Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа

Демехина Елизавета Дмитриевна

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительности речи детей, артистичности и художественной подаче стихотворного материала. Также описано содержание работы кружка по месяцам с учетом сезона и текущих праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей №85 «Золотой ключик»

Городского округа «город Якутск»

 

 

                                        

                                                                          

 

 

 

 

                                                                      

Рабочая   программа

кружка Выразительного чтения

«Живое слово» 

 

                                                                      

 

                                                     

                                                      

 

                                                                    Учитель-логопед:

                                                                        Демехина Елизавета Дмитриевна

Якутск 2023

              

             Ребенок попадает в школу с шести-семи лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения, да и желания заниматься развитием речи своих детей. В первую очередь, нужно больше общаться с детьми. Ведь речь развивается во время общения.

Эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения. Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» — писал Н.С. Рождественский. (Рождественский Н.С. «Речевое развитие младших школьников» М., 1970. с.10) Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Цель кружка «Живое слово» -   Привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Задачи:

1. Развитие поэтического слуха – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

2. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.

3. Развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Программа рассчитана на 1 год.

Возраст обучающихся -  5-6 лет (старший дошкольный возраст)

Количество детей в группе - 12 человек. Количество часов в год - 34 часа.  Занятия проходят 1 раз в неделю по 25-30 минут.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

К концу года дети должны:

ЗНАТЬ: - понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи; - собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства; - приемы разбора литературного  произведения;

УМЕТЬ: - использовать возможности своего голоса; - самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию (правильно дышать); - сосредоточивать внимание на главном; - воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи; - сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия, - убедительно передавать интонациями содержание текста;

- самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор; - осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.

         Каждое занятие содержит  темы из разных разделов:

- Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).

- Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).

- Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество. В работе кружка «Живое слово» находят применение следующие   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

 - проектная,

   - педагогических мастерских,

 - технология  развития критического мышления через чтение,

 - технология ценностно-смыслового диалога.

         Для реализации программы используются следующие

ФОРМЫ РАБОТЫ:  

- практические и теоретические занятия,

- игры,

- дискуссии,

- репетиции,

- праздники,

- конкурсы,

 - концертные выступления,

 - литературные встречи,

- литературные гостиные,

 - посещение библиотеки,

- экскурсии.  

ФОРМЫ  ПОДВЕДЕНИЯ  ИТОГОВ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

В конце курса обучения проходит  отчетный период в форме  конкурса чтецов или  литературно-музыкального концерта.

         Роль художественного слова в развитии и воспитании детей. В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». (В.Г. Белинский, Сочинения, т. IV, изд. АН СССР, М., 1954, стр. 79) Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью.

Так, книга С.Я. Маршак «Откуда стол пришел» в поэтической форме рассказывает о том, что стол, за которым ребенок работает и играет, сделан из дерева, что дерево росло в лесу и птицы вили гнезда на его ветвях. В книге «Вчера и сегодня» С.Я. Маршак наглядно показывает преимущество современной техники, противопоставляя перо пишущей машинке, ведро с коромыслом – водопроводу.

         Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает нравственному воспитанию. Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки. С первых лет жизни у них появляются любимые песенки и стихи: Петушок, петушок, Золотой гребешок… Идет коза рогатая За малыми ребятами… Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи (ясное солнышко, быстрая реченька, кудрявая рябина), чувствует красоту поэтической метафоры: Как молоком облитые, Стоят сады вишневые… К нам на длинной, мокрой ножке Дождик скачет по дорожке… А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.

         Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Понятие – стихотворение Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Прежде всего, стихотворные произведения внешне отличаются от прозаических. Каждое стихотворение имеет определенного размера строку, в то время как в прозаическом произведении строка единая, во всю ширину страницы. Стихи отличаются от прозы и внутренними свойствами. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов.

Ритм – это основа стиха, придающий ему определенный характер звучания. Различное содержание стихотворных произведений передается соответствующим разнообразием ритмов. Ритм – это закономерное повторение через определенные промежутки времени или расстояния однозначных явлений; в стихах – повторение ударных и неударных слогов в слогах. Слова в стихотворном произведении расположены в строго ритмическом порядке, ударный слог чередуется с неударным. От перестановки слов нарушается ритм. Трудно заменить одно слово другим. Безусловно, не один только ритм определяет звучность и красоту поэтической речи.

Одним из элементов стиха является рифма. Рифма – это созвучие концов стихотворных строчек, связующее звено стихотворных строк. Стихотворная строка взаимодействует с другими строками прежде всего по логическому смыслу, а также по ритму, рифме. Но в то же время строка является единицей стихотворного ритма. Она представляет собой ритмически законченное сочетание слов, поэтому её следует отделять от других строк паузой, которая подчеркивает ритмическую законченность каждой строки.

Уж небо осенью дышало, (пауза)

Уж реже солнышко блистало, (пауза)

Короче становился день. (пауза) (А.С. Пушкин)

Стих – речь с фиксированной паузой, её следует выполнять. Несоблюдение стиховой паузы не позволяет воспринять ритмичность чередования стихотворных строк, нарушает ритм всего произведения, оно звучит как проза. В стихе чувствуется большая внутренняя связь содержания с внешней формой. Это речь эмоциональная, в ней отражены чувства поэта, особенно в лирических произведениях. Работая над стихотворным произведением, чтец должен, помимо средств выразительной передачи, также внимательно разобраться в специфических особенностях стихотворной формы данного произведения и соблюдать правила чтения.

         Выразительность речи

Темп речи – действенное средство её художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

Ритмом речи называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.

Голос – важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришептывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания.

Высота голоса – движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.

Сила голоса – это звучность, полноценность, умение им управлять: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому. Обычно читают и рассказывают средним, умеренной силы голосом, но звучным, глубоким. В соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают его силу. Являясь, подобно темпу, одним из элементов интонации, сила голоса помогает чтецу ярче, жизненнее нарисовать образы героев, о которых идет речь, их характеры, поведение.

Основной тон – основное звучание литературно-художественного произведения; он является как бы фоном, на котором чтец рисует отдельные картины, события, героев участников этих событий. Основной тон определяется содержанием и художественной формой исполняемого текста. В зависимости от характера литературного материала (темы, идейного содержания), от языкового стиля произведения намечается его основное исполнительское звучание.

Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

В ней выделяются следующие компоненты:

 сила голоса (громкость, логическое ударение),

 пауза,

 темп и ритм (темпоритм),

 мелодика,

 эмоциональный тон,

 тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С её помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость …), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость …).

Дикция – ясное, четкое произношение каждого отдельного звука нашей речи, каждого слова и всей фразы в целом. Чистая, ясная дикция чтеца обеспечивает понимание слушателями смысла произносимого текста. И наоборот, при плохой дикции возникают затруднения в понимании текста, а это приводит к тому, что произведение не доходит до слушателей. Следовательно, основная задача чтеца оказывается невыполненной.

Дыхание – периодически повторяющиеся акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. Это – непроизвольное дыхание. Речь человека тесно связана с его дыханием. Без дыхания не может быть речи. При исполнении художественных произведений мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по воле человека, контролируемое и регулируемое им. Здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность. При чтении мы делаем вдох, потом краткую остановку (задержку воздуха), затем постепенный, медленный выдох. Звуки голоса человека образуются при выдохе, как мы уже знаем, с помощью вибрации голосовых связок. Для того чтобы не было затруднений в речи, нужно научиться целесообразно использовать дыхание.

Чтение стихотворений

Многие литературные произведения для детей написаны в стихотворной форме. Это либо короткие подписи к картинкам в таких книгах, как «Игрушки» А.Л. Барто, «Детки в клетке» С.Я. Маршака, либо лирические стихи – «Наши цветы» Е.В. Серовой и т.д. Содержание поэтических произведений для детей по своему характеру разнообразно. Наши дети имеют достаточное количество лирических и героических стихов, народных песенок, басен и т.д.

Стихотворная речь легко запоминается. При хорошем исполнении стихотворного произведения они чувствуют музыку поэтической речи, постепенно приучаются слышать гармонию русского слова. Поэтическое слово, музыкальность, напевность стихотворной речи, её ритмичность способствует воспитанию художественного вкуса детей, воспитанию их музыкального слуха.

Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия включают в себя:

-  беседы познавательного характера;

- чтение художественной литературы русского фольклора, фольклора народов мира, произведения поэтов и писателей России, разных стран (воспитатель);

- произведения для заучивания наизусть;

 - для чтения в лицах.

 

Содержание  учебно – тематического плана

 №

Тема

Количество занятий

практических

Беседы познавательного характера

1

Вводная беседа. Живое слово и его значение.  Выразительное чтение как средство наиболее полной передачи содержания литературного произведения. Основы  выразительного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная  передача мыслей автора, умение видеть то, что изображено в произведении и читать так, чтобы и слушатели могли себе представить все это и правильно оценить.

2

1

1

2

Роль мимики и жестов в выразительном чтении. На  подобных  занятиях Необходимо объяснить ребятам, что в чтении стихотворений важен  не только голос, но и лицо (мимика) и тело (жесты). В качестве практической части занятий можно выполнять различные упражнения для развития мышц лица. Например, попросить учеников изобразить  радость, грусть, волнение, страх, удивление и пронаблюдать, что при изменении эмоций происходит с лицом. Как изменяют свое положение глаза, губы, скулы, лоб, брови и т.д. Подумать с ребятами, как при помощи жестов можно показать волнение, призыв к чему- либо и т.д.

3

2

3

3

Развитие  артикуляционного

аппарата.  Произношение звуков. Специальные  Упражнения для работы над правильным произношением звуков. Интонация. Работа над интонацией. Громкость голоса. Роль звукоизвлечения, Интонации, громкости голоса в выразительном чтении.

2

3

1

4

Работа над юмористическими произведениями.  Чтение наизусть стихов  

3

2

3

5

Патриотическая лирика.  Чтение стихотворений,  посвященных  освобождению городов от немецко – фашистских захватчиков, Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества.

2

3

1

6

Постановка театрализованных представлений. Постановка по произведениям   А.К. Толстого и    Н. Носова

2

-

-

Итого – 34 занятия

План работы кружка по художественному чтению

ОКТЯБРЬ

 Тема: Стихотворения об осени.

задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

1. Беседа об осени.

2. Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников.

3. Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.

4. Чтение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высотской, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А.Плещеева.

 Тема: Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.

 Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа об осени.

2. Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко.

3. Чтение стихотворения.

4. Беседа по содержанию стихотворения. 5. Заучивание стихотворения.

 

НОЯБРЬ

 Тема: Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.

 Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа о поздней осени, о начале зимы.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

Тема: Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

1. Слушание песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».

2. Беседа о празднике «День матери».

3. Рассказ детей о маме по плану.

4. Чтение стихотворения.

5. Беседа по содержанию стихотворения. 6. Заучивание стихотворения.

 

ДЕКАБРЬ

 Тема: Стихотворения о зиме.

задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста

 Развивать образность речи.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь к природе. Содержание:

1. Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников.

2. Чтение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина. 3. Беседа по содержанию стихотворений.

 

Тема: Заучивание стихотворения «Зима» Н.Некрасова.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

 Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа о начале зимы.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

Тема: Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений.

 Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

Содержание:

1. Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки.

2. Пальчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной.

3. Чтение стихотворения.

4. Беседа по содержанию стихотворения.

5. Заучивание стихотворения.

 

ЯНВАРЬ

 Тема: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.

 Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа о зиме, о зимних развлечениях.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

ФЕВРАЛЬ

 Тема: Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

Содержание:

1. Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

 4. Заучивание стихотворения.

 Тема: Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Содержание:

1. Беседа о предстоящем празднике «8 Марта!».

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

МАРТ

 Тема: Стихотворения о весне.

задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

 Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.  Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.  Воспитывать любовь к природе.

Содержание:

1. Беседа о том, как весна с зимой встречаются.

2. Рассматривание репродукций с весенними пейзажами русских художников.

3. Чтение стихотворений о весне: «Гули-гули голуби» А. Прокофьева, «Лицом к весне» Р. Сефа, «Песенка весенних минут» В. Берестова.

4. Беседа по содержанию стихотворений.

 

Тема: Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой.

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой.

 Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа о весне.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

АПРЕЛЬ

 Тема: Заучивание русской народной заклички «Весна».

задачи:

 Познакомить детей с устным народным творчеством.

 Способствовать пониманию текста.

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

 Вызвать интерес к устному народному творчеству.

Содержание:

1. Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне.

2. Чтение заклички.

3. Беседа по содержанию.

4. Заучивание.

 Тема: Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой.  з

адачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа о весне.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

МАЙ

 Тема: Стихотворения о деревьях весной. Стихотворение Е. Благининой «Черемуха».

задачи:

 Способствовать эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, понимать средства выразительности.

 Развивать образность речи.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Содержание:

1. Чтение стихов о деревьях: «Березка» П. Воронько, «Осинка» И. Токмаковой, «Черемуха» С. Есенина.

2. Беседа о деревьях.

3. Чтение стихотворения «Черемуха» Е. Благининой.

 Тема: Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой.  

задачи:

 Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.

 Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Содержание:

1. Беседа об одуванчике.

2. Чтение стихотворения.

3. Беседа по содержанию стихотворения.

4. Заучивание стихотворения.

 

Литература:

1. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.

 2. «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.

3. «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.

4. «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.

5. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

7. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.

 8. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю. Г. Исаевич. – М., 2002.

9. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000.

10. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

11. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977. 12. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс - лекций. М., «Просвещение», 1974.

13. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

14. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. 2 книги. Автор-составитель С. Д. Томилова М. : Астрель: АСТ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Презентация "Словообразование,как способ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"

Определение понятия "словообразование", способы словообразования, приёмы работы над словообразованием, план работы по словообразованию, результаты работы....

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Презентация "Словообразование,как способ выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста"

Определение понятия "словообразование", способы словообразования, приёмы работы над словообразованием, план работы по словообразованию, результаты работы....

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Квест - игра "Без лишних слов", для детей старшего дошкольного возраста.

Игра способствует формированию образной речи с использованием фразеологизмов...