Квест - игра "Без лишних слов", для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Василишина Ольга Анатольевна

Игра способствует формированию образной речи с использованием фразеологизмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_bez_lishnih_slov.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Без лишних слов»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

 Обобщение знаний детей об образных выражениях.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Формировать у воспитанников образные средства языка.

3. Активизировать восприятие художественного слова, смыслового содержания текста.

4. Продолжать развивать умение детей использовать образные выражения в речи в нужном значении.

5. Воспитывать у детей ценностное отношение к родному языку.

6. Способствовать сплочению детско-взрослого коллектива через квест-игру «Без лишних слов».

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация, маршрутные карты, раздаточный материал.

Участники квест-игры: воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.

Разработали: Бутылина И.В. – воспитатель

                          Василишина О.А. – учитель-логопед

                          Мамко А.Б. – воспитатель

Ход квест-игры

  1. Вступительное слово ведущего

Добрый вечер, уважаемые родители, педагоги! В прошлом учебном году мы обратили внимание на то, что в общении с детьми и вы, и мы часто употребляем в речи образные выражения, такие как: «уши развесил», «глаза разуй», «нос повесил» и даже не задумываемся, понимают нас дети или нет. Но когда мы спросили у детей, почему так говорят и что это обозначает, дети затруднялись ответить. Читая произведения, мы тоже встречались с различными образными выражениями. И чтобы дети понимали, о чем идет речь, в этом учебном году мы уделяли особое внимание таким выражениям.

Предлагаем Вам послушать стихи, в которых встречаются образные выражения (дети читают стихи).

***

Быть как все девчонки

С детства не хотела я.

Слёз не лью, не крашусь –

Я ворона белая.

Боксом занимаюсь,

Нравом непокорная.

Не желаю птицей

Становиться черною!

       ***

Делать нечего Илюше -

Целый день он бьет баклуши

Не рисует, не читает,

Просто время убивает.

Пропадает даром лето –

Нет на даче интернета.

       ***

С трудною «р» мы

Второй уже год

Бьёмся упорно,

Как рыба об лед.

И замечательный

Наш логопед,

За это время

Совсем уже сед.

        ***

Друг нас всех не замечает,

О любимой он мечтает.

С её именем в устах

Он витает в облаках.

         ***

Я за лето не подрос –

Вот он мой больной вопрос.

Ниже я девчонок всех –

Шансов нету на успех.

         ***

Сидит очень прямо

Гордец-господин,

Как будто сейчас

Проглотил он аршин.

Какие вы, уважаемые гости, услышали образные выражения?

И сегодня мы хотим показать, чему мы научились, и проверить Ваши знания по этой теме. А пройдет все в виде квест-игры, во время которой, у каждого будет возможность проявить себя и помочь своей команде.

  1. Разминка

Посмотрите на картинки и скажите, какое образное выражение  спряталось на каждой картинке? (картинки выводятся на экран)

  1. Чесать язык
  2. Корова языком слизала
  3. Тянуть за язык

Вы правильно назвали все образные выражения. Посмотрите на спинку своего стульчика, на нем прикреплена картинка: или язык, или расческа, или корова. У кого на спинку стульчика прикреплен язык –  проходят за первый стол, у кого расческа – за второй, а у кого корова – за третий. У нас получилось три команды. У каждой команды должен быть капитан. У вас на столах лежит текст считалки, в которой также встречаются образные выражения.

               ***

Я люблю ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть – ворона на столбе,

Семь – ворона на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят.

Десять – это галка

Ходит у дороги…

Кончилась считалка.

В дневнике – две двойки.

         Я предлагаю по считалке выбрать капитана команды (надеваем шапочку капитана).

  1. Основная часть квест-игры

Внимание на экран. Вы узнаете, из какого произведения этот человек (на экран выводится картинка из произведения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»), а как он надел свою одежду? (шиворот навыворот) Человек был очень рассеянный, он сел в отцепленный вагон, написал рассказ, в котором пропустил все образные выражения (чтение рассказа). Я предлагаю помочь ему восстановить рассказ.

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

 – Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,  – растерялись мы.

 – Вот пустомеля,  – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

 – Ничего, ребятишки,  – успокоил нас дед, – со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была  – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Правила игры:

У каждой команды на столе лежит маршрутный лист, на котором показано цифрами и стрелочками ваше передвижение. На столах стоит, нужный вам номер. На каждом этапе вам будет предложено задание, выполнив которое, вы узнаете образное выражение, которое поможет нам восстановить текст. На выполнение задания дается три минуты. По сигналу колокольчика вы должны будете перейти на следующий этап. Когда все задания будут выполнены, мы попробуем восстановить текст.

1-ый этап

«Объяснялки» (включается запись, ребенок объясняет значение образного выражения, команда должна отгадать).

Образные выражения: морочит голову; ни в сказке сказать, ни                пером описать; не в своей тарелке.

2-ой этап  

Собери пазлы  и назови образное выражение.

Образные выражения: уши развесили, пальчики оближешь, слёзы в три ручья.

3-ий этап

Угадайте образное выражение и нарисуйте его.

Образные выражения: попались на удочку, голову потерял от счастья, собаку на этом деле съел.

Вы все успешно справились с заданием, а теперь давайте попробуем восстановить текст. Я буду читать, а вы будете называть то образное выражение, которое подходит. Будьте внимательны (чтение текста).

Что нам помогло быстро справиться с заданием?

  1. Заключительная часть

В этом учебном году мы с ребятами узнали много образных выражений. В одних мы заметили, что встречаются числа, в других цвета, а в третьих название животных. Мы предлагаем родителям узнать по подсказке образное выражение и записать его на этом же листе, а дети им помогают.  Первая команда, у вас – математические, у второй команды – цветные, а у третьей – зверинец. Прочитайте, получившиеся выражения (по каждой теме мы с детьми изготовили пособие).

«Образный зверинец»

Хитрый, как лис.

Живучая, как кошка.

Как белка в колесе.

Тянуть кота за хвост.

Собачья жизнь.

Щенячий восторг.

Медвежья услуга.

Медвежий угол.

«Цветные выражения»

Розовые очки.

Окрашивать в розовый цвет.

Красная цена.

Красная девица.

Красное слово.

Красный двор.

Белым бело.

Белый свет.

Чернее ночи.

Черная душа.

Черная кошка пробежала.

На черный день.

Голубая мечта.

Позеленел от злости.

Тоска зеленая.

«Математические фразеологизмы»

Ноль без палочки.

Один в поле не воин.

Два сапога пара.

Третий лишний.

Слезы в три ручья.

На седьмом небе от счастья.

А в заключении я предлагаю посмотреть на рисунки, возможно, кто-то узнает свой.  Назовите, какое образное выражение нарисовано.

На этом мы заканчиваем. Я надеюсь, что вы провели время с пользой, а не били баклуши и, кто на выходе назовет одно образное выражение, получит сладкий приз. Всем спасибо за участие!

Используемые источники:

  1. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.  – М.: Центр педагогического образования, 2009.
  2. Макарова В.Н. Учим дошкольников образной речи. – Орёл, ОГУ: Картуш, 2008.
  3. Шадрина Л.Г. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний. – Ульяновск, Вектор-С, 2009.
  4. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  5. Интернет ресурсы: http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Квест для детей старшего дошкольного возраста " Космическое путешествие на Марс"

Квест " Космическое путешествие на Марс" был разработан совместно учителем- логопедом и воспитателем для детей старшего дошкольного возраста. При разработке данного мероприятия были использованы разли...

Квест - игра - соревнование по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Колесо Фортуны»

Квест - игра - соревнование поможет закрепить и систематизировать знаний детей о ПДД, послужит предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма....

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительн...