Статья " Поход, как основная форма активного отдыха детей"
статья по краеведению

 Чернова Анна Константиновна

В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, в статье рассматриваются вопросы, на которые следует обратить особое внимание при планировании и подготовке похода.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pohod_kak_osnovnaya_forma_aktivnogo_otdyha_detey.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Статья

Поход, как основная форма

активного отдыха детей

                                                                           Автор:

Чернова Анна Константиновна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»

Аннотация

В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся. Кроме того, в статье рассматриваются вопросы, на которые следует обратить особое внимание при планировании и подготовке похода.      

Детский туризм - является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности.  Это не только отдых и  оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.

 Дополнительное туристско-краеведческое образование является   своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта и туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.            

В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать  окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.  

 Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности - это  приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях. Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки  и склонности  к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в    коллективе, уважать мнение  товарищей, бережное отношение к природе.

Формы активного отдыха учащихся

Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.

Основными формами туристской работы являются  занятия туристско-краеведческой секции,  походы, путешествия, туристские слёты, соревнования.

Туристский поход это путешествие с активным способом передвижения

в отдалённых  от места жительства района, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной  исследовательской целью.

По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные,( походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные .

Путешествия  - это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки  могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия  - коллективное посещение определённых объектов с познавательной  или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.

 Поход, как основная форма активного отдыха детей

Одним из самых массовых и доступных форм занятий является туризм. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами:

Туристические маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными ионами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход - это движение, физическая нагрузка, которая самым благотворным образом воздействуют на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Тишина леса, простор полей, аромат и краски леса - все многообразие красот родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

Наконец, туризм является профилактикой  различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

Походы  помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное, конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине и за ее пределами школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, любуются памятниками архитектуры, соприкасаются с творчеством и великими делами наших замечательных соотечественников, с реальной жизнью. Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине. Чем полнее и ярче будут эти впечатления, тем глубже будет чувство Родины, патриотизма, гражданственности.

Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.

     Туристические мероприятия и подготовка к ним помогают ребятам приобретать опыт общения с окружающими людьми, дипломатии, решая различные текущие вопросы. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружбу, взаимовыручку, щедрость, понимание, заботу о более слабых. Этот опыт человеческого взаимодействия обеспечивает детям психологическое здоровье.

     Туризм учит  «пробовать на вкус» природу. Непосредственное общение с природой учат детей бережному отношению к ней, способствует экологическому воспитанию.

     Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие черты как выносливость, силу, ловкость, воспитывают волевые качества.  Занятия туризмом для подростков - это и романтика, и приключения, и реализация потребностей в риске. Походы позволяют наиболее полно удовлетворить эту потребность. Здесь все время надо быть начеку, преодолевая трудности маршрута. А сюрпризы природы: ураганный ветер,  снег, дожди,  холодные ночи,  мошкара и комары  и многие другие опасные, экстремальные ситуации, которые надо преодолеть, найти выход. Интересный парадокс: по статистическим данным, находясь в походе, человек рискует в десятки раз меньше, чем оставаясь дома. Это объясняется не отсутствием опасности, а готовностью и умением ее преодолевать.

В походе реализуются возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни.

При подготовке к походу учитывают:

1.Варианты подъезда и выезда с маршрута:

2.Сведения о возможности организации заброски и пополнения продуктов на маршруте:

3.Запасные и аварийные  выходы  с маршрута:

4.Дополнительные сведения:   пункты телефонной и телеграфной связи, магазины, медицинские пункты,  интересные экскурсионные объекты.

5.Адреса и телефоны туристских организаций:

6.График движения

Предварительная подготовка похода

Предварительная подготовка к путешествию – основной фактор успешности проведения туристского путешествия. Конечно, сами педагоги провели большую подготовку для того, чтобы поход непременно состоялся:

-разрабатывается план подготовки и проведения похода, составляется смета расходов по организации и проведению похода в определённы район;

-ведётся переписка по электронной почте с принимающей стороной по организации похода;

- подбирается и проверяется всё необходимое снаряжение  для проведения запланированных мероприятий,

-составляется меню и перечень необходимых продуктов, утверждённый СанЭпидСтанцией, получаются продукты;

-принимаются меры по обеспечению безопасности в путешествии;

-оформляется приказ о проведении похода, проводится инструктаж с руководителями туристской группы;

-заполняется маршрутный  лист или маршрутная книжка, оформляется страховка на участников похода;

Подготовка детей к прохождению маршрута

-в течение учебного года на занятиях, экскурсиях, в однодневных походах, соревнованиях в рамках учебной программы «Школа безопасности» школьники получают определённые знания, умения, навыки, которые требуют особого закрепления в естественных природных условиях;

- изучаются литературные источники о районе путешествия и подбирается картографический материал, заготовливаются памятки (по охране природы);

-проводятся беседа о предстоящем походе летом и опрос об ожиданиях и пожеланиях по проведению путешествия;

-организовывается вакцинация (для желающих привиться против клещевого энцефалита);

-распределяются походные обязанности;

-подготавливается снаряжение (личное и групповое);

-получается медицинский  допуск к участию в туристском походе, проводится инструктаж о правилах передвижения туристской группы, ТБ при бивачных работах, ТБ при купании и т.д.;

В течение учебного года проводится работа с родителями учащихся:

-родители приглашаются  на  соревнования, которые проходят в течение учебного года;

- проводятся родительские собрания;

-организовываются фотовыставки, просмотр фильмов о районах предстоящих путешествий;

-заключаются договора и пишутся заявления  на участие детей в туристском путешествии.

Меры по обеспечению безопасности

            - в целях обеспечения безопасности при прохождении маршрута  были привлекаются проводники со стороны принимающей стороны;

          -в группе (направляющий и замыкающий) имеется радиосвязь;

         -группа снабжается GPS навигатором и картографическим материалом;

         - время проведения -  период спада клещевой активности, но в группе имеются    реппеленты- баллончики с аэрозолем от клещей  для нанесения на одежду и снаряжение, а дети  и руководители проходят вакцинацию против клещевого энцефалита в течение учебного года ;

        -наличие у детей медицинской справки-допуска;

        - наличие мобильной связи (МТС присутствует на протяжении всей тропы);

        -обязательное присутствие медицинского работника, имеющего необходимый комплект медикаментов в районе путешествия;

       -страхование всех участников путешествия   от несчастного случая (на время проведения  путешествия);

      -соблюдение всех нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению многодневных туристских путешествий;

Финансовое и материальное обеспечение путешествия

       Материальное обеспечение группы необходимым снаряжением личным (рюкзак, туристский ковёр, спальный мешок), групповым (палатки, котлы, рем.набор), несла организация, проводящая путешествие (МБОУ ДОД «Станция юных туристов» Анжеро-Судженского городского округа).

Питание  участников  путешествия обеспечивалось продуктами базовой столовой при Управлении Образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа из расчёта 150 руб. на 1 человека в сутки (по городской  программе организации летнего оздоровительного отдыха детей). Перечень продуктов для многодневного путешествия был утвержден Санитарно-Эпидемиологической Станцией города.

        Все остальные финансовые расходы: проезд, страхование, проживание на базе отдыха, экскурсионное обслуживание, аптечка, несли участники путешествия.

Рекомендации:

  • При планировании путешествия надо учитывать коэффициент на ж/д билеты, который изменяется в течении года;
  • Стоимость аренды автотранспорта будет зависеть от стоимости ГСМ  в данном регионе.

Исследовательско - познавательная  работа в походе

 (проводится на протяжении всего маршрута или на отдельных участках)

Выбор общественно-полезной работы  определяется  изучением информации о данном маршруте. Отсюда ставится и цель  работы:  знакомство с  интересными объектами на маршруте, их посещение, фотосъёмка и  описание. Определение местоположения по карте.

Общественно-полезная   работа

Результативность общественно полезной работы в походе зависит от соблюдения таких правил: выполнение заданий не должно вредить познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или  безопасности туристской группы; необходима предварительная договоренность, согласованность полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями; требуется подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечения их необходимым рабочим инструментом, приборами исследований и т.п.. Перед туристами следует поставить конкретные задачи, доступные для выполнения; желательно создать интересную торжественную атмосферу для общественно полезной работы, элементы соревнования; следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных ее участников, обеспечивать наглядность результате.

Итак, основным условием успешного осуществления общественно полезной деятельности является создание комфортной психологической атмосферы в группе, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к ней

 Всем известно, что охрана природы - одна из наиболее злободневных проблем современности.

Немного поразмыслив над глобальностью вопроса охраны природы  решаем внести посильный вклад в дело охраны природы: изготавливаем с ребятами памятки, ламинируем (с целью продления срока годности) и ставим цель нашей общественно- полезной работы.

Цель: 

Воспитание  бережного  отношения к природе, любви  к родному краю через пропаганду правил поведения в природе.

Данная общественно - полезная  работа была выполнена участниками в качестве учебно-тренировочного мероприятия для усвоения определённых знаний и формирования навыков  поведения  в природных условиях.

По итогам пройденного похода всегда делаются выводы . Выглядеть они могут следующим образом:

Цели и задачи, поставленные перед группой перед походом, выполнены.

1. Маршрут был пройден полностью всеми участниками группы без травм и заболеваний.

2. Сложность маршрута, график и темп движения, уровень сложности

препятствий соответствовал уровню физической, технико-тактической  и  морально-волевой подготовке участников.

3. Поход был совершён в благоприятных погодных условиях.

4. Поход  был пройден  без  особых трудностей, значит, группа   может     пройти и более сложный маршрут.

 5. Запланированный график движения группы  был выполнен полностью.

Таким образом, главную цель путешествия можно считать достигнутой - обучающиеся готовы к совершению категорийных пешеходных походов.

Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми. 

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков - значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят признание их значимости. Это помогает в становлении их жизненной позиции, в желании и далее приносить пользу своему коллективу.

После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии. После завершения многодневного похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении своих должностных обязанностей. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена коллектива и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету, дневник похода или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях.

Но это больше для себя - где мы были, что испытали. А для других? Для тех, кто пойдет по этому маршруту? Помните, как группа готовилась к походу? Ребята искали тех, кто бывал в этих местах, и были рады любой информации, которую от них получали. Самая простая форма - паспорт маршрута. Он содержит скупые, очень сжатые сведения, вписанные в отпечатанный образец. Более сложная форма - отчет о походе. Отчет - ценное пособие для групп, которые пойдут по этому маршруту. Работа над отчетом - очень важная форма воспитания школьников. Она дает возможность приучить ребят к наблюдательности, бережному отношению к полученному практическому опыту освоения района, желанию и умению делиться своими знаниями, своим опытом с другими: узнал сам - расскажи товарищам.

Заключение

    В данной статье  кратко обозначена  роль  туризма и краеведения в  познавательном развитии обучающихся; представлены  формы и методы  туристско-краеведческой деятельности, которые используются  в развитии познавательной деятельности обучающихся, проанализированы полученные   результаты.

    Работа по развитию познавательной деятельности обучающихся средствами туризма и краеведения будет продолжаться и совершенствоваться.

Список литературы

1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка [Текст] /Под ред. Остапца-Свешникова А.А. Л.: Подразделение оперативной печати,1993.

   2.Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу [Текст] / Ю.И. Ионов – Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1981.  

  3. Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа. [Текст]: учеб. пособие /  Л.И. Соловьёв.– Кемерово: ОАО « ИПП « Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.  

  4. Туризм в Кузбассе. [Текст]: учебное пособие /  В.Я.Северный (авт.- сост.)

[и др.]. – Кемерово: ИПП «Кузбасс»: ООО «Скиф», 2009. – 244 с.

5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. [Текст] – М.: Изд. центр Вентана – Граф,2002 – 240с; ил

6. Остапец – Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. [Текст] – М.: Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"

Направление – социально-педагогическое Уровень  реализации – от  начального  до  основного общего     Летнее  время  благоприятно  для  позити...

По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков

Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...

Авторские перепесни к летнему отдыху детей.

Лето, дети, песня- понятия неразделимые! Предлагаю Вашему вниманию- перепесни собственного сочинения. На знакомые мелодии дети поют с превиликим удовольствием песни о лагере, о друзьях, о каникулах......

Комплексная программа организации отдыха детей С А М Г Р А Д

Созданная программа получила рецензия в ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"...

Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)

Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением....

Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016

Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам  Всероссийского заочного конкурса допо...

Пора в поход. (Роль похода в активном отдыхе детей)

В статье рассматривается поход как основная форма активного отдыха детей. Поход как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего пок...