Классный час «Живой язык-живая нация!»
классный час по краеведению (8 класс)

Гареева Гульназ Валиахметовна

Классный час посвящен родным языкам.В частности, живя в Башкирии, большой акцент делается башкирскому языку как родному и как государственному языку РБ.(8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_yazyk.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.03.2018 г

Учитель: Гареева Гульназ Валиахметовна

Класс: 8 в

Классный час «Живой язык-живая нация!»

Цели:

- показать роль языка в жизни человека и в жизни общества;

-прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов;

- воспитывать культуру речи.

Оформление: плакаты о родном языке, стенгазеты.

   Оборудование: проектор, компьютер.

Эпиграф:

Родной язык! Других не ниже он,

Я знаю цену всем его словам:

Он и силен, и звучен, и богат,

Его не чтят лишь те, кто низок сам.

(Р. Гарипов).

Ход урока.

1 Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связано с языком. Ребенок не научился ещё, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

2 Ведущий: Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели его глаза. В звучном слове раскрывается огромный мир звездных пространств, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки.

1 Ведущий: В ноябре 1999 года проводится конференция ЮНЕСКО и здесь рассматривается проблема родных языков. По сведениям ООН (общества объединенных наций) на земном шаре насчитывается более 6700 языков и половине этих языков грозит опасность исчезновения. И с целью сохранения обычаев, традиций, песен, мелодий, устного народного творчества каждого народа и в целом с целью сохранения языка 21 февраля – объявляется международным всемирным днем родного языка.

2 Ведущий: Да, и с 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается как День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, говорим.

1 Ведущий: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

2 Ведущий: А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

Сценка: (Эзоп и Ксандра).

« - Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка?

Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?!?

- Да. Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

1 Ведущий: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а статья 29 гласит: «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

2 Ведущий: Велика и многонациональна Россия, и наша Республика Башкортостан тоже многонациональна, где в дружбе и братстве проживают представители таких национальностей, как башкиры, русские, татары, удмурты, мари и многие другие. В республике 39% составляют русские, 28,4% - татары, 21,9% - башкиры, 10,7% - другие национальности.

1 Ведущий: А в нашем районе и в городе живут народы 36 национальностей. Из них: башкиры - 46%, татары - 21%, удмурты - 13%, русские -11%, марийцы -7% и 2% представители других национальностей.

2 Ведущий: А теперь более подробно остановимся на некоторых языках и послушаем доклады, стихотворения. 1 страница нашего устного журнала посвящена русскому языку и называется «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

1 докладчик рассказывает о русском языке.

1 Ведущий: Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребляет слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди 90-х годов 20 века не попадались.

2 ведущий: Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикладываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «с», съехал» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». И вместо «Мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку «Мама купила пять груш за один лимон». Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков.

1 ведущий: А вот как говорят старшеклассники на свидании.

Сценка «Объяснение в любви»

Рома. Смирнова Дашка, свет моих очей,

Открой окошко поскорей!

Продрог стоять тут на ветру,

Я от любви с ума схожу.

Даша. Ромка? Сидоров, ты че? Щас предки проснутся, тебе мало не покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как дурак?

Сидоров (пряча букет). Ну ты, Дашка, даешь! На часы погляди, еще и одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.

Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов.

2 ведущий: Горько и обидно становится от того что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается, как в зеркале, Человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» - писал . Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

1 Ведущий: 2 страница нашего журнала посвящена башкирскому языку.

«Вечно живи, мой башкирский язык,

Отца и матери язык – мой родной язык».

З. Биишева

2 докладчик рассказывает о башкирском языке. Стихотворение. З. Биишева «Башҡорт теле» (2 ученик.)

2 Ведущий: 3 страница нашего журнала посвящена татарскому языку.

«И туган тел, и матур тел»

Г. Тукай

3 докладчик рассказывает о татарском языке.

Стихотворение Г. Тукай «Туган ученик)

1 Ведущий: 4 страница устного журнала посвящена марийскому языку.

«Марий йылме»

4 докладчик рассказывает о марийском языке.

Стихотворение ( на марийском языке).(4 ученик.)

2 Ведущий: И последняя страничка нашего устного журнала посвящается удмуртскому языку.

«Анай кыл – улонэ нырысь вамыш,

Сотэн уд лэсьты мукетсэ вамыш…»

Ф. Васильев

5 докладчик рассказывает об удмуртском языке.

Стихотворение на удмурдском языке Ф. Васильев «Родной кыл» (5 ученик.)

1 Ведущий: Вот мы с вами кратко ознакомились с происхождением, особенностями таких языков, как русский, башкирский, татарский, марийский, удмуртский. Все эти народы, живущие в нашей республике, стараются сохранить свои обычаи, традиции.

Совместно они развивают экономику и культуру. И стараются сохранить мир и дружбу между собой. В нашем классе учатся ребята разных национальностей. И все мы дружны и добры друг к другу. И мы должны помнить: «Всех богатств на планете сильней, постоянная дружба людей».

2 Ведущий:

Родной язык… Ребенок впервые на этом языке произносит слова «мама», «папа». Родной язык человека воспитывает образованным, умным, целеустремленным.

Тот, кто не знает язык матери, и не знает свои корни.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Друзья, отнесемся к родному языку бережно и с любовью. Думайте о нем, изучайте его и страстно любите.

Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)

Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...

ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»

Разработка общешкольного внеклассного мероприятияФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ (с элементами устного журнала)для 5 - 11 классов...

Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)

Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»...

самоанализ воспитательного мероприятия "Язык - живая душа народа"

Мероприятие «Язык – живая душа народа»  проходило в форме беседы.Беседа сопровождалось показом презентации.Ребята узнали об истории возникновения праздника родного языка, о том,...