Юность, опалённая войной

      — Нас шестеро друзей одноклассников были из Новоселенгинска. Так все мы вместе в пулеметно-минометное училище попали, вместе ушли на фронт. Рядом все воевали. Ваня Рыбак, Коля Тотоев, Митя Рыбаков, Митя Андреев, Андрей Рябов и Ваня Суетин. Дружная команда из Новоселенгинска.

           Война, естественно, разбросала их. Вернулось из шестерых ребят домой половина.

          Десятый класс им не дали закончить. Парни сами написали заявление в военкомат с просьбой взять на фронт. Призывников из Новоселенгинска увезли в Улан-Удэ на станцию Дивизионная. Здесь находилась пулеметно-минометное училище, где офицеры из никогда не нюхавших пороху мальчишек за полгода должны были сделать настоящих бойцов. Но ритм и потребности той войны были таковы, что солдаты для отправки на фронт были подготовлены за пять месяцев.

         — Я ни разу тогда не слышал о дедовщине. Никто не дрался, никто не лупил тех, кто слабее, младше,- замечал Иван Петрович.

          Буквально за день до отправки на фронт в училище проведать сына приехала мать. Наверное, сердце материнское чувствовало, что вот-вот ее родное дитя отправится навстречу опасности. В руках – небольшая котомка с домашними продуктами, в памяти – рассказ о житье-бытье оставшейся дома семьи (отец тоже был призван, всем домом заправляла мать), — и вслед уходящему сыну крестное знамение и тихий шепот матери: «Спаси его, Господи, от беды!».

           …Начало 1943 года. Война шла за каждую пядь, за каждый метр советской земли. Еще только в ноябре развернется ожесточенная Сталинградская битва. А тогда в конце 1942 – начале 1943 года, немцы рвались к Волге, считая этот прорыв началом своей победы. Увы, как показала история, Волга стала рубежом и началом советского наступления на запад.

            Центральный фронт.

           В жизни Ивана Петровича начались военные будни, о которых мы знаем только по фильмам, рассказам ветеранов. А Иван Суетин, семнадцатилетний парень из Новоселенгинска вместе со своими такими же молодыми друзьями- однополчанами испытал ее всю без остатка. Война- это самый тяжелый солдатский труд.

           -До линии фронта 80 километров шли пешком,-передает воспоминания Ивана Петровича журналистка Нелли Коробенкова в газете «Бурятия» (с 9 сентября 2004 года). -Все на себе: пулемёт, станина, коробки с лентами. Идем мимо разрушенных деревень. Впереди на коне. Растянулись на всю дорогу. Вдруг в голове колонны разорвался снаряд, с середине- второй и началось… Таким было боевое крещение приехавших из Сибири новобранцев. Непрерывные бои, переходящие из рук в руки деревни, высотки.

             Слякоть, холод постоянное чувство голода и желание выспаться отдохнуть с тылом, посыпающим окопе. От усталости притупляется и чувство опасности. Однажды разведка зевнула-сработала плохо. Сообщила, что немцы ушли, оставив вырытые, как траншеи, окопы. Наши солдаты почти вплотную подошли к ним, а тут немцы открыли огонь.

            Все погибли. Таких случаев тогда было много. Было огромным везением выжить в той мясорубки. Но, кроме этого, надо было честно и достойно воевать, бить врага, не жалея себя.

         На фронте было тяжело. Но дух у воюющей молодежи был высоким. Патриотизм шел от души, от сердца: «За Сталина!», «За Москву!» — без всякой принудиловки, агитации.

        -Но, что интересно, как немцы относились к нам,-вспоминает Иван Петрович. — Помню такой солнечный яркий день в марте. Тишина. Мы сидим на своих позициях. Не в рупор — у них не было машины, а так- объединившись хором: «Рус, хорошие мужики! Вам лишь бы махорку и корку хлеба- далеко пойдете!» Фронтовой юмор на противостоящих друг другу позициях красноречиво говорил о том, что враги,- в принципе, так же солдаты- уважали своего противника!

        Шли сильные бои под Смоленском. Войска стояли друг против друга под городом. Наши расчеты и батареи- на высоком пригорке в лесу, впереди большое топкое болото. Немцы «утюжат» местность снарядами, пытаясь выдавить с позиции советские войска. Некоторые снаряды с воем плюхаются в болото и уходят на дно, даже не разорвавшись.

          Вот в этом бою Ивана Суетина ранило. Пулевое ранение в ногу. А когда санитары тащили к своим, ту же ногу еще и осколком задело.

          Не помнит он, как его истекающего кровью, подобрали санитары и вывезли на конях с передовой. Дальше полевой медсанбат, тыловые госпиталя. Один, второй- в Глазове в Удмуртии. Месяцы бесконечной боли, процедуры, серии операций, душные, забитые до отказа ранеными палаты. Хирурги пытаются спасти ногу девятнадцатилетнему солдату. Хотят обойтись без ампутации. Совсем зеленый парень. Ноги ему еще пригодятся ходить на танцы, бегать по девчонкам! Смешной. В отличие от других, более умудренных жизнью, раненых, не пьет, не курит, о свои порции водки и табака меняет на шоколадки. Мальчишка!

          Но уже в госпитале он стал задумываться, чем будет заниматься в мирной жизни. Ни профессии, ни образования, весь жизненный опыт- умеет только воевать. Всем ясно, что домой он вернется на костылях инвалидом первой группы. Как сложится его мирная жизнь? Эти мысли не давали покоя ни днем ни ночью. И они подтолкнули его к действию. Написал письмо на родину - Бурятский педагогический институт. Так и так, дорогие товарищи, хочу учиться. Но при этом  не успел окончить десятый класс, был призван на фронт. Сейчас лежу в госпитале, прохожу лечение…

         Отправил письмо в Улан-Удэ и стал ждать ответа. К его удивлению, через каких-то двадцать дней получил долгожданный конверт. Ректор института Дуринов был краток: «Выезжайте! Вы зачислены в институт!».

  1. Послевоенная деятельность Суетина И.П.

          Вернувшись домой, продолжил учёбу в Бурятском педагогическом институте, затем из-за здоровья переводится в Пятигорский педагогический институт. Иван Петрович получил высшее образование, диплом преподавателя истории, и его направляют в Крым, но немного времени спустя Ивана Петровича тянет домой, в Сибирь. Получил направление в Закаменскую среднюю школу. Жизнь в послевоенном Закаменске была тяжелой, но бывшему фронтовику не привыкать терпеть лишения и трудности. Комсомольский вожак был заводилой на всех вечерах, организатором и лидером всех школьных мероприятий. Его дважды назначали начальником пионерского лагеря. К молодому историку присматривались комсомольские и партийные органы.

          Есть и такой эпизод в жизни Ивана Петровича. Первый секретарь Обкома ВЛКСМ, тоже фронтовик, Николай Бутуханов предложил ему пойти работать инструктором Обкома ВЛКСМ. Иван Петрович подумал и отказался, посчитав, что будет нужнее Родине в качестве педагога. Где бы он ни работал, неизменно пользовался авторитетом и уважением. В Закаменске он встретил любовь всей жизни – красавицу Галину, которая, как и он, приехала по распределению после института. Образовалась семья, но квартиры так и не было. И это заставило фронтовика поехать в Министерство просвещения Бурятии, где ему предложили возглавить Бичурскую среднюю школу. На вопрос, получится ли справиться с такой большой школой, его успокоили, что она небольшая – всего лишь 400 учеников. На самом деле это была одна из крупных школ республики, насчитывающая более тысячи учащихся. 24-летний учитель, имея два года педстажа, бесстрашно встал у руля достаточно проблемного учреждения. Только 5-6-х классов было по шесть-семь комплектов! Подводя итоги «бичурского» периода жизни, Иван Петрович сказал, что здесь как руководитель он прошёл такую «обкатку» и закалку, после которых не страшно было работать в любом месте. И когда предложили стать директором Новоселенгинской средней школы, Иван Петрович не раздумывал. Сказал: поеду, это моя родина. В те годы Новоселенгинск был районным центром Селенгинского района. Много было проблем: теснота, скученность, нехватка школьных мест. И вот благодаря организаторским способностям Суетина за год была построено новое здание школы. По его инициативе развернуты другие стройки на территории. Это и школьные мастерские, и спортзал. И сколько еще он сделал для Новоселенгинской школы – просто не перечесть. Неуемный директор никому не давал отдохнуть, и школа оживилась: впервые в республике в ней начали  преподавать уроки этики и эстетики, музыкального образования. Суетин, сам обладавший даром играть на гитаре, дал толчок развитию школьной самодеятельности. Его опыт обустраивать и создавать современную по тем временам материально-техническую базу стали перенимать коллеги из других районов республики. Деловые качества руководителя – новатора, организатора и хозяйственника – были замечены. Он был направлен на работу в Министерство просвещения. 11 лет проработал Иван Петрович заместителем министра. Не менее сложной была его деятельность в качестве начальника управления профтехобразования. Орден Трудового Красного Знамени – красноречивое свидетельство заслуг И.П. Суетина перед профтехобразованием республики. Одна из его самых больших заслуг – создание республиканского Совета Добровольного Спортивного общества «Трудовые резервы», со временем превратившегося в кузницу чемпионов, а особенно в спортивных единоборствах. На пенсию Иван Петрович ушел с поста управляющего делами Совета Министров БурАССР. И даже уйдя на заслуженный отдых, этот энергичный человек не прекращал общественной деятельности. Он успешно руководил производственными художественными мастерскими, а с 1985 года председательствовал в садоводческом товариществе «Связист». «Чудо-человек наш Иван Петрович», – так отзывались о нём в садоводческом обществе, где было, ни много ни мало, 200 дачных участков. Лишь в последние годы жизни Иван Петрович имел больше возможности посвятить себя семье, внукам и правнукам. Иван Петрович Суетин – Почетный гражданин Республики Бурятия, Почетный гражданин Селенгинского района. Решением Администрации Селенгинского района Республики Бурятия его именем будет названа Новоселенгинская средняя школа.

Заключение

            Иван Петрович ушёл из жизни в 2021 году. А в 2022 году была установлена Мемориальная доска над парадным входом в Новоселенгинскую среднюю школу как знак вечной памяти и уважения. На церемонии присутствовали дочь и сын Ивана Петровича, глава Республики Бурятия Цыденов А.С.

           Иван Петрович гoвopил: «Глaвнoe в мoeй жизни - дeлaть вce, чтoбы xopoшo былo людям, c кoтopыми я paбoтaл и oбщaлcя. Сaмaя пoчeтнaя для мeня - paбoтa c дeтьми, кoтopыx я yчил – вырастить и воспитать высоко нравственными людьми, патриотами своей Родины». Любовь к Отчизне Иван Петрович пронёс через все годы своей жизни, подавая нам пример.

Список использованной литературы

  1. Коробенкова Н. Он всегда на передовой (о Суетине И.В.) // Бичурский хлебороб. -2004. – 9-10 сентября.
  2. Личность. Иван Петрович Суетин//Общественно-публицистический журнал.- 2009.-№1
  3. Иван Петрович Суетин – легендарный человек // https://burkprf.ru/?p=30030 
  4. Учитель для нескольких поколений // https://arigus.tv/news/society/119382-uchitel-dlya-neskolkikh-pokoleniy-v-buryatii-otkryli-memorialnuyu-dosku-ivanu-suetinu-/ 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Суетин И.П. родился в 1924 году в с. Стрелка Селенгинского аймака. После окончания в 1942 году Новоселенгинской средней школы был призван в ряды Красной Армии, после окончания Забайкальского пулеметно-минометного училища направлен на Центральный фронт, защищавший Москву. После тяжелого ранения демобилизован из рядов Красной Армии.

После окончания Бурят-Монгольского института в 1946 году направлен преподавателем в Закаменскую среднюю школу №1.

В 1948 – 1959 гг. работал директором Бичурской средней школы (1952-1954 гг.), заведующим отделом пропаганды Бичурского РК КПСС.

В 1954 – 1961 гг. – директор Новоселенгинской школы.

В 1961 – 1971 гг. – первый заместитель министра просвещения Бурятской АССР.

В 1971 – 1977 гг. – начальник Бурятского Республиканского Управления профтехобразования.

В 1977 – 1981 гг. – Управляющий делами Совета Министров Бурятской АССР.

За ратные и трудовые подвиги Суетин Иван Петрович награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», 13-ю медалями. Заслуженный учитель РСФСР, Заслуженный учитель школы БурАССР. Почетный гражданин Республики Бурятия.

Проживая постоянно в г.Улан-Удэ, начиная с 1961 года, Иван Петрович, на протяжении шестидесяти лет никогда не терял связи с родным районом. Помогал землякам и словом, и делом. За большой вклад в социально-экономическое развитие района Суетину И.П. было присвоено звание «Почетный гражданин Селенгинского района».

23.06.2022 года в Новоселенгинской средней школе была открыта мемориальная доска Ивану Петровичу Суетину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенгазета к 70-летию Великой Победы "Ветеран Великой Отечественной войны Назаров Павел Иванович"

Стенгазета к 70-летию Великой ПобедыПриближается самый важный праздник – День Великой Победы. К этому знаменательному дню мы готовим выставку в приемной. Родители принимают активное участие в оф...

«Берегите память и храните с прошлым тонкие, стальные нити…» ( Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и «Детьми войны »)

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного встрече учащихся с "Детьми войны" и ветеранами ВОв....

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Иванов Александр Иванович - ветеран Великой Отечественной войны.

Завьялова Александра рассказывает о своем прадедушке и гордится его подвигом....

СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны

Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы  хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...