Исследовательская работа «Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры».
проект по литературе (9 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Аннотация

 

 Работа представляет собой анализ произведений о Великой Отечественной войне югорских поэтов: Р.П. Ругина,  А.С. Тарханова, Н.Е. Урванцева. Поэты не были участниками военных событий, в них даже вообще нет образных деталей, непосредственно связанных с боевыми действиями, — хотя в то же время ясно, что они всецело порождены войной.

Поэты пишут о том, что тревожит и печалит их в происходящем. С чувством беспредельной любви и гордости вспоминают они о своих  родных.

  Целью работы является  исследовать произведения, выявить идейно-художественную роль образа войны в творчестве поэтов Югры.

Мы считаем, что книги  наших югорских поэтов воспитывают у детей любовь к Отечеству, окружающему миру, к Родине. О них надо знать, их надо читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры»

Автор: Бояркин Максим,

ученик 9 «к» класса.

Руководитель: Немальцева Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

                                                               г. Нефтеюганск

                                                                     2020 год

Аннотация

 Работа представляет собой анализ произведений о Великой Отечественной войне югорских поэтов: Р.П. Ругина,  А.С. Тарханова, Н.Е. Урванцева. Поэты не были участниками военных событий, в них даже вообще нет образных деталей, непосредственно связанных с боевыми действиями, — хотя в то же время ясно, что они всецело порождены войной.

Поэты пишут о том, что тревожит и печалит их в происходящем. С чувством беспредельной любви и гордости вспоминают они о своих  родных.

  Целью работы является  исследовать произведения, выявить идейно-художественную роль образа войны в творчестве поэтов Югры. 

Мы считаем, что книги  наших югорских поэтов воспитывают у детей любовь к Отечеству, окружающему миру, к Родине. О них надо знать, их надо читать.

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………………………………4
  1.  Горькая память войны: цифры и факты……………………………………………………4

2.1. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны…………………………………...4

3.    Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры ……………………………….5

3.1  Стихотворение Р.П. Ругина «Память о войне»...…………………………………………..5

3.2. Стихотворения А.С.Тарханова «Маршал Жуков», «Вечный бой»………………………6  

3.3. Стихотворение Н.Е. Урванцева «Память»………………………………………………...7

  1. Заключение…………………………………………………………………………………..8
  2. Выводы……………………………………………………………………………………….8
  3. Перспективы…………………………………………………………………………………8
  4. Список используемых информационных источников……………………………………8    
  5. Приложение 1………………………………………………………………………………..9

VIII.Приложение 2……………………………………………………………………………….9

                 

Введение

           

Тема исследования: Великая Отечественная война в творчестве поэтов  Югры.

Проблема исследования: несмотря на то, что события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, мы, потомки, никогда не должны забывать своей истории, должны рассказывать, вызывая глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу, которые дали нам жизнь.

Гипотеза исследования:  я предположил, что стихи югорских поэтов о Великой Отечественной войне  помогут нам понять, каким трудом далась нелегкая Победа, и каждый обретет чувство гордости и уважения к людям, победившим в страшной войне, чувство любви к Отечеству, к своей Родине.

Цель исследования: выявить идейно-художественную роль образа войны в произведениях поэтов Югры 

Задачи:

1. Познакомиться с содержанием стихотворений, определить тему.

2. Определить в стихотворении два ключевых образа: человек и война.

3. Установить художественные средства, проясняющие мысль поэта.

Актуальность: анализ стихотворений позволяет раскрыть основные темы и мотивы лирики, определить позицию автора. Для того чтобы была жива человеческая память, необходимо помнить, какой ценой завоевано наше сегодняшнее счастье. Необходимо пополнять свои знания о прошедшей войне, знать имена героев. 

Объектом исследования стало изображение Великой Отечественной войны в лирике югорских поэтов: Р. П. Ругина «Память о войне», А. С. Тарханова «Маршал Жуков», «Вечный бой», Н.Е. Урванцева «Память».  

Предмет исследования – изображение войны в указанных произведениях.

Я считаю, что данная тема очень актуальна. Что сейчас знают мои ровесники о войне? Очень немногое. Почему так получается? Во-первых, отдаляется река времени, и участников войны с каждым годом становится все меньше. Во-вторых, дети меньше стали читать об исторических роковых датах 19411945 годов. В-третьих, кинофильмы о Великой Отечественной войне показывают редко и то только по праздникам: в День защитника Отечества и в День Победы.

Сколько горя и разрушений принесла война?! Никому не дано подсчитать количества неполученного миром света, счастья, добра и красоты.  Война не прошла стороной и коснулась, наверное, каждого человека, каждой семьи.

Эта тема меня заинтересовала, поэтому объектом моего исследования стало изображение Великой Отечественной войны в лирике югорских поэтов.

Об этом страшном времени мы обязаны помнить всегда.

 Для начала я познакомился с произведениями югорских поэтов.

В ходе работы я использовал различные методы исследования:

1. Чтение стихов югорских поэтов.

2. Анализ данных произведений.

3. Работа со справочной литературой и сеть Интернет.

4. Подготовка презентации.

                                                     Основная часть

                                Горькая память войны: цифры и факты

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939 года, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.

На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. 

В ходе этой войны было разрушено множество городов и памятников древности, была подорвана экономика и моральные устои многих народов, были унесены более 20 миллионов человеческих жизней. Противостояние захватчикам осуществляли не только военная мощь государств, но и сам народ поднялся на эту войну. Сражались все: старики, женщины и даже дети, были созданы партизанские отряды и подпольные организации. В этом заключается  смысл термина «Великая Отечественная война».

                          Наши земляки в годы Великой Отечественной войны 

Несмотря на тыловое расположение Ханты-Мансийского округа, единый патриотический порыв, охвативший подавляющее большинство населения страны, нашёл свой отклик и в сердцах северян. Рабочие покидали цеха, крестьяне – колхозы, школьники – парты, а писатели и поэты – творческие кабинеты. Среди них было немало добровольцев, 

отправившихся на фронт в первые же дни войны.

Уже 22 – 26 июня 1941 года Ханты-Мансийский окружной военкомат получил около двух тысяч заявлений с просьбой направить в действующую армию. Лучшие из лучших сынов и дочерей Ленинского комсомола в трудные для Родины дни обратились с заявлениями принять их в ряды ВКП (б).                                        

Отличились жители округа и в сражении на фронтах. Орденами и медалями награждено

4 000 наших земляков, 11 человек стали Героями Советского Союза.

Но победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. В годы Великой Отечественной войны северяне оказали большую помощь. Сутками трудились люди, обеспечивая фронт необходимым продовольствием: рыбой, пушниной, которую обменивали на золото, одеждой.

Заготавливали специальную древесину для производства лыж, прикладов для винтовок.  Женщины, взяв в руки топоры и пилы, уходили на лесозаготовки, ловили рыбу, косили сено, собирали ягоды, сдавали деньги, приближая каждую минуту победы.

Комсомольцы и молодёжь округа уже к 20 сентября 1941 года собрали и отправили на фронт  ватные костюмы, тёплое бельё, меховые шапки, полушубки, валенки, шерстяные носки, варежки, шарфы.                                                  

        Война заставила быстро взрослеть детей. Недостаток рабочих рук привели сотни школьников на производство. Они трудились в колхозах и на предприятиях, ловили рыбу, собирали металлолом, заготавливали силос, веточный корм, сажали картофель. Вместе с учителями участвовали в сборе тёплых вещей. Всё отправляли фронту.

Прошло уже 75 лет с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Люди старшего поколения помнят, сколько горя и разрушений принесла война. Не поддаются никакому учету и выражению в цифрах потрясения человеческой души, страдания вдов и сирот.

Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

                 Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры

Много поэтов, писателей, художников подарила земля Югорская. В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.

Литература обских угров характеризуется жанровым разнообразием, тематическим содержанием и новаторством оригинального стиля.

Многих писателей и поэтов Югры объединяет тема Великой Отечественной войны.

Роман Прокопьевич Ругин (31 января 1939 года в пос. Питляр, Шурышкарского района –  9 сентября 2016 года) – советский и хантыйский писатель, журналист, преподаватель. Окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена.

Р.П. Ругин дебютировал сборником стихов на хантыйском языке «Лыланг ик» (Живая вода) в 1963 году. Участвовал в первой Всероссийской конференции писателей народов Севера. С тех лет занимает заметное место в литературе. Р.П. Ругин создавал свои произведения  как на русском, так и на хантыйском языке, многие стихи и проза писателя были переведены профессиональными переводчиками на русский язык, но при этом творчество писателя не утратило своей самобытности.

С 1983 года – член Союза писателей СССР, с 1988 года – лауреат литературной премии Союза писателей России.

Роман Прокопьевич одним из первых в хантыйской литературе обращается к разработке жанра баллады, мелодии, молитвы, элегии и поэтических примет.

В круг его поэтического интереса действительно входит всё: боль о невзгодах родной земли, память о трудном военном детстве, уважение и любовь к отцу и матери, к родным погостам, воспоминания о друзьях, посвящения сыну, любовные переживания, восхищения неброской северной природой.

Особое место в поэзии Романа Ругина занимает жанр лироэпических воспоминаний. Многие из них посвящены событиям Великой Отечественной войны и составляют особый цикл «Память о войне», великолепно переведенный на русский язык И. Фоняковым.

Болью за трагическую судьбу, трудное детство пронизано стихотворение «Память о войне». Оно звучит тяжелым, немеркнущим воспоминанием:

Память о войне во мне осталась,

И ничем её не оскрести.

Всё при мне, что в детстве мне досталось

Перевидеть и перенести.

Поэт вспоминает, «как пришлось рыбацкими ночами / мне, мальчишке, действовать веслом» и что давние мозоли «не сошли – укрылись в глубине», как пришлось пережить

 «зимний холод, мимолётный голод».  

 С неизбывной тоской и горечью поэт вспоминает о матери, на долю которой легла вся тяжесть нелёгкого труда: летом собирала дикоросы, косила траву для скота, рыбачила, кормила детей, забывая о себе:

Хлебные едва увижу крошки –

Вспомню, как в лихие времена

Мать собрав, глотала их с ладошки,

Будто целовала их она.

Голод, холод, лишения тяжким бременем легли на сердце простой хантыйской женщины, много тягот и бед вынесшей на своих плечах в годы войны:

Много лет прошло, но если нынче

Женский плач услышу в стороне, -

По какой бы ни был он причине,

Он напоминает о войне.

Рефреном звучат строки «тоже память о войне» и «мне напоминает о войне». С помощью рефрена автор подчёркивает главную мысль своего произведения, усиливает степень смятения лирического героя и показывает, что это чувство не покидает его со временем.

Заключительные строки стихотворения и восклицательное предложение утверждают силу и мощь советского народа-победителя:

Но и та, сильнее год от года,

С той поры звучащая во мне

Вера в несгибаемость народа –

Это тоже память о войне!

Одним их славных людей нашего края является мансийский поэт Андрей Семёнович Тарханов. 

Родился 13 октября 1936 года в деревне Аманья Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа. Родители – отец – охотник и мать – крестьянка – сделали всё возможное, чтобы сын получил образование. Родителей своих он видел мало. Мать поэта Клавдия Гавриловна одно время руководила колхозом «20 лет Октября». Была его председателем. Отец поэта Семен Прокопьевич в 1944-м году  погиб на фронте, когда Андрею было 7 лет. Воспитанием детей занималась бабушка Матрёна Александровна,    

Нелегким было послевоенное детство А.Тарханова. Да не только у него. Все жили одинаково туго. Но всегда спешили на помощь друг другу. Беды чужой не было тогда, а маленькие деревенские радости тоже делились на всех поровну.

Образование  Андрей Семенович получил в Ханты-Мансийском педучилище, Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, на высших курсах режиссеров и сценаристов; работал учителем в Юмасинской семилетней школе, редактором студии

телевидения, постоянно публиковал свои материалы в городских, районных и окружных газетах.

С 1966 года Андрей Семёнович постоянно живёт в Ханты-Мансийске (это город его любви, поэзии, творчества), в этом же году принят в Союз журналистов СССР. В настоящее время имеется  большое количество изданных сборников стихов, которые раскрывают смысл и содержание творчества этого поэта.

Тема патриотизма является центральной в лирике А. С. Тарханова.

Стихотворение «Маршал Жуков» отражает его отношение к Жукову, как солдату и полководцу, ставшему «символом Победы». Георгий Константинович Жуков  – Человек-легенда – выиграл битву вместе со своим народом. Велик подвиг и вклад его в отечественную

и мировую историю. Автор сравнивает его с Георгием Победоносцем: «Москва за нами – в озаренье алом,/Святой Георгий в небе на коне», который

                                  …   думал обо мне, -

Чтоб мой отец живым в леса вернулся,

Чтоб миллионов не было сирот,

Чтоб враг металлом нашим захлебнулся.

И… танки открывали наш поход.

С целью усиления эмоционально-торжественного тона и выделения  важности мысли автор использует анафору.

Стихотворение звучит как ода победителям. Ненависть к врагу, восхищение и гордость за русского солдата подчёркивают сравнения, эпитеты и метафоры:

Шли в белых маскхалатах,

Как ангелы, в одеждах белых шли

Российские бесстрашные солдаты

В морозной и сияющей пыли.

Другое стихотворение «Вечный бой» Андрей Тарханов посвящает своему отцу –

Семёну Прокопьевичу Тарханову, погибшему в 1944 году. Андрею было всего 7 лет.       Основная идея стихотворения – война приносит боль, страдание и смерть.

Композиция имеет кольцевой тип построения.

Состоит из трех условных частей: первая часть – кругом тишина, умиротворение. «Глаза земли задумчивы…», /«Щёки её в конопушках земляник». Наступает торжественное единение с природой, которое помогает  лирическому герою возвратиться в детство. «…Поляна детства мне раздумье дарит». 

Во второй части герой на мгновение представил картину боя. Для усиления выразительности содержания автор использует антитезу: светлые, живописные картины «…Вокруг оранжевые бабочки летают, /Глухарь смешно оттачивает звук» сменяются невероятным ужасом и страхом «…Гранаты рвутся, Вечный бой идёт». /«В горячих бликах близкого пожара / Отец в атаку поднимает взвод». Приёмы аллитерации и звукописи передают взрывы гранат, «горячие блики пожара»/, «Там – голоса,/Я чую запах гари», в памяти вырастает образ отца.

В третьей – лирический герой делится своим личным опытом жизни. Он счастлив и гордится тем, что «Мир на земле. И нету выше блага, /Чем это – слышать небо и траву». За это он бесконечно благодарен своему отцу и бойцам:

Дай бог, в стране жива отцов отвага,

И потому, наверно, я живу.

Стихи Тарханова глубоко и ярко подчеркивают единство прошлого и настоящего, связь человека и истории.

Другой самобытный поэт Урванцев Николай Евстафьевич (1950 года рождения) проживает в дер.  Нижние Нарыкары, Октябрьского района, ХМАО – Югры.

Он с детства пишет стихи. Стихи для души, для выражения своих чувств и эмоций, стихи в которых воспевает природу, труд рыбаков, охотников.

Тематика его лирических стихов – это картины природы родных мест. «Стайка уток просвистевшая», «токование косача», «дыхание леса», «пробуждение весны» - все это автор стихов чувствует душой и сердцем переживает за судьбу страны, за русский народ, которому выпало тяжелое испытание в годы Великой Отечественной войны. На фронте погибли два деда: Урванцев Николай Михайлович и Самохвалов Дмитрий Яковлевич и дядя Самохвалов Иван Дмитриевич. Николай Евстафьевич воспринимает войну, как беду всего народа. Его

боль обостряется от сознания того, сколько горя война принесла оставшимся вдали от боевых позиций детям, растущим без отцовской опеки, женам – без любви, помощи, понимания близкого человека, престарелым родителям.

Многогранна и глубока лирика Николая Евстафьевича. В его творчество органически входит тема войны; стихи отражают во всей глубине трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку.  В стихотворении «Память» раскрывается трагедия простого человека, вынужденного  оставить семью, мирный труд и идти на фронт, чтобы погибнуть за родную землю. В основе сюжета, как и во многих других стихах поэта, лежат христианские мотивы. События драматичны: герои обречены на смерть, и Бог не приходит на помощь – пути их разминулись:

Ушли на фронт и не вернулись

Три крепких русских мужика,

Рукой махнули, мол, «пока»,

Да, видно, с Богом разминулись.

Духовная тема продолжается во втором четверостишии:

Не повезло им на войне,

Не помогли родни молитвы,

Как будто спят на поле битвы,

Лишь пятна крови на сукне.

Стихотворение звучит как исповедь. Вторая и третья части стихотворения представляют собой психологическое состояние духовного смятения и скорби лирического героя за смерть близких людей. Война не пощадила никого из родных.

Две бабушки мои с тех пор,

Мужей оплакавши и сына,

Ждут и теперь их у овина –

Россия, помни их укор!

Заключение

Стихотворения югорских поэтов похожи по настроению. Произведения во многом автобиографичны. В данной работе я попытался на примере творчества нескольких поэтов осветить тему Великой Отечественной войны.

Поэты не были участниками военных событий, в них даже вообще нет образных деталей, непосредственно связанных с боевыми действиями, — хотя в то же время ясно, что они всецело порождены войной.

Поэты пишут о том, что тревожит и печалит их в происходящем. С чувством беспредельной любви и гордости вспоминают они о своих  родных

Великая Отечественная война как неисчерпаемая и сокровенная тема литературы продолжает жить и сегодня. Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Родине.

Наша задача – хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать всё, чтобы война не повторилась никогда. Хранить память и передавать ее будущим поколениям.

Выводы

        Таким образом,  я пришёл к следующим выводам:

  1. Творчество поэтов Югры объединяет тема Великой Отечественной войны.
  2. Основная идея стихотворений – изображение войны, которая приносит человечеству боль, страдание и смерть.
  3. Поэзия проникнута любовью к своей Родине, Отечеству, бережным отношением к истории своей страны, следовательно, несёт в себе важный воспитательный аспект. 
  4.  Произведения Романа Ругина, Андрея Тарханова, Николая Урванцева характеризуется жанровым разнообразием, тематическим содержанием и новаторством оригинального стиля.

Перспективы работы

  1. Данный проект можно использовать для уроков и во внеклассной работе при изучении темы войны.
  2. Содержание материала можно разместить на страницах школьной газеты, на сайте Интернета, так как данный проект интересен для любого возраста.

Список использованных информационных источников

  1. Андреева Г.О. Учебник-хрестоматия модульного курса «Диалог культур»https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/11/uchebnik-hrestomatiya-dlya-5-9-klassov-po
  2. Ворошилова Е. Н., https://urok.1sept.ru/
  3. «Государственная библиотека Югры» «Твори творение, творец!» https://docplayer.ru/
  4. Ожегов С.И. Словарь русского   языка: Ок. 57 000 слов/ Под редакцией члена-корреспондента А Н СССР Шведовой Н.Ю. – 18-е издание. М.: Русский язык, 1986.
  5. Ругин Р. П. https://www.livelib.ru/author/646870-roman-rugin,
  6. Ругин Р.П. https://www.livelib.ru/author/646870-roman-rugin
  7. Ругин Р.П. Поэзия. https://ouipiir.ru/sites/default/files/poeziya_rugina_0.pdf
  8. Тарханов А.С. Плач неба: Книга стихотворений, - Тюмень: СофДизайн.1996, - 304 с.
  9. Тарханов А.С . Литературная карта Югры https://map.ouipiir.ru/writers/andrey-semenovich-tarkhanov/bibliography/
  10. Урванцев Н.Е. «Память». Сборник стихотворений «Серебряная Обь», 2005 г.
  11. Хантыйская литература: учебник-хрестоматия: [в 4-х частях]: частьII//сост. Е.В. Косинцева.  – Ханты-Мансийск: ИИЦ  ЮГУ, 2010. – 34 с.
  12. Хантыйская литература: file:///C:/Users/1/Downloads/39-1212.pdf

                                                                                                                  Приложение 1.

Стихи поэтов Югры

           1.А.С.Тарханов

           Вечный бой

                   Отцу –                                                        

             Семёну Прокопьевичу Тарханову

Глаза земли задумчивы и кари,

А щёки в конопушках земляник.

Поляна детства мне раздумье дарит,

И к ней душою я сейчас приник.

Там – голоса.

Я чую запах гари.

Гранаты рвутся,

Вечный бой идёт.

В горячих бликах близкого пожара

Отец в атаку поднимает взвод.

Ты оглянись, отец, и я запомню

Твои черты, ведь я не помню их.

Скажи о том солдатам запылённым,

Чтоб я запомнил и солдат твоих.

Но вы спешите.

Голоса стихают.

Я поднимаю голову –

Вокруг

Оранжевые бабочки летают,

Глухарь смешно оттачивает звук.

Мир на земле.

И нету выше блага,

Чем это –

                  слышать небо и траву.

Дай бог, в стране жива отцов отвага,

И потому, наверно, я живу.

             

 Маршал Жуков

Приснилась Божья Матерь на амвоне

Ему в тот страшный сорок первый год.

И диво – чудотворная икона

Вокруг Москвы свершила свой полёт.

Жила страна в немыслимой тревоге

От поля, от штыка и до пера.

И маршал молвил на рассвете:

«С Богом! В победную атаку нам пора».

С парада – в бой.

Шли в белых маскхалатах,

Как ангелы, в одеждах белых шли

Российские бесстрашные солдаты

В морозной и сияющей пыли.

Москва за ними – в озаренье алом,

Святой Георгий в небе на коне.

И думал о войне товарищ Сталин.

А маршал Жуков думал обо мне, -

Чтоб мой отец живым в леса вернулся,

Чтоб миллионов не было сирот,

Чтоб враг металлом нашим захлебнулся.

И… танки открывали наш поход.

А впереди – руины Сталинграда,

Орёл и Минск, Варшава и Берлин…

И в роли величайшего Солдата

Он, Жуков, был воистину один.

2.Н.Е.Урванцев

                   Память

Ушли на фронт и не вернулись

Три крепких русских мужика,

Рукой махнули, мол, «пока»,

Да, видно, с Богом разминулись.

Не повезло им на войне,

Не помогли родни молитвы,

Как будто спят на поле битвы,

Лишь пятна крови на сукне.

Две бабушки мои с тех пор,

Мужей оплакавши и сына,

Ждут и теперь их у овина –

Россия, помни их укор!

9 Мая 2004 года.

3. Р.П. Ругин

Память о войне

Память о войне во мне осталась,

И ничем её не оскрести.

Всё при мне, что в детстве мне досталось

Перевидеть и перенести.

Хлебные едва увижу крошки –

Вспомню, как в лихие времена

Мать собрав, глотала их с ладошки,

Будто целовала их она.

Я теперь и сам уже не молод,

Но и нынче, в мирной тишине,

Зимний холод, мимолётный голод

Мне напоминает о войне.

Вспоминаю всё, что за плечами,

Всё, что было пройдено в былом:

Как пришлось рыбацкими ночами

Мне, мальчишке, действовать веслом.

И с ладоней давние мозоли

Не сошли – укрылись в глубине,

И в спине внезапный приступ боли –

Это тоже память о войне.

Много лет прошло, но если нынче

Женский плач услышу в стороне, -

По какой бы ни был он причине,

Он напоминает о войне.

Но и та, сильнее год от года,

С той поры звучащая во мне

Вера в несгибаемость народа –

Это тоже память о войне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа Великая Отечественная война в русской драматургии 40-80-х годов.

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом....

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Исследовательская работа посвящается участнику Великой Отечественной войны-Баранникову Николаю Васильевичу. Баранников Н.В. - прадедушка ученицы МБОУ гимназии №30 Баранниковой Арины....

Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов

Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в л...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"

Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...

"Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века"

"Великая Отечественная война в творчестве поэта XX века Константина Симонова"...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих родных"

Исследование позволило  узнать о судьбе  родственника; результаты исследования, а также найденные документы можно использовать в школьном музее...

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в истории моего класса»

Великая Отечественная война своей жестокой рукой коснулась каждой семьи. Все, кто мог, вставали на защиту нашей Родины. Среди них были наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. Наш долг помнить об их...