Из опыта использования возможностей школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.
методическая разработка по краеведению

использование школьного музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vozmozhnosti_shkolnogo_muzeya.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

      Из опыта использования возможностей школьного историко-краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе.

   

      Ванюта Оксана Семеновна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сизябская СОШ».

       Сизябский школьный историко-краеведческий музей был создан в 1989 году на основе материалов, собранных в 1960-1980 годы пионерами-краеведами под руководством учителя истории Гликерии Пантелеймоновны Каневой. В 1990-2000 годы его фонды пополнялись благодаря работе  исторического кружка во главе с руководителем музея Анатолием Семеновичем Каневым. В данное время руководителем музея является Светлана Серафимовна Рочева.

      Музей  занимает кабинет площадью 32 кв.м. в здании школы и представлен следующими  экспозициями: «Основные вехи истории родного села», «Установление Советской власти и  гражданская война», «История колхоза «Трактор», «Все для фронта, все для Победы», «Вечная память погибшим», «Они защищали Родину», «Оленьи батальоны», «Этнография», «История школы».  Фонды музея  содержат более 180 различных экспонатов.

       К вещественным  источникам, представленным в музее, относятся предметы этнографии и быта коми-ижемцев конца XIX-первой половины XX века (утварь, одежда, обувь, орудия труда, чучело северного оленя),   различные  флаги, вымпелы, являющиеся  важным источником для изучения истории школы в советское время, пионерской  и комсомольской организации, а также  предметы, привезенные в августе 2008 года учащимися школы-членами    поисковой группы «Ижемец»     из мест  раскопок в Старорусском районе Новгородской области – каска  бойца, гильзы, граната, приведенная в негодность, малая саперная лопатка, фрагмент колючей проволоки, кружка солдата.

       Письменные источники представлены  рукописными и печатными материалами: это фронтовые письма, различные дневники, книги, брошюры, альбомы,  воспоминания участников революционных событий, ветеранов партии и комсомола, гражданской и Великой  Отечественной войны, номера районных и республиканских газет, а также различные документы - удостоверения личности, трудовые книжки, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты, карточки военных лет на хлеб и продукты и т.п.    

       Среди  изобразительных источников музея значительную часть  составляют фотографии, представляющие большую ценность не только как исторический источник о жизни  и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал.    

         Из материалов музея мной на уроках чаще всего применяются именно фотографии – как отдельно, так и в презентациях, - которые помогают проиллюстрировать факты или сделать некие выводы. К примеру, я использую этот ресурс при освещении таких тем по обществознанию, как «Формы и разновидности культуры» (презентация «Ижемский национальный костюм как часть народной культуры»),  «Семья как социальный институт» (фотографии двухэтажных сизябских домов и сизябских семей начала и первой половины ХХ века как доказательство преобладания многодетных и многопоколенных семей),  «Молодёжь как социальная группа» (фотографии молодых людей конца позапрошлого века для сравнения с обликом и занятиями современной молодежи и вывода об удлинении периода социализации), «Демографическая ситуация в современной России» и т.д.

        При изучении таких тем по истории России, как «Русско-японская война», «I мировая война», «Гражданская война», «Коллективизация», «Великая Отечественная война», «Восстановление народного хозяйства  после войны» использую не только фотографии, альбомы, но и  предметы и документальные экспонаты музея, что в комплексе позволяет формировать у учащихся  образные представления и понятия об историческом прошлом.

        Фонды музея используются не только как иллюстративный материал к урокам, но и при организации исследовательской работы учащихся. Как известно, исследовательская работа пробуждает у учащихся интерес к прошлому, способствует формированию умения анализировать факты. Она позволяет учащимся под руководством учителя внести свой реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.

       В рамках исследовательской деятельности на базе музея автором совместно с учащимися были созданы   проекты   «В.И.Чупров – фронтовик и труженик», «Письма с фронта И.М. Чупрова», «Учитель и боевой летчик Г.П.Рочев», «Судьба Я.И.Терентьева – узника лагеря смерти Цайтхайн», «М.Т.Артеева – первая женщина-орденоносец Коми АССР»,  «Учителя-ветераны войны», «Дети войны», «Война в моей семье».

        Данные работы помогли учащимся на примере жизни односельчан проследить судьбу тружеников тыла и  рядовых солдат на фронтах Великой Отечественной войны, почувствовать и осознать высоту подвига и степень жертвы народа, прийти к выводу о цене и источниках великой победы.  При этом использовались фонды музея, ресурсы сети Интернет и, по возможности, семейные архивы, поскольку не у всех учащихся живы родственники-очевидцы и участники военных событий.  В связи с этим возникает дополнительный аспект: зачастую  использование и изучение  учащимися  материалов музея помогает семье восстановить утраченные знания о прошлом своих родных.        

        К числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея известный музеевед М.Ю.Юхневич отнесла экскурсию, лекцию, консультацию, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студию), конкурс (олимпиаду, викторину), встречи с интересными людьми, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческую игру [2,с.41]. Понятно, что не все из них могут быть использованы в связи с небольшой площадью школьного музея, однако такие формы, как экскурсия, конференция, встречи, в Сизябской СОШ проводятся.

      Так, с 2013 года на базе музея по инициативе заместителя директора по воспитательной работе Каневой Н.И.  практикуется проведение краеведческих конференций учащихся школы. И если вначале данное мероприятие было вторично, поскольку имело целью познакомить учащихся с итогами исследовательской работы  отдельных учеников за год,  то в последующем конференции были посвящены строго определенной теме: в мае 1914 года – теме «Одежда и обувь  коми-ижемцев», в мае 2015 года -   теме «Наше село в годы Великой Отечественной войны»,  в апреле 2016 года -  теме «Роль школы в истории села».

         В течение всего периода работы музея  в преддверии Дня Победы в музее проводятся встречи учащихся с тружениками тыла и детьми войны.  Гости делятся со школьниками воспоминаниями о своем детстве, трудной юности, и строчки из учебников истории  наполняются для учащихся живым смыслом,  дети приобретают «опыт личного соприкосновения с реальностью истории» [1, с.18].  

         Традиционной формой деятельности школьного музея являются экскурсии, проводимые руководителем музея Рочевой С.С. для учащихся в соответствии с планом работы музея. Тематика их разнообразна: «Предметы быта коми крестьянина XIX-первой половины XX века», «Гражданская война на территории с.Сизябск. Белый террор», «Оленетранспортные батальоны Карельского фронта», «Работа в тылу во время войны», «Учителя-фронтовики», «Песни периода Великой Отечественной войны», «Новогодние игрушки советского времени» и т.д.  Опираясь на музейный экспонат, являющийся  вещественным памятником прошлого, работник музея  оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика, побуждая его почувствовать  сопричастность к событиям прошлого, к жизни односельчан, сознание  исторической и культурной преемственности с прошлыми поколениями.

        Материал, собранный в музее, является не только достоянием музея. Его используют на своих уроках учителя истории, литературы, начальных классов.  Кроме того, он бывает востребован и при изучении и обобщении истории Ижемского района и Республики Коми в целом. Так, в 2015 году в издательстве Ухтинского государственного технического университета вышла книга «Память о войне длиною в жизнь», куда вошли материалы Сизябского школьного музея о трех ветеранах войны из с.Сизябск - Вениамине Мисаиловиче Пальшине, Василии Ивановиче Чупрове, Ирине Федоровне Вокуевой.

        Меняется и формат работы музея. Имеется сайт музея, фонды музея используются для создания электронных презентаций и фильмов, тем самым музей выходит за пределы музейной комнаты и даже села, становится доступным для интересующихся историей на необозримом пространстве сети Интернет.

Литература:

1. Гнедовский М.Б. Музей и образование: материалы для обсуждения//М.Б.Гнедовский, Н.Г.Макарова, М.Ю.Юхневич. - М.: ВНИК «Школа», 1989.

2. Юхневич М.Ю.  Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/Мин-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного историко-краеведческого музея

План работы музея расчитан на 3 года и отражает основные направления деятельности школьного музея...

Паспорт школьного историко-краеведческого музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы

Паспорт школьного историко краеведческого музея содержит описание основных разделов экспозиции, знакомит с экскурсионной программой музея....

Программа развития школьного историко-краеведческого музея

данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...

Использование ресурсов школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В данной работе рассматривается широкая возможность проведения интерактивных занятий, экскурсий, уроков в музее школы....

Использование школьного музея в учебно-воспитательном процессе.

В нашей школе с 1975 года существует музей боевой славы "Брестская крепость-герой". Безусловно, он играет огромную роль в учебном и воспитательном процессах школы. В музее проводятся экскурсии, уроки ...

Презентация школьного историко-краеведческого музея МОУ "Будаговская СОШ"

Какие разделы имеются в экспозиции: «Гражданская война», «Навеки ты в сердце осталась, военная летопись дней…» (Великая    Отечественная    война):...