Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Пономаренко Татьяна Павловна

Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

                               Учебная программа кружка

                                         «Живое слово»

                                         для учащихся 9 класса

                                        (срок реализации 1 год)

                 Автор – Пономаренко Т.П.

             

                 

                                        

Учебная программа  кружкового занятия по русскому языку.

Пояснительная записка.

       Учебная программа кружкового занятия по русскому языку «» ориентирована на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на один год. Полноценная реализация программы возможна только при добросовестном отношении учащихся к заданиям учителя, стремлении овладеть навыками и умениями лингвистического анализа художественного текста.

Количество часов в неделю – 1, в год – 37.

Цель программы:

-повышение уровня подготовленности учащихся к предстоящей итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку.

-совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся, умения ими выполнять комплексный лингвистический анализ текста.

-развитие  умений находить, определять и анализировать художественные приемы авторской речи в художественных текстах, овладение основными  лингвистическими понятиями.

I. Основные задачи программы.

 Обучающие:

-обучение лингвистическому анализу текста;

-обучение анализу художественных приемов и языковых средств;

-обучение умению составлять тексты самостоятельно;

-обучение умению свободно пользоваться языком во всех сферах общественной жизни.

 Развивающие:

-развивать у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение, вооружая их основами знаний о родном языке;

-развивать представление об языковом  и эстетическом  идеале, т.е. представление о прекрасном в языке и речи;

-развивать логическое мышление;

-развивать навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями разных видов.

Воспитательные:

-воспитывать нравственное поведение средствами языка;

-воспитывать умение разбираться в языковых понятиях;

-воспитывать любовь к родному языку;

-воспитывать умение приспособиться к меняющимся требованиям общества;

-воспитывать способность сохранения индивидуальности ребенка.

       II. Организация работы по программе.

-практическое освоение выполнением работ по анализу текста, составлению плана текста, составлению своих текстов разных типов речи, использование знаний в  выполнении тестовых заданий экзаменационной работы.

       III. Ожидаемые педагогические результаты.

-более совершенная письменная и устная речь учащихся;

-успешная сдача экзаменов по русскому языку;

-углубленные знания по темам курса «Лексика», «Фразеология», «Культура речи»;

-умение пользоваться различными видами словарей;

-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Учебно- тематический план.

№п/п

Тема

Кол – во часов.

1

Введение.

1

2

Понятие о тексте.

2

3

Способы выражения темы.

1

4

Заглавие.

2

5

Начало и конец текста (рамка текста).

3

6

Ключевые слова. Практическое занятие.

1

7

Синтаксис текста. Практическое занятие.

3

8

Способы связи предложений в тексте.

2

9

Средства связи предложений в тексте.

2

10

Местоимения и союзы в связующей функции.

1

11

Понятие о типах речи. Практическое занятие

1

12

Тексты разных стилей

1

13

Стилистические фигуры и художественные приемы текста.

3

14

Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

2

Создание текстов разных стилей

3

15

Практическое занятие.

1

Всего 34 часа.

        

               Содержание программы:

1.Введение – 1ч.

   Введение.

2.Понятие о тексте – 2ч.

   Понятие о тексте. Цельность и связность речи.

3.Способы выражения темы – 1ч.

   Способы выражения темы.

4.Заглавие – 2ч.

   Тема и заглавие. Анализ лирического текста.

5.Начало и конец текста (рамка текста) – 3ч.

    Рамка текста. Практическое занятие.

6.Ключевые слова – 1ч.

    Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.

7.Синтаксис текста – 3ч.

    Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.

8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.

    Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.

    Практическое занятие.

9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.

    Лексические средства связи.

    Грамматические средства связи.

10.Местоимения и союзы в связующей функции – 1ч.

    Местоимения и союзы в связующей функции.

11.Понятие о типах речи – 3ч.

    Повествование. Языковые средства выражения повествования.

    Описание. Языковые средства выражения описания.

    Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

    Практическое занятие.

12.Тексты разных стилей – 3ч.

    Языковое наполнение публицистического стиля.

    Языковое наполнение научного стиля.

    Языковое наполнение официально – делового стиля.

    Языковое наполнение художественного стиля.

13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 3ч.

    Стилистические фигуры в тексте.

    Художественные приемы в тексте.

    Практическое занятие.

14.Комплексный анализ текста – 5ч.

    Комплексный анализ текста. Практическое занятие.

    Создание текстов разных стилей – 3 часа

15.Итоговое занятие – 1ч.

   ИТОГО: 34 часа

Список методической и дополнительной литературы.

1.  Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009 год. Авторы-составители Н.А.Сенина, С.Г.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Ростов-на-Дону «Легион» 2009г.

2.  Русский язык 9кл. Экзамен в новой форме. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ФИПИ. М.: «Астрель» 2009г.

3.  Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г.

4.  Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г.

5. Русский язык 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. М.: «Просвещение» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка "Исключительный русский"

Особое место в сфере  национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых  эффективных средств  интернациональных связей. Основным направлением обновления содержания обучени...

Рабочая программа кружка выразительного чтения Магия слова

Материал может быть использован учителем - словесником во внеурочной работе...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...

Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)

Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительн...